Рабочая программа Химия (базовый уровень) 10-11 ФГОС

Рабочая программа учебного курса «Общая химия» для 10-11 класса
Программа данного курса подготовлена в соответствии с требованиями:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования.
-Требованиями к результатам освоения основной образовательной программы
среднего общего образования второго поколения;
-Примерной программы среднего общего образования по химии;
-ООП СОО МАОУ «СОШ№4»
Программа рассчитана на 35 часов в 10 классе и 35 – в 11 классе (1 час в
неделю).
Общая характеристика учебного курса
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и
навыков на базовом уровне.
В системе естественно-научного образования химия как учебный предмет занимает
важное место в познании законов природы, формировании научной картины
мира, химической грамотности, необходимой для повседневной жизни, навыков
здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни, а
также в воспитании экологической культуры, формировании собственной
позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных
источников.
Успешность изучения учебного предмета связана с овладением основными понятиями
химии, научными фактами, законами, теориями, применением полученных
знаний при решении практических задач.
В соответствии с ФГОС СОО химия может изучаться на базовом и углубленном
уровнях.
Изучение
химии
на
базовом
уровне
ориентировано
на
обеспечение
общеобразовательной и общекультурной подготовки выпускников.
Содержание базового курса позволяет раскрыть ведущие идеи и отдельные
положения, важные в познавательном и мировоззренческом отношении:
зависимость свойств веществ от состава и строения; обусловленность
применения веществ их свойствами; материальное единство неорганических и
органических веществ; возрастающая роль химии в создании новых лекарств и
материалов, в экономии сырья, охране окружающей среды.
Планируемые предметные результаты освоения
В результате изучения учебного курса на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
–
раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной
картины мира и в практической деятельности человека;
–
демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими
естественными науками;
–
раскрывать на примерах положения теории химического строения
А.М. Бутлерова;
–
понимать физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и на его
основе объяснять зависимость свойств химических элементов и образованных
ими веществ от электронного строения атомов;

–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–

объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об
их составе и строении;
применять правила систематической международной номенклатуры как
средства различения и идентификации веществ по их составу и строению;
составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ как
носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к
определенному классу соединений;
характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам,
устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками
вещества;
приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства
типичных представителей классов органических веществ с целью их
идентификации и объяснения области применения;
прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний
о типах химической связи в молекулах реагентов и их реакционной способности;
использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для
безопасного применения в практической деятельности;
приводить примеры практического использования продуктов переработки нефти
и природного газа, высокомолекулярных соединений (полиэтилена,
синтетического каучука, ацетатного волокна);
проводить опыты по распознаванию органических веществ: глицерина, уксусной
кислоты, непредельных жиров, глюкозы, крахмала, белков – в составе пищевых
продуктов и косметических средств;
владеть правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и
лабораторным оборудованием;
устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения
химического равновесия от различных факторов с целью определения
оптимальных условий протекания химических процессов;
приводить примеры гидролиза солей в повседневной жизни человека;
приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе,
производственных процессах и жизнедеятельности организмов;
приводить примеры химических реакций, раскрывающих общие химические
свойства простых веществ – металлов и неметаллов;
проводить расчеты на нахождение молекулярной формулы углеводорода по
продуктам сгорания и по его относительной плотности и массовым долям
элементов, входящих в его состав;
владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными
веществами, средствами бытовой химии;
осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам,
структурным формулам веществ;
критически оценивать и интерпретировать химическую информацию,
содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах
Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественно-научной
корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования
собственной позиции;

–

представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством:
экологических, энергетических, сырьевых, и роль химии в решении этих
проблем.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
–
иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как
науки на различных исторических этапах ее развития;
–
использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебноисследовательских задач по изучению свойств, способов получения и
распознавания органических веществ;
–
объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной
(полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью
определения химической активности веществ;
–
устанавливать генетическую связь между классами органических веществ для
обоснования принципиальной возможности получения органических соединений
заданного состава и строения;
–
устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием
при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на
основе химических знаний.
Базовый уровень
Основы органической химии
Появление и развитие органической химии как науки. Предмет органической химии.
Место и значение органической химии в системе естественных наук.
Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их
валентности. Основные положения теории химического строения органических
соединений А.М. Бутлерова. Углеродный скелет органической молекулы.
Кратность химической связи. Зависимость свойств веществ от химического
строения молекул. Изомерия и изомеры. Понятие о функциональной группе.
Принципы классификации органических соединений. Систематическая
международная номенклатура и принципы образования названий органических
соединений.
Алканы. Строение молекулы метана. Гомологический ряд алканов. Гомологи.
Номенклатура. Изомерия углеродного скелета. Закономерности изменения
физических свойств. Химические свойства (на примере метана и этана): реакции
замещения (галогенирование), дегидрирования как способы получения
важнейших соединений в органическом синтезе. Горение метана как один из
основных источников тепла в промышленности и быту. Нахождение в природе и
применение алканов. Понятие о циклоалканах.
Алкены. Строение молекулы этилена. Гомологический ряд алкенов. Номенклатура.
Изомерия углеродного скелета и положения кратной связи в молекуле.
Химические свойства (на примере этилена): реакции присоединения
(галогенирование, гидрирование, гидратация, гидрогалогенирование) как способ
получения
функциональных
производных
углеводородов,
горения.
Полимеризация этилена как основное направление его использования.

Полиэтилен как крупнотоннажный продукт химического производства.
Применение этилена.
Алкадиены и каучуки. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными
связями. Полимеризация дивинила (бутадиена-1,3) как способ получения
синтетического каучука. Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация
каучука. Резина. Применение каучука и резины.
Алкины. Строение молекулы ацетилена. Гомологический ряд алкинов. Номенклатура.
Изомерия углеродного скелета и положения кратной связи в молекуле.
Химические свойства (на примере ацетилена): реакции присоединения
(галогенирование, гидрирование, гидратация, гидрогалогенирование) как способ
получения полимеров и других полезных продуктов. Горение ацетилена как
источник высокотемпературного пламени для сварки и резки металлов.
Применение ацетилена.
Арены. Бензол как представитель ароматических углеводородов. Строение молекулы
бензола. Химические свойства: реакции замещения (галогенирование) как
способ получения химических средств защиты растений, присоединения
(гидрирование) как доказательство непредельного характера бензола. Реакция
горения. Применение бензола.
Спирты. Классификация, номенклатура, изомерия спиртов. Метанол и этанол как
представители предельных одноатомных спиртов. Химические свойства (на
примере метанола и этанола): взаимодействие с натрием как способ
установления наличия гидроксогруппы, реакция с галогеноводородами как
способ получения растворителей, дегидратация как способ получения этилена.
Реакция горения: спирты как топливо. Применение метанола и этанола.
Физиологическое действие метанола и этанола на организм человека.
Этиленгликоль и глицерин как представители предельных многоатомных
спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты и ее применение для
распознавания глицерина в составе косметических средств. Практическое
применение этиленгликоля и глицерина.
Фенол. Строение молекулы фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола.
Химические свойства: взаимодействие с натрием, гидроксидом натрия,
бромом. Применение фенола.
Альдегиды. Метаналь (формальдегид) и этаналь (ацетальдегид) как представители
предельных альдегидов. Качественные реакции на карбонильную группу
(реакция «серебряного зеркала», взаимодействие с гидроксидом меди (II) и их
применение для обнаружения предельных альдегидов в промышленных сточных
водах. Токсичность альдегидов. Применение формальдегида и ацетальдегида.
Карбоновые кислоты. Уксусная кислота как представитель предельных одноосновных
карбоновых кислот. Химические свойства (на примере уксусной кислоты):
реакции с металлами, основными оксидами, основаниями и солями как
подтверждение сходства с неорганическими кислотами. Реакция этерификации
как способ получения сложных эфиров. Применение уксусной кислоты.
Представление о высших карбоновых кислотах.
Сложные эфиры и жиры. Сложные эфиры как продукты взаимодействия карбоновых
кислот со спиртами. Применение сложных эфиров в пищевой и парфюмерной
промышленности. Жиры как сложные эфиры глицерина и высших карбоновых
кислот. Растительные и животные жиры, их состав. Распознавание растительных

