Учебный курс «Компьютерная грамотность»
(5-7 класс)
Программа данного курса подготовлена в соответствии с требованиями:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования.
-Требованиями к результатам освоения основной образовательной
программы общего образования второго поколения;
-Примерной программы основного общего образования по информатики;
-ООПООО МАОУ «СОШ№4»
Задача современной школы – обеспечить вхождение учащихся в
информационное общество, научить каждого школьника пользоваться новыми
массовыми ИКТ (текстовый редактор, графический редактор, электронные
таблицы, электронная почта и др.) Формирование пользовательских навыков
для введения компьютера в учебную деятельность подкрепляется
самостоятельной творческой работой, личностно-значимой для обучаемого.
Цели обучения информатике в 5-7 классе:
-формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной
деятельности на основе методов информатики;
-формирование у учащихся готовности к использованию средств ИКТ в
информационно-учебной деятельности для решения учебных задач и
саморазвития;
-усиление культурологической составляющей школьного образования;
-пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
-развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей
учащихся.
Задачи:
В 5-7 классе решаются следующие задачи обучения :
развитие коммуникативных умений и элементов информационной
культуры, в основе которой лежат умения работать с информацией
(осуществлять ее сбор, хранение, обработку и передачу в процессе выполнения
учебных задач);
формирование основополагающих понятий информатики, таких как:
«информация», «программа», «файл», «рабочий стол»,
«главное меню»,
«носители информации», «кодирование информации», др.;
формирование основополагающих понятий информатики, таких как:
«папка», «единицы измерения информации», «понятие», «суждение»,
«умозаключение», «исполнитель», «алгоритм» др.;
формирование основополагающих понятий информатики, таких как:
«объект», «система», «информационное моделирование», «модель» др.;
формирование навыков использования компьютерной техники и
современных информационных и коммуникационных технологий для решения
учебных и практических задач
1
Содержание программы
Содержание программы имеет большую практическую направленность.
В результате изучения курса «Компьютерная грамотность» в 5-7 классах
Ученик научится :
понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия
«информация», «информационный объект»;
различать виды информации по способам её восприятия человеком,
по формам представления на материальных носителях;
приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и
обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе,
технике;
приводить примеры информационных носителей;
иметь представление о способах кодирования информации;
уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
определять устройства компьютера, моделирующие основные
компоненты информационных функций человека;
различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
запускать программы из меню Пуск;
уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на
диалоговые окна;
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и
форматирования простейших текстов;
уметь применять простейший графический редактор для создания и
редактирования рисунков;
уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места,
соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
определять, информативно или нет некоторое сообщение, если
известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между
понятиями;
различать необходимые и достаточные условия;
иметь представление о позиционных и непозиционных системах
счисления;
уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему
счисления и обратно;
иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;
иметь представление об исполнителях и системах команд
исполнителей;
2
уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом
компьютера;
определять назначение файла по его расширению;
выполнять основные операции с файлами;
уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и
форматирования текстов, создания списков и таблиц;
уметь применять инструменты простейших графических редакторов
для создания и редактирования рисунков;
создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки
своих выступлений;
иметь
представление
об
этических
нормах
работы
с
информационными объектами.
для объектов окружающей действительности указывать их признаки
— свойства, действия, поведение, состояния;
называть отношения, связывающие данный объект с другими
объектами;
осуществлять деление заданного множества объектов на классы по
заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию
классификации;
понимать смысл терминов «система», «системный подход»,
«системный эффект»;
приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных
систем;
понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;
иметь представление о назначении и области применения моделей;
различать натурные и информационные модели, приводить их
примеры;
приводить
примеры
образных,
знаковых
и
смешанных
информационных моделей;
уметь «читать» (получать информацию) информационные модели
разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т. д.;
знать правила построения табличных моделей, схем, графов,
деревьев;
знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип
диаграммы в зависимости от цели ее создания;
осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в
зависимости от заданной цели моделирования;
приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг
решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы
работы;
осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
выполнять операции с основными объектами операционной системы;
выполнять основные операции с объектами файловой системы;
3
уметь применять текстовый процессор для создания словесных
описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
уметь применять инструменты простейших графических редакторов
для создания и редактирования образных информационных моделей;
выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в
среде электронных таблиц;
создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые,
ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные
презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные
информационные модели рассматриваемого объекта.
Календарно-тематическое планирование
Дата
Тема
Количество
часов
5 класс
ТБ. Информация.
Действия с информацией
В мире кодов
Формы представления информации
Систематизация информации
Преобразование информации путем рассуждений
Организация рабочего места
Ввод информации в память компьютера
Программы и файлы
Управление компьютером
Подготовка текстовых документов
Компьютерная графика
Создание комбинированных документов
Итого
Дата
Тема
6 класс
ТБ. Компьютер – универсальная машина для
работы с информацией
Информация и знания
Понятие как форма мышления
Содержание и объем понятия
Классификация понятий
Суждение как форма мышления
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
2
2
2
17
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
4
Умозаключение как форма мышления
Что такое алгоритм
Исполнители вокруг нас
Формы записи алгоритмов
Типы алгоритмов
Линейный алгоритм
Алгоритмы с ветвлениями
Алгоритмы с повторениями
Итого
Дата
Тема
7 класс
ТБ. Объекты и их имена. Признаки объектов
Отношения и разновидности объектов
Состав и системы объектов
Система и окружающая среда. ПК как система
Модели объектов и их назначение
Информационные модели
Словесные информационные модели
Математические модели
Табличные информационные модели
Табличное решение логических задач
Вычислительные таблицы
Электронные таблицы
Графики и диаграммы
Схемы
Алгоритм – модель деятельности исполнителя
алгоритмов
Управление исполнителем Чертежник
Управление исполнителем Робот
Итого
1
1
1
1
1
2
2
2
17
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17
Определение образовательных технологий и измерителей (заданий,
учебных достижений обучающихся)
В 5-7 классах наиболее приемлемы комбинированные уроки, на которых
предусматривается смена методов обучения и деятельности обучаемых. При
этом, с учетом данных о распределении усвоения информации и кризисах
внимания учащихся на уроке, проводится объяснение в первой части урока, а
на конец урока планируется деятельность, которая наиболее интересна для
учащихся и имеет для них большее и личностное значение.
5
Одной из наиболее актуальных форм организации проверочного,
тематического и итогового контроля является тестирование. Тест состоит из
отдельных заданий, к которым следует отнести:
1. задания с выбором правильных ответов из нескольких предложенных;
2. задания с открытым ответом;
3. задания на установление соответствия;
4. задание на установление правильной последовательности.
6