Проектная деятельность

Приложение к основной образовательной программе
Основного общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По учебному курсу «Проектная деятельность»
5 класс
Пояснительная записка
Настоящая программа «Проектной деятельности в школе» разработана
на основе требований к структуре и результатам освоения ООП в
соответствии с планируемыми результатами освоения основной
образовательной программы основного общего образования и преемственна
по отношению к начальному общему образованию.
В соответствии с ФГОС устанавливаются требования к результатам
освоения обучающимися основной образовательной программы основного
общего образования среди которых:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному
самоопределению;
- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности;
- формирование ценностно-смысловых установок, отражающих личностные
и гражданские позиции в деятельности;
- формирование социальных компетенций, правосознания, способности
ставить цели и строить жизненные планы;
- реализация способности использования в учебной, познавательной и
социальной практике межпредметных понятий и универсальных учебных
действий;
- реализация возможности самостоятельного планирования и осуществления
учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами
и сверстниками;
- построение индивидуальной образовательной траектории;
- формирование научного типа мышления, научных представлений о
ключевых теориях, типах и видах отношений;
- овладение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и
приемами;
- формирование умения самостоятельно определять цели своего обучения,
ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
- формирование умения соотносить свои действия с планируемыми
результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы
действий в рамках

предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
- формирование умения определять понятия, создавать обобщения,
устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий и т.д.
Таким образом, мы можем говорить о том, что ФГОС направлены на
формирование у обучающихся общеучебных способностей, умений и
навыков как основы учебной деятельности.
Превратить ученика в субъект учебной деятельности призвана проектная
и
исследовательская
деятельность
как
таковая.
Проектная
и
исследовательская деятельность ориентирована на использование знаний,
умений и навыков, полученных в ходе обучения, для постановки и решения
практических задач, которые могут носить как теоретический так и
практический характер. Это делает возможным участие учеников в работе
над получением конкретного результата, способствует выработке умения
работать в условиях ограниченного времени, развить навыки создания и
защиты презентаций, работы в команде.
Проектная и исследовательская работа проводится учениками 5-9
классов
под
руководством
педагога.
Руководитель
проектноисследовательской работы несет ответственность за его реализацию в ходе
учебного процесса.
Как показывает практика, учащиеся, окончив начальную школу, теряют
интерес к обучению, мотивация к получению новых знаний ослабевает.
Зачастую, ученика не устраивает объяснение, что программа, которую он
сейчас осваивает, может пригодится ему в будущем, то есть через несколько
лет. Проектная и исследовательская деятельность позволит применить
полученные знания, умения и навыки на практике во время освоения
школьной программы и реализовать творческий потенциал конкретного
ученика.
Участие в проектной и исследовательской деятельности способствует
формированию гармоничной личности и отвечает потребностям
современного общества.
Цели и задачи курса «Проектная деятельность в школе».
Проектная и исследовательская деятельность сегодня неотъемлемая
часть учебной деятельности.
Цель курса «Проектная деятельность» – создание условий для
формирования умений и навыков межпредметного проектирования, которые
будут способствовать развитию индивидуальности учащихся, их творческой
самореализации, преодолению фрагментарности изучаемых предметов,
рассмотрению изучаемого школьного курса предметов как единого целого, а
также позволит ученикам применить полученные знания на практике,

