МУЗЫКА программа 5-8 классы

Рабочая учебная программа по музыке для 5- 8 классов составлена на
основе примерной программы по музыке, в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом второго поколения (В новой
редакции) и в соответствии с ООП ООО школы.
Цели программы:
 формирование
музыкальной культуры личности, освоение
музыкальной картины мира;
 воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству,
художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к
Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового
музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям
России, музыкальной культуре разных народов;
 развитие
и
углубление интереса к музыке и музыкальной
деятельности, развитие музыкальной памяти и слуха, ассоциативного
мышления, фантазии, воображения;
 обогащение знаний о музыкальном искусстве;
 развитие творческих способностей учащихся в различных видах
музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, игра на
элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое
движение и импровизация).
Задачи программы:
- развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса,
музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и
ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе,
жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка;
музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве
отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на
человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах
музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе
с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании,
музыкально-пластическом
движении,
импровизации,
драматизации
исполняемых произведений;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого
интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов
мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному
общению
с
высокохудожественной
музыкой
и
музыкальному
самообразованию;
Общая характеристика учебного предмета
Содержание уроков музыки в 5-8 классе последовательно развивает идеи
начальной школы и направлено на расширение художественного кругозора
учащихся, тем самым углубляя восприятие, познание музыки. Приоритетным
направлением содержания программы по-прежнему остается русская
музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка
религиозной
традиции,
современные
музыкальные
направления
музыкального искусства
формируют
у учащихся
национальное
самосознание, бережное отношение к родным истокам, к традициям своего
народа, понимание значимости своей культуры в художественной картине
мира. Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает
различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во
внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся
входят: пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические
движения; игра на музыкальных инструментах; освоение элементов
музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо
этого, учащиеся проявляют творческое начало в размышлениях о музыке,
импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках
на темы полюбившихся музыкальных произведений.
Место учебного предмета «Музыка» в учебном плане.
В соответствии с учебным планом на учебный предмет «Музыка» в 5-8
классах отводится 140 часов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка»
В структуре планируемых результатов выделяется следующие группы:
1.Личностные результаты раскрывают и детализируют основные
направленности этих
результатов. Оценка достижения этой группы
планируемых результатов ведется в ходе процедур, допускающих
предоставление и использование исключительно неперсонифицированной
информации.
2. Метапредметные результаты раскрывают и детализируют основные
направленности метапредметных результатов.
3.Предметные результаты представлены в соответствии с группами
результатов учебного предмета, раскрывают и детализируют их.

Выпускник научится:
 понимать значение интонации в музыке как носителя образного
смысла;
 анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию,
ритм, темп, динамику, лад;
 определять
характер
музыкальных
образов
(лирических,
драматических, героических, романтических, эпических);
 выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных
произведений на основе полученных знаний об интонационной природе
музыки;
 понимать
жизненно-образное
содержание
музыкальных
произведений разных жанров;
 различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития
образов музыкальных произведений;
 различать многообразие музыкальных образов и способов их
развития;
 производить
интонационно-образный
анализ
музыкального
произведения;
 понимать основной принцип построения и развития музыки;
 анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и
музыкальных образов;
 размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая
суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных
особенностях, жанре, исполнителях;
 понимать значение устного народного музыкального творчества в
развитии общей культуры народа;
 определять основные жанры русской народной музыки: былины,
лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен;
 понимать специфику перевоплощения народной музыки в
произведениях композиторов;
 понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и
народного музыкального творчества;
 распознавать художественные направления, стили и жанры
классической и современной музыки, особенности их музыкального языка и
музыкальной драматургии;
 определять основные признаки исторических эпох, стилевых
направлений в русской музыке, понимать стилевые черты русской
классической музыкальной школы;
 определять основные признаки исторических эпох, стилевых
направлений и национальных школ в западноевропейской музыке;
 узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших
русских и зарубежных композиторов;

 выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных
произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях;
 различать жанры вокальной, инструментальной, вокальноинструментальной, камерно-инструментальной, симфонической музыки;
 называть основные жанры светской музыки малой (баллада,
баркарола, ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната,
симфония, кантата, концерт и т.п.);
 узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную,
вариации, рондо);
 определять тембры музыкальных инструментов;
 называть и определять звучание музыкальных инструментов:
духовых, струнных, ударных, современных электронных;
 определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного,
оркестра народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;
 владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
 узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной
классики, образцы народного музыкального творчества, произведения
современных композиторов;
 определять характерные особенности музыкального языка;
 эмоционально-образно
воспринимать
и
характеризовать
музыкальные произведения;
 анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и
современности;
 анализировать единство жизненного содержания и художественной
формы в различных музыкальных образах;
 творчески
интерпретировать
содержание
музыкальных
произведений;
 выявлять особенности интерпретации одной и той же
художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
 анализировать различные трактовки одного и того же произведения,
аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
 различать интерпретацию классической музыки в современных
обработках;
 определять характерные признаки современной популярной музыки;
 называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы,
рок-н-ролла и др.;
 анализировать творчество исполнителей авторской песни;
 выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами
искусства;
 находить жанровые параллели между музыкой и другими видами
искусств;
 сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного
произведений;

 понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и
литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;
 находить ассоциативные связи между художественными образами
музыки, изобразительного искусства и литературы;
 понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;
 называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и
женские (сопрано, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;
 определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере)
исполнения: народные, академические;
 владеть навыками вокально-хорового музицирования;
 применять навыки вокально-хоровой работы при пении с
музыкальным сопровождением и без сопровождения (acappella);
 творчески
интерпретировать
содержание
музыкального
произведения в пении;
 участвовать в коллективной исполнительской деятельности,
используя различные формы индивидуального и группового музицирования;
 размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать
суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
 передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной
форме;
 проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкальноэстетической деятельности;
 понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в
жизни человека и общества;
 эмоционально проживать исторические события и судьбы
защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;
 приводить примеры выдающихся (в том числе современных)
отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских
коллективов;
 применять
современные
информационно-коммуникационные
технологии для записи и воспроизведения музыки;
 обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных
произведений различных стилей и жанров;
 использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на
занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки;
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и
сценической).
Выпускник получит возможность научиться:
 понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные
черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран
мира;
 понимать особенности языка западноевропейской музыки на
примере мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;

 понимать особенности языка отечественной духовной и светской
музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;
 определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;
 распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской
церковной музыки;
 различать формы построения музыки (сонатно-симфонический
цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии
музыкальных образов;
 выделять признаки для установления стилевых связей в процессе
изучения музыкального искусства;
 различать
и
передавать
в
художественно-творческой
деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к
природе, человеку, обществу;
 исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных
произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;
 активно использовать язык музыки для освоения содержания
различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего
мира, математики и др.).
Овладение основами музыкальных знаний в основной школе должно
обеспечить формирование основ музыкальной культуры и грамотности как
части общей и духовной культуры школьников, развитие музыкальных
способностей обучающихся, а также способности к сопереживанию
произведениям искусства через различные виды музыкальной деятельности,
овладение практическими умениями и навыками в различных видах
музыкально-творческой деятельности.
Освоение предмета «Музыка» направлено на:
 приобщение школьников к музыке как эмоциональному,
нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных
явлений, раскрывающих духовный опыт поколений;
 расширение музыкального и общего культурного кругозора
школьников; воспитание их музыкального вкуса, устойчивого интереса к
музыке своего народа и других народов мира, классическому и
современному музыкальному наследию;
 развитие творческого потенциала, ассоциативности мышления,
воображения, позволяющих проявить творческую индивидуальность в
различных видах музыкальной деятельности;
 развитие способности к эстетическому освоению мира, способности
оценивать произведения искусства по законам гармонии и красоты;
 овладение основами музыкальной грамотности в опоре на
способность эмоционального восприятия музыки как живого образного
искусства во взаимосвязи с жизнью, на специальную терминологию и
ключевые понятия музыкального искусства, элементарную нотную грамоту.
В рамках продуктивной музыкально-творческой деятельности учебный
предмет «Музыка» способствует формированиюу обучающихся потребности

в общении с музыкой в ходе дальнейшего духовно-нравственного развития,
социализации, самообразования, организации содержательного культурного
досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и
общества, в развитии мировой культуры.
Изучение предмета «Музыка» в части формирования у обучающихся
научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение,
измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического
применения научных знаний основано на межпредметных связях с
предметами: «Литература», «Русский язык», «Изобразительное искусство»,
«История», «География», «Математика» и др.
Программа
содержит
перечень
музыкальных
произведений,
используемых для обеспечения достижения образовательных результатов, по
выбору образовательной организации. По усмотрению учителя музыкальный
и теоретический материал разделов, связанных с народным музыкальным
творчеством,
может
быть
дополнен
регионально-национальным
компонентом.
Тематическое распределение часов
Рабочая
програм
ма

Рабочая программа по классам

35

5

6

7

8

1.

Музыка как вид искусства

35

2.

Народное музыкальное
творчество

17

2

3.

Русская музыка от эпохи
средневековья до рубежа
XIX-ХХ вв.
Зарубежная музыка от эпохи
средневековья до рубежа
XIХ-XХ вв.
Русская и зарубежная
музыкальная культура XX в.
Современная музыкальная
жизнь
Значение музыки в жизни
человека
ИТОГО:

14

8

6

24

11

13

31

12

11

8

12

2

1

9

4

3

35ч

35 ч

4.

