Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» Для 1-4 класса Программа данного курса подготовлена в соответствии с требованиями: - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. -Требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования второго поколения; -Примерной программы начального общего образования по «Окружающему миру ; -ООП НОО МАОУ «СОШ№4». (учебники из комплекта «Школа России»). Цели учебного предмета “Окружающий мир”: - формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой; - духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. Задачами курса являются: - формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону в котором проживают учащиеся, к России, ее природе и культуре, истории и современной жизни; модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме; - осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Описание места учебного предмета “Окружающий мир” в учебном плане. На изучение курса «Окружающий мир» отводится: - 66 часов в 1 классе (2 часа в неделю – 33 учебные недели); - по 68 часов в 2 классе, 3 классе, 4 классе ( 2 часа в неделю – 34 учебных недель). I. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир». Личностные результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир». 1. Общие. У выпускника будут сформированы: •внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; •широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; •учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; •ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; •способность к оценке своей учебной деятельности; •основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; •ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; •знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; •развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им; •установка на здоровый образ жизни; •основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; •чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Выпускник получит возможность для формирования: •внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; •выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; •устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; •положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; •компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; •морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; •установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках; •осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; осознанного понимания чувств других людей, сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия. 2. С позиции предмета «Окружающий мир»: •формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения; •воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям независимо от возраста, национальности, вероисповедания; •понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками; •формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учётом изменений среды обитания. Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир». 1. Общие. Регулятивные универсальные учебные действия. Выпускник научится: •принимать и сохранять учебную задачу; •учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; •планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; •учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; •осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; •оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; •адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; •различать способ и результат действия; •вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках. Выпускник получит возможность научиться: •в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; •проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; •самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; •осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; •самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные универсальные учебные действия. Выпускник научится: •осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; •осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; •использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач; •строить сообщения в устной и письменной форме; •ориентироваться на разнообразие способов решения задач; •основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); •осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; •осуществлять синтез как составление целого из частей; •проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; •устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; •строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; •обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи; •осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; •устанавливать аналогии; •владеть рядом общих приёмов решения задач. Выпускник получит возможность научиться: •осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; •записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; •создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; •осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; •осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; •осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; •осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; •строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; •произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач. Коммуникативные