накопить практический опыт, развить коммуникативные, управленческие и
исследовательские навыки, в том числе и умение формулировать
собственные теоретические представления на основе самостоятельно
изученного теоретического материала.
Задачи программы:
- познакомить учащихся с проектной технологией, с алгоритмом
построения проекта (познавательные УУД);
- сформировать опыт выполнения самостоятельной творческой работы,
оценки своей деятельности (регулятивные УУД);
- сформировать навыки самоопределения, реализации собственного
проекта (личностные УУД);
- сформировать опыт выполнения самостоятельной творческой работы,
оценки своей деятельности (регулятивные УУД);
- сформировать навыки самоопределения, реализации собственного
проекта (личностные УУД);
- сформировать представление об исследовательской деятельности как
ведущем способе учебной деятельности;
- обучить специальным знаниям, необходимым для проведения
самостоятельных исследований;
- сформировать и развить умения и навыки исследовательского поиска;
- развить познавательные потребности и способности, креативность;
- развить коммуникативные навыки (партнерское общение)
(коммуникативные УУД);
- сформировать навыки работы с информацией (сбор, систематизация,
хранение, использование);
- сформировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои
интересы и делать осознанный выбор;
- воспитание целеустремленности и настойчивости;
- формирование навыков организации рабочего пространства и
рационального использования рабочего времени;
- формирование умения самостоятельно и совместно планировать
деятельность и сотрудничество, принимать решения;
- формирование умения решать творческие задачи;
- развивать ресурсную базу школы, отвечающей системным
образовательным запросам и индивидуальным возможностям обучающихся,
включённых в проектную деятельность.
Специфика курса.
Метод проектов отличается от классических методов обучения. При
этом, метод проектов направлен на многоаспектное развитие личности
школьник.
В основе проектной методики – цикличность образовательного
процесса. Каждый цикл мы можем рассматривать как законченный
самостоятельный этап обучения, который в первую очередь направлен на
решение заранее определенных задач в их неразрывности с общей целью
овладения учебным предметом.

Метод проектов не является совершенно новым в педагогической
практике, но при этом он занимает ведущие позиции среди педагогических
технологий XXI века. Специфика проектной деятельности проявляется
прежде всего в направленности на обучение детей элементарным приемам
совместной деятельности в ходе разработки проектов. В связи с этим занятия
составлены с учетом постепенного возрастания степени самостоятельности
детей, повышения их творческой активности.
Большинство видов работы, особенно на первых уроках цикла,
представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В
дальнейшем они все больше приобретают специфические черты проектной
деятельности.
Группы умений, которые формирует курс:
1. Исследовательские (генерация идей, выбор решения поставленных
задач);
2.
Социального воздействия (формирование умений сотрудничества
в рамках исследовательской групповой деятельности, формирования умения
оказывать помощь одногруппникам и умения принимать помощь, умение
следить и корректировать ход исследовательской деятельности);
3.
Оценочные (умение адекватно оценивать свои достижения и
достижения одноклассников);
4.
Информационные
(умение
самостоятельного
поиска
необходимой информации, ее анализ и систематизация);
5.
Презентационные (умение выступать перед аудиторией, отвечать
на вопросы, подготавливать наглядный материал для иллюстрации своих
достижений и результатов работы, умение построения выступления);
6.
Рефлексивные (умение выявлять новые знания и навыки,
полученные в ходе выполнения конкретных задач, умение определять, чему
следует учиться далее);
7.
Управленческие (умение проектировать процесс, планировать
время и распределять ресурсы, умение принимать решения, распределять
обязанности в групповой работе).
Этапы проектной деятельности:
1.
Постановка проблемы (ведущую роль в постановке проблемы
может определять как ученик, так и учитель, при этом учитель служит не
«генератором», а лишь направляет ученика).
2. Тема проекта (отображает основную идею. Тема формируется
исходя из анализа возникшей проблемы).
3. Цель проекта (определяется исходя из выбора наиболее актуальной
проблемы в соответствии с озвученной темой).
4.
Задачи проекта (теоретические – изучить, найти, собрать
информацию; моделирующие и исследовательские – смоделировать
ситуацию или провести исследование; практические – определить
значимость проекта; презентационные – защита проекта).
5.
Гипотеза (выдвигается исходя из целей проекта).

