ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы
Рабочая программа по учебному курсу
«Конституционное право» 9 класс.
Программа данного курса подготовлена в соответствии с
требованиями:
- Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования.
-Требованиями к результатам освоения основной
образовательной программы общего образования второго
поколения;
-Примерной программы основного общего образования по
Обществознанию;
-ООПООО МАОУ «СОШ№4»;
- Учебного плана МАОУ «СОШ№4».
-формирование научных представлений, которые составляют
первоначальные основы нравственной, правовой,
политической культуры;
Цель программы
- содействие воспитанию гражданственности, ориентации
учащихся на гуманистические и демократические ценности;
- развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной
информации и типичных жизненных ситуациях.
-систематизировать знания учащихся в сфере права;
Задачи программы
(образовательные, коррекционноразвивающие, воспитательные)
- способствовать осознанию того, что Конституция РФ
является основным законом страны, сочетающим закрепление
правовых и политических основ нашего государства;
- дать учащимся представление о том, что Конституция
является основным ориентиром по политико-правовым
проблемам в российском обществе;
- углубить знания учащихся о праве как особом социальном
институте в регулировании различных форм общественных
отношений.
Выпускник научится:
описывать социальную структуру в обществах
разного
Планируемые результаты
реализации программы
типа,
характеризовать
основные
социальные
общности и группы;
объяснять взаимодействие социальных общностей и
групп;
характеризовать ведущие направления социальной
политики Российского государства;
выделять параметры, определяющие социальный
статус личности;
приводить примеры предписанных и достигаемых
статусов;
описывать основные социальные роли подростка;
конкретизировать примерами процесс социальной
мобильности;
характеризовать межнациональные отношения в
современном мире;
объяснять причины межнациональных конфликтов
и основные пути их разрешения;
характеризовать,
раскрывать
на
конкретных
примерах основные функции семьи в обществе;
раскрывать основные роли членов семьи;
характеризовать основные слагаемые здорового
образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для
оценки безопасных условий жизни;
выполнять несложные практические задания по
анализу ситуаций, связанных с различными способами
разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное
отношение к различным способам разрешения семейных
конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
раскрывать понятия «равенство» и «социальная
справедливость» с позиций историзма;
выражать и обосновывать собственную позицию
по актуальным проблемам молодежи;
выполнять несложные практические задания по
анализу ситуаций, связанных с различными способами
разрешения семейных конфликтов; выражать собственное
отношение к различным способам разрешения семейных
конфликтов;
формировать
необходимости
положительное
соблюдать
здоровый
отношение
образ
к
жизни;
корректировать собственное поведение в соответствии с
требованиями безопасности жизнедеятельности;
использовать элементы причинно-следственного
анализа при характеристике семейных конфликтов;
находить и извлекать социальную информацию о
государственной семейной политике из адаптированных
источников различного типа.
-использовать основы Конституционного строя РФ;
- выявлять принципы формирования и полномочия высших
государственных органов РФ;
- изучить права и обязанности граждан РФ;
-основы государственного устройства РФ.
-самостоятельно работать с юридическими документами;
-анализировать правовые документы;выделять их основные
положения;
-аргументировать свой ответ,
-вести дискуссию.
Место учебного курса в учебном
плане
Количество часов всего: 17, в неделю.
Возраст детей, на которых
рассчитана рабочая программа
9 класс
Диагностические методы и
методики
Устный опрос, практикумы, лабораторные работы с
различными источниками информации, в форме защиты
презентаций. В течение учебного года проводится мониторинг
степени обученности учащихся по курсу.
а/итоговая оценка продуктивности работы ребенка автором
программы
Механизм отслеживания
результатов работы ребенка по
программе всеми участниками
образовательного процесса
б/оценка результативности программы родителями
в/самооценка результативности программы
самим ребенком-школьником
а/материально – техническое оснащение кабинета
- компьютер с лицензионным программным обеспечением
Условия реализации программы
-мультимедийный проектор
- экран (1 шт.);
б/методическое оснащение программы (научно-методическое
Использование ИКТ-технологий
при освоении детьми программы
обеспечение, дидактическое оснащение).
Презентации
Пояснительная записка
Учебный курс «Конституционное право», является дополнением к курсу «Обществознание». Он
включает в себя 17 тем, более широко раскрывающих тему «Конституционное право»,
предложенную в учебном плане.
В любой стране провозглашение новой конституции знаменует очень важную поворотную веху в
истории нашей страны. Новая конституция – зеркало глубоких изменений в самих основах жизни
государства. Воспитание у детей осознания важности этого события является мотивацией
разработки.
Конституция РФ является первоисточником. А изучение первоисточников формирует у учащихся
знания юридических терминов; понимание роли и функций основных правовых институтов; навыки
правового материала и умения его сравнительного анализа. Иными словами, работа с правовым
источником выступает важным условием формирования правовой культуры.
