Рабочая программа учебного курса по химии для 8-9 класса Программа данного курса подготовлена в соответствии с требованиями: - Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. -Требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования второго поколения; -Примерной программы основного общего образования по химии; -ООПООО МАОУ «СОШ№4» Программа рассчитана на 70 часов в 8 классе и 68 – в 9 классе (2 часа в неделю). Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне. Цели изучения химии : • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике; • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций; • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями; • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры; • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде. Планируемые результаты освоения учебного предмета Выпускник научится: характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент; описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки; раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии; раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории; различать химические и физические явления; называть химические элементы; определять состав веществ по их формулам; определять валентность атома элемента в соединениях; определять тип химических реакций; называть признаки и условия протекания химических реакций; выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта; составлять формулы бинарных соединений; составлять уравнения химических реакций; соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов; пользоваться лабораторным оборудованием и посудой; вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ; вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения; вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции; характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода; получать, собирать кислород и водород; распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород; раскрывать смысл закона Авогадро; раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»; характеризовать физические и химические свойства воды; раскрывать смысл понятия «раствор»; вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе; приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества; называть соединения изученных классов неорганических веществ; характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей; определять принадлежность веществ к определенному классу соединений; составлять формулы неорганических соединений изученных классов; проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ; распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора; характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений; раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева; объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева; объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»; характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки; определять вид химической связи в неорганических соединениях; изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей; раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень окисления» «восстановитель», «окисление», «восстановление»; определять степень окисления атома элемента в соединении; раскрывать смысл теории электролитической диссоциации; составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена; составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена; определять возможность протекания реакций ионного обмена; проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ; определять окислитель и восстановитель; составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций; называть факторы, влияющие на скорость химической реакции; классифицировать химические реакции по различным признакам; характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов; проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств газообразных веществ: углекислого газа, аммиака; распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ и аммиак; характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов; называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая кислота, олеиновая кислота, глюкоза; оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека; грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни определять возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с кислородом, водородом, металлами, основаниями, галогенами. Выпускник получит возможность научиться: выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций; характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества; составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям; прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав; составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов; выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции; использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде; использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ; объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах; критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации; осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека; создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др . Содержание учебного предмета «Химия» В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, формировании научной картины мира, создании основы химических знаний, необходимых для повседневной жизни, навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни, а также в воспитании экологической культуры. Успешность изучения химии связана с овладением химическим языком, соблюдением правил безопасной работы при выполнении химического эксперимента, осознанием многочисленных связей химии с другими предметами школьного курса. Программа включает в себя основы неорганической и органической химии. Главной идеей программы является создание базового комплекса опорных знаний по химии, выраженных в форме, соответствующей возрасту обучающихся. В содержании данного курса представлены основополагающие химические теоретические знания, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, прогнозирование свойств веществ, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ и материалов. Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно-молекулярное учение, Периодический закон Д.И. Менделеева с краткими сведениями о строении атома, видах химической связи, закономерностях протекания химических реакций. В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ, описанию результатов ученического эксперимента, соблюдению норм и правил безопасной работы в химической лаборатории. Реализация данной программы в процессе обучения позволит обучающимся усвоить ключевые химические компетенции и понять роль и значение химии среди других наук о природе. Изучение предмета «Химия» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами:«Биология», «География», «История», «Литература», «Математика», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Русский язык», «Физика», «Экология». Первоначальные химические понятия Предмет химии. Тела и вещества. Основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент. Физические и химические явления. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. Атом. Молекула. Химический элемент. Знаки химических элементов. Простые и сложные вещества. Валентность. Закон постоянства состава вещества. Химические формулы. Индексы. Относительная атомная и молекулярная массы. Массовая доля химического элемента в соединении. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Коэффициенты. Условия и признаки протекания химических реакций. Моль – единица количества вещества. Молярная масса. Кислород. Водород Кислород – химический элемент и простое вещество. Озон. Состав воздуха. Физические и химические свойства кислорода. Получение и применение кислорода. Тепловой эффект химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Водород – химический элемент и простое вещество. Физические и химические свойства водорода. Получение водорода в лаборатории. Получение водорода в промышленности. Применение водорода. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород). Объемные отношения газов при химических реакциях. Вода. Растворы Вода в природе. Круговорот воды в природе. Физические и химические свойства воды. Растворы. Растворимость веществ в воде. Концентрация растворов. Массовая доля растворенного вещества в растворе. Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева Строение атома: ядро, энергетический уровень. Состав ядра атома: протоны, нейтроны. Изотопы. Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номера группы и периода периодической системы. Строение энергетических уровней атомов первых 20 химических элементов периодической системы Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств атомов химических элементов и их соединений на основе положения в периодической системе Д.И. Менделеева и строения атома. Значение Периодического закона Д.И. Менделеева. Основные классы неорганических соединений Оксиды. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оксидов. Химические свойства оксидов. Получение и применение оксидов. Основания. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оснований. Получение оснований. Химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические свойства кислот.Получение и применение кислот. Химические свойства кислот. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различных средах. Соли. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей. Получение и применение солей. Химические свойства солей. Генетическая связь между классами неорганических соединений. Проблема безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность. Строение веществ. Химическая связь Электроотрицательность атомов химических элементов. Ковалентная химическая связь: неполярная и полярная. Понятие о водородной связи и ее влиянии на физические свойства веществ на примере воды. Ионная связь. Металлическая связь. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки. Химические реакции Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Понятие о катализаторе. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления атомов химических элементов; поглощению или выделению энергии. Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей.всоединенияхСтепень окисления. Определение степени окисления атомов химических элементов. Окислитель. Восстановитель. Сущность окислительно-восстановительных реакций. Неметаллы IV – VII групп и их соединения Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Общие свойства неметаллов. Галогены: физические и химические свойства. Соединения галогенов: хлороводород, хлороводородная кислота и ее соли. Сера: физические и химические свойства. Соединения серы: сероводород, сульфиды, оксиды серы. Серная, сернистая и сероводородная кислоты и их соли. Азот: физические и химические свойства. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота. Азотная кислота и ее соли. Фосфор: физические и химические свойства. Соединения фосфора: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и ее соли. Углерод: физические и химические свойства. Аллотропия углерода: алмаз, графит, карбин, фуллерены. Соединения углерода: оксиды углерода (II) и (IV), угольная кислота и ее соли. Кремний и его соединения. Металлы и их соединения Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Металлы в природе и общие способы их получения. Общие физические свойства металлов. Общие химические свойства металлов: реакции с неметаллами, кислотами, солями. Электрохимический ряд напряжений металлов. Щелочные металлы и их соединения. Щелочноземельные металлы и их соединения. Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Железо. Соединения железа и их свойства: оксиды, гидроксиды и соли железа (II и III). Первоначальные сведения об органических веществах Первоначальные сведения о строении органических веществ. Углеводороды: метан, этан, этилен. Источники углеводородов: природный газ, нефть, уголь. Кислородсодержащие соединения: спирты (метанол, этанол, глицерин), карбоновые кислоты (уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая и олеиновая кислоты). Биологически важные вещества: жиры, глюкоза, белки. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Типы расчетных задач: 1. Вычисление массовой доли химического элемента по формуле соединения. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям химических элементов. 2. Вычисления по химическим уравнениям количества, объема, массы вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции. 3. Расчет массовой доли растворенного вещества в растворе. Примерные темы практических работ: 1. Лабораторное оборудование и приемы обращения с ним. Правила безопасной работы в химической лаборатории. № п/п 2. Очистка загрязненной поваренной соли. 3. Признаки протекания химических реакций. 4. Получение кислорода и изучение его свойств. 5. Получение водорода и изучение его свойств. 6. Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества. 7. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений». 8. Реакции ионного обмена. 9. Качественные реакции на ионы в растворе. 10. Получение аммиака и изучение его свойств. 11. Получение углекислого газа и изучение его свойств. 12. Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы IV – VII групп и их соединений». 13. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения». Наименование темы Всего часов Тематическое планирование по химии, 8 класс, (2 часа в неделю, всего 70 часов) Из них Практические работы Контроль ные работы 1. Тема1.Первоначальные 12 №1.Лабораторное оборудование и приемы обращения с ним. химические понятия Правила безопасной работы в химической лаборатории. №2.Очистка загрязненной поваренной соли. №3.Признаки протекания химических реакций.(демонстрационный) 2. Тема 2. Кислород. Водород 5 №4.Получение кислорода и изучение его и изучение его свойств.(демонстрационный) №5.Получение водорода свойств.(демонстрационный) 3. Тема 3. Вода. Растворы 4 №6.Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества.(демонстрационный) 4. Тема 4 Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева 9 4 Тема 5.Основные классы 10 неорганических соединений К.р. №1 №7. Решение экспериментальных задач по «Основные классы неорганических соединений». теме К.р. №2 Тема 6.Строение веществ. 6 7. Тема 7. Химические реакции 22 8. Резерв 2 Итого: 70 6. К.р. №3 Химическая связь №8.Реакции ионного обмена. К.р.№4 4 Поурочное планирование по химии, 8 класс, (2часа в неделю, всего 70 часов), № урока по предмету № урока по теме Содержание программного материала Ко Дата личес тво часов Тема1.Первоначальные химические понятия.(12часов) 1 1 Вводный инструктаж по ТБ при работе в кабинете химии. Предмет химии. 1 2 2 Физические и химические явления. Основные методы 1 Повторение Физические свойства, физическое тело Физические свойства Задания, формирующие УУД Использование ИКТ регулятивные познавательные коммуникативные личност ные Формирование понятия о химии и ее роли в Формирование умения наблюда ть, делать Формирование умения работать в парах, отвечать Формирование интереса к новому Виртуальная предме- лаборатория 2 2 3-4 3-4 познания: наблюдение, измерение, эксперимент. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей Практические 2 Атом работы:№1.Лабораторное оборудование и приемы обращения с ним. Правила безопасной химической работы в лаборатории. №2.Очистка загрязненной жизни выводы человека при проведе нии опытов, умения работать с книгой ис периоди ческой системой. на вопросы учителя, умение использовать химическ ий язык, умение работать с химической посудой. ту. Формирование понятий о строе- Формирование умения слушать Форми- Презентация рование интереса к Презентация Презентация поваренной соли. 5 5 6 6 7 7 8 8 9 9 Физические и химические явления Атом. Молекула. Химический элемент. Знаки химических элементов. 1 Простые и сложные вещества. Валентность. Закон постоянства состава вещества. Химические формулы. Индексы. 1 Относительная атомная и 1 1 1 Наименьшее общее кратное, атом, молекула Атом. Строение ядра атома Электрон Формирование умения работать молекулярная массы. Массовая доля химического элемента в соединении. 11 11 Химические уравнения. Коэффициенты. 12 12 Условия и признаки протекания химических реакций. Моль – единица количества вещества. Молярная масса. Тема 2. Кислород. Водород (5 часов) 10 10 13 1 14 2 15 3 16 4 Кислород – химический элемент и простое вещество. Озон. Состав воздуха. Тепловой эффект химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Водород – химический элемент и простое вещество. Физические и химические свойства водорода. Получениеводорода. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Период. Группа нии атома, химичес кой связи и ее видах. с книгой, умения интегри ровать знания из физики в химию. учителя, вести диалог с учителем и другими учащимися. конкретномухи мическо муэлеме н-ту, Презентация поиск дополни Презентация тельной информа ции о нем. 1 Физические свойства 1 Физические свойства 1 Относительн ая атомная и молекулярна я массы Овладение навыками для практической деятельности. 1 Умение работать с учебником, дополни тельной литерату рой.пери одической системой. Умение сотрудни чать с учителем в поиске и сборе информац ии, слушать его. Количество вещества Формирование понятия о металлах, неметал лах, количес тве вещества. 1 1 1 Презентация 17 5 Качественные реакции на 1 газообразные вещества (кислород, водород). Объемные отношения газов при химических реакциях. Количество вещества, молярная масса, молярный объем, постоянная Авогадро Тема 3. Вода. Растворы (4 часа) 18 19 20 22 Вода в природе. Круговорот 1 воды в природе. Физические и химические свойства воды 2 Растворы. Растворимость 1 веществ в воде. 3 Концентрация растворов. 1 Массовая доля растворенного вещества в растворе. 4 П.Р. Приготовление растворов 1 с определенной массовой долей растворенного вещества. Тема 4. Строение атома. Периодический закон и периодическая система 1 Умение работать в парах, в группах, отвечать на вопросы учителя. Умение использовать знания в быту. Презентация химических элементов Д.И. Менделеева (9 часов) 23 1 24 2 Строение атома: ядро, энергетический уровень. Состав ядра атома: протоны, нейтроны. Изотопы. 1 1 Атом. Молекула Физическое тело. Презентация 25 3 26 4 27 5 28,29 6,7 30 8 Физические свойства Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номера группы и периода периодической системы. 1 . Строение энергетических уровней атомов первых 20 химических элементов периодической системы Д.И. Менделеева. Строение энергетических уровней атомов первых 20 химических элементов периодической системы Д.И. Менделеева. Значение Периодического закона Д.И. Менделеева. 2 Обобщение и систематизация знаний по теме: «Строение 1 2 атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» 31 9 Контрольная работа № 1по 1 теме «Строение атома.» Тема 5. . Основные классы неорганических соединений (10часов) 32 1 33 2 34 3 35 4 36 5 37 6 38 7 39 8 Оксиды. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оксидов. Химические свойства оксидов. Получение и применение оксидов. Основания. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оснований. Химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические свойства кислот.Получение и применение кислот. Химические свойства кислот. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различных средах. . Соли. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей. Получение и применение солей. Химические свойства солей. Генетическая связь между классами неорганических соединений. Обобщение и систематизация знаний по теме: «Основные классы неорганических соединений» Бытовая химическая грамотность. 1 1 1 3 2 1 1 1 Формирование понятий о химическихреа кци-ях, их типах; умения писать реакции и расставлятьурав не-ниев химичес ких реакцииях. Умение работать с учебником, периоди ческой системой, алгорит мом расставленияко эффициентов в химичес кихурав не-ниях; умение интегри ровать знания из физики в химию. Умение вести диалог, работать в парах, работать с учителем. Умение интегри ровать получен ные знания в практической жизни. Презентация Презентация сообщения 40 9 П. р. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений». 1 41 10 Контрольная работа № 2по теме «Основные классы неорганических соединений». 1 Тема 6. Строение веществ. Химическая связь(6 часов) 42 1 Электроотрицательность 1 атомов химических элементов. Ковалентная химическая связь: неполярная и полярная. 43 2 Понятие о водородной связи и 1 ее влиянии на физические свойства веществ на примере воды. 44 3 Ионная связь. 1 45 4 Металлическая связь. Типы 1 кристаллических (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость свойств решеток веществ физических от типа кристаллической решетки. 46 5 Обобщение и систематизация знаний по теме: «Строение веществ. Химическая связь» 1 Формирование понятий о растворах, электролитичес кой диссоци ации, ионных уравнениях, кислотах, оснований, солях, оксидов, окислительновосстано витель- Формир ование умения работать с учебник ом, алгорит мами составле ния ионных уравнен ий и расстано вки коэффициентов в окислительновосстано вительныхреак Формиро вание умения работать индивиду ально и в парах, сотрудни чать с учителем, умение задавать вопросы. Формир ование умения интегри ровать знания о расстворах, кислотах, основаниях, солях и оксидах в повседневную жизнь. Презентация Презентация Презентация Презентация Презентация Контрольная работа № 3по теме: «Строение веществ. Химическая связь» Тема 7. Химические реакции (22 часа) 48 1 Понятие о скорости химической реакции. 49 2 Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Понятие о катализаторе. 50-52 3-5 Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления атомов химических элементов; поглощению или выделению энергии. 53 6 Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. 54 7 Ионы. Катионы и анионы 47 6 1 ныхреак ци-ях. ции-ях. 1 1 3 1 1 55 8 Реакции ионного обмена. 1 56-57 9,10 2 58 11 Условия протекания реакций ионного обмена. П.р. Реакции ионного обмена 59-62 12-15 4 63-64 16,17 Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Степень окисления. Определение степени 1 2 Презентация 65-66 18,19 67,68 20,21 69 22 окисления атомов химических элементов Окислитель. Восстановитель. Сущность окислительновосстановительных реакций. Обобщение и систематизация знаний по теме: «Химические реакции» Контрольная работа №43по теме:«Химические реакции» УРОК ОБОБЩЕНИЯ 70 2 2 1 9 КЛАСС В 9 классе на 70 часов – 2 часа в неделю: из них практических работ – 5 (Ур. 25, 42, 44, 55,61 ) контрольных работ - 5 самостоятельных работ – 3 (текущий контроль Ур. 13, 20, 37 ) Программный материал (О.