Учебный курс «Компьютерная грамотность» (5-7 класс) Программа данного курса подготовлена в соответствии с требованиями: - Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. -Требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования второго поколения; -Примерной программы основного общего образования по информатики; -ООПООО МАОУ «СОШ№4» Задача современной школы – обеспечить вхождение учащихся в информационное общество, научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИКТ (текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы, электронная почта и др.) Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность подкрепляется самостоятельной творческой работой, личностно-значимой для обучаемого. Цели обучения информатике в 5-7 классе: -формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики; -формирование у учащихся готовности к использованию средств ИКТ в информационно-учебной деятельности для решения учебных задач и саморазвития; -усиление культурологической составляющей школьного образования; -пропедевтика понятий базового курса школьной информатики; -развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Задачи: В 5-7 классе решаются следующие задачи обучения : развитие коммуникативных умений и элементов информационной культуры, в основе которой лежат умения работать с информацией (осуществлять ее сбор, хранение, обработку и передачу в процессе выполнения учебных задач); формирование основополагающих понятий информатики, таких как: «информация», «программа», «файл», «рабочий стол», «главное меню», «носители информации», «кодирование информации», др.; формирование основополагающих понятий информатики, таких как: «папка», «единицы измерения информации», «понятие», «суждение», «умозаключение», «исполнитель», «алгоритм» др.; формирование основополагающих понятий информатики, таких как: «объект», «система», «информационное моделирование», «модель» др.; формирование навыков использования компьютерной техники и современных информационных и коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач 1 Содержание программы Содержание программы имеет большую практическую направленность. В результате изучения курса «Компьютерная грамотность» в 5-7 классах Ученик научится : понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»; различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях; приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике; приводить примеры информационных носителей; иметь представление о способах кодирования информации; уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение; определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека; различать программное и аппаратное обеспечение компьютера; запускать программы из меню Пуск; уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна; вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши; уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов; уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков; уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор; знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ. определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию; понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»; приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями; различать необходимые и достаточные условия; иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления; уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно; иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры; иметь представление об исполнителях и системах команд исполнителей; 2 уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера; определять назначение файла по его расширению; выполнять основные операции с файлами; уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц; уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков; создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений; иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами. для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния; называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами; осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации; понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»; приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем; понимать смысл терминов «модель», «моделирование»; иметь представление о назначении и области применения моделей; различать натурные и информационные модели, приводить их примеры; приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей; уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т. д.; знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев; знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели ее создания; осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей; давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы; осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем; выполнять операции с основными объектами операционной системы; выполнять основные операции с объектами файловой системы; 3 уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов; уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей; выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц; создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций; для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта. Календарно-тематическое планирование Дата Тема Количество часов 5 класс ТБ. Информация. Действия с информацией В мире кодов Формы представления информации Систематизация информации Преобразование информации путем рассуждений Организация рабочего места Ввод информации в память компьютера Программы и файлы Управление компьютером Подготовка текстовых документов Компьютерная графика Создание комбинированных документов Итого Дата Тема 6 класс ТБ. Компьютер – универсальная машина для работы с информацией Информация и знания Понятие как форма мышления Содержание и объем понятия Классификация понятий Суждение как форма мышления 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 2 2 2 17 Количество часов 1 1 1 1 1 1 4 Умозаключение как форма мышления Что такое алгоритм Исполнители вокруг нас Формы записи алгоритмов Типы алгоритмов Линейный алгоритм Алгоритмы с ветвлениями Алгоритмы с повторениями Итого Дата Тема 7 класс ТБ. Объекты и их имена. Признаки объектов Отношения и разновидности объектов Состав и системы объектов Система и окружающая среда. ПК как система Модели объектов и их назначение Информационные модели Словесные информационные модели Математические модели Табличные информационные модели Табличное решение логических задач Вычислительные таблицы Электронные таблицы Графики и диаграммы Схемы Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов Управление исполнителем Чертежник Управление исполнителем Робот Итого 1 1 1 1 1 2 2 2 17 Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 17 Определение образовательных технологий и измерителей (заданий, учебных достижений обучающихся) В 5-7 классах наиболее приемлемы комбинированные уроки, на которых предусматривается смена методов обучения и деятельности обучаемых. При этом, с учетом данных о распределении усвоения информации и кризисах внимания учащихся на уроке, проводится объяснение в первой части урока, а на конец урока планируется деятельность, которая наиболее интересна для учащихся и имеет для них большее и личностное значение. 5 Одной из наиболее актуальных форм организации проверочного, тематического и итогового контроля является тестирование. Тест состоит из отдельных заданий, к которым следует отнести: 1. задания с выбором правильных ответов из нескольких предложенных; 2. задания с открытым ответом; 3. задания на установление соответствия; 4. задание на установление правильной последовательности. 6