ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование программы Рабочая программа по учебному курсу «Конституционное право» 9 класс. Программа данного курса подготовлена в соответствии с требованиями: - Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. -Требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования второго поколения; -Примерной программы основного общего образования по Обществознанию; -ООПООО МАОУ «СОШ№4»; - Учебного плана МАОУ «СОШ№4». -формирование научных представлений, которые составляют первоначальные основы нравственной, правовой, политической культуры; Цель программы - содействие воспитанию гражданственности, ориентации учащихся на гуманистические и демократические ценности; - развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях. -систематизировать знания учащихся в сфере права; Задачи программы (образовательные, коррекционноразвивающие, воспитательные) - способствовать осознанию того, что Конституция РФ является основным законом страны, сочетающим закрепление правовых и политических основ нашего государства; - дать учащимся представление о том, что Конституция является основным ориентиром по политико-правовым проблемам в российском обществе; - углубить знания учащихся о праве как особом социальном институте в регулировании различных форм общественных отношений. Выпускник научится: описывать социальную структуру в обществах разного Планируемые результаты реализации программы типа, характеризовать основные социальные общности и группы; объяснять взаимодействие социальных общностей и групп; характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства; выделять параметры, определяющие социальный статус личности; приводить примеры предписанных и достигаемых статусов; описывать основные социальные роли подростка; конкретизировать примерами процесс социальной мобильности; характеризовать межнациональные отношения в современном мире; объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения; характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе; раскрывать основные роли членов семьи; характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов. Выпускник получит возможность научиться: раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма; выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи; выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов; формировать необходимости положительное соблюдать здоровый отношение образ к жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности; использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов; находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа. -использовать основы Конституционного строя РФ; - выявлять принципы формирования и полномочия высших государственных органов РФ; - изучить права и обязанности граждан РФ; -основы государственного устройства РФ. -самостоятельно работать с юридическими документами; -анализировать правовые документы;выделять их основные положения; -аргументировать свой ответ, -вести дискуссию. Место учебного курса в учебном плане Количество часов всего: 17, в неделю. Возраст детей, на которых рассчитана рабочая программа 9 класс Диагностические методы и методики Устный опрос, практикумы, лабораторные работы с различными источниками информации, в форме защиты презентаций. В течение учебного года проводится мониторинг степени обученности учащихся по курсу. а/итоговая оценка продуктивности работы ребенка автором программы Механизм отслеживания результатов работы ребенка по программе всеми участниками образовательного процесса б/оценка результативности программы родителями в/самооценка результативности программы самим ребенком-школьником а/материально – техническое оснащение кабинета - компьютер с лицензионным программным обеспечением Условия реализации программы -мультимедийный проектор - экран (1 шт.); б/методическое оснащение программы (научно-методическое Использование ИКТ-технологий при освоении детьми программы обеспечение, дидактическое оснащение). Презентации Пояснительная записка Учебный курс «Конституционное право», является дополнением к курсу «Обществознание». Он включает в себя 17 тем, более широко раскрывающих тему «Конституционное право», предложенную в учебном плане. В любой стране провозглашение новой конституции знаменует очень важную поворотную веху в истории нашей страны. Новая конституция – зеркало глубоких изменений в самих основах жизни государства. Воспитание у детей осознания важности этого события является мотивацией разработки. Конституция РФ является первоисточником. А изучение первоисточников формирует у учащихся знания юридических терминов; понимание роли и функций основных правовых институтов; навыки правового материала и умения его сравнительного анализа. Иными словами, работа с правовым источником выступает важным условием формирования правовой культуры. Гуманизация образования – важнейший источник элемент школьной модернизации, факультативный курс «Конституционное право», может стать одной из степеней для реализации таких