С. Габриелян) рассчитан: График текущих и промежуточных контрольных работ: Класс 9 Учебный период № урока, тема Форма котроля I № 16 ОВР. Периодическая система. Водород. текущий контроль II № 32 Галогены. Скорость химических реакций. Подгруппа текущий контроль кислорода. III № 45 Подгруппа азота. Подгруппа кислорода. текущий контроль IV № 57 Металлы. текущий контроль V № 68 Итоговая контрольная работа по курсу химии 9 класса. промежуточный контроль Учебно-тематический план по химии для 9 класса на 70 часов в год № п/п Название темы Кол-во часов 1 Обобщение знаний по курсу 8 класса. Химические реакции.Скорость химических реакций. 5 2 Химические реакции в растворах. 8 3 Неметаллы и их соединения. Общая характеристика неметаллов. 2 4 Галогены. Изучение свойств соляной кислоты 4 5 Подгруппа кислорода 6 6 Подгруппа азота. 7 7 Подгруппа углерода. Углеводороды. Органические соединения. 12 8 Металлы и их соединения 15 9 Химия и окружающая среда 3 10 Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к ОГЭ 6 11 Резервное время 2 Календарно-тематическое планирование по химии, 9 класс (2 ч в неделю, всего 68 ч.) № уро ка Да та Тема урока Содержание урока Колво часов Универсальные учебные действий Познаватель ные УУД Личностные УУД Регулятивны е УУД Коммуникат ивные УУД Демонстр Домаш ации нее задани е Тема 1. Химические реакции.Скорость химических реакций. (5 ч.) 1 (1) 2 (2) Важнейшие классы неорганических соединений. Реакции ионного обмена Составление в молекулярной, полной и сокращенной ионномолекулярных формах уравнений 1 Умения определять понятия; делать обобщения; проводить аналогии; самостоятель Умения осознавать мотивы познавательной деятельности; оценивать свою познавательнотрудовую Умения осуществлять деятельность по самоорганиза ции Умения задавать вопросы; работать в составе творческих групп; высказывать П.1,2 3 (3) 4 реакций, характеризующих способы получения и химические свойства оксидов, оснований, кислот и солей; составление схем генетических рядов но выбирать признаки классификаци ии классифициро вать деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе требованиям и принципам Скорость химическихреакц ий. Скорость химических реакций. Реакции гомогенные и гетерогенные. Зависимость скорости химических реакций от природы реагирующих веществ и их концентрации, температуры и катализатора Умение составлять схемы, таблицы, опорные конспекты, алгоритмы Умение соотносить приложенные усилия с результатами своей деятельности Умения самостоятель но планировать свою работу; выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач Умение участвовать в коллективной деятельности Практическая работа № 1. Решение Работа с текстом учебника; выполнение Умения выбирать наиболее Умения применять ранее полученные Умение организовыва ть свою Умения работать парами или в 1 свое мнение П.3 (4) 5 (5) экспериментальн ых задач по темам «Важнейшие классы неорганических соединений» и «Реакции ионного обмена» экспериментов в соответствии с инструкцией и правилами безопасности; исследование и распознавание веществ эффективные способы решения поставленных задач; сравнивать объекты знания на практике; навыки самооценки и самоанализа деятельность по выполнению заданий учителя согласно правилам работы в кабинете группах; обмениваться информацией с одноклассник ами Обобщающий урок. Тема 2. Химические реакции в растворах. (8 ч.) 6 (1) 7 Электролитическа я диссоциация 1 Умения определять понятия; устанавливать аналогии; самостоятель но выбирать признаки классификаци и, классифициро вать Умение адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительност и, к прочитанному, услышанному Умение самостоятель но и аргументиров анно оценивать свои действия и действия одноклассник ов Умения уважительно к окружающим; слушать и слышать партнера; признавать право каждого на собственное мнение Основные положения ТЭД 1 Умения прогнозирова ть и делать Умение осознавать необходимость Умения Умения определять слушать цели и задачи, учителя, П.4 ПСХЭ П.5 (2) 8 (3) 9 (4) 10 (5) 11 выводы на основе полученной информации учебной деятельности необходимые для ее достижения отвечать на вопросы и аргументиров ать свою точку зрения Химические свойства кислот как электролитов 1 Умения отбирать информацию из разных источников для подготовки сообщений Умение осуществлять рефлексию своей деятельности Умения определять степень успешности выполнения своей работы, исходя из имеющихся критериев Умения слушать и слышать собеседника; признавать право каждого на собственное мнение П.6 Химические свойства оснований как электролитов 1 Свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме Умение оценивать свою познавательнотрудовую деятельность с точки зрения норм и ценностей общества Умение оценивать ситуацию и оперативно принимать ответственны е решения в различных видах деятельности Умения слушать собеседника; понимать его точку зрения; признавать право другого человека на иное мнение П.7 Умения применять ранее полученные Умение организовыва ть свою Умения работать парами или в Раб.тет . Химические свойства солей как электролитов Гидролиз солей П.8 П.9 (6) 12 (7) Практическая работа №2. Работа с текстом учебника; выполнение Умения выбирать наиболее 13 (8) Решение экспериментальн ых задач по теме «ЭД» экспериментов в соответствии с инструкцией и правилами безопасности; исследование и распознавание веществ эффективные способы решения поставленных задач; сравнивать объекты знания на практике; навыки самооценки и самоанализа деятельность по выполнению заданий учителя согласно правилам работы в кабинете группах; обмениваться информацией с одноклассник ами Контрольнообобщающий урок №1 по теме «Химические реакции в растворах» Применение знаний, умений, навыков по теме. Умения определять понятия; делать обобщения; проводить аналогии; строить логическое рассуждение Умения выявлять проблемы собственной деятельности; находить их причины и устранять проблемы Умение устанавливать соответствие результата своей деятельности предложенно му плану Умение определять цели, функции, способы взаимодейств ия с окружающим и людьми Тема 3. Неметаллы и их соединения. Общая характеристика неметаллов.(2 ч.) 14 (1) Общая характеристика неметаллов. 1 Освоение элементарных навыков исследователь ской деятельности, умение использовать Умения оценивать свою деятельность; объективно определять свой вклад в общий результат Умение управлять своей учебной деятельность ю Умение участвовать в коллективной деятельности; учитывать индивидуальн ые особенности П.10 методы использовать методы познания, приемы мышления 15 (2) Характеристика химического элемента и его соединений на основе положения в Периодической системе и строения атома (галогены) Дополнения к плану характеристики химического элемента 1 партнеров по деятельности Информацион Умение ные умения оценивать и корректировать свое поведение в социальной среде Умение оценивать соответствие описания объекта предложенно му плану Умение сотрудничать с товарищами в процессе поиска и сбора информации ПСХЭ Раб.