универсальные учебные действия. Выпускник научится: •адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; •допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; •учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; •формулировать собственное мнение и позицию; •договариваться и приходить к общему решению всовместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; •строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; •задавать вопросы; •контролировать действия партнёра; •использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Выпускник получит возможность научиться: •учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; •учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; •понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; •аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; •продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников; •с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; •задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; •осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; •адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности. 2. С позиции учебного предмета «Окружающий мир»: •осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека; •возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ- средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио- и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений. В результате изучения окружающего мира на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного. Выпускник научится: :•находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; •определять тему и главную мысль текста; •делить тексты на смысловые части, составлять план текста; •вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; •сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака; •понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов); •понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы; •понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста; •использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; •ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. Выпускник получит возможность научиться: •использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации; •работать с несколькими источниками информации; •сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации. Выпускник научится: :•пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно; •соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую; •формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; •сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; •составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос. Выпускник получит возможность научиться: •делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования; •составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Работа с текстом: оценка информации. Выпускник научится: •высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; •оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; •участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Выпускник получит возможность научиться: •сопоставлять различные точки зрения; •соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; •в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию. В результате изучения окружающего мира на ступени начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером. Выпускник научится: •использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку); •организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере. Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных. Выпускник научится: • вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию; •владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке; набирать текст на иностранном языке, использовать экранный перевод отдельных слов; •рисовать изображения на графическом планшете; •сканировать рисунки и тексты. Выпускник получит возможность научиться использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке. Обработка и поиск информации. Выпускник научится: •подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и техническому качеству результат видеозаписи, фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты); •описывать по определённому алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нём, используя инструменты ИКТ; •собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей; •редактировать цепочки экранов сообщения и содержание экранов в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений; •пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, следовать основным правилам оформления текста; •использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; •искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок); •заполнять учебные базы данных. Выпускник получит возможность научиться грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации. Создание, представление и передача сообщений. Выпускник научится: • создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их; создавать сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или цепочки экранов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста; •готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации; •создавать диаграммы, планы территории и пр.; •создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация); •размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательного учреждения; •пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности и информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах. Выпускник получит возможность научиться: •представлять данные; •создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель». Планирование деятельности, управление и организация Выпускник научится: •создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых средах; •определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения; •планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира. Выпускник получит возможность научиться: •проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы; •моделировать объекты и процессы реального мира. Предметные результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир». Раздел «Человек и природа». Выпускник научится: •узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; •описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки; •сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств, проводить простейшую классификацию изученных объектов природы; •проводить несложные наблюдения в окружающей среде, ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов; •использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний; •использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации; •использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов; •обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе; •определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека; •понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья. Выпускник получит возможность научиться: •использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов; •моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора; •осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила эко-логичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде; •пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены; •выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях; •планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Раздел «Человек и общество» Выпускник научится: •узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город; •различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»; •используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; •оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им; •использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний. Выпускник получит возможность научиться: •осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами; •ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы; •наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, социума, этноса, страны; •проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде; •определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. II. Содержание учебного предмета “Окружающий мир”. Человек и природа Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Вещество — то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Работа с цифровым микроскопом. Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас. Датчик расстояния. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений. Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений). Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорнодвигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья. Человек и общество Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества. Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого ее члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп и индивидуальных особенностей: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах. Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира. Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Составление режима дня школьника. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им ориентации в учебной среде и окружающей обстановке. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественнозначимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство. Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио- и видео- чаты, форум. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья. Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 марта, День весны и труда, День победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката, или стенной газеты, или создание гипермедиа-сообщения к общественному празднику. Россия на карте, государственная граница России. Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение на карте. Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края. Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка. История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края. Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3—4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Правила безопасной жизни Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Правила безопасного поведения в природе. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека. III. Тематическое планирование учебного предмета “Окружающий мир”. 