Рабочая программа по окружающему миру (вариант 7.2)

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ЗПР (вариант 7.2)
для 3 класса

Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»
разработана для обучающегося 3 класса с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ),
по программе для детей с задержкой психического развития (ЗПР) (вариант 7.2) и
составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с задержкой
психического развития, с учётом концепции духовно-нравственного воспитания и
планируемых результатов освоения начальной образовательной программы начального
общего образования. Количество часов в рабочей программе указано с учетом
региональных и федеральных праздников
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру составлена на основе
следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" (с изменениями и дополнениями).
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования (с изменениями и дополнениями).
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
4. Примерная адаптированная основная образовательная программа (ПрАООП)
начального общего образования детей с задержкой психического развития от 08.08.2014
6 Составлена в соответствии с требованиями примерной адаптированной основной
образовательной программы и авторской рабочей программы А.А. Плешакова
«Окружающий мир» 1 – 4 классы, примерной программы УМК «Школа России» ФГОС.
Плешаков А.А., Крючкова Е.А .Окружающий мир (сборник рабочих программ 1-4 классы.
Москва, «Просвещение», 2014 г.) . в соответствии с требованиями федерального
компонента государственного стандарта второго поколения начального общего
образования. и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа
России» учебник для общеобразовательных организаций « Окружающий мир» 3 класс В
двух частях. Части 1,2. «Просвещение» 2018г.
Цель реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР - обеспечение
выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий
для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся
с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение
следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на
основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного
осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в
условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации
адаптированной программы обучающихся с ЗПР предусматривает решение
следующих основных задач:

• формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное,
личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение
и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;
• достижение планируемых результатов освоения адаптированной программы,
целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и
компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными,
государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР,
индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;
• становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в её индивидуальности,
самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных
трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития;
• создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР;
• обеспечение доступности получения качественного начального общего
образования;
• обеспечение преемственности начального общего и основного общего
образования;
• выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР, через
организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–
оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с
использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные
формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др.
соревнований;
• использование в образовательном процессе современных образовательных
технологий;
• предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной
работы.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
 формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в
котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной
жизни;
 осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира,
своего места в нём;
 формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в
различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
 формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения
эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
В основу разработки и реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР
заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход обучающихся с ЗПР предполагает учет их особых
образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям
освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания и
реализации разных вариантов адаптированной программы обучающихся с ЗПР, в том
числе и на основе индивидуального учебного плана. Применение дифференцированного

подхода к созданию и реализации адаптированной программы обеспечивает разнообразие
содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР возможность реализовать
индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной
психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и
воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих
закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие
личности обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста определяется характером
организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является
обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической
деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки адаптированной программы обучающихся с ЗПР реализация
деятельностного подхода обеспечивает:
-придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
-прочное усвоение учащимися знаний и опыта разнообразной деятельности, и
поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных
областях;
-существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового
опыта деятельности и поведения;
-обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе
формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только
успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических
результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и
жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В основу формирования адаптированной программы обучающихся с ЗПР положены
следующие принципы:
• принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический
характер образования, единство образовательного пространства на территории
Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования,
адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки
учащихся и воспитанников и др.);
• принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
• принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий
его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с
учетом особых образовательных потребностей;
• принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность
овладения учащимися с задержкой психического развития всеми видами доступной им
предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной
деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
• принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений,
сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что
обеспечит готовность учащегося к самостоятельной ориентировке и активной
деятельности в реальном мире;

• принцип сотрудничества с семьей.
Психолого-педагогическая характеристика учащихся с ЗПР
Учащиеся с ЗПР - это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии,
подтвержденные ТПМПК и препятствующие получению образования без создания
специальных условий.
Категория обучающихся с ЗПР - наиболее многочисленная среди детей с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа
школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или
функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные
факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания,
психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов
обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений - от состояний,
приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от
умственной отсталости.
Все учащиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения
в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными
способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных
навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими
для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в
формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное
становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции.
Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной
моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной
работоспособности и эмоциональной сферы.
Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не
только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по
своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания
(раннего и дошкольного). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др.
познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности
деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и
школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в
поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость
удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня
сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального
эмоционального состояния.
Окружающий мир, являясь одним из основных общеобразовательных предметов,
готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни в социуме и
овладению доступными профессионально-трудовыми навыками. Содержание курса
выстроено с учётом психофизиологических особенностей детей с ограниченными
возможностями здоровья, возрастных особенностей школьников, общих и специальных
педагогических принципов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
АООП НОО обучающихся с ЗПР определяет уровень овладения предметными
результатами. Базовый уровень (обязательный минимум содержания основной
образовательной программы) – является обязательным для всех обучающихся с задержкой
психического развития.

Освоение АООП НОО (вариант 7.2) обеспечивает достижение обучающимися с ЗПР трех
видов результатов: личностных, метапредметных и предметных
Личностные результаты освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР включают
индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции,
социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения
основной цели современного образования ― введения обучающихся с ЗПР в
культуру, овладение ими социо-культурным опытом.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР личностные результаты освоения АООП НОО должны отражать:
1. осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности;
2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве природной и социальной частей;
3. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5. принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности;
6. способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
7. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям
11. развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
12. овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
13. владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;
14. способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации.
У обучающегося будут сформированы:


овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я»
как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;



проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с
историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;



формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на
основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью
разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;



формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ
безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной
среде;



осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по
отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и
культуры;



эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии,
знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры
городов России и разных стран мира;



способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами,
соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное
отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление
прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной
деятельности;



установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах
органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных
ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе),
правил экологической безопасности в повседневной жизни;
Метапредметные результаты освоения АООП НОО включают освоенные
обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и
коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями
(составляющими основу умения учиться) и межпредметными знаниями, а также
способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в
дальнейшем АООП основного общего образования.

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР метапредметные результаты освоения АООП НОО должны отражать:
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:


понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую
учителем;



сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе
выполнения работы на различных этапах урока);



выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;



планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений
для раскрытия темы, приводить примеры);



планировать свои действия в течение урока;



фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой
на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно
относиться к своим успехам/неуспехам;



оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для
самопроверки» и критерии, заданные учителем;



соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;



контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;



в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные УУД
Обучающийся научится:


понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике,
рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;



выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и
научно-познавательной);



использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и
схемы для решения учебных задач;



понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную
информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;



анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с
выделением отличительных признаков;



классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;



сравнивать объекты по различным признакам;



осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота
воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;



устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;



строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в
соответствии с возрастными нормами;



проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков,
условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;



моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот
воды в природе, круговорот веществ).

Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:


включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками,
проблем и вопросов;



формулировать ответы на вопросы;



слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на
полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;



договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;



высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;



проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию
партнёра в общении;



признавать свои ошибки, озвучивать их;



употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости,
я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;



понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при
выполнении заданий;



строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с
учётом возрастных особенностей, норм);



готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;



составлять рассказ на заданную тему;



осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;



продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.
Предметные результаты освоения АООП НОО с учетом специфики содержания
предметных областей включают освоенные обучающимися знания и умения,
специфичные для каждой предметной области, готовность их применения.

Обучающийся научится:


находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры
достопримечательностей этих городов;



осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и
культуры;



находить на карте страны — соседи России и их столицы;



определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;



осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость
ответственного отношения к природе;



различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать
проявления внутреннего мира человека;



различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;



проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;



исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы,
моделировать круговорот воды в природе;



классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и
другим изученным группам;



пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;



обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их
с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости
бережного отношения к природе;



приводить примеры растений и животных из Красной книги России;



использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для
поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о
природе;



устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем
органов человека;



использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для
сохранения и укрепления своего здоровья;



оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;



вырабатывать правильную осанку;



выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения
болезней;



понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие
правила;



правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;



соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки
разных групп, следовать их указаниям;



понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть
скрытую опасность и избегать её;



соблюдать правила безопасного поведения в природе;



понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила
экологической безопасности в повседневной жизни;



раскрывать роль экономики в нашей жизни;



осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека,
необходимость бережного отношения к природным богатствам;



различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;



понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;



объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты
налогов гражданами страны;



понимать, как ведётся хозяйство семьи;



обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие
экологические прогнозы;



рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией
из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);



приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные,
добрососедские отношения между странами и народами;



использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска
информации о человеке и обществе.

Достаточный уровень:
Иметь представления о человеке как части природы и общества; о телах и веществах,
твердых веществах, жидкостях и газах; об основных свойствах воздуха и воды,
круговороте воды в природе; об основных группах живого (растения, животные, грибы,
бактерии), группах растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), группах
животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); о

взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между
растениями и животными, между различными животными), взаимосвязи между природой
и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное
воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в
природе); о строении тела человека, основных системах органов и их роли в организме; о
правилах гигиены, об основах здорового образа жизни; о правилах безопасного поведения
в быту и на улице, основных дорожных знаках, правилах противопожарной безопасности,
основах экологической безопасности; о потребностях людей, товарах и услугах; о роли
природных богатств в экономике, основных отраслях сельского хозяйства и
промышленности, роли денег в экономике, об основах семейного бюджета; о некоторых
городах России, их главных достопримечательностях, о странах, граничащих с Россией (с
опорой на карту), странах зарубежной Европы, их столицах (с опорой на карту); уметь
распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее
распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные
грибы; проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и
практические работы, фиксировать их результаты; объяснять в пределах требований
программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком; выполнять правила
личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную
работу по охране природы; выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать
первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром
для очистки воды; владеть элементарными приемами чтения карты; приводить примеры
городов России, стран-соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся начальной школы с ЗПР по
окружающему миру:
Используются письменные проверочные работы, не требующие развернутого
ответа с большой затратой времени и устный опрос. В письменных проверочных работах
орфографические ошибки не учитываются.
«5» - ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал,
используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и
явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы
и дает полные ответы на все поставленные вопросы
«4» - ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям,
установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении
фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти
недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем
«3» - ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но
допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в
природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между
объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить
перечисленные недочеты с помощью учителя
«2» - ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного
материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
Критерии и нормы оценки работ обучающихся
Тест
Оценка «5» ставится за 100% правильно выполненных заданий.
Оценка «4» ставится за 70% правильно выполненных заданий.

Оценка «3» ставится за 50% правильно выполненных заданий.
Оценка «2» ставится, если правильно выполнено менее 50% заданий.
Устный ответ
Оценка «5» – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного:
отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не
более одного недочёта; логичность и полнота изложения.
Оценка «4» – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование
дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность
суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок
или 4 – 6 недочётов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочётов
по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала;
использование нерациональных приёмов решения учебной задачи; отдельные неточности
в изложении материала.
Оценка «3» – достаточный минимальный уровень выполнения требований,
предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочётов по
текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок или не более 8 недочётов по
пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала;
неполнота раскрытия вопроса.
Оценка «2» – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного; наличие более
6 ошибок или 10 недочётов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8
недочётов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость
обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность её основных
положений.
Ошибки и недочёты, влияющие на снижение оценки
Ошибки:
- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия
несущественной;
- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она
является существенной;
- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия
протекания того или иного изученного явления;
- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным
признакам;
- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры,
подтверждающие высказанное суждение;
- отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы;
неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
- неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе
изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочёты:
- преобладание при описании объекта несущественных его признаков;

- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на
результат работы; отсутствие обозначений и
подписей;
- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не
приводящие к неправильному результату;
- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после
наводящих вопросов;
- неточности при нахождении объекта на карте.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и
общества.



Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём
многообразии её форм.



Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к
познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.



Человечество как многообразие народов, культур, религий.



Международное сотрудничество как основа мира на Земле.



Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в
любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.



Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог
преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к
поколению и жизнеспособности российского общества.



Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой
личности.



Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое,
психическое, духовно- и социально-нравственное.



Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе,
историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Тематическое планирование.
Тема
Как устроен мир?
Эта удивительная природа
Мы и наше здоровье
Наша безопасность
Чему учит экономика
Путешествие по городам и странам

Часы
6ч.
18 ч.
10 ч.
7 ч.
12 ч.
15ч.
Итого 68 ч.

Календарно-тематическое планирование.
№
1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Тема
Природа.
Разнообразие природы. Как классифицируют
объекты природы. Биология – наука о живой
природе. Царства живой природы (растения,
грибы, бактерии, животные). Ценность природы
для людей.
Человек.
Человек – часть природы. Отличия человека от
других живых существ. Внутренний мир
человека. Ступеньки познания человеком
окружающего мира.
Проект «Богатства отданные людям»
Подготовка к выполнению проекта: знакомство с
материалами учебника, распределение заданий,
обсуждение способов и сроков работы.
Общество.
Человек как член общества. Человечество. Семья
как часть общества, многообразие народов Земли.
Страна (государство). Символы государства.
Глава государства. Представление о гражданстве.
Мы – граждане России.
Что такое экология.
Мир глазами эколога. Экология как наука о связях
между живыми существами и окружающей
средой, ее роль в жизни человека и общества.
Экологические связи, их разнообразие.
Природа в опасности!
Положительное и отрицательное влияние
человека на природу. Морская корова,
странствующий голубь - примеры исчезнувших
животных по вине человека .Охрана природы.
Заповедники и национальные парки – особо
охраняемые территории.
Тела, вещества, частицы.
Знакомство с целями и задачами раздела.
Естественные и искусственные тела. Твердые,
жидкие, газообразные вещества.

Домашнее задание
С. 4-9 прочитать,
приготовить пересказ

Разнообразие веществ.
Химия – наука о веществах. Наиболее
распространенные в быту вещества (соль , сахар,
крахмал, кислоты). Кислотные дожди.
Воздух и его охрана.
Воздух как смесь газов. Свойства воздуха. Охрана
чистоты воздуха.
Вода.
Вода как вещество. Значение воды для жизни на
Земле. Свойства воды.
Превращения и круговорот воды.

С. 41-45 прочитать, задание
для домашней работы.

С. 10-14 прочитать, вопрос
№1

Доделать проект

С. 18-22 прочитать, вопрос
№1

С. 24-28 прочитать, вопрос
№1

С. 29-34 прочитать, вопрос
№1

С. 36-39 прочитать, вопрос
№1

С. 46-50 прочитать,
приготовить пересказ.
С. 51-54 прочитать, задание
для домашней работы.
С. 55-58 прочитать,

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21
22

23

Три состояния воды. Круговорот воды в природе.
Берегите воду!
Использование воды человеком. Источники
загрязнения воды. Меры по охране чистоты воды
и её экономному использованию.
Как разрушаются камни.
Процесс разрушения горных пород, причины,
последствия
Что такое почва.
Почва как верхний плодородный слой земли.
Состав почвы. Значение плодородия почвы для
жизни растений. Образование и разрушение
почвы. Охрана почвы.
Разнообразие растений.
Группы: водоросли, мхи, папоротники, хвойные,
цветковые. Ботаника – наука о растениях.
Солнце, растения и мы с вами
Дыхание и питание растений, связи между
растениями и окружающей средой. Роль растений
в жизни животных и человека.
Размножение и развитие растений
Опыление. Рол насекомых в опылении растений.
Приспособленность растений к разным способам
распространения семян. Развитие растений из
семян.
Охрана растений.
Факторы отрицательного воздействия человека на
мир растений. Растения, нуждающиеся в охране.
Меры охраны растений. Правила поведения в
природе.
Разнообразие животных.
Многообразие животного мира, классификация
животных: черви, моллюски, иглокожие,
ракообразные, паукообразные. Насекомые, рыбы,
земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери.
Зоология – наука о животных.
Кто что ест.
Проект: «Разнообразие природы нашего края».
Приспособление животных к добыванию пищи,
защите от врагов.

приготовить пересказ.
С. 59-63 прочитать.

