Приложение к основной образовательной программе Основного общего образования РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По учебному курсу «Проектная деятельность» 5 класс Пояснительная записка Настоящая программа «Проектной деятельности в школе» разработана на основе требований к структуре и результатам освоения ООП в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования и преемственна по отношению к начальному общему образованию. В соответствии с ФГОС устанавливаются требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования среди которых: - готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению; - формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; - формирование ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности; - формирование социальных компетенций, правосознания, способности ставить цели и строить жизненные планы; - реализация способности использования в учебной, познавательной и социальной практике межпредметных понятий и универсальных учебных действий; - реализация возможности самостоятельного планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками; - построение индивидуальной образовательной траектории; - формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений; - овладение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами; - формирование умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - формирование умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - формирование умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; - формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий и т.д. Таким образом, мы можем говорить о том, что ФГОС направлены на формирование у обучающихся общеучебных способностей, умений и навыков как основы учебной деятельности. Превратить ученика в субъект учебной деятельности призвана проектная и исследовательская деятельность как таковая. Проектная и исследовательская деятельность ориентирована на использование знаний, умений и навыков, полученных в ходе обучения, для постановки и решения практических задач, которые могут носить как теоретический так и практический характер. Это делает возможным участие учеников в работе над получением конкретного результата, способствует выработке умения работать в условиях ограниченного времени, развить навыки создания и защиты презентаций, работы в команде. Проектная и исследовательская работа проводится учениками 5-9 классов под руководством педагога. Руководитель проектноисследовательской работы несет ответственность за его реализацию в ходе учебного процесса. Как показывает практика, учащиеся, окончив начальную школу, теряют интерес к обучению, мотивация к получению новых знаний ослабевает. Зачастую, ученика не устраивает объяснение, что программа, которую он сейчас осваивает, может пригодится ему в будущем, то есть через несколько лет. Проектная и исследовательская деятельность позволит применить полученные знания, умения и навыки на практике во время освоения школьной программы и реализовать творческий потенциал конкретного ученика. Участие в проектной и исследовательской деятельности способствует формированию гармоничной личности и отвечает потребностям современного общества. Цели и задачи курса «Проектная деятельность в школе». Проектная и исследовательская деятельность сегодня неотъемлемая часть учебной деятельности. Цель курса «Проектная деятельность» – создание условий для формирования умений и навыков межпредметного проектирования, которые будут способствовать развитию индивидуальности учащихся, их творческой самореализации, преодолению фрагментарности изучаемых предметов, рассмотрению изучаемого школьного курса предметов как единого целого, а также позволит ученикам применить полученные знания на практике, накопить практический опыт, развить коммуникативные, управленческие и исследовательские навыки, в том числе и умение формулировать собственные теоретические представления на основе самостоятельно изученного теоретического материала. Задачи программы: - познакомить учащихся с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта (познавательные УУД); - сформировать опыт выполнения самостоятельной творческой работы, оценки своей деятельности (регулятивные УУД); - сформировать навыки самоопределения, реализации собственного проекта (личностные УУД); - сформировать опыт выполнения самостоятельной творческой работы, оценки своей деятельности (регулятивные УУД); - сформировать навыки самоопределения, реализации собственного проекта (личностные УУД); - сформировать представление об исследовательской деятельности как ведущем способе учебной деятельности; - обучить специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований; - сформировать и развить умения и навыки исследовательского поиска; - развить познавательные потребности и способности, креативность; - развить коммуникативные навыки (партнерское общение) (коммуникативные УУД); - сформировать навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование); - сформировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор; - воспитание целеустремленности и настойчивости; - формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; - формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения; - формирование умения решать творческие задачи; - развивать ресурсную базу школы, отвечающей системным образовательным запросам и индивидуальным возможностям обучающихся, включённых в проектную деятельность. Специфика курса. Метод проектов отличается от классических методов обучения. При этом, метод проектов направлен на многоаспектное развитие личности школьник. В основе проектной методики – цикличность образовательного процесса. Каждый цикл мы можем рассматривать как законченный самостоятельный этап обучения, который в первую очередь направлен на решение заранее определенных задач в их неразрывности с общей целью овладения