1 класс. Название раздела (темы) Содержание Количество Основные учебные часов действия 30 1. Человек и Введение природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Живая и неживая природа, признаки предметов, примеры явлений природы, звезды и планеты, вода и ее свойства. Растения, их разнообразие, части растения, условия необходимые для жизни растений. Животные, их разнообразие) Определять и формулировать с помощью учителя цель деятельности на уроке – 18 2. Человек и Общество людей, общество. совокупность которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовнонравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества. Человек, семья, младший школьник, общественный транспорт, средства массовой информации. Наша Родина, Москвастолица, родной край. Осуществлять поиск учебной информации из разных источников (рассказ учителя, учебный текст…); заинтересованность в приобретении и расширении знаний 3.Правила Ценность здоровья и 10 Актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны; оценивать свои достижения на уроке Анализировать безопасной жизни. здорового образа жизни. Режим для школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; линия гигиены. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. иллюстрации учебника; принимать оценки одноклассников и учителя, готовность преодолевать учебные трудности, умение сотрудничать. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Дорога от дома до школы. Правила противопожарной безопасности. Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.) Резерв 8 ИТОГО 66 часов 2 класс. Название раздела Содержание Количес Основные (темы) тво часов учебные действия и живая 35 и Неживая природа, связь между ними. Явления природы. Звездное небо. Горные породы и минералы. Воздух, вода и их значение. Разнообразие растений. Съедобные и несъедобные грибы и ягоды. Разнообразие животных. Сезонные изменения в природе. Горизонт. Формы земной поверхности. Разнообразие водоемов. Изображение нашей страны на карте. Знакомство с другими городами нашей страны. Умение собирать информацию из иллюстраций, собственных наблюдений, учебного текста, рассуждать и проверять свои выводы; умение принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать нужную информацию. 18 2. Человек Государственная символика. и общество Жизнь города и села . Родной край. Домашний адрес. Профессии людей. Труд и отдых в семье. Школьные товарищи. Правила вежливости. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации. 1.Человек природа. 3. Правила безопасн ой жизни. Здоровье безопасность Строение человека. и 9 тела Осознанное произвольное построение речевого высказывания, и Профилактика заболеваний. Личная гигиена.. Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Меры безопасного поведения в домашних условиях, правила безопасного поведения на воде. Экологическая безопасность. аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Резерв 6 ИТОГО: 68 часов 3 класс. Название раздела (темы) Содержание Количество Основные часов действия 1. Человек и Природа и ее разнообразие. 28 Растения, животные, грибы, природа. Связи в природе. Роль природы в жизни людей. Человек – часть природы. Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Вода и ее свойства. Твердые породы в природе. Почва. Растение и их разнообразие. Животные и их разнообразие. Грибы и их разнообразие. Представление о круговороте веществ. Организм человека. Коже, ее значение и гигиена. Опорно-двигательная система и ее роль в организме. Питательные учебные Преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; построение логической цепочки рассуждения. вещества. Дыхательная и кровеносная система. 2. Человек и Общество. Семья, народ, 23 государство – часть общество. общества. Человечество. Растениеводство и животноводство. Роль денег в экономике; семейный бюджет; государственный. Города Золотого кольца России. Страны граничащие с Россией. Знаменитые места мира. 3. Правила безопасной жизни. Здоровый образ жизни. 9 Первая помощь. Как действовать при возникновении пожара, аварии водопровода, утечки газа. Правила безопасного поведения на улице. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях. Ядовитые растения и грибы. Экологическая безопасность. Резерв 8 ИТОГО: 68 часов Формулировать выводы из изучаемого материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать результаты работы. Умение получать информацию на основе изучения карты и соотносить ее с другими источниками Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки; строить суждения. Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера 4 класс. Название раздела (темы) Содержание Количество Основные учебные часов действия 1. Человек и Движение Земли вокруг 24 природа. своей оси и вокруг Солнца, поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте. Разнообразие и красота природа России. Важнейшие равнины и горы, моря и озера, реки нашей страны. Природные зоны нашей страны. Карта природных зон России. Особенности природы каждой зоны. Взаимосвязи в природе. Экологические проблемы каждой из природных зон. Родной край на карте Родины, карта родного края. Формы земной поверхности в родном крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края. Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, места и способы добычи. Охрана недр в родном крае. Принимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; извлечение информации из учебника. Установление причинноследственных связей, представление цепочек объектов и явлений. Находить и показывать на физической карте России изученные географические объекты; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свое мнение. Виды почв и их охрана, природные сообщества, особенности сельского хозяйства, животноводство. 