Размножение и развитие животных.
Размножение и развитие животных разных групп.
Охрана животных.
Факторы отрицательного воздействия человека на
мир животных. Исчезающие и редкие животные,
внесенные в Красную книгу. Правила поведения в
природе. Меры по охране животного мира.
В царстве грибов.
Разнообразие грибов. Строение шляпочных
грибов. Взаимосвязи грибов с деревьями.
Съедобные и несъедобные грибы, ядовитые

С. 100-105 прочитать,
вопрос № 1
С. 106-111 прочитать,
пересказ

С. 64-68 прочитать, вопрос
№1

С. 69-73 прочитать. Вопрос
№1
С. 74-77 прочитать,
приготовить пересказ
С. 78-81 прочитать

С. 82-86 прочитать, вопрос
№2

С. 87-93 прочитать, вопрос
№1

С. 94-99 прочитать,
закончить проект

С. 112-117 прочитать,
вопрос № 1

24

25

грибы. 3,Правила сбора грибов.
Великий круговорот жизни.
Круговорот веществ. Основные звенья
круговорота веществ: производители,
потребители, разрушители. Роль почвы в
круговороте веществ.
Организм человека.
Анатомия, физиология. Гигиена как науки.
Понятие об органах, системе органов тела
человека: нервная, кровеносная,
пищеварительная.

С. 118-120 прочитать,
проверь себя

С. 122-125 прочитать,
пересказ

26

Органы чувств.
Глаза, уши нос, язык, кожа, их рол в восприятии
мира. Гигиена органов чувств.

С. 126-129 прочитать,
задания для домашней
работы № 1.

27

Надежная защита организма.
Кожа как орган защиты от повреждений и
внешних воздействий. Свойства кожи, Гигиена
кожных покровов. Первая помощь при
обмораживании, ожогах, ранах, ушибах
Опора тела и движение.
Опорно-двигательная система, ее роль в
организме человека. Осанка и ее роль. Роль
физической культуры в поддержании тонуса
мышц.
Наше питание. Проект «Школа кулинаров».
Питательные вещества, необходимые организму (
белки, жиры, углеводы, витамины), продукты, в
которых они содержатся . Пищеварительная
система, ее строение и функционирование.
Гигиена питания.
Подготовка к выполнению проекта.
Дыхание и кровообращение.
Дыхательная и кровеносная системы, их строение
и работа. Взаимосвязь дыхательной и
кровеносной систем.
Пульс и его частота
Умей побеждать болезни.
Закаливание как фактор предупреждения
заболеваний, способы закаливания. Правила
поведения в случае заболевания.
Здоровый образ жизни.
Понятие о ЗОЖ, правила ЗОЖ для школьников
Проверим себя и оценим свои достижения за
первое полугодие
Тесты
Презентация проектов «Богатства, отданные
людям», «Разнообразие природы родного края»,
«Школа кулинаров».
Огонь, вода и газ.
Знакомство с целями и задачами раздела.

С. 130-133 прочитать,
запомнить словарные слова

28

29

30

31

32
33

34

35

С. 134-137 прочитать,
пересказ

С. 138-143, закончить
проект

С. 144-146 прочитать,
выполнить практическую
работу.
С. 147-149 прочитать,
пересказ
С. 150-153 прочитать,
-

С.4-7 прочитать, вопрос № 1

36

37

38
39

40

41

42

43

44

45

46

47

48
49

50

Действия при пожаре, аварии водопровода, утечке
газа.
Чтобы путь был счастливым.
Правила поведения по дроге в школу, при
переходе улицы, езде на велосипеде, транспорте.
Дорожные знаки
Знаки предупреждающие, запрещающие,
предписывающие, информационно-указательные,
знаки сервиса.
Проект «Кто нас защищает».
Подготовка к выполнению проекта.
Опасные места.
Правила поведения в потенциально опасных
местах: на балконе, в лифте. На стройплощадке,
пустыре, в парке, лесу ит.д.
Природа и наша безопасность
Опасности природного характера (гроза, ядовитые
растения и грибы, змеи, собаки, кошки).
Экологическая безопасность.
Цепь загрязнения. Правила экологической
безопасности.
Для чего нужна экономика
Потребности людей. Удовлетворение
потребностей людей – главная задача экономики.
Товары и услуги.
Природные богатства и труд людей – основа
экономики.
Бережное использование природных богатств.
Роль труда людей в экономике, труд умственный
и физический. Роль образования в экономике.
Полезные ископаемые.
Наиболее важные в экономике полезные
ископаемые. Значение, способы добычи охрана
полезных ископаемых.
Сельское хозяйство как составная часть
экономики. Растениеводство как отрасль
сельского хозяйства.
Животноводство как отрасль сельского хозяйства.
Домашние сельскохозяйственные животные.
Содержание и разведение сельскохозяйственных
животных.
Какая бывает промышленность Промышленность
как составная часть экономики. Отрасли
промышленности.
Проект «Экономика родного края».
Подготовка к выполнению проекта.
Что такое деньги.
Обмен товарами: бартер, купля – продажа. Рол
денег в экономике. Виды денежных знаков.
Государственный бюджет.
Понятие о государственном бюджете, расходах и

С. 8-13 прочитать,
приготовить пересказ
С. 14—17 прочитать,
изобразить свой знак.

С. 20-24 прочитать, ответь
на вопрос № 1
С. 25-30 прочитать, пересказ
С. 31-36 прочитать, задания
для домашней работы № 1
С. 38-41 прочитать, задание
на карточках
С. 42-45 прочитать, вопрос
№1

С. 46-50 прочитать, задания
для домашней работы № 1
С. 51-55 прочитать, пересказ
С. 56-59 прочитать,

С. 60-63 прочитать, вопрос
№1
Закончить проект
С.66-70 прочитать, вопрос
№1
С. 71- 74 прочитать

51

52

53

54

55

56
57
58
59

60

61

62

63

64

доходах. Источники доходов.
Семейный бюджет.
Понятие о семейном бюджете. Доходах и
расходах семьи.
Экономика и экология.
Положительное и отрицательное воздействие
экономики на окружающую среду.
Экономика и экология.
Экологические прогнозы, их влияние на
экономику.
Золотое кольцо России – слава и гордость
страны. Города Золотого кольца – Сергиев –
Посад, Переславль – Залесский, Ростов и их
достопримечательности.
Золотое кольцо России. Города Золотого кольца –
Ярославль, Кострома и их
достопримечательности.
Города Золотого кольца – Иваново, Суздаль,
Владимир и их достопримечательности.
Проект «Музей путешествий»
Подготовка к выполнению проекта.
Наши ближайшие соседи. Государства,
граничащие с Россией, их столицы.
На севере Европы
Страны севера Европы (Норвегия, Швеция,
Финляндия, Дания, Исландия) , их столицы,
государственное устройство. государственные
языки, флаги и т.д.
Что такое Бенилюкс?.
Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды,
Люксембург), их столицы, государственное
устройство, флаги, достопримечательности.
В центре Европы.
Страны центра Европы: Германия, Австрия,
Швейцария, их столицы, флаги,
достопримечательности, знаменитые люди.
Путешествие по Франции и Великобритании
(Франция).
Франция, её местоположение на карте, столица,
государственные символы,
достопримечательности, знаменитые люди.
Путешествие по Франции и Великобритании
Великобритания, её местоположение на карте,
столица, государственные символы,
достопримечательности, знаменитые люди.
На юге Европы.
Греция и Италия, их географическое положение,
столица, государственное устройство, факты
истории, памятники архитектуры и искусства,
города.

С. 75 -78 прочитать, вопрос
№3
С. 79-84 прочитать, пересказ

-

С. 86-97 прочитать.
Пересказ

-

Доделать проект
С. 100-107 прочитать,
доделать карту.
С. 108-117 прочитать,
вопрос № 1

С. 118-124 прочитать,
пересказ
С. 125-131 прочитать,
вопрос № 1
С. 132-141 прочитать,
вопрос № 2

-

С. 142-148 прочитать,
вопрос № 3

65

66
67

68

По знаменитым местам Мира.
Отдельные памятники архитектуры и искусства.
Являющиеся символами стран, в которых они
находятся (Тадж-Махал в Индии, египетские
пирамиды, статуя Свободы в США, здание
Сиднейской оперы).
Проверим себя и оценим свои достижения за
второе полугодие
Презентация проектов «Кто нас защищает»,
«Экономика родного края», «Музей
путешествий»
Презентация проектов «Кто нас защищает»,
«Экономика родного края», «Музей
путешествий»

С. 149-153 прочитать,
подготовить пересказ

-

-


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».