учебным предметом. Метод проектов не является совершенно новым в педагогической практике, но при этом он занимает ведущие позиции среди педагогических технологий XXI века. Специфика проектной деятельности проявляется прежде всего в направленности на обучение детей элементарным приемам совместной деятельности в ходе разработки проектов. В связи с этим занятия составлены с учетом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых уроках цикла, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они все больше приобретают специфические черты проектной деятельности. Группы умений, которые формирует курс: 1. Исследовательские (генерация идей, выбор решения поставленных задач); 2. Социального воздействия (формирование умений сотрудничества в рамках исследовательской групповой деятельности, формирования умения оказывать помощь одногруппникам и умения принимать помощь, умение следить и корректировать ход исследовательской деятельности); 3. Оценочные (умение адекватно оценивать свои достижения и достижения одноклассников); 4. Информационные (умение самостоятельного поиска необходимой информации, ее анализ и систематизация); 5. Презентационные (умение выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы, подготавливать наглядный материал для иллюстрации своих достижений и результатов работы, умение построения выступления); 6. Рефлексивные (умение выявлять новые знания и навыки, полученные в ходе выполнения конкретных задач, умение определять, чему следует учиться далее); 7. Управленческие (умение проектировать процесс, планировать время и распределять ресурсы, умение принимать решения, распределять обязанности в групповой работе). Этапы проектной деятельности: 1. Постановка проблемы (ведущую роль в постановке проблемы может определять как ученик, так и учитель, при этом учитель служит не «генератором», а лишь направляет ученика). 2. Тема проекта (отображает основную идею. Тема формируется исходя из анализа возникшей проблемы). 3. Цель проекта (определяется исходя из выбора наиболее актуальной проблемы в соответствии с озвученной темой). 4. Задачи проекта (теоретические – изучить, найти, собрать информацию; моделирующие и исследовательские – смоделировать ситуацию или провести исследование; практические – определить значимость проекта; презентационные – защита проекта). 5. Гипотеза (выдвигается исходя из целей проекта). 6. План работы (включает в себя прежде всего знакомство детей с методами проектно-исследовательской деятельности, которые помогут учащимся перейти непосредственно к практической реализации проекта). 7. Продукт проекта (логическое завершение проекта: доклад, статья, книга и проч.). 8. Выводы (подведение итогов: смогли ли добиться поставленных целей). Особенности программы. Особенностью программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа призвана обеспечить реализацию следующих принципов: - непрерывность и преемственность курса школьной программы и дополнительного образования как единого целостного образовательного процесса; - индивидуализации и социализации конкретного ребенка в системе внеурочной деятельности; - системность учебно-воспитательного процесса; - раскрытие интеллектуального потенциала школьника и поддержка одаренных детей. Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех. В свою очередь проектная и исследовательская деятельность служит логическим продолжением урока и предусматривает вовлеченность каждого ученика в процесс выявления и систематизации данных. Личные качества, формируемые в результате проектной и исследовательской деятельности, ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы общего образования. Результат проектной и исследовательской деятельности – личный и общественно значимый продукт: доклад, статья, макет, презентация, конференция, комплексная работа, и т.д. В данной связи в целях логического завершения деятельности предлагается внести в учебный план школы проведение итоговой научной конференции учащихся для презентации результатов проведенного исследования. Требования к организации проектной деятельности, к содержанию и направленности проекта, а также критерии оценки проектной работы разрабатываются с учетом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования и в соответствии с особенностями. . Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник, проект к защите не допускается. Защита проекта осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии или на конференции, проводимой в школе. Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя. По форме проекты могут быть индивидуальными (т.е. выполнены конкретным учеником единолично) или групповыми (т.е. выполненные группой учащихся). Выполнение проекта можно условно разделить на три значимые части: разработка проекта, практическая реализация и защита. Место курса «Проектная деятельность» в учебном плане В соответствии с учебным планом на проектную деятельность в 5 классах отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 35 часов. Формы организации учебного процесса Программа предусматривает проведение занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением взрослых. Занятия проводятся в учебном кабинете, в музеях, библиотеках, в актовом зале. Проектная деятельность включает: проведение научных исследований, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, встреч с интересными людьми, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети. В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий: типовые занятия (объяснения и практические работы), урокитренинги, групповые исследования, игры-исследования, творческие проекты. Основные методы и технологии. Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, конференция. Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научноисследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ. Технологии, методики: уровневая дифференциация, проблемное обучение, поисковая деятельность, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии. Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности: - с уроками русского языка и литературы: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений, исследование произведений; - с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов, сопоставление предметов изобразительного искусства с литературными произведениями; - с уроками информатики: подготовка презентаций по темам проектов; - с уроками обществознания: исследование общественных явлений. Требования к результатам. Предметные результаты В результате работы по программе курса учащиеся должны знать: - основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация); - понятия цели, объекта и гипотезы исследования; - основные источники информации; - правила оформления списка использованной литературы; - правила классификации и сравнения, - способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты); - источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета) - правила сохранения информации, приемы запоминания. Учащиеся должны уметь: - выделять объект исследования; - разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы; - выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку; - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности, - работать в группе; - работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой, - пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями; - планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах; - работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами. Личностные и метапредметные результаты Личностные У школьников будут сформированы: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; - способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности; - чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Ученик получит возможность для формирования: - внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; - устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; - адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности; - осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни. Регулятивные Ученик научится: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; - учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; - различать способ и результат действия. Ученик получит возможность научиться: - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные Ученик научится: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета; - осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; - строить сообщения, проекты в устной и письменной форме; - проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах. Ученик получит возможность научиться: - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; - записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; Коммуникативные Школьник научится: - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - задавать вопросы; - использовать речь для регуляции своего действия; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Ученик получит возможность научиться: - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; - аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; - адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Содержание программы № Наименование тем. Количество часов. п/п Введение (1ч) 1 Как сделать проект 1 Теоретический блок (с элементами практики) (14 ч) Способы мыслительной деятельности (7 ч) 2 Виды проектов 1 3 Актуальность работы 1 4 Тема работы 1 5 Этапы работы над проектом 1 6 Написание «введения» 1 7 Методы исследования и проектирования 1 8 Объект и предмет работы 1 9 Гипотеза и доказательство. 1 10 Источники информации 1 11 Формулировка цели и постановка задачи 1 12 Методы исследования. Мыслительные 1 операции 13 Сбор материала для исследования 1 14 Анализ и синтез. Суждения. 1 Умозаключения. Выводы 15 Обобщение полученных данных. 1 Практический блок (18ч) Мы исследователи. Самостоятельные (предметные) проекты (12 ) 16 Планирование работы 1 17 Обучение Анкетированию, социальному 1 опросу, интервьюированию 18 Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и 1 составление списка литературы по теме исследования. 19 Обобщение полученных данных. 1 Оформление теоретического материала. Составление презентации. Изучение требований к презентации. Юный оратор (8ч) 20 Особенности ораторского искусства. 1 Личность оратора. 21Подготовка речи. Ее структура и 2 22 композиция. 23Техника речи. Постановка голоса. Дыхание. 2 24 25 Постановка на публике. Выразительные 1 средства речи. 26Отработка индивидуальной речи. 2 27 28Подготовка к защите проектов. предзащита. 3 часа 31 32Резерв 3 35 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение Литература для учителя: Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2017. – 321с. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения / Савенков А.И. М.: Академия, 2015- 345с. Интернет- ресурсы: * Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс]http://www.mirknig.com * Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://allebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html * А.Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс]http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya _vse_obo_vsem_ * Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс]http://www.kodges.ru/dosug/page/147/ * Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс]http://www.booklinks.ru/ Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс]http://www.fsu-expert.ru/node/2696 «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс]http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24 968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty Оборудование и кадровое обеспечение программы компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор.