Мун•rwщал·ьhое автономное общеобразоватеш,нос учреждение «СредЮI)( обшеобраюаательnаяшкола No 1 с уrлублснньш юучснисм отдельных nредметоs имени Б.С.Суворова)) Прин.ято «Уmерждаю)) на nедш"Qrичес.ком совете Щ1ректо прмокол от J1' №._,1 -- ОУ «СОШ №1» л· - апдры:nша 1. каз i oт3/.0l. оJ. µ>,lQ АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ЗПР (вариант 7.2) ПРОГРАММА по учебному предмету для 4 класса «Литературное чте1111е» ЗПР (Вариант 7.1) 4 класс 2020-2021 учеб11ый год Со(,--rазнтель: У• итель началы1ых к.r1ассов Бу11аиова Т.В. r. Верх_няя Пышма 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1.Нормативная база и УМК Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии: - Закона Российской Федерации от 10.07. 2012 № 3266-1 «Об образовании» (ст. 9, 13, 14, 15, 32); - Санитарно – эпидемиологических правил и норм СанПиН, 2.4.2.28-21-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189.; - приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10. 2009 № 373, зарегистрированного Минюстом России 22.12. 2009 № 15785, «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060);(начальная школа) - - приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; - «О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе». (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999); - «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе». (Письмо МО РФ № 1561/14-15 от19.11.1998); - «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе». (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002); - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598) - требований к результатам освоения АООП НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 7.1.); - АООП НОО для обучающихся с ЗПР МАОУ «СОШ №4»; - Учебного плана МАОУ «СОШ №4»; - Календарного учебного графика МАОУ «СОШ №4». Программа разработана на основе учебно-методического комплекта автора: С.Ю. Ильина. Чтение 4 класс, (Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы). Учебно-методические разработки, презентации, физкультминутки на Интернет-сайтах: http://www.it-n.ru/ http://festival.1september.ru/ http://www.nachalka.com/ http://www.4stupeni.ru/ http://www.uroki.net/docnach.htm http://www.pedsovet.su/load/100 http://www.openclass.ru/node/324 http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/18ece49a http://www.zavuch.info/component/mtree/nachal/literatnach/nachlitplanir/ ------ 3--q-q.html 1.2. Цели, задачи, структура и содержание учебного предмета Цель: обучение детей навыку чтения и понимания прочитанного, введение ребенка в мир художественной литературы. Задачи: - формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза; - формирование, закрепление и постепенное совершенствование навыков чтения – сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя; - уточнение и обогащение словарного запаса путём расширения и дифференциации непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении; - формирование умений полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодоление недостатков в развитии эмоционально-волевой сферы детей; - развитие нравственных и эстетических представлений и чувств, художественного вкуса, творческого и воссоздающего воображения, коррекция личностного развития ребёнка; - преодоление недостатков в развитии речи учащихся, формирование речевых умений и навыков, знаний о родном языке; - развитие и расширение первоначальных знаний и представлений детей об окружающем мире, обогащение чувственного опыта ребенка, развитие его мыслительной деятельности и познавательной активности; - привитие интереса к книге, к самостоятельному чтению. Специфические общие задачи коррекционно-развивающего обучения детей младшего школьного возраста: Развитие до необходимого уровня психо-физиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно-моторной координации. Обогащение кругозора детей, формирование отчётливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые позволяют ребёнку осознанно воспринимать учебный материал. Формирование социально-нравственного поведения, обеспечивающего детям успешную адаптацию к школьным условиям(осознание новой социальной роли ученика, выполнение обязанностей, диктуемых этой ролью, ответственное отношение к учёбе, соблюдение правил поведения на уроке, правил общения) Формирование учебной мотивации: последовательное замещение отношений «взрослый-ребёнок», преобладающих на начальном этапе обучения в классах КРО, на отношения «учитель-ученик», которые служат основой для формирования познавательных интересов. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности(познавательная активность, самостоятельность, произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности. Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умение ориентироваться в задании, планировать работу, выполнять её в соответствии с образцом, инструкцией, осуществлять самоконтроль и самооценку. Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений(операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений). Повышение уровня общего развития школьников и коррекции индивидуальных отклонений. Охрана и укрепление соматического и психического здоровья школьников. Организация благоприятной социальной среды. Психолого-педагогические и организационные условия реализации программы: -реализация коррекционно-развивающих мероприятий в соответствии с образовательным маршрутом ученика; -наличие оборудования, учебных пособий, методик соответствующих типологии отклоняющего развитие детей и обеспечивающих адекватную среду жизнедеятельности; -учет особенностей развития каждого ребенка; -предоставление психологических и социальных индивидуальных консультаций; -создание условий по охране и укреплению здоровья детей; -формирование мотивационной готовности к обучению; -развитие и совершенствование высших психических функций (память, внимание, восприятие, мышление, речь); -развитие и совершенствование произвольности, регуляции собственного поведения, умения планировать и выполнять по плану учебные и внеучебные действия; -совершенствование и развитие эмоционально-личностной сферы; -коррекция детско-родительских отношений. 1.3 Структура и содержание курса Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы. «Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте. Тематика чтения определяется содержанием комплекта учебников. Она включает произведения устного народного творчества, художественные произведения для детей отечественных и зарубежных писателей и поэтов прошлого и современности. Развитие и совершенствование правильности, беглости, выразительности и сознательности чтения осуществляются в процессе систематического чтения и перечитывания целых произведений, отдельных отрывков из них, в ходе анализа прочитанного с использованием приема выборочного чтения и др. При работе над текстом дети учатся отвечать на вопросы по тексту, рассказывать о своих наблюдениях в связи с прочитанным; в последующие годы формируется умение сравнивать то, что они узнали из текста, с собственным опытом, Наблюдениями и ранее прочитанными произведениями. Учащиеся овладевают умением сначала с помощью учителя, а затем самостоятельно определять главную мысль произведения. Работая с детьми, имеющими задержку психического развития, необходимо постепенно, поэтапно переводить их от умения работать над текстом с помощью учителя к умению работать самостоятельно. Так, например, программа второго года обучения требует сформировать у ученика умение делить текст на части по вопросам, затем делить текст на законченные по смыслу части и участвовать в коллективной работе по озаглавливанию частей для составления плана. В дальнейшем от ученика требуется умение самостоятельно делить текст на части и с помощью учителя, а затем самостоятельно составлять план прочитанного. Работа над литературным текстом предусматривает также постепенное формирование у учащихся умения сначала по вопросам учителя, а затем самостоятельно передавать содержание прочитанного и иллюстраций к нему, выполнять краткий и выборочный пересказ. Или, обучив детей на первоначальном этапе подбору в тексте слов и выражений, характеризующих действующих лиц и их поступки, затем переходить к составлению рассказа о персонаже произведения и, наконец, к сопоставлению нескольких персонажей из одного или разных рассказов. Дети обучаются элементарному анализу художественных произведений, практическому умению различать сказку, рассказ, статью, стихотворение, басню. С самого начала обучения учитель обращает внимание школьников на синонимы, образные выражения, фразеологические обороты и стремится обогащать ими речь учащихся. Учитывая, что дети с задержкой психического развития испытывают трудности в понимании смысла художественного произведения, в установлении причинно-следственных и временных связей, не умеют самостоятельно почерпнуть из текста новую для них информацию, ограниченно воспринимают средства художественной выразительности, учителю необходимо опираться на детальный и глубокий анализ содержания, выявлять разнообразные взаимосвязи и взаимозависимости, помогать детям приобретать новые знания, выяснять значимое и существенное в тексте, его художественную направленность. Учащихся специально готовят к работе над текстами. Подготовка заключается в создании ярких представлении о предметах, явлениях и событиях, описанных в текстах. Учитель стремится дать детям возможность опереться на собственный чувственный опыт, на непосредственные наблюдения в связи с прочитанным, поэтому особое значение Приобретает проведение специальных экскурсий. Правильное восприятие текста связано с творческим ц воссоздающим воображением, оценочным отношением к прочитанному, с сопереживанием описанных событий. Для развития этих качеств используют «словесное рисование картин» к тексту, творческое дополнение и изменение сюжетных линий произведения, создание сказок; детей обучают умению элементарно оценивать поступки героев, что способствует более глубокому переживанию прочитанного, формирует эмоциональную отзывчивость, усиливает воспитательное воздействие произведения. На уроках чтения постоянное внимание уделяется культуре речи учащихся, обогащению и активизации словаря. Детей обучают использованию образцов авторской речи (цитированию), пословиц, устойчивых фразеологических словосочетаний, грамматически правильному построению высказываний, литературному произношению. Обязательным разделом работы над текстом является внеклассное чтение, для которого в первые два года обучения выделяется по одному уроку в неделю, а в 4 классе — по одному уроку в две недели. Цель занятий по внеклассному чтению — формировать умения, связанные с самостоятельной работой учащихся с книгой. Задачами этих уроков являются: • знакомство учащихся с лучшими книгами, предназначенными для детского чтения, и с их авторами; • воспитание читательской активности и любознательности; • расширение и углубление знаний, получаемых в классе по другим предметам; • развитие индивидуальных интересов и склонностей; • обучение приемам работы с книгой, умению отбирать книги для чтения; • предоставление учащимся детской литературы, входящей в круг чтения современного младшего школьника, во всем ее разнообразии; • формирование интереса к книгам и положительного отношения к самостоятельному чтению. Уроки внеклассного чтения воспитывают у школьников потребность в чтении детских книг для пополнения фактических знаний и нравственно-эстетического опыта, для познания окружающей действительности и самопознания. В круг самостоятельного чтения учащихся входят сказки стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы и повести научно-популярные произведения, правдиво и ярко отражающие жизнь, повествующие о моральной силе человека. Обязательным условием при руководстве самостоятельным детским чтением является развитие у учащихся умения использовать читательскую и языковую подготовку, полученную на уроках обучения грамоте, классного чтения, грамматики, правописания и развития речи, в том числе и умения ориентироваться в учебной книге, самостоятельно работать над заданиями к текстам, пользоваться оглавлением, находить произведения, близкие по тематике, жанру или авторской принадлежности. В систему уроков внеклассного чтения входят уроки-утренники, уроки-доклады, устные уроки: журналы, конференции и т.п. 1.4. Организация учебного процесса 1.4.1.Учебный план Кол-во Кол-во недель часов в неделю Итого 1 класс 4 33 132 2 класс 4 34 136 3 класс 4 34 136 4 класс 3 34 102 Итого 506 1.4.2. Реализуемые технологии: Ведущая технология – коррекционно-развивающее обучение. Коррекционно-развивающее образование определяется как совокупность условий и технологий, предусматривающих профилактику, своевременную диагностику и коррекцию ситуаций и состояний риска адаптационных нарушений в развитии детей. Содержание образования в системе КРО сохраняет базовый компонент традиционной системы и отличается особенностями, отражающими коррекционноразвивающую направленность обучения. В свете модернизации образования важная цель определяется следующим образом: привести ребёнка к этапу основной ступени обучения, с существенными изменениями в его развитии, то есть, с теми новообразованиями, которые определяются не только приобретённым жизненным опытом, но и системой их обучения. Цель начального обучения в системе коррекционно-развивающего обучения совпадает с целью традиционного начального обучения – научить детей читать, писать, считать, сформировать основные умения и навыки учебной деятельности, развить элементы теоретического мышления, операции самоконтроля, культуру речи и поведения, основы личной гигиены и здорового образа жизни. Принципы построения содержания учебного материала: -практической направленности изучаемого материала; опоры на жизненный опыт, выделения сущностных признаков изучаемых явлений и объективных внутренних связей в содержании обучения как в рамках одного предмета, так и между предметами; необходимости и достаточности при определении объёма предъявляемого содержания; введение в содержание коррекционных разделов, обеспечивающих активизацию познавательной деятельности, актуализацию усвоенных ранее знаний и формирование общеинтеллектуальных умений и навыков. Дидактические принципы: -принцип пропедевтического характера обучения (введение в содержание обучения разделов, обеспечивающих готовность к восприятию программного материала); -коррекционно-развивающей направленности обучения (решение задач общего развития и коррекции отклонений в развитии ребёнка); -ориентации обучения на «зону ближайшего развития»; -дифференцированного подхода (учёт индивидуальных отклонений в развитии ребёнка); -комплексного воздействия (психолого-педагогическое сопровождение обучения). Методическая основа технологии КРО – индивидуализация и дифференциация учебного процесса. Ожидаемый результат: успешное освоение образовательным стандартом(нижней границей требований к знаниям, умениям и навыкам обучающихся) в объёме начальной школы и продолжение обучения в средней школе. Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого. Художественно эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения школьников вошли преимущественно художественные тексты. Эти произведения, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира человеческих отношений, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через которые автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения. Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Кроме навыка чтения и речеведческих умений (деление текста на части, озаглавливание, составление плана, сжатый и полный пересказ прочитанного), учащиеся овладевают приемами выразительного чтения. Коммуникативно-речевой принцип нацелен на проведение уроков диалогов, уроков воображаемого общения юных читателей с писателем и героями его произведений. При обучении детей чтению их знания должны пополняться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе, писателе, о теме читаемого произведения его жанре. Об особенностях малых фольклорных жанрах (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Приёмы. Важным условием коррекционно-развивающего урока является: - активное воздействие на умственное развитие обучающихся; - практическая направленность (практические действия сопровождаются речью) -четкая последовательность, поэтапность действий и рассуждений (постепенная свертываемость); - частая смена видов деятельности; - частое повторение; - использование наглядных и практических методов обучения; - темп урока в соответствии с развитием детей. - использование дифференцированных заданий; - выделение существенных признаков; - опора на жизненный опыт ребенка; - соблюдение в определении объема материала (необходимого и достаточного); -«пошаговый» принцип (сообщение нового материала предельно развернуто и небольшими дозами с постепенным усложнением. Технология - ИКТ Использование ИКТ на уроках литературного чтения позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более интересным. 1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно энциклопедические программы; программа презентаций Power Point); 2) закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы); 3) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы); 4) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.) - СИРС. Задачи перед информатизацией образования стоят важнейшие: 1) повышение качества подготовки учащихся на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий; 2) применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности; 3) интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.); 4) адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого; 5) совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса. Конкретные ссылки на технологию есть в календарно-тематическом планировании. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. появление стихийных групповых игр. Реализую игровые приемы и ситуации при урочной форме по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Основные методы обучения, формы организации деятельности учащихся. 1.4.3. Основные формы, средства обучения. Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, в парах. - Фронтальная форма работы направлена на активизацию мыслительных действий обучающихся. - Групповая работа и работа в парах способствует формированию сотрудничества, умений слушать и слышать (себя, одноклассников, учителя). - Индивидуальная форма предполагает формирование навыков самостоятельной работы у ребенка. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - самостоятельного чтения книг; - высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении; - самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам; - работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях). Методы обучения: 1 группа – словесные методы. Рассказ предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала и применяется на всех этапах школьного обучения. Объяснение – словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Беседа – диалогический метод обучения, при котором учитель путём постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. Работа с учебником и книгой – важнейший метод обучения. В начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством учителя. 2 группа – наглядные методы. Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и т.п. Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др. 3 группа – практические методы. Упражнения – повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия. Упражнения по своему характеру подразделяются на устные , письменные, графические и учебно-трудовые. Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы. 1.4.4 Основные требования к уровню подготовки обучающихся по данному предмету 1 класс Владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения при темпе громкого чтения не менее 25-30 слов в минуту. Понимать содержание прочитанного, определять его тему. Устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного. Составлять пересказ прочитанного, придумывать начало повествовательного текста. Выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания. Самостоятельно или с помощью учителя давать простейшие характеристики основным действующим лицам прочитанного текста. Знать не менее 5-6 народных сказок, уметь их пересказывать. 2класс обучающиеся должны знать: - правила подготовки к выразительному чтению: обдумать содержание, представить себе изображенную картину, услышать звучание строки, фразы и уловить их мелодичность, осмыслить исполнительскую задачу. - средства художественной выразительности (Эпитеты, сравнения), образность и выразительность слова - различать на слух произведения различных жанров. обучающиеся должны уметь: - правильно, сознательно, достаточно бегло читать целыми словами. Темп чтения незнакомого текста не ниже 50 слов в минуту. - соотносить темп чтения с содержанием высказывания и текста - уметь убыстрять и замедлять темп речи и чтения; увеличивать и уменьшать силу голоса в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи высказывания. - читать художественные произведения по ролям - отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нем предложения, подтверждающие устное высказывание. - воспроизводить содержание текста по вопросам или картинному плану. - ориентироваться в учебной книге с помощью содержания, уметь пользоваться заданиями и вопросами, помещенными в учебнике. - передавать впечатления от общения с природой с помощью высказываний и рисунков, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настроению. 3 класс обучающиеся должны знать: - фамилии трех-четырех (новых по сравнению с прошлым учебным годом) писателей и названия их произведений для детей; - наизусть 8 -10 стихотворений. обучающиеся должны уметь: - читать вслух сознательно, правильно и выразительно целыми словами (малоизвестные слова сложной слоговой структуры – по слогам) в темпе 50 -60 слов в минуту; - осознанно читать про себя; - определять смысл описываемых событий и поступков героев, выражая своё отношение к ним; - устанавливать логические связи между событиями и явлениями, описанными в тексте; - пересказывать прочитанное подробно и сжато; - сочинять новое окончание сюжета или вставные эпизоды в текст сказки на основе прочитанного; - самостоятельно находить произведения по их названию в оглавлении. 4 класс обучающиеся должны знать: - фамилии 10 – 12 писателей (поэтов) и их произведений для детей; - детские периодические издания; - профессии людей, занятых литературным трудом (писатель, поэт, драматург, журналист, корреспондент, режиссер, актер, редактор, корректор); - наизусть 10 – 12 стихотворений (в том числе о разных временах года). - - обучающиеся должны уметь: читать вслух сознательно, правильно, выразительно и достаточно бегло, с соблюдением норм орфоэпии текст в темпе 70-80 слов в минуту; осознанно читать про себя текст любого объёма и жанров; передавать при чтении различными выразительными средствами (темп, громкость, тон, мелодика, паузы, логические ударения) своё отношение к прочитанному, к событиям, поступкам героев, фактам – по заданию учителя и по личной инициативе; давать подробный, выборочный и краткий пересказ прочитанного; воспроизводить содержание текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения, с заменой диалога повествованием; понимать эмоциональное состояние персонажей, отзываться эмоционально на содержание прочитанного; выбирать героев произведений в качестве образца для подражания, рассуждать на тему «Что такое хорошо и что такое плохо»; - замечать особенности речи действующих лиц, определять свое и авторское отношение к событиям и персонажам; - различать в тексте, объяснять и пользоваться в собственной речи оттенки значений слов, образные средства выразительности (сравнения, эпитеты, метафоры, фразеологические обороты – без употребления терминов); - составлять творческие рассказы или описывать (устно) эпизоды с изменением лица рассказчика, от имени одного из героев, с вымышленным вставным или заключительным эпизодом, сказочные тексты; - практически различать жанры художественных произведений(стихотворение, басня, сказка, рассказ) и произведения народного творчества (сказки, пословицы, песенки, загадки); отличать книгу художественную, научную; связный текст от набора предложений; - слушать учителя и одноклассников при чтении художественных произведений, замечать ошибки свои и одноклассников в процессе чтения; - делить текст на части, озаглавливать их, объяснять смысл названия текста и текста в целом; - ориентироваться в книге (титульный лист, оглавление, предисловие, иллюстрации, абзац, красная строка), пользоваться оглавлением и сносками. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - самостоятельного чтения книг; - высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении; - самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам; - работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях). - Общие учебные умения и навыки: 1. Организация учебного труда: Обучающиеся должны: -уметь самостоятельно готовить рабочее место для занятий; -привычно соблюдать правильную осанку во время работы; -выполнять советы по оказанию помощи товарищам в учебной работе; -овладевать отдельными приёмами контроля и оценки деятельности (ответ на вопрос: «Зачем и как это делать?», «Что и как нужно делать, чтобы достичь цели?», «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); определение причин возникающих трудностей и путей их устранения; предвидение трудностей; -придерживаться заданного темпа; -уметь работать самостоятельно и сотрудничать с товарищами (в паре, группе); уметь договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности. 2. Речевая деятельность и работа с информацией: -уметь работать с учебными, художественными, научно-популярными текстами, доступными для восприятия младшими школьниками; -уметь строить монологические высказывания (по предложенной теме, по заданному вопросу); участвовать в диалоге (постановка вопросов, построение ответа); -использовать простейшие логические выражения типа: «…и/или…», «если…, то…», «не только…, но и…». Элементарно обосновать высказанное суждение -овладеть первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера. Уметь найти (проверить) необходимую информацию в словарях, каталоге библиотеки. Упорядочить информацию по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию). Литературное чтение Предмет: Класс: 4 б Учитель: Т.В.Буланова № Тема (раздел) 1. Летописи, былины, сказания, жития 2. Чудесный мир классики. 3. Поэтическая тетрадь 4. Литературные сказки. 5. Делу время – потехе час. 6. Страна далекого детства. 7. Природа и мы 8. Родина 9. Страна фантазия. 10. Зарубежная литература Всего Количество часов 9 18 8 13 11 9 10 6 7 11 102 Календарно-тематическое планирование на 2020-2021 учебный год № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10.1 11.2 дата Тема урока 1 четверть(27ч.) Летописи. Былины. Жития (9 ч) Знакомство с названием раздела. Былины. Поэтический текст былины «Ильины три поездочки». Составление рассказа о главном герое. Прозаический текст былины в пересказе Н.Карнауховой «Три поездки Ильи Муромца». Сравнение поэтического и прозаического текстов. Герой былины – защитник государства Российского. Картина В.Васнецова «Богатыри». Летописи. Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». События летописи – Основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников. Из летописи «И вспомнил Олег коня своего». Летопись – источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А.Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Житийная литература. Житие Сергия Радонежского. Герой былины - защитник Русского государства. Картина В.Васнецова «Богатыри». Проект « Создание календаря исторических событий». Поговорим о самом главном. Беседа на нравственную тему о героях. Проведение тематической проверочной работы. Чудесный мир классики (18 ч) Знакомство с названием раздела. Знакомство с жизнью и творчеством А.С.Пушкина. Подготовка устного сообщения об авторе. А. Пушкин. «Няне». Авторское отношение к изображаемому. 12.3 13.4 14.5 15.6 16.7 17.8 18.9 19.10 20.11 21.12 22.13 23.14 24.15 25.16 26.17 27.18 28.1 29.2 30.3 Интонация стихотворения. А.С.Пушкин «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье…». Авторское отношение к изображаемому. Интонация стихотворения. Сравнение произведений словесного и изобразительного искусства. А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях…». Мотивы народной сказки в литературной. А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях…». Характеристика героев сказки, отношение к ним, сравнение. А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях…». Деление сказки на части. Составление плана. Пересказ основных эпизодов сказки. Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова. Составление устного сообщения об авторе. «Ашик-Кериб. Турецкая сказка». Сравнение мотивов русской и турецкой сказки. «Ашик-Кериб. Турецкая сказка». Герои турецкой сказки. Характеристика героев, отношение к ним. «Ашик-Кериб. Турецкая сказка». Герои турецкой сказки. Характеристика героев, отношение к ним. Жизнь и творчество Л.Н.Толстого. Составление устного сообщения об авторе. Л. Толстой. «Детство». Самостоятельное чтение. Л. Толстой. «Детство». События рассказа. Характер главного героя рассказа. Жизнь и творчество А.П.Чехова. Составление устного сообщения об авторе. А.Чехов. «Мальчики». Смысл названия рассказа. А.Чехов. «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени. Характер героев художественного текста. Поговорим о самом главном. Беседа на нравственную тему о любви к Родине и родному языку. Проведение тематической проверочной работы. 2 четверть (21ч.) Поэтическая тетрадь (8 ч) Знакомство с названием раздела. К. Ушинский «Четыре желания». Сравнение картин природы, созданных художниками и писателями. Ф. Тютчев. «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…». Эпитет. Отбор средств художественной выразительности для создания картины природы. Ритм, порядок слов, знаки препинания как отражение особого настроения в лирическом тексте. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка». Картины природы в лирическом стихотворении. Ритм стихотворения. Интонация (тон, паузы, темп) стихотворения. 31.4 32.5 33.6 34.7 35.8 36.1 37.2 38.3 39.4 40.5 41.6 42.7 43.8 44.9 45.10 46.11 47.12 48.13 49.1 50.2 51.3 52.4 53.5 54.6 55.7 Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шёпот моих лесов?». Передача настроения и чувства в стихотворении. И. Никитин. «В синем небе плывут над полями…». Изменение картин природы в стихотворении. Н. Некрасов. «Саша». Выразительное чтение. И. Бунин. «Листопад». Картина осени в стихах И.Бунина. Слово как средство художественной выразительности. Сравнения, эпитеты. Проведение тематической проверочной работы. Литературные сказки (13 ч) Знакомство с названием раздела. Выставка литературных сказок. В. Одоевский. «Городок в табакерке». Художественная особенность сказки. В. Одоевский. «Городок в табакерке». Заглавие и главные герои литературной сказки. В. Одоевский. «Городок в табакерке». Деление текста на части. Составление плана сказки. Подробный пересказ. П. Бажов. «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте. Заглавие. П. Бажов. «Серебряное копытце». Герои художественного произведения. Авторское отношение к героям произведения. П. Бажов. «Серебряное копытце». Герои художественного произведения. Авторское отношение к героям произведения. С. Аксаков. «Аленький цветочек». Мотивы народных сказок в литературном тексте. Заглавие. С. Аксаков «Аленький цветочек». Герои художественного текста. С. Аксаков. «Аленький цветочек». Деление текста на части. Составление плана. Выборочный пересказ сказки. С. Аксаков. «Аленький цветочек». Словесное иллюстрирование. Поговорим о самом главном. Беседа на нравственную тему: «Что такое внутренняя красота» Оценка достижений. Контрольная работа за 1 полугодие. 3 четверть (30ч.) Делу время — потехе час (11 ч) Знакомство с названием раздела. Жизнь и творчество В.Драгунского. Подготовка сообщения об авторе с использованием ресурсов Интернета. В.Драгунский «Денискины рассказы». Самостоятельное чтение. Работа по вопросы. Е. Шварц. «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения. Е. Шварц. «Сказка о потерянном времени». Жанр произведения. Инсценирование произведения. Е. Шварц. «Сказка о потерянном времени». Жанр произведения. Инсценирование произведения. В. Драгунский. «Главные реки». Особенности юмористического текста. Авторское отношение к изображаемому. В. Драгунский. «Главные реки». Пересказ текста от лица героев. 56.8 57.9 58.10 59.11 60.1 61.2 62.3 63.4 64.5 65.6 66.7 67.8 68.9 69.1 70.2 71.3 72.4 73.5 Поговорим о самом главном. Беседа на нравственную тему о труде. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел». Самостоятельное чтение. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел». Составление отзыва на произведение. Проведение тематической проверочной работы. Страна детства (9ч) Знакомство с названием раздела. Составление рассказа о творчестве писателя. Б. Житков. «Как я ловил человечков». Особенности развития сюжета. Б. Житков. «Как я ловил человечков». Поступки героев произведения. К. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». Особенности развития событий: выстраивание их в тексте. К. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». Герои произведения. Музыкальное сопровождение произведения. Поговорим о самом главном. М. Зощенко. «Ёлка». Герои произведения. М. Зощенко. «Ёлка». Составление плана. Пересказ. Внеклассное чтение. М.Цветаева «Наши царства», «Бежит тропинка с бугорка», С.Есенин «Бабушкины сказки». Проведение тематической проверочной работы. Природа и мы (10 ч) Знакомство с названием раздела. Написание отзыва на книгу и составление аннотации к ней. Д. Мамин-Сибиряк. «Приёмыш». Анализ заголовка. Д. Мамин-Сибиряк. «Приёмыш». Подготовка выборочного пересказа. Отношение человека к природе. Д. Мамин-Сибиряк. «Приёмыш». С.Есенин «Лебедушка». Сравнение художественного и научно-познавательного произведения. М. Пришвин. «Выскочка». Анализ заголовка. Герои произведения. Характеристика героя на основе поступка. 74.6 Поговорим о самом главном. А. Куприн. «Барбос и Жулька». Беседа на нравственную тему о самопожертвовании. 75.7 76.8 В. Астафьев. «Стрижонок Скрип». Герои рассказа. В. Астафьев. «Стрижонок Скрип». Деление текста на части. Составление плана. В. Астафьев «Стрижонок Скрип».Выборочный пересказ. Проведение тематической проверочной работы. 4 четверть (24ч) Родина (6 ч) Знакомство с названием раздела. Оформление выставки книг о 77.9 78.10 79.1 80.2 81.3 82.4 83.5 84.6 85.1 86.2 87.3 88.4 89.5 90.6 91.7 92.1 93.2 94.3 95.4 Родине. И. Никитин. «Русь». Риторический вопрос. С. Дрожжин. «Родине». Авторское отношение к изображаемому. А. Жигулин. «О, Родина! В неярком блеске…». Тема стихотворения. Поговорим о самом главном. Песня защитников Брестской крепости. Проект «Они защищали Родину». Проверим себя. Страна Фантазия (7 ч) Знакомство с названием раздела. Книги о космосе. Е. Велтистов. «Приключения Электроника» Е. Велтистов. «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра. Е. Велтистов. «Приключения Электроника». Необычные герои фантастического рассказа. Кир Булычёв. «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра. Кир Булычёв. «Путешествие Алисы». Сравнение героев фантастических рассказов. Обобщение знаний. Страна Фантазии. Оценка достижений. Зарубежная литература (11ч ) Знакомство с названием раздела. Д. Свифт. «Путешествие Гулливера». Художественное своеобразие произведения. Д. Свифт. «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. Д. Свифт. «Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы. Особенности их характеров. Г. Х. Андерсен. «Русалочка». Авторская сказка. Деление на части отрывка, озаглавливание частей. 96.5 Г. Х. Андерсен. «Русалочка». Рассказ о Русалочке. 97.6 98.7 Г. Х. Андерсен. «Русалочка». Рассказ о Русалочке. Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». Особенности повествования. Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». Герои приключенческой литературы. Сравнение героев, их поступков. Контрольная работа за год. Обобщение. Зарубежная литература. Викторина по прочитанным произведениям. Обзор рекомендательной литературы на лето для сам.чтения 99.8 100.9 101.10 102.11