целей как: -создание условий для социализации личности; - формирование научных представлений, которые составляют первоначальные основы нравственной, правовой, политической культуры; - содействие воспитанию гражданственности, ориентации учащихся на гуманистические и демократические ценности; - развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях. Задачи программы: -систематизировать знания учащихся в сфере права; - способствовать осознанию того, что Конституция РФ является основным законом страны, сочетающим закрепление правовых и политических основ нашего государства; - дать учащимся представление о том, что Конституция является основным ориентиром по политикоправовым проблемам в российском обществе; - углубить знания учащихся о праве как особом социальном институте в регулировании различных форм общественных отношений. Содержание курса Раздел I. Конституция – основной закон общества и государства. Тема 1. Понятие «конституция», ее правовая сущность. Само понятие «конституция». Появление конституций. Характер конституций. Конституция – источник права. Сущность конституций. Три основные функции - 2 час. Тема 2. Формы конституций. Кодифицированная. Не кодифицированная. Структура кодифицированной конституции -2 час. Тема 3.Создание и история конституции России, их толкование. Особенности и характерные черты Конституции 1993 года. Принципы новой конституции. Отличительные особенности. Отношение Конституции РФ к федеральному устройству России – 3часа. Раздел II. Основы конституционного строя Российской Федерации. Тема 1.Основные принципы конституционного строя РФ. Конституционный строй. Гражданское общество. Основы организации государственной власти. Основы взаимоотношений государства и человека - 3 час. Тема 2. Принципы народовластия. Народ – носитель суверенитета народовластия. Народный суверенитет. Органы народовластия. Федеральное собрание, законодательные органы субъектов РФ 3час. Тема 3. Характерные черты республиканского правления в РФ. Выборность и сменяемость главы государства. Представительный характер органов законодательной власти. Республиканская формам правления -3час. Тема 4. Принципы федерализма. Федерация – форма организации национальных отношений. Формы национальной государственности народов РФ. Другие виды субъектов РФ. Федеративный договор - 2час. Тема 5. Характеристика РФ, как правового государства. Примат права. Действие конституции на территории РФ. Верховенство закона - 3 час. Тема 6. Принцип разделения властей. Виды власти в РФ. Единство системы государственной власти. Разделение власти по вертикали и по горизонтали - 2 час. Тема 7. Государственный суверенитет РФ. Суверенитет государства. Верховенство государственной власти. Единство государственной власти. Независимость власти - 1час. Тема 8. РФ – как член мирового сообщества. Участие в межгосударственных объединениях – 3 час. Тема 9. Принципы идеологического и политического многообразия. Идеологический плюрализм. Политический плюрализм. Правовой статус политических партий - 2час. Тема 10. РФ -социальное государство. Понятие социального государства. Социальная политика. Направления социальной политики. Главная задача социальной политики - 2час. Тема 11. РФ - светское государство. Понятие светского государства. Светский характер государства в РФ. Государство и религия в России - 2час. Тема 12. Конституционные основы экономической системы в РФ. Рыночное хозяйство. Свобода экономической деятельности. Виды собственности в РФ. 2 часа. Повторение пройденного материала – 1 ч. Итого: 34 часов. Учебно-методическое обеспечение рабочей программы 1. Певцова Е.А. Основы правовых знаний. Практикум. М.2014. 2. Комментарий к Конституции РФ. М.2018 Ресурсы Интернета по обществознанию 3. http://www.constitution.ru - Конституция Российской Федерации 4. http:// www.uznay-prezidenta.ru - Президент России гражданам школьного возраста 5. http://www.rfdeti.ru - Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка 6. http://www.youthrussia.ru - Национальный совет молодёжных и детских объединений России 7. http://sernyarossii.ru - Семья России 8. http://www.detskiedorniki.ru - Забота о детях с особыми нуждами 9. http://www.unicef.ru - Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. экзамена 17. 18. 19. 20. методистов 21. учителей 22. поколения 23. 24. Рекомендуемые сайты http: //evolbiol.ru/ markov_anthropogenes. htm http: //expert.ru/ http: //slon.ru/ http: //scepsis.ru/ http: //www.antropogenez. ru/ http://www.ege.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал http://www.som.fio.ru - сайт Федерации Интернет - образования, сетевое объединение http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго http://www.levada.ru – Левада-Центр изучения общественного мнения http://www.elibrary.ru/defaultx.asp - научная электронная библиотека ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП Сертификат 603332450510203670830559428146817986133868576047 Владелец Чулкова Татьяна Георгиевна Действителен С 01.03.2021 по 01.03.2022