тет . Тема 4. Галогены. Изучение свойств соляной кислоты. (4 ч.) 16 (1) Положение химических элементов в Периодической системе элементов главной подгруппы VII группы» Физические и химические свойства фтора, хлора, брома, иода. План общей характеристики элементов подгруппы. Физические свойства галогенов. Химические П.11 Умение строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его строении и Умения оценивать свою деятельность; объективно определять свой вклад в общий результат Умение вносить дополнения, изменения в план и способы действия в случае Умения доступно объяснять свою позицию; понимать другие точки зрения 17 (2) 18 (3) Соединения галогенов. свойства галогенов Практическая работа №3. Работа с текстом учебника; выполнение экспериментов в соответствии с инструкцией и правилами безопасности; исследование и распознавание веществ Выполнение эксперимента в соответствии с инструкцией и правилами безопасности; исследование, анализ и распознавание веществ «Изучение свойств соляной кислоты» 19 (4) 1 свойствах Умения выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач; сравнивать объекты. Освоение элементарных навыков исследователь ской деятельности; проводить сравнение объектов расхождения с эталоном Умения применять ранее полученные знания на практике; навыки самооценки и самоанализа Обобщающий урок. Тема 5. Подгруппа кислорода (6 ч.) Умение организовыва ть свою деятельность по выполнению заданий учителя согласно правилам работы в кабинете ПСХЭ Умения работать парами или в группах; обмениваться информацией с одноклассник ами П.12 Раб..те т 20 Халькогены. (1) Сера. 21 (2) 22 (3) Физические и химические свойства, применение серы. Сера как химический элемент. Нахождение в природе. Аллотропные модификации серы, применение 1 Умение анализироват ь объекты, явления с выделением существенны хи несущественн ых признаков Умение выявлять и формулировать проблемы собственной деятельности Умения определять учебные задачи; планировать и организовыва ть свою деятельность по их решению Умения вступать в речевое общение; аргументиров ать свою точку зрения, адекватно воспринимать иные мнения и идеи Получени е водорода и ознакомл ение с его физическ ими и химическ ими свойствам и П.13 Сероводород и сульфиды. Нахождение в природе. Качественная реакция на сульфитион. Кислотные дожди 1 Умение использовать различные источники для получения информации Умения вырабатывать свою собственную точку зрения и обосновывать ее Умение организовать контроль. Самоконтроль , взаимоконтро ль, взаимопомощ ь Умение продуктивно разрешать конфликт на основе учета интересов и позиций всех его участников П.14 Кислородные соединения серы. Физические и химические свойства. Качественная реакция на сульфатион. Применение серной кислоты 1 Умения анализироват ьи перерабатыва ть полученную информацию в Умение определять сферу своих интересов и возможностей Умение самостоятель ное и аргументиров анно оценивать свои действия и действия Умения разрешать конфликты; выявлять проблемы; искать способы разрешения; П.15 соответствии с поставленны ми задачами 23 (4) Умение использовать методы познания, приемы мышления Умение применять ранее полученные знания на практике; навыки самооценки и самоанализа Умение организовать свою деятельность по выполнению заданий учителя согласно установленны м правилам Умения работать парами или в группах; обмениваться информацией с одноклассник ами Урок контроля знаний, умений и навыков учащихся по теме «Подгруппа кислорода» (Контрольная работа № 2) 1 Умение воспринимать , синтезировать и предъявлять информацию в словесной, образной формах Умения соблюдать дисциплину на уроке; уважительно относиться к учителю и одноклассникам Умение планировать и определять пути достижения цели Умение вступать в учебное сотрудничест во в ходе поиска и сбора информации Урок коррекции знаний. 1 Умения строить рассуждения в форме связи Умение определять сферу своих интересов и Умение управлять своей учебной деятельность Умение учитывать индивидуальн ые «Изучение свойств серной кислоты» 24 (5) 25 (6) реализовыват ь их 1 Практическая работа № 4. Выполнение эксперимента в соответствии с инструкцией и правилами безопасности; исследование, анализ и распознавание веществ одноклассник ов Раб.тет . ПСХЭ вариан т 10 (з.1-10) простых суждений об объекте, его строении и свойствах; анализироват ь и обобщать информацию возможностей ю особенности партнеров по деятельности Тема6. Подгруппа азота.(7 ч.) 26 (1) 27 (2) Общая характеристика элементов VА группы. Азот. Общая характеристика элементов подгруппы азота. Азот как химический элемент. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Нахождение в природе 1 Умение выявлять основания для сравнения и классификаци и веществ Умение работать в режиме ограниченного времени Умение определять учебные задачи; планировать и организовыва ть свою деятельность по их решению Умение разрешать конфликтывыявлять проблемы, находить и реализовыват ь способы их разрешения Аммиак и соли аммония. Аммиак. Соли аммония. Качественная реакция на ион аммония. 1 Умение использовать различные источники для Умение аргументирован но отстаивать собственную позицию по Умения оценивать и корректирова ть свое поведение в Умение адекватно воспринимать иные мнения ПСХЭ. Получени е кислорода и ознакомл ение с его свойствам и. Распознав ание кислорода П.16 П.17 Применение аммиака и солей аммония 28 (3) 29 (4) получения информации отношению к средствам массовой информации социальной среде в соответствии с правовыми нормами и идеи Практическая работа № 5. «Получение аммиака и изучение его свойств. Соли аммония» 1 Умение использовать основные интеллектуал ьные операции Умения осознавать готовность или не готовность к самостоятельны м поступкам и действиям; нести ответственность за их результаты Умения самостоятель но планировать свою работу; оформлять решение задач Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения Образцы серы и ее природны х соединен ий. Раб.тет . Оксиды азота. 1 Умение извлекать нужную для решения практической задачи информацию из текста, таблиц Умение работать в режиме ограниченного времени Умения сопоставлять результаты с заданным эталоном Умения осуществлять совместную учебную работу с учителем и сверстниками Распознав ание сульфидиона в растворе. П.18 Оксиды азота, характер их Азотная кислота и свойств. ее соли. Получение. Образование кислотных дождей. Действие оксидов азота (II) и (IV) на организм. Физические свойства азотной кислоты, ее окислительные свойства. Качествен ная реакция на сульфидион Свойства солей азотной кислоты. Качественная реакция на нитрат-ион. Применение 30 (5) Фосфор и его соединения. Лаб. опыт № 13 «Качественная реакция на фосфат-ион» 31 (6) Фосфор. Природные соединения. Аллотропия. Химические свойства. Качественная реакция на фосфат-ион. Применение фосфора и его соединений Фосфор. Природные соединения. Аллотропия. Химические свойства. Качественная реакция на фосфат-ион. 1 Умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении и свойствах Умение определять сферу своих интересов и возможностей Умение определять степень успешности выполнения своей работы, исходя из критериев Умение отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее Применение фосфора и его соединений 1 Умение использовать методы познания, приемы мышления Умение оценивать соответствие выполняемых действий правилам поведения в кабинете химии Умения планировать эксперимента льную деятельность, выполнять эксперимент в соответствии с планом Умение работать индивидуальн о и в группе Взаимоде йствие концентр ированно й серной кислоты с сахаром П.19 (з.4, 6, 8), 2 (з. 2, 3, 5) 32 (7) Круговорот азота и фосфора в природе. Минеральные удобрения Источники пополнения почвы азотом и фосфором. Азотные, фосфорные и калийные удобрения. Распознавание удобрений 1 Умение использовать знаковосимволически е средства, в том числе модели и схемы, для решения задач Умения объяснять смысл собственной деятельности Умение вносить дополнения, изменения в план и способы действия в случае расхождения с эталоном Умения разрешать конфликты; выявлять проблемы; находить способы их разрешения Раб.тет . Тема 7. Подгруппа углерода. Углеводороды. Органические соединения.(12 ч.) 33 (1) Углерод: физические и химические свойства. Аллотропия углерода: алмаз, графит, карбин, фуллерены. Общая характеристика элементов IVА группы. 34 Кислородные соединения углерода. Общая характеристика элементов подгруппы углерода. Углерод, нахождение в природе, аллотропия. Химические свойства. Применение 1 Оксиды углерода, получение и физические 1 Умения определять понятия, делать обобщения, проводить аналогии; самостоятель но выбирать признаки классификаци и, классифициро вать Умения соотносить свою деятельность с поставленными целями; объективно определять свой вклад в общий результат Умение организовать контроль, самоконтроль, взаимоконтро ль, взаимопомощ ь Умение осмысленно участвовать в коллективной деятельности ПСХЭ. Умение выявлять основания Умение определять сферу своих Умения самостоятель но определять Умение организовать учебное Отношен ие карбонато П.20 Образцы природны х соединен ий углерода. Модели кристалли ческих решеток алмаза и графита П.21 (2) Круговорот углерода в природе. Лаб. опыт № 14 «Распознавание карбонатов» 35 (3) 36 (4) свойства. Качественные реакции. Применение. Круговорот углерода в природе Практическая работа № 6. «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Свойства карбонатов» Углеводороды. Общая характеристика предельных углеводородов. Состав и физические свойства алкенов и алкинов. Химические свойства. Применение. 1 для сравнения и классификаци и веществ (состав, строение, свойства) интересов и возможностей цели своего обучения; ставить и формулироват ь для себя новые задачи в учебе и познавательн ой деятельности сотрудничест во и совместную деятельность с учителем и сверстниками Умения применять полученные знания при проведении химического эксперимента Умения открыто выражать и отстаивать свою позицию и критично относиться к своим поступкам Развитие навыков оценки и анализа Формировани е коммуникати вной компетентнос ти в общении со сверстниками Умение выявлять основания для сравнения и классификаци и веществ (состав, строение, свойства) Умение определять сферу своих интересов и возможностей Умения самостоятель но определять цели своего обучения; ставить и формулироват ь для себя новые задачи в учебе и познавательн Умение организовать учебное сотрудничест во и совместную деятельность с учителем и сверстниками ви гидрокарб онатов к кислотам. Схема «Кругово рот углерода в природе» Раб.тет . Отношен ие метана к кислород уи бромной воде. Отношен ие этилена к кислород П.22 Нефть и каменный уголь, их переработка и использование в качестве топлива и сырья. 37 (5) Кислородсодержа щие органические соединения. Спирты. Уксусная кислота. Лаб. опыт № 21 «Свойства уксусной кислоты» Понятие о функциональной группе. Спирты. Действие спиртов на организм. Применение спиртов. Карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Физические и химические свойства. Применение ой деятельности 1 Умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделировани я, решения проблем, прогнозирова ния и пр. Умения соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять самоконтроль познавательной деятельности в процессе достижения результата Умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач уи бромной воде. Образцы полимеро в. Коллекци я образцов нефти и продукто в ее переработ ки. Умение общаться с использовани ем монологическ ой и диалогическо й речи Горение спирта П.23 38 (6) Биологически важные вещества – жиры, углеводы, белки. Лаб. опыт № 22 «Качественная реакция на белки» 39 (7) 40 (8) Жиры. Углеводы. Белки. Нахождение в природе. Состав.свойства. Применение. Качественная реакция на белки Контрольнообобщающий урок по теме «Органические соединения» Кремний и его соединени Кремний как химический элемент. Нахождение в природе. Химические свойства кремния и его соединений. Применение. 1 Умение использовать методы познания, приемы мышления Умение объяснять смысл собственной деятельности Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи 1 Умения отбирать информацию из разных источников для подготовки кратких сообщений Умение объяснять смысл собственной деятельности Умение сопоставлять результаты с заданным эталоном 1 Умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую Умение аргументирован но отстаивать собственную позицию по отношению к сообщениям средств массовой информации, связанным с Умения определять цели и задачи деятельности; выбирать пути достижения цели Умение работать индивидуальн о и в группе; находить общие решения Образцы жиров и углеводов . Качествен ная реакция на крахмал Раб.тет . Раб.тет . Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения ПСХЭ. Образцы природны х соединен ий кремния, изделий из стекла, керамики П.24 вопросами химии 41 (9) 42 (10) 43 (11) Силикатная промышленность. 1 Умения делать обобщения, проводить аналогии; свободно, правильно излагать свои мысли; описывать объект по плану Умение осознавать мотивы и интересы своей познавательной деятельности Умения строить логическое рассуждение; устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений Умение определять цели, функции, способы взаимодейств ия с окружающим и П.25 Получение неметаллов и их важнейших химических соединений. 1 Умения отбирать информацию из разных источников для подготовки кратких сообщений Умения управлять своей познавательной деятельностью; открыто выражать и отстаивать свою позицию и критично относиться к своим поступкам Умения определять степень успешности выполнения своей работы, исходя из имеющихся критериев Умения участвовать в коллективной деятельности; учитывать индивидуальн ые особенности партнеров по деятельности П.26 Итоговый урок. Систематизация и обобщение 1 Умения выбирать наиболее Умение оценивать соответствие Умение Умение управлять осуществлять своей учебной совместную Раб тет. знаний по темам «Подгруппа азота» и «Подгруппа углерода». Сравнение свойств водородных соединений неметаллов IV-VII групп. Лаб. опыт № 15 «Свойства водных растворов водородных соединений неметаллов» 44 (12) Урок контроля знаний, умений и навыков по темам «Подгруппа азота» и «Подгруппа углерода» (Контрольная работа № 3) 1 эффективные способы решения поставленных задач; делать выводы на основе полученной информации своей работы заданному плану, алгоритму, инструкции деятельность ю учебную работу с учителем и сверстниками Делать выводы на основе полученной информации; выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью Навыки самооценки и самоанализа; умение анализироват ь результаты своей работы на уроке Умения воспринимать информацию на слух; строить эффективное взаимодейств ие с одноклассник ами при выполнении совместной работы ПСХЭ Раб.тет . Тема 8 Металлы и их соединения (15ч) 45 (1) 46 (2) Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Металлы в природе и общие способы их получения. Общие физические свойства металлов. Положение металлов в ПСХЭ. Нахождение в природе. Способы получения. Химические свойства металлов 1 Общие химические свойства металлов: реакции с неметаллами, кислотами, солями. Электрохимическ ий ряд напряжений металлов.. Химические свойства металлов: взаимодействие с неметаллами, водой, кислотами, растворами солей. 