2. Человек и Природные общество. жизни славян, верования.; условия 34 восточных нравы, Древняя Русь – территория, население, княжеская власть, крещение Руси. Киев, Великий Новгород, Москва. Культура, быт и нравы. Наше Отечество в 13-15 века. (16-17 века). Россия 18 века; 19 века; 20 века. Великая Отечественная война. Наша страна 1945-1991 годы. Прошлое родного края. Конституция. Права человека. Права и обязанности гражданина. Права ребенка. Государственное устройство России; символика; многонациональный состав; регионы. Определять по «ленте времени» исторические периоды; поиск и выделение необходимой информации. Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий Резерв 10 ИТОГО 68 часов Календарно-тематическое планирование учебного предмета “Окружающий мир”. 1 класс. № п/ Дата п Тема 1 Вводный урок. Правила поведения в школе. УИНМ1 2 Россия – многонациональная страна. УИНМ 3 Народы, населяющие Россию. УИНМ 4 Москва - столица России. УИНМ 5 Проект «Моя малая Родина». Урок-проект. 6 Смена дня и ночи на Земле. УИНМ 7 Горные породы родного края. Комбинированный урок. 8 Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя). Комбинированный 1 Тип урока Урока УИНМ – урок изучения нового материала; УОиС – урок обобщения и систематизации знаний; КЗ – контроль знаний. 26 урок. 9 Комнатные растения. Комбинированный урок. 10 Дикорастущие и культурные растения. Комбинированный урок. 11 Деревья и кустарники. Комбинированный урок. 12 Деревья и кустарники. Комбинированный урок. 13 Насекомые, их отличия. Комбинированный урок. 14 Рыбы, их отличия. Комбинированный урок. 15 Птицы, их отличия. Комбинированный урок. 16 Звери, их отличия. УОиС 17 Знакомство с изделиями ( искусственными предметами). Комбинированный урок. 18 Средства массовой информации: интернет. УИНМ 27 19 Дорога от дома до школы. Комбинированный урок. 20 Общее представление о форме Земли и её движении вокруг Солнца. Комбинированный урок. 21 Тест по теме «Природа неживая и живая». КЗ 22 Проект «Моя семья». Урок- проект. 23 Основные правила обращения с водой. УИНМ 24 Основные правила обращения с электроприборами. УИНМ 25 Средства связи: почта. Комбинированный урок. 26 Водоёмы и их разнообразие. Комбинированный урок. 27 Состояния воды. УОиС 28 Уход человека за комнатными растениями. Комбинированный урок. 29 Уход человека за домашними животными. Комбинированный урок. 30 Проект “Устройства кормушек и виды корма”. Комбинированный урок. 28 31 Влияние человека на природные сообщества. УИНМ 32 Влияние человека на природные сообщества. УИНМ 33 Тест по теме «Правила безопасной жизни». КЗ 34 Школьник и его жизнь в школе. УИНМ 35 Проект «Классный и школьный коллектив». Урок-проект. 36 Режим дня школьника. Комбинированный урок. 37 Смена времен года. Комбинированный урок. 38 Резерв Животный мир Антарктиды. УИНМ 39 Резерв Растительный и животный мир саванн и тропического леса. УИНМ 40 Бережное отношение человека к животным. ( Зимующие и перелетные птицы) Комбинированный урок. 41 Резерв История появления одежды и развития моды. Комбинированный урок. 42 Резерв История появления и усовершенствования велосипеда. Комбинированный урок. 43 Взаимоотношения в семье, забота членов семьи друг о друге. Комбинированный 29 урок. 44 Тест по теме «Я- школьник». КЗ 45 Солнце – звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Комбинированный урок. 46 Резерв Луна – спутник Земли, её особенности. УИНМ 47 Примеры явлений природы. Дождь и ветер. УИНМ 48 Резерв Примеры явлений природы. Разнообразие звуков в окружающем мире. УИЕМ 49 Резерв. Примеры явлений природы. Радуга.. Комбинированный урок. 50 Уход человека за домашними животными. Комбинированный урок. 51 Проект «Мои домашние питомцы». Урок-проект. 52 Правила поведения на лугу. УИНМ 53 Правила поведения в лесу. Комбинированный урок. 54 Сон как условие сохранения и укрепления здоровья. Комбинированный урок. 55 Питание как условие сохранения и укрепления здоровья. Комбинированный 30 урок. 56 Правила личной гигиены школьника. Комбинированный урок. 57 Средства связи и массовой информации: телефон и телевидение. Комбинированный урок. 58 Наземный транспорт. Автомобили. УИНМ 59 Наземный и подземный транспорт. Поезда. УИНМ 60 Водный транспорт. УИНМ 61 Воздушный транспорт. УИНМ 62 Правила безопасности в наземном транспорте. Комбинированный урок. 63 Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Комбинированный урок. 64 Резерв Освоение человеком космоса. Комбинированный урок. 65 Охрана экосистем. Комбинированный урок. 66 Итоговая комплексная работа КЗ 31 Календарно-тематическое планирование учебного предмета “Окружающий мир”. 2 класс. № Дата Тема урока Тип урока 1 Родной город. Домашний адрес. Комбинированный урок. 2 Государственная символика России. Комбинированный урок. 3 Природные объекты и предметы, созданные человеком. Урок изучения материала. 4 Живая и неживая природа. Урок-исследование 5 Явления природы. Урок изучения материала. 6 Погода и ее составляющие. Температура Практическая работа № 1 «Измерение температуры». 7 Погода и ее составляющие. Облачность. Осадки. Ветер. 8 Изменения в живой и неживой природе родного края осенью. Экскурсия Урок-экскурсия. № 1. п/п 32 нового нового воздуха. Урок-практика. Комбинированный урок. 9 Изменения в неживой природе осенью. Комбинированный урок. 10 Изменения в живой природе осенью. Комбинированный урок. Звезды и созвездия. Урок-исследование. 11 Резерв 12 Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека. Урок-практика. Практическая работа № 2 «Знакомство с горными породами и минералами». 13 Значение воздуха для растений, животных и человека. Комбинированный урок. 14 Значение воды для животных организмов и человека. Комбинированный урок. 15 Деревья. Кустарники. Травы. Урок-практика. Практическая работа №3 «Распознавание деревьев, кустарников и трав». 16 Животные, их разнообразие. Проверочная работа. Контрольно-обобщающий урок. 17 Взаимосвязи в сообществе растений и животных. Комбинированный урок. 18 Дикорастущие и культурные растения. Урок-практика. Практическая работа № 4 «Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений». 19 Дикие и домашние животные. Комбинированный урок. 33 20 Уход человека за комнатными растениями. Урок-практика. Практическая работа №5 «Отработка приёмов ухода за комнатными растениями». 21 Уход человека Практическая работа №6 за домашними животными. Урок-практика. «Отработка приёмов ухода за животными живого уголка». 22 Красная книга России. Урок-проект. 23 Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Комбинированный урок. 24 Обобщающий урок по теме «Природа неживая и живая». Тест №1 Контрольно-обобщающий урок. 25 Проект «Родной город». Урок-проект. 26 Профессии людей. Комбинированный урок. 27 Профессии людей. Комбинированный урок. 28 Транспорт города и села. Комбинированный урок. 29 Профессии людей в сфере образования. Урок-игра. 30 Тест № 2 по теме “Значение труда ля человека и общества”. Контрольно-обобщающий урок. 31 Изменения в живой и неживой природе родного края зимой. Экскурсия № Урок-экскурсия. 34 2. 32 Изменения в живой природе зимой. Комбинированный урок. 33 Взаимосвязи в природном сообществе. Урок-исследование. 34 Взаимосвязи Тест №3. 35 Общее представление о строении тела человека. Урок введения в новую тему. 36 Чередование труда и отдыха в режиме дня школьника. Урок-игра. 37 Правила сохранения и укрепления здоровья. Комбинированный урок. 38 Правила безопасного поведения на дорогах. Практическая работа № 7 Урок-практика. «Отработка правил перехода улиц». 39 Правила обращения с газом, электроприборами. Комбинированный урок. 40 Правила противопожарной безопасности. Комбинированный урок. 41 Правила безопасного поведения в лесу. Урок-исследование. 42 Правила безопасного поведения на водоёме. Комбинированный урок. Правила безопасного поведения в социальной среде. Комбинированный урок. Обобщающий урок по теме «Правила безопасной жизни». Тест №4. Контрольно-обобщающий 43 44 Резерв в природном 35 сообществе. Контрольно-обобщающий урок. урок. 45 Взаимоотношения в семье. Комбинированный урок. 46 Правила поведения в школе, на уроке. Комбинированный урок. 47 Правила 48 Взаимоотношения между друзьями. Практическая работа № 8 «Отработка основных правил этикета». Урок-практика. 49 Культура поведения в общественных местах. Проверочная работа. Контрольно-обобщающий урок. 50 Обобщающий урок по теме «Я - школьник». Контрольно-обобщающий урок. взаимоотношения со взрослыми, сверстниками. Комбинированный урок. Тест №5 51 Ориентирование на местности. Урок введения в новую тему. 52 Ориентирование на местности. Компас. Практическая работа № 9 «Определение сторон горизонта по компасу». Урок-практика. 53 Формы земной поверхности. Комбинированный урок. 54 Водоёмы и их разнообразие. Комбинированный урок. 55 Изменения в живой и неживой природе родного края весной. Экскурсия Урок-экскурсия. 36 №3 56 Глобус как модель Земли. Географическая карта. 57 Практическая работа № 10 «Освоение основных приёмов чтения Урок-практика. географической карты». 58 Достопримечательности Москвы. Московский Кремль. Урок-путешествие. 59 Достопримечательности Санкт-Петербурга. Урок-путешествие. Достопримечательности городов на Оке. Комбинированный урок. 61 Материки и океаны, их названия , расположение на глобусе и карте. Комбинированный урок. 62 Страны мира. Урок-исследование. Освоение космоса. Тест № 6 Контрольно-обобщающий урок. Обобщающий урок по теме «Наша Родина- Россия». Контрольно-обобщающий урок. 60 63 Резерв Резерв. 64 Итоговая проверочная работа. Изменения в живой и неживой природе родного края летом. 65 6668 Резерв Обобщающий урок по разделам «Человек и природа», “Человек и общество” “Правила безопасной жизни”. 37 Комбинированный урок. Экскурсия № 4 Календарно-тематическое планирование учебного предмета “Окружающий мир”. 3 класс № п/ п Дата Тема Тип урока урока 1 Разнообразие природы. Урок введения в новую тему. 2 Человек- создатель и носитель культуры.. Урок-игра. 3 Проект «Человек - создатель и носитель культуры». Урок-проект. 4 Народы, населяющие Россию. Урок изучения материала. 5 Взаимосвязи в сообществах растений и животных. Влияние человека на природные сообщества. Комбинированный урок. 6 Охрана природных богатств. Урок-исследование. 7 Тела, вещества, частицы. Урок-исследование. 38 нового Практическая работа № 1 «Тела, вещества, частицы». 8 Разнообразие веществ в окружающем мире. Практическая работа № 2 Урок-исследование. «Обнаружение крахмала в продуктах питания». 9 Свойства воздуха и его охрана. Урок-практика. Практическая работа № 3 «Свойства воздуха». Свойства воды. 10 Урок-практика. Практическая работа № 4 «Свойства воды». 11 Круговорот воды в природе. Практическая работа № 5 «Круговорот воды в природе». Урок-практика. 12 Охрана природных богатств. Охрана воды. Урок-исследование. Причины разрушения горных пород в природе. Урок-исследование. 14 Практическая работа № 6 «Состав почвы». Урок-практика. 15 Разнообразие растений. Урок развития умений и навыков. 16 Условия необходимые для жизни растений. Урок изучения материала. Взаимосвязи в природных сообществах. Комбинированный урок. 13 17 Резерв. Резерв Практическая работа № 7 «Размножение и развитие растений». 39 нового 18 Охрана природных богатств. Охрана растений. Проверочная работа. Контрольно-обобщающий урок. 19 Разнообразие животных. Урок формирования умений и навыков. 20 Особенности питания разных животных. Проект «Разнообразие природы родного края». Урок-проект. 21 Размножение и развитие животных. Урок развития умений и навыков. 22 Охрана природных богатств. Охрана животных. Урок-конференция. 23 Грибы: съедобные и несъедобные. Урок развития умений и навыков. 24 Круговорот веществ в природе. Тест №1. Контрольно-обобщающий урок. 25 Общее представление о строении тела человека. Урок введения в новую тему. 26 Органы чувств. Урок-исследование. 27 Органы чувств. Практическая работа № 8 «Знакомство с внешним строением кожи». Урок-практика. 40 28 Опорно- двигательная система человека. Урок развития умений и навыков. 29 Правила рационального питания. Проект «Школа кулинаров». Урок-проект. 30 Дыхательная и кровеносная системы человека. Урок-практика. Практическая работа № 9 «Подсчет ударов пульса». 31 Резерв Проверочная работа за первое полугодие. Контрольно-обобщающий урок. 32 Резерв Презентация проектов «Разнообразие природы родного края», «Школа Урок-конференция. кулинаров». 33 Условия сохранения и укрепления здоровья. Урок обобщения и систематизации знаний. 34 Условия сохранения и укрепления здоровья. Урок обобщения и систематизации знаний. 35 Правила противопожарной безопасности, правила обращения водой. 36 Правила безопасного поведения на улице. Тест № 2. Контрольно-обобщающий урок. 37 Правила безопасного поведения на улице. Тест № 3. Контрольно-обобщающий 41 с газом, Урок введения в новую тему. урок. 38 Проект «Профессии людей в службах безопасности». Урок-проект. 39 Правила поведения в потенциально опасных местах. Урок систематизации знаний. 40 Правила безопасного поведения в природе. Проверочная работа. Контрольно-обобщающий урок. 41 Экологическая безопасность. Практическая работа № 10 «Устройство и Урок-практика. работа бытового фильтра для очистки воды». 42 Резерв Товары и услуги. Урок введения в новую тему. 43 Место работы членов семьи, их профессии. Урок изучения материала. 44 Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека. Комбинированный урок. Практическая работа № 11 «Полезные ископаемые». 45 Значение труда в жизни человека Растениеводство. Практическая работа № культурными растениями». 46 Значение труда в жизни человека и общества. Животноводство. 42 и общества. Урок-практика. 12 «Знакомство с Урок-исследование. нового 47 Значение труда в жизни человека и общества. Отрасли промышленности. Урок-исследование. 48 Проект «Особенности труда людей в родном крае». Урок-проект. Виды обмена товарами (бартер и купля-продажа). Урок-практика. 49 Резерв Практическая работа № 12 «Знакомство с различными монетами». 50 Государственный бюджет. Урок изучения материала. нового 51 Семейный бюджет. Урок изучения материала. нового 52 Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на Контрольно-обобщающий природу. урок. Тест № 4. 53 Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на Урок-исследование. природу. 54 Достопримечательности городов Золотого кольца России. Урок-путешествие. 55 Достопримечательности городов Золотого кольца России. Урок-путешествие. 56 Достопримечательности городов Золотого кольца России. Урок-викторина. 57 Проект «Достопримечательности городов Золотого кольца России.». Урок-проект. 43 58 Государственная граница России. Урок-путешествие. 59 Страны севера Европы. Урок-путешествие. 60 Страны Бенилюкса. Урок-путешествие. 61 Страны центра Европы. Урок-путешествие. 62 Достопримечательности Франции и Великобритании (Франция). Урок-путешествие. 63 Достопримечательности Франции и Великобритании (Великобритания). Урок-путешествие. 64 Страны юга Европы. Урок-путешествие. 65 Достопримечательности разных стран мира. Тест № 5. Комбинированный урок. Контрольно-обобщающий урок. 66 Резерв Итоговая проверочная работа. 67 Резерв Презентация проектов «Профессии людей в службах безопасности », Урок-конференция. «Особенности труда людей в родном крае», «Достопримечательности городов Золотого кольца России». 68 Резерв Презентация проектов «Профессии людей в службах безопасности », Урок-конференция. «Особенности труда людей в родном крае», «Достопримечательности городов Золотого кольца России». 44 Календарно-тематическое планирование учебного предмета “Окружающий мир”. 4 класс. № п/п Дата Тема урока Тип урока 1 Солнце- звезда, источник света и тепла для всего земле. 2 Практическая работа № 1 «Движение Земли вокруг своей оси и Урок-исследование вокруг Солнца» 3 Резерв живого на Урок введения в новую тему Карта Звёздного неба. Урок-исследование Практическая работа №2 «Знакомство с картой звёздного мира» 4 Карта полушарий. Комбинированный урок Практическая работа №3 «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте» 45 5 Исторические источники. Комбинированный урок . 6 Счёт лет в истории. Практическая работа №4 Урок развития умений и навыков 7 Положительное и отрицательное влияние деятельности человека Комбинированный урок на природу. 