Гуманизация образования – важнейший источник элемент школьной модернизации, факультативный
курс «Конституционное право», может стать одной из степеней для реализации таких целей как:
-создание условий для социализации личности;
- формирование научных представлений, которые составляют первоначальные основы нравственной,
правовой, политической культуры;
- содействие воспитанию гражданственности, ориентации учащихся на гуманистические и
демократические ценности;
- развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных
ситуациях.
Задачи программы:
-систематизировать знания учащихся в сфере права;
- способствовать осознанию того, что Конституция РФ является основным законом страны,
сочетающим закрепление правовых и политических основ нашего государства;
- дать учащимся представление о том, что Конституция является основным ориентиром по политикоправовым проблемам в российском обществе;
- углубить знания учащихся о праве как особом социальном институте в регулировании различных
форм общественных отношений.
Содержание курса
Раздел I. Конституция – основной закон общества и государства.
Тема 1. Понятие «конституция», ее правовая сущность. Само понятие «конституция».
Появление конституций. Характер конституций. Конституция – источник права. Сущность
конституций. Три основные функции - 2 час.
Тема 2. Формы конституций. Кодифицированная. Не кодифицированная. Структура
кодифицированной конституции -2 час.
Тема 3.Создание и история конституции России, их толкование. Особенности и характерные
черты Конституции 1993 года. Принципы новой конституции. Отличительные особенности.
Отношение Конституции РФ к федеральному устройству России – 3часа.
Раздел II. Основы конституционного строя Российской Федерации.
Тема 1.Основные принципы конституционного строя РФ. Конституционный строй.
Гражданское общество. Основы организации государственной власти. Основы взаимоотношений
государства и человека - 3 час.
Тема 2. Принципы народовластия. Народ – носитель суверенитета народовластия. Народный
суверенитет. Органы народовластия. Федеральное собрание, законодательные органы субъектов РФ 3час.
Тема 3. Характерные черты республиканского правления в РФ. Выборность и сменяемость
главы государства. Представительный характер органов законодательной власти. Республиканская
формам правления -3час.
Тема 4. Принципы федерализма. Федерация – форма организации национальных отношений.
Формы национальной государственности народов РФ. Другие виды субъектов РФ. Федеративный
договор - 2час.
Тема 5. Характеристика РФ, как правового государства. Примат права. Действие конституции
на территории РФ. Верховенство закона - 3 час.
Тема 6. Принцип разделения властей. Виды власти в РФ. Единство системы государственной
власти. Разделение власти по вертикали и по горизонтали - 2 час.
Тема 7. Государственный суверенитет РФ. Суверенитет государства. Верховенство
государственной власти. Единство государственной власти. Независимость власти - 1час.
Тема 8. РФ – как член мирового сообщества. Участие в межгосударственных объединениях –
3 час.
Тема 9. Принципы идеологического и политического многообразия. Идеологический
плюрализм. Политический плюрализм. Правовой статус политических партий - 2час.
Тема 10. РФ -социальное государство. Понятие социального государства. Социальная
политика. Направления социальной политики. Главная задача социальной политики - 2час.
Тема 11. РФ - светское государство. Понятие светского государства. Светский характер
государства в РФ. Государство и религия в России - 2час.
Тема 12. Конституционные основы экономической системы в РФ. Рыночное хозяйство.
Свобода экономической деятельности. Виды собственности в РФ. 2 часа.
Повторение пройденного материала – 1 ч.
Итого: 34 часов.
Учебно-методическое обеспечение рабочей программы
1.
Певцова Е.А. Основы правовых знаний. Практикум. М.2014.
2.
Комментарий к Конституции РФ. М.2018
Ресурсы Интернета по обществознанию
3.
http://www.constitution.ru - Конституция Российской Федерации
4.
http:// www.uznay-prezidenta.ru - Президент России гражданам школьного возраста
5.
http://www.rfdeti.ru - Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка
6.
http://www.youthrussia.ru - Национальный совет молодёжных и детских объединений
России
7.
http://sernyarossii.ru - Семья России
8.
http://www.detskiedorniki.ru - Забота о детях с особыми нуждами
9.
http://www.unicef.ru - Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ)
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
экзамена
17.
18.
19.
20.
методистов
21.
учителей
22.
поколения
23.
24.
Рекомендуемые сайты
http: //evolbiol.ru/ markov_anthropogenes. htm
http: //expert.ru/
http: //slon.ru/
http: //scepsis.ru/
http: //www.antropogenez. ru/
http://www.ege.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного
http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал
http://www.som.fio.ru - сайт Федерации Интернет - образования, сетевое объединение
http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих
http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго
http://www.levada.ru – Левада-Центр изучения общественного мнения
http://www.elibrary.ru/defaultx.asp - научная электронная библиотека
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат
603332450510203670830559428146817986133868576047
Владелец
Чулкова Татьяна Георгиевна
Действителен
С 01.03.2021 по 01.03.2022