1 Умения строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении и свойствах; анализироват ь и обобщать информацию Навыки самооценки и самоанализа Умения соотносить свои действия с планируемым и результатами; осуществлять контроль своей деятельности Умение открыто выражать и аргументиров анно отстаивать свою точку зрения ПСХЭ. Умения осуществлять познавательн ую деятельность различных видов; давать определения понятиям; сравнивать и классифициро вать объекты Умение оценивать воздействие веществ на окружающую среду и организм человека Умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя Умение проявлять уважительное и доброжелател ьное отношение к другому человеку, его мнению Опыты, показыва ющие восстанов ительные свойства металлов. П.28 Образцы металлов и минерало в П.29 47 (3) Щелочные металлы. Общая характеристика элементов главной подгруппы I группы. Щелочные металлы 1 Магний и кальций. Лаб. опыт № 17 «Окрашивание пламени солями кальция» . Общая характеристика химических элементов главной подгруппы II группы. Магний и кальций. Биологическая роль. Качественная реакция на ион кальция Жесткость воды и ее устранение. Карбонатная и некарбонатная жесткость воды. Способы Лаб. опыт № 19 «Окрашивание пламени солями натрия и калия» 48 (4) 49 (5) Лаб. опыт № 18 Умения работать с текстом учебника; выполнять эксперимент по инструкции Умение осуществлять рефлексию своей деятельности Умения планировать эксперимента льную деятельность; выполнять эксперимент в соответствии с планом Умения воспринимать информацию на слух; строить эффективное взаимодейств ие с одноклассник ами при выполнении работы ПСХЭ. 1 Умения связно излагать теоретически й материал; строить логическое рассуждение, умозаключен ие Умение оценивать свою познавательнотрудовую деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм Умения самостоятель но определять цели и составлять планы Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения ПСХЭ. Взаимоде йствие кальция с водой. Окрашива ние пламени ионами кальция, стронция и бария 1 Умения строить рассуждения в форме связи Умения осуществлять самооценку и самоконтроль; Умение организовыва ть свою деятельность Умения слушать других; пытаться П.30 Взаимоде йствие натрия с водой П.31 П.32 «Жесткость воды и ее устранение» 50 (6) 51 (7) устранения жесткости воды Практическая работа №7 «Жесткость воды и способы ее устранение» Алюминий и его соединения. Лаб. опыт № 16 «Получение гидроксида алюминия и исследование его кислотноосновных свойств» Алюминий. Нахождение в природе. Получение. Химические свойства. Качественная реакция на ион алюминия простых суждений об объекте. Его строении и свойствах; структуриров ать знания принимать решения и осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности по выполнению заданий учителя согласно установленны м правилам работы в кабинете принимать другую точку зрения; быть готовым изменить свою точку зрения 1 Умения применять полученные знания при проведении химического эксперимента Умения открыто выражать и отстаивать свою позицию и критично относиться к своим поступкам Развитие навыков оценки и анализа Формировани е коммуникати вной компетентнос ти в общении со сверстниками 1 Умения составлять сравнительны еи обобщающие таблицы, конспекты Умения открыто выражать и отстаивать свою позицию и критично относиться к своим поступкам Умения понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации Умение строить эффективное взаимодейств ие с одноклассник ами при выполнении совместной работы Раб.тет . ПСХЭ. Образцы алюминия , изделия из алюминия П.33 52 Железо (8) 53 (9) Соединения и сплавы железа. Лаб. опыт № 20 «Качественные реакции на ионы железа» 54 (10) Практическая работа № 8 «Решение экспериментальн ых задач по теме «Металлы и их соединения» Железо как химический элемент. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. 1 Умение устанавливать причинноследственные связи между составом, свойствами и применением металлов Умение оценивать значимость своей учебнопознавательной деятельности Умение ставить цель и предлагать способы ее достижения Умение осмысленно участвовать в коллективной деятельности ПСХЭ. Соединения железа (II) и (III). Качественные реакции на ионы железа. Сплавы железа. Биологическая роль железа 1 Умения работать с текстом, выделять в нем главное; устанавливать соответствие между объектами и их характеристи ками Умения соотносить свои действия с результатами; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата Умение осуществлять контроль, самоконтроль, взаимоконтро ль, взаимопомощ ь Умение вступать в речевое общение; аргументиров ать свою точку зрения; адекватно воспринимать иные мнения и идеи Получени еи исследова ние свойств гидрокси дов железа (II) и (III). 1 Умения систематизир овать и обобщать различные виды информации Умение осуществлять рефлексию своей деятельности Умения самостоятель но определять цель своего обучения и ставить задачи, необходимые Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения П.34 Взаимоде йствие железа с растворам и солей и кислот П.34 Раб.тет для ее достижения 55 (11) 56 (12) 57 (13) 58 Коррозия металлов Коррозия металлов. Ущерб от коррозии. Основные методы защиты металлов от коррозии 1 Умение ставить вопросы; выдвигать гипотезу; давать определения понятиям Умение оценивать соответствие своей работы заданному плану, алгоритму, инструкции Умение выявлять проблемы собственной деятельности, находить их причины и устранять проблемы Умение учитывать индивидуальн ые особенности партнеров по деятельности П.35 Металлы в природе. Металлургия. Виды металлургии. 1 Умения находить необходимую информацию Умение соотносить приложенные усилия с результатами своей деятельности Умения определять цели и задачи деятельности; выбирать пути достижения целей Умения корректирова ть свою деятельность П.36 Итоговый урок. Систематизация и обобщение знаний по теме «Металлы и их соединения» 1 Умения извлекать информацию, необходимую для решения практической задачи Готовность к самостоятельны м поступкам и действиям; умения нести ответственность за их результаты Умения планировать и корректирова ть свою деятельность Умение учитывать индивидуальн ые особенности партнеров по деятельности Раб.тет Урок контроля 1 Умение Умение Умения Умение Раб.тет (14) знаний, умений и навыков по теме «Металлы и их соединения» (Контрольная работа № 4) 59 (15) Урок коррекции по теме «Металлы и их соединения» 1 выявлять основания для сравнения и классификаци и веществ определять сферу своих интересов и возможностей самостоятель но определять цели своего обучения; ставить и формулироват ь для себя новые задачи осмысленно участвовать в коллективной деятельности Умения связно излагать теоретически й материал Умение оценивать свою познавательнотрудовую деятельность Умение вырабатывать критерии оценки Умение строить эффективное взаимодейств ие с одноклассник ами Раб.тет Тема 9 Химия и окружающая среда(3 ч.) Химический состав планеты Земля. 1 Умения применять полученные знания при проведении химического эксперимента Умения открыто выражать и отстаивать свою позицию и критично относиться к своим поступкам Развитие навыков оценки и анализа Формировани е коммуникати вной компетентнос ти в общении со сверстниками П.37 61 Химическое 1 загрязнение Способность выбирать целевые и Умение определять учебные Умение открыто выражать и П.38 (2) Умение составлять классификаци 60 (1) окружающей среды и его последствия. 62 (3) Итоговая контрольная работа по курсу 9го класса. 1 онные схемы, сравнительны еи обобщающие таблицы смысловые установки в своих действиях и поступках задачи, планировать и организовыва ть свою деятельность аргументиров анно отстаивать свою точку зрения Умения использовать методы познания, приемы мышления. Готовность к самостоятельны м поступкам и действиям; умение нести ответственность за их результаты. Умения самостоятель но планировать пути достижения целей; понимать причины своего неуспеха и находить пути выхода из этой ситуации. Умение организовыва ть учебное взаимодейств ие в группе. Раб.тет 9 Тема 10 Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к ОГЭ (6ч) 6364 1-2 Вещества. 2 Умения использовать методы познания, приемы мышления Умение адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей Умения определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее Умения слушать одноклассник ов и учителя; высказывать свое мнение П.39 6566 (5-6) достижения Химические реакции. 2 Умение использовать анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизац ию Готовность к самостоятельны м поступкам и действиям; умение нести ответственность за их результаты Умения в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки Умение организовыва ть учебное взаимодейств ие в группе П.40 Основы неорганической химии 2 Умения извлекать информацию, необходимую для решения практической задачи, из текста, таблиц, графиков; обобщать и делать выводы Умения соблюдать дисциплину на уроке; уважительно относиться к учителю и одноклассникам Умения самостоятель но планировать пути достижения целей; понимать причины своего неуспеха и находить пути выхода из этой ситуации Умение согласованно работать в паре, малой группе П.41 3-4 6768 действительност и Описание учебно-методического, материально-технического и информационного обеспечения образовательного процесса. Натуральные объекты. Натуральные объекты, используемые в обучении химии, включают в себя коллекции минералов и горных пород, металлов и сплавов, минеральных удобрений, пластмасс, каучуков, волокон и т. д. Ознакомление учащихся с образцами исходных веществ, полупродуктов и готовых изделий позволяет получить наглядное представление об этих материалах, их внешнем виде, а также о некоторых физических свойствах. Значительные учебно-познавательные возможности имеют коллекции, изготовленные самими обучающимися. Предметы для таких коллекций собираются во время экскурсий и других внеурочных занятий. Коллекции используются только для ознакомления учащихся с внешним видом и физическими свойствами изучаемых веществ и материалов. Для проведения химических опытов коллекции использовать нельзя. Химические реактивы и материалы. Обращение со многими веществами требует строгого соблюдения правил техники безопасности, особенно при выполнении опытов самими учащимися. Все необходимые меры предосторожности указаны в соответствующих документах и инструкциях, а также в пособиях для учителей химии. Наиболее часто используемые реактивы и материалы: 1) простые вещества - медь, натрий, кальций, алюминий, магний, железо, цинк, сера; 2) оксиды – меди (II), кальция, железа (III), магния; 3) кислоты - соляная, серная, азотная; 4) основания - гидроксид натрия, гидроксид кальция, гидроксид бария, 25%-ный водный раствор аммиака; 5) соли - хлориды натрия, меди (II), железа(III); нитраты калия, натрия, серебра; сульфаты меди(II), железа(II), железа(III), алюминия, аммония, калия, бромид натрия; 6) органические соединения - крахмал, глицирин, уксусная кислота, метиловый оранжевый, фенолфталеин, лакмус. Химическая лабораторная посуда, аппараты и приборы. Химическая посуда подразделяется на две группы: для выполнения опытов учащимися и демонстрационных опытов. Приборы, аппараты и установки, используемые на уроках химии, подразделяют на основе протекающих в них физических и химических процессов с участием веществ, находящихся в разных агрегатных состояниях: 1) приборы для работы с газами - получение, собирание, очистка, сушка, поглощение газов; реакции между потоками газов; 2) аппараты и приборы для опытов с жидкими и твердыми веществами - перегонка, фильтрование, кристаллизация; проведение реакций между твердым веществом и жидкостью, жидкостью и жидкостью, твердыми веществами. Вне этой классификации находятся две группы учебной аппаратуры: 1).для изучения теоретических вопросов химии - иллюстрация закона сохранения массы веществ, демонстрация электропроводности растворов, демонстрация движения ионов в электрическом поле; для изучения скорости химической реакции и химического равновесия; 2).для иллюстрации химических основ заводских способов получения некоторых веществ (серной кислоты, аммиака и т. п.). Вспомогательную роль играют измерительные и нагревательные приборы, различные приспособления для выполнения опытов. Модели. Объектами моделирования в химии являются атомы, молекулы, кристаллы, заводские аппараты, а также происходящие процессы. В преподавании химии используются модели кристаллических решеток алмаза, графита, серы, фосфора, оксида углерода(IV), иода, железа, меди, магния. Наборы моделей атомов для составления шаростержневых моделей молекул при изучении органической химии. Учебные пособия на печатной основе. В процессе обучения химии используются следующие таблицы постоянного экспонирования: «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева», «Таблица растворимости кислот, оснований и солей», «Электрохимический ряд напряжений металлов». Для организации самостоятельной работы обучающихся на уроках используют разнообразные дидактические материалы: тетради на печатной основе, карточки с заданиями разной степени трудности для изучения нового материала, самопроверки и контроля знаний учащихся. Экранно-звуковые средства обучения. Экранно-звуковые пособия делятся на три большие группы: статичные, квазидинамичные и динамичные. Статичными экранно-звуковыми средствами обучения являются диафильмы, диапозитивы (слайды), единичные транспаранты для графопроектора. Серии транспарантов позволяют имитировать движение путем последовательного наложения одного транспаранта на другой. Такие серии относят к квазидинамичным экранным пособиям. Динамичными экранно-звуковыми пособиями являются произведения кинематографа: документального, хроникального, мультипликационного. К этой же группе относятся экранно-звуковые средства обучения, для предъявления информации которых необходима компьютерная техника. Технические средства обучения. При комплексном использовании средств обучения неизбежен вопрос о возможности замены одного пособия другим, например демонстрационного или лабораторного опыта его изображением на экране. Информация, содержащаяся в экранном пособии, представляет собой лишь отражение реального мира, и поэтому она должна иметь опору в чувственном опыте обучающихся. В противном случае формируются неправильные и формальные знания. Особенно опасно формирование искаженных пространственно-временных представлений, поскольку экранное пространство и время значительно отличаются от реального пространства и времени. Экранное пособие не может заменить собой реальный объект в процессе его познания ввиду того, что не может быть источником чувственного опыта о свойствах, существенных при изучении химии: цвете, запахе, кристаллическом строении и т. д. В то же время при наличии у учащихся достаточных чувственных знаний на некоторых этапах обучения воспроизведение химического опыта в экранном пособии может быть более целесообразным, чем его повторная демонстрация. ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП Сертификат 603332450510203670830559428146817986133868576047 Владелец Чулкова Татьяна Георгиевна Действителен С 01.03.2021 по 01.03.2022 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)