6.
План работы (включает в себя прежде всего знакомство детей с
методами проектно-исследовательской деятельности, которые помогут
учащимся перейти непосредственно к практической реализации проекта).
7.
Продукт проекта (логическое завершение проекта: доклад, статья,
книга и проч.).
8.
Выводы (подведение итогов: смогли ли добиться поставленных
целей).
Особенности программы.
Особенностью программы является реализация педагогической идеи
формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и
систематизировать новые знания.
В этом качестве программа призвана обеспечить реализацию следующих
принципов:
- непрерывность и преемственность курса школьной программы и
дополнительного образования как единого целостного образовательного
процесса;
- индивидуализации и социализации конкретного ребенка в системе
внеурочной деятельности;
- системность учебно-воспитательного процесса;
- раскрытие интеллектуального потенциала школьника и поддержка
одаренных детей.
Основные
принципы
реализации
программы –
научность,
доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный
подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и
успех.
В свою очередь проектная и исследовательская деятельность служит
логическим продолжением урока и предусматривает вовлеченность каждого
ученика в процесс выявления и систематизации данных. Личные качества,
формируемые в результате проектной и исследовательской деятельности,
ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной
программы общего образования.
Результат проектной и исследовательской деятельности – личный и
общественно значимый продукт: доклад, статья, макет, презентация,
конференция, комплексная работа, и т.д.
В данной связи в целях логического завершения деятельности
предлагается внести в учебный план школы проведение итоговой
научной конференции учащихся для презентации результатов
проведенного исследования.
Требования к организации проектной деятельности, к содержанию и
направленности проекта, а также критерии оценки проектной работы
разрабатываются с учетом целей и задач проектной деятельности на данном
этапе образования и в соответствии с особенностями.
. Общим требованием ко всем работам является необходимость
соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В

случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на
источник, проект к защите не допускается.
Защита
проекта осуществляется
в
процессе
специально
организованной деятельности комиссии или на конференции, проводимой в
школе.
Результаты
выполнения
проекта оцениваются
по
итогам
рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной
запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.
По форме проекты могут быть индивидуальными (т.е. выполнены
конкретным учеником единолично) или групповыми (т.е. выполненные
группой учащихся).
Выполнение проекта можно условно разделить на три значимые части:
разработка проекта, практическая реализация и защита.
Место курса «Проектная деятельность» в учебном плане
В соответствии с учебным планом на проектную деятельность в 5 классах
отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 35 часов.
Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение занятий, работы детей в
группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением взрослых.
Занятия проводятся в учебном кабинете, в музеях, библиотеках, в
актовом зале.
Проектная деятельность включает: проведение научных исследований,
наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, встреч с
интересными людьми, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность
предусматривает поиск необходимой недостающей информации в
энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в
Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть
взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди,
а также другие дети.
В процессе обучения используются следующие формы учебных
занятий: типовые занятия (объяснения и практические работы), урокитренинги, групповые исследования, игры-исследования, творческие проекты.
Основные методы и технологии.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа,
эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и
индивидуальные
исследования,
самостоятельная
работа,
защита
исследовательских работ, конференция.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских
работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научноисследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских
работ.
Технологии, методики: уровневая дифференциация, проблемное
обучение, поисковая деятельность, информационно-коммуникационные
технологии, здоровьесберегающие технологии.
Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:

- с уроками русского языка и литературы: запись отдельных
выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений,
исследование произведений;
- с уроками изобразительного искусства: оформление творческих
работ, участие в выставках рисунков при защите проектов, сопоставление
предметов изобразительного искусства с литературными произведениями;
- с уроками информатики: подготовка презентаций по темам проектов;
- с уроками обществознания: исследование общественных явлений.
Требования к результатам.
Предметные результаты
В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:
- основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы,
сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
- понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
- основные источники информации;
- правила оформления списка использованной литературы;
- правила классификации и сравнения,
- способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
- источники информации (книга, старшие товарищи и родственники,
видео курсы, ресурсы Интернета)
- правила сохранения информации, приемы запоминания.
Учащиеся должны уметь:
- выделять объект исследования;
- разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
- выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
- анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять
главное, формулировать выводы, выявлять закономерности,
- работать в группе;
- работать с источниками информации, представлять информацию в
различных видах, преобразовывать из одного вида в другой,
- пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными
пособиями;
- планировать и организовывать исследовательскую деятельность,
представлять результаты своей деятельности в различных видах;
- работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять
операции с файлами и каталогами.
Личностные и метапредметные результаты
Личностные
У школьников будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и
способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности,
в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ
соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

- способность к самооценке на основе критериев успешности
внеучебной деятельности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с
мировой и отечественной художественной культурой.
Ученик получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного
отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в
преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального
способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим
способам решения задач;
- адекватного понимания
причин успешности/неуспешности
внеучебной деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на
искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Регулятивные
Ученик научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле
способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной
задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других людей;
- различать способ и результат действия.
Ученик получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения
действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его
реализации, так и в конце действия.
Познавательные
Ученик научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом
информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об
окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов
ИКТ;
- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге
явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах.
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием
ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с
помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной
форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач
в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей,
самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- строить логическое рассуждение, включающее установление
причинно-следственных связей;
Коммуникативные
Школьник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые,
средства для решения различных коммуникативных задач, строить
монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации,
используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного
общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек
зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на
позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями
партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей
деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач.
Содержание программы
№
Наименование тем.
Количество часов.
п/п
Введение (1ч)
1
Как сделать проект
1
Теоретический блок (с элементами практики) (14 ч)
Способы мыслительной деятельности (7 ч)
2
Виды проектов
1
3
Актуальность работы
1
4
Тема работы
1
5
Этапы работы над проектом
1
6
Написание «введения»
1
7
Методы исследования и проектирования
1
8
Объект и предмет работы
1
9
Гипотеза и доказательство.
1
10
Источники информации
1
11
Формулировка цели и постановка задачи
1
12
Методы
исследования.
Мыслительные 1
операции
13
Сбор материала для исследования
1
14
Анализ
и
синтез.
Суждения. 1
Умозаключения. Выводы
15
Обобщение полученных данных.
1
Практический блок (18ч)
Мы исследователи. Самостоятельные (предметные) проекты (12 )
16
Планирование работы
1
17
Обучение Анкетированию, социальному 1
опросу, интервьюированию
18
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и 1
составление списка литературы по теме
исследования.
19
Обобщение
полученных
данных. 1
Оформление теоретического материала.
Составление
презентации.
Изучение
требований к презентации.

Юный оратор (8ч)
20
Особенности
ораторского
искусства. 1
Личность оратора.
21Подготовка
речи.
Ее
структура
и 2
22
композиция.
23Техника речи. Постановка голоса. Дыхание. 2
24
25
Постановка на публике. Выразительные 1
средства речи.
26Отработка индивидуальной речи.
2
27
28Подготовка к защите проектов. предзащита. 3 часа
31
32Резерв
3
35
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Литература для учителя:
Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная
деятельность
школьников.
Методический
конструктор.
Москва:
«Просвещение», 2017. – 321с.
Савенков А. И. Психология исследовательского обучения / Савенков А.И.
М.: Академия, 2015- 345с.
Интернет- ресурсы:
*
Большая
детская
энциклопедия
для
детей.
[Электронный
ресурс]http://www.mirknig.com
* Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://allebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html
* А.Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный
ресурс]http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya
_vse_obo_vsem_
*
Почему
и
потому.
Детская
энциклопедия.
[Электронный
ресурс]http://www.kodges.ru/dosug/page/147/
* Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный
ресурс]http://www.booklinks.ru/
Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС
начального общего образования. Может ли учебник стать помощником?
[Электронный ресурс]http://www.fsu-expert.ru/node/2696
«Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В.
Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/
Проектная
деятельность
в
начальной
школе.
[Электронный
ресурс]http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24
968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty
Оборудование и кадровое обеспечение программы
компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».