жиров на основании их непредельного характера. Применение жиров. Гидролиз
или омыление жиров как способ промышленного получения солей высших
карбоновых кислот. Мылá как соли высших карбоновых кислот. Моющие
свойства мыла.
Углеводы. Классификация углеводов. Нахождение углеводов в природе. Глюкоза как
альдегидоспирт. Брожение глюкозы. Сахароза. Гидролиз сахарозы. Крахмал и
целлюлоза как биологические полимеры. Химические свойства крахмала и
целлюлозы (гидролиз, качественная реакция с йодом на крахмал и ее
применение для обнаружения крахмала в продуктах питания). Применение и
биологическая роль углеводов. Понятие об искусственных волокнах на примере
ацетатного волокна.
Идентификация органических соединений. Генетическая связь между классами
органических соединений. Типы химических реакций в органической химии.
Аминокислоты и белки. Состав и номенклатура. Аминокислоты как амфотерные
органические соединения. Пептидная связь. Биологическое значение αаминокислот. Области применения аминокислот. Белки как природные
биополимеры. Состав и строение белков. Химические свойства белков:
гидролиз, денатурация. Обнаружение белков при помощи качественных
(цветных) реакций. Превращения белков пищи в организме. Биологические
функции белков.
Теоретические основы химии
Строение вещества. Современная модель строения атома. Электронная конфигурация
атома. Основное и возбужденные состояния атомов. Классификация
химических элементов (s-, p-, d-элементы). Особенности строения
энергетических уровней атомов d-элементов. Периодическая система
химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл Периодического
закона Д.И. Менделеева. Причины и закономерности изменения свойств
элементов и их соединений по периодам и группам. Электронная природа
химической связи. Электроотрицательность. Виды химической связи
(ковалентная, ионная, металлическая, водородная) и механизмы ее образования.
Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток
(атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость физических
свойств вещества от типа кристаллической решетки. Причины многообразия
веществ.
Химические реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Скорость реакции, ее
зависимость от различных факторов: природы реагирующих веществ,
концентрации реагирующих веществ, температуры, площади реакционной
поверхности, наличия катализатора. Роль катализаторов в природе и
промышленном производстве. Обратимость реакций. Химическое равновесие и
его смещение под действием различных факторов (концентрация реагентов или
продуктов реакции, давление, температура) для создания оптимальных условий
протекания химических процессов. Дисперсные системы. Понятие о коллоидах
(золи, гели). Истинные растворы. Реакции в растворах электролитов. рH
раствора как показатель кислотности среды. Гидролиз солей. Значение
гидролиза
в
биологических
обменных
процессах.
Окислительновосстановительные реакции в природе, производственных процессах и

жизнедеятельности организмов. Окислительно-восстановительные свойства
простых веществ – металлов главных и побочных подгрупп (медь, железо) и
неметаллов: водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода,
кремния. Коррозия металлов: виды коррозии, способы защиты металлов от
коррозии. Электролиз растворов и расплавов. Применение электролиза в
промышленности.
Химия и жизнь
Научные методы познания в химии. Источники химической информации. Поиск
информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам.
Моделирование химических процессов и явлений, химический анализ и синтез
как методы научного познания.
Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды.
Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов. Вредные
привычки и факторы, разрушающие здоровье (курение, употребление алкоголя,
наркомания). Рациональное питание. Пищевые добавки. Основы пищевой химии.
Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Средства борьбы с
бытовыми насекомыми: репелленты, инсектициды. Средства личной гигиены и
косметики. Правила безопасной работы с едкими, горючими и токсичными
веществами, средствами бытовой химии.
Химия и сельское хозяйство. Минеральные и органические удобрения. Средства
защиты растений.
Химия и энергетика. Природные источники углеводородов. Природный и попутный
нефтяной газы, их состав и использование. Состав нефти и ее переработка.
Нефтепродукты. Октановое число бензина. Охрана окружающей среды при
нефтепереработке и транспортировке нефтепродуктов. Альтернативные
источники энергии.
Химия в строительстве. Цемент. Бетон. Подбор оптимальных строительных
материалов в практической деятельности человека.
Химия и экология. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Охрана гидросферы, почвы, атмосферы, флоры и фауны от химического
загрязнения.
Примерное распределение часов по годам изучения учебного предмета
класс
Кол-во часов
Основные изучаемые разделы
10 класс

35

Предельные углеводороды
Непредельные углеводороды
Кислород-содержащие
соединения....

11класс

34

органические

Строение вещества
Химические реакции
Окислительно-восстановительные реакции

Научные методы познания в химии
Химия и здоровье.
Химия в повседневной жизни
Химия и сельское хозяйство

Тематическое планирование учебного предмета «Химия» 10 класс
номер
урока

Тема урока
1 Предмет органической химии

Основные положенияя теории химического
2 строения А.М. Бутлерова
Алканы.
Гомологический
ряд
алканов. Сьруктурная изомерия углеродной
3 цепи

Химические
свойства
алканов:
горение, реакции замещения, разложения
4 (метана), легидрирование этана

Место и значение органической химии в
системе естественных наук.
Углеродный
скелет
органической
молекулы.
Кратность
химической
связи.
Зависимость свойств веществ от химического
строения молекул. Изомерия и изомеры. Понятие
о
функциональной
группе.
Принципы
классификации
органических
соединений.
Систематическая международная номенклатура и
принципы образования названий органических
соединений
Демонстрация:
-Модели
молекул
гомологов и изомеров органических веществ.
Строение
молекулы
метана.
Гомологический
ряд
алканов.
Гомологи.
Номенклатура. Изомерия углеродного скелета.
Закономерности изменения физических свойств.
Химические свойства (на примере метана
и этана): реакции замещения (галогенирование),
дегидрирования
как
способы
получения
важнейших соединений в органическом синтезе.
Горение метана как один из основных
источников тепла в промышленности и быту.
Нахождение в природе и применение алканов.
Понятие о циклоалканах.

Строение
молекулы
этилена.
Алкены. Этилен. Гомологический Гомологический ряд алкенов. Номенклатура.
ряд
алкенов.
Структурная
и Изомерия углеродного скелета и положения
5 пространственная изомерия
кратной связи в молекуле.
Химические свойства (на примере
этилена):
реакции
присоединения
(галогенирование, гидрирование, гидратация,
гидрогалогенирование) как способ получения
функциональных производных углеводородов,
горения. Полимеризация этилена как основное
направление его использования. Полиэтилен как
Получение и химические свойства крупнотоннажный
продукт
химического
6 алкенов
производства. Применение этилена.

10
11
12
13

Понятие об алкадиенах как углеводородах
с двумя двойными связями. Полимеризация
дивинила (бутадиена-1,3) как способ получения
синтетического
каучука.
Натуральный
и
синтетический каучуки. Вулканизация каучука.
Алкадиены. Изомерия.Химические Резина. Применение каучука и резины.
7 свойства алкадиенов. Каучуки
Строение
молекулы
ацетилена.
Гомологический ряд алкинов. Номенклатура.
Изомерия углеродного скелета и положения
кратной связи в молекуле. Химические свойства
(на примере ацетилена): реакции присоединения
(галогенирование, гидрирование, гидратация,
гидрогалогенирование) как способ получения
полимеров и других полезных продуктов.
Горение
ацетилена
как
источник
высокотемпературного пламени для сварки и
Алкины.
Химические
свойства резки металлов. Применение ацетилена.
8 ацетилена: горение, реакции присоединения
Демонстрация: Получение ацетилена
Бензол как представитель ароматических
углеводородов. Строение молекулы бензола.
Химические свойства: реакции замещения
(галогенирование)
как
способ
получения
химических
средств
защиты
растений,
присоединения
(гидрирование)
как
Ароматические
углеводороды. доказательство непредельного характера бензола.
Строение. Физические и химические Реакция горения. Применение бензола.
9 свойства
Природный газ. Состав природного
газа. Химическая переработка природного
Природный газ- источник газообразных
газа: конверсия, пиролиз
алканов, газообразное топливо.
Нефть ее состав и переработка.
Ознакомление с коллекцией «Нефть и
Попутный нефтянной газ.
продукты её переработки».
Каменный уголь и его переработка
Повторение по теме "Предельные и
непредельные углеводороды"
Контрольная работа №1 "Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова.
Углеводороды"

14

15

16

Классификация
кислородсодержащих
органических веществ по типу функциональной
группы. Классификация, номенклатура, изомерия
спиртов. Метанол и этанол как представители
предельных одноатомных спиртов.
Химические
свойства (на примере
метанола и этанола): взаимодействие с натрием
как
способ
установления
наличия
гидроксогруппы, реакция с галогеноводородами
как
способ
получения
растворителей,
дегидратация как способ получения этилена.
Химические
свойства
спиртов. Реакция
горения:
спирты
как
топливо.
Реакция
этерификации.
Применение Применение
метанола
и
этанола.
спиртов. Действие метилового и этилового Физиологическое действие метанола и этанола на
спиртов на органы человека
организм человека.
Одноатомные
спирты.
Гомологический
ряд
предельных
адноатомных спиртов. Изомерия положения
функциональной группы

17

Этиленгликоль
и
глицерин
как
представители
предельных
многоатомных
спиртов. Качественная реакция на многоатомные
спирты и ее применение для распознавания
глицерина в составе косметических средств.
Практическое применение этиленгликоля и
глицерина.
Многоатомные спирты. Получение и
Демонстрация: Качественная реакция на
химические
свойства
многоатомных многоатомные спирты
спиртов.
Строение молекулы фенола. Взаимное
влияние атомов в молекуле фенола. Химические
свойства:

взаимодействие

гидроксидом
18

Фенол его строение,
свойства и применение.

получение,

натрия,

с

бромом.

натрием,
Применение

фенола.
Метаналь

(формальдегид)

и

этаналь

(ацетальдегид) как представители предельных
альдегидов. Взаимодействие с гидроксидом меди
(II)

и

их

применение

предельных
сточных

альдегидов
водах.

для
в

обнаружения
промышленных

Токсичность

альдегидов.

Применение формальдегида и ацетальдегида.
Демонстрация: Качественные реакции на
карбонильную группу (реакция «серебряного
19

Альдегилы. Карбонильная
Химические свойства альдегидов.

группа

зеркала»
Уксусная

кислота

как

представитель

предельных одноосновных карбоновых кислот.
Химические свойства уксусной кислоты: реакции
с металлами, основными оксидами, основаниями
и

солями

как

подтверждение

неорганическими

кислотами.

сходства

с

Реакция

этерификации как способ получения сложных

20

эфиров. Применение уксусной кислоты.
Предельные
одноосновные
карбоновые
кислоты.
Получение,
Демонстрация: -Качественная реакция
химические
свойства
и
применение
карбоксильной функциональной группы
карбоновых кислот.
Сложные
эфиры
как
продукты
взаимодействия карбоновых кислот со спиртами.
Применение сложных эфиров в пищевой и
парфюмерной

21

Сложные эфиры.

промышленности.

Жиры

как

сложные эфиры глицерина и высших карбоновых

кислот.
Растительные

и

животные

жиры,

их

состав. Распознавание растительных жиров на
основании

их

непредельного

характера.

Применение жиров. Гидролиз или омыление
жиров как способ промышленного получения
солей высших карбоновых кислот. Мылá как
соли высших карбоновых кислот. Моющие
22

Жиры.

свойства мыла.
Классификация и нахождение углеводов в
природе. Глюкоза как альдегидоспирт. Брожение
глюкозы. Сахароза. Гидролиз сахарозы. Крахмал
и

целлюлоза как биологические полимеры.

Химические свойства крахмала и целлюлозы
(гидролиз, качественная реакция с йодом на
крахмал и ее применение для обнаружения
крахмала в продуктах питания). Применение и
биологическая роль

углеводов.

Понятие об

искусственных волокнах на примере ацетатного
23
24

25

26

27

28

29

Углеводы.
Амины предельные и ароматические.
Получение аминов

Аминокислоты

Состав и номенклатура. Аминокислоты
как амфотерные органические соединения.
Пептидная связь. Биологическое значение αаминокислот. Области применения аминокислот.
Белки как природные биополимеры.
Состав и строение белков. Химические свойства
белков: гидролиз, денатурация. Обнаружение
белков при помощи качественных (цветных)
реакций. Превращения белков пищи в организме.
Биологические функции белков.

Белки
Практическая работа №1 «Решение
экспериментальных задач на получение
органических веществ».
Практическая
работа
№2
«Решение экспериментальных задач на
распознавание органических веществ».
Повторение и обощение знаний по
теме " Кислород- и азотосодержащие
органические соединения"
Контрольная работа №2 " Кислород- и азотосодержащие органические соединения"

30
31

волокна.

Биотехнология. Генная, клеточная и
биологическая инженерияинженерия,

32
33

Искусственные полимеры:целлулоид,
ацетатный шелк, вискоза, целлофан.
Синтетические полимеры. Синтетические
каучуки. Пластмассы
Практическая
работа
№3
"
Распознавание пластмасс и волокон"
Годовая контрольная работа №3 по теме Основные классы органических соединений.
Предельные и непредельные углеводороды. Кислород- и азотосодержащие органические
соединения"

34

35

Анализ
контрольной
Подведение итогов за год

работы.

Тематическое планирование учебного предмета «Химия» 11 класс

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертиф
икат

603332450510203670830559428146817986133868
576047

Владел

Чулкова Татьяна Георгиевна

Действ

С 01.03.2021 по 01.03.2022

ец
ителен


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».