8 Природное сообщество «Водоем». Экскурсия №1 9 Страны народы мира. Объекты Всемирного природного и Комбинированный урок культурного наследия. 10 Международная Красная книга. Урок-экскурсия Урок-исследование Тест № 1 11 Формы земной поверхности: равнины и горы России. Комбинированный урок Практическая работа №5 «Поиск и показ на физической карте равнин и гор России» 12 Водоёмы и их разнообразие: моря, озёра и реки России. Практическая работа № 6 «Поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России» 13 Природные зоны России. Урок развития умений и навыков Урок-исследование Практическая работа № 7 «Поиск и показ на карте природные 46 зоны России» 14 Зона арктических пустынь. Урок-исследование Практическая работа №8 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике» 15 Тундра. Практическая работа №9 «Рассматривание гербарных Урок-исследование экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в тундре» 16 Природная зона лесов. Урок-исследование Практическая работа №10 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне лесов» 17 Растительный и животный мир леса. Экскурсия № 2 18 Влияние человека на жизнь леса. Урок-экскурсия Проверочная работа №1 19 Зона степей Практическая работа №11 «Рассматривание Урок-исследование гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне степей» 20 Пустыни. гербарных Практическая работа №12 «Рассматривание Урок-исследование экземпляров растений, выявление признаков их 47 приспособленности к условиям жизни в зоне пустынь» 21 Природная зона Черноморского побережья. Урок-исследование Практическая работа №13«Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне субтропиков». Тест №2 22 Родной край – часть большой страны. Экскурсия №3 Урок-экскурсия 23 Родной край и его местоположение на карте. Комбинированный урок Практическая работа №14 «Знакомство с картой родного края» 24 Особенности поверхности родного края. Комбинированный урок 25 Разнообразие водоёмов родного края. Урок-исследование 26 Полезные ископаемые родного края. Урок-практика Практическая работа №15 «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств» 27 Значение почвы для природы и хозяйства человека. Урок изучения материала 28 Природное сообщество – лес. Урок-исследование 48 нового Практическая работа №16 «Рассматривание экземпляров растений леса и их распознавание» гербарных Природное сообщество - луг. 29 Комбинированный урок Практическая работа №17 «Рассматривание экземпляров растений луга и их распознавание» гербарных Природное сообщество - пресный водоём. 30 Урок-исследование Практическая работа №18 «Рассматривание гербарных экземпляров растений пресных вод и их распознавание» Значение труда для Растениеводство в нашем крае. 31 человека и Практическая работа №19 «Рассматривание экземпляров полевых культур и их распознавание» общества. Урок-исследование гербарных 32 Проверочная работа за 1 полугодие. 33 Значение труда для человека Животноводство в нашем крае. Тест № 3 34 Презентация проектов. Урок-проект Начало истории человечества Урок изучения материала 35 Резерв 49 и общества. нового 36 Резерв Мир древности: далёкий и близкий Урок изучения материала нового 37 Резерв Средние века: время рыцарей и замков Урок изучения материала нового 38 Резерв Новое время: встреча Европы и Америки Урок изучения материала нового 39 Резерв Новейшее время: история продолжается сегодня. Тест № 4 Урок изучения материала нового 40 Жизнь древних славян Урок изучения материала нового 41 Во времена Древней Руси Урок изучения материала нового 42 Древний Киев и Древний Новгород. Урок формирования умений и навыков 43 Распространение культуры в Древней Руси. Урок изучения материала нового 44 Нашествие Батыя на Русь. Урок нового 50 изучения материала 45 Правление Ивана Калиты. Урок формирования умений и навыков 46 Куликовская битва Урок изучения материала нового 47 Иван Третий Урок изучения материала нового 48 Первопечатник Иван Фёдоров. Урок-исследование 49 Освобождение Москвы от польской интервенции. Урок изучения материала 50 Пётр Великий Урок-исследование 51 Михаил Васильевич Ломоносов Комбинированный урок 52 Екатерина Великая. Комбинированный урок нового Проверочная работа №2 53 Отечественная война 1812 года Комбинированный урок 54 Страницы истории XIX века Комбинированный урок 55 Россия вступает в XX век Комбинированный 56 Страницы истории 1920 – 1930-х годов Комбинированный 51 57 Великая война и великая Победа Урок изучения материала 58 Великая война и великая Победа Урок-исследование 59 День космонавтики. Тест № 5 Урок изучения материала нового 60 Права ребёнка. Урок изучения материала нового 61 Права и обязанности граждан России. Урок изучения материала нового 62 Государственная символика России. Урок развития умений и навыков 63 Государственные и всенародные праздники. Урок-исследование 64 .Итоговая проверочная работа Контрольно-обобщающий урок 65 Резерв Регионы России (Дальний Восток, Сибирь) Урок-путешествие 66 Резерв Регионы России (Урал, север европейской России) Урок-путешествие 67 Резерв Регионы России (Поволжье , юг России) Урок-путешествие 68 Резерв Презентация проектов Урок-конференция 52 нового ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП Сертификат 603332450510203670830559428146817986133868576047 Владелец Чулкова Татьяна Георгиевна Действителен С 01.03.2021 по 01.03.2022 53