5

6
7

7
140 ч

35 ч

35 ч

15

Содержание программы учебного предмета «Музыка»
Музыка как вид искусства
Интонация как носитель образного смысла.
интонационно-образных
построений.
Средства

Многообразие
музыкальной

выразительности в создании музыкального образа и характера музыки.
Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной,
камерной, симфонической и театральной музыки. Различные формы
построения музыки (двухчастная и трехчастная, вариации, рондо, сонатносимфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии
музыкальных образов. Круг музыкальных образов (лирические,
драматические, героические, романтические, эпические и др.), их
взаимосвязь и развитие. Многообразие связей музыки с литературой.
Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Программная
музыка. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством.
Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Картины природы в музыке
и в изобразительном искусстве. Символика скульптуры, архитектуры,
музыки.
Народное музыкальное творчество
Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры
народа. Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры
русской народной вокальной музыки. Различные исполнительские типы
художественного общения (хоровое, соревновательное, сказительное).
Музыкальный фольклор народов России. Знакомство с музыкальной
культурой, народным музыкальным творчеством своего региона. Истоки и
интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран.
Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв.
Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа
древнерусской храмовой музыки. Основные жанры профессиональной
музыки эпохи Просвещения: кант, хоровой концерт, литургия.
Формирование русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка).
Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки.
Романтизм в русской музыке. Стилевые особенности в творчестве русских
композиторов (М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. РимскийКорсаков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов). Роль фольклора в
становлении профессионального музыкального искусства. Духовная музыка
русских композиторов. Традиции русской музыкальной классики, стилевые
черты русской классической музыкальной школы.
Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв.
Средневековая духовная музыка: григорианский хорал. Жанры
зарубежной духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко
(мадригал, мотет, фуга, месса, реквием, шансон). И.С. Бах – выдающийся
музыкант эпохи Барокко. Венская классическая школа (Й. Гайдн, В. Моцарт,
Л. Бетховен). Творчество композиторов-романтиков Ф. Шопен, Ф. Лист,
Р. Шуман, Ф. Шуберт, Э. Григ). Оперный жанр в творчестве композиторов
XIX века (Ж. Бизе, Дж. Верди). Основные жанры светской музыки (соната,
симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет).
Развитие жанров светской музыки Основные жанры светской музыки XIX
века (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка,

опера, балет). Развитие жанров светской музыки (камерная
инструментальная и вокальная музыка, концерт, симфония, опера, балет).
Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных
композиторов (И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В.
Свиридов, Р. Щедрин, А.И. Хачатурян, А.Г. Шнитке) и зарубежных
композиторов ХХ столетия (К. Дебюсси, К. Орф, М. Равель, Б. Бриттен, А.
Шенберг). Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ
века (импрессионизм). Джаз: спиричуэл, блюз, симфоджаз – наиболее яркие
композиторы и исполнители. Отечественные и зарубежные композиторыпесенники ХХ столетия. Обобщенное представление о современной музыке,
ее разнообразии и характерных признаках. Авторская песня: прошлое и
настоящее. Рок-музыка и ее отдельные направления (рок-опера, рок-н-ролл.).
Мюзикл. Электронная музыка. Современные технологии записи и
воспроизведения музыки.
Современная музыкальная жизнь
Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом:
концерты, конкурсы и фестивали (современной и классической
музыки).Наследиевыдающихся
отечественных
(Ф.И. Шаляпин,
Д.Ф. Ойстрах, А.В. Свешников; Д.А. Хворостовский, А.Ю. Нетребко,
В.Т. Спиваков, Н.Л. Луганский, Д.Л. Мацуев и др.) и зарубежных
исполнителей(Э. Карузо, М. Каллас; Л. Паваротти, М. Кабалье, В. Клиберн,
В. Кельмпфф и др.) классической музыки. Современные выдающиеся,
композиторы, вокальные исполнители и инструментальные коллективы.
Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования.
Может ли современная музыка считаться классической? Классическая
музыка в современных обработках.
Значение музыки в жизни человека
Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и
жизненной правды. Стиль как отражение мироощущения композитора.
Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе.
«Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов. Своеобразие видения
картины мира в национальных музыкальных культурах Востока и Запада.
Преобразующая сила музыки как вида искусства.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
По музыке в 5 классе. 1 час в неделю, всего 35 часов.
№
урока
1
2

Раздел, темы
МУЗЫКА КАК ВИД ИСКУССТВА
Многообразие связей музыки с литературой.
Что роднит музыку с литературой?
Интонация как носитель образного смысла.

Количество
часов
35ч.
1
1

3
4

5
6
7

8

9

10

11

12

13

14

15

16
17

18

Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей.
Многообразие интонационно-образных построений.
Вокальная музыка. Вся Россия просится в песню.
Средства музыкальной выразительности в создании
музыкального образа и характера музыки.
Вокальная музыка. Здесь мало услышать, здесь
вслушаться нужно…
Круг музыкальных образов и их развитие.
Фольклор в музыке русских композиторов
Программная музыка.
Что за прелесть эти сказки
Разнообразие вокальной, инструментальной, вокальноинструментальной музыки.
Жанры инструментальной и вокальной музыки
Разнообразие вокальной, инструментальной, вокальноинструментальной музыки.
Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества
Разнообразие вокально-инструментальной, камерной,
симфонической музыки.
«Всю жизнь мою несу Родину в душе…» Перезвоны
Разнообразие вокально-инструментальной, камерной,
симфонической музыки.
«Скажи, откуда ты приходишь, красота?»
Разнообразие вокально-инструментальной, камерной,
симфонической музыки.
«Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь»
Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном
театре
Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.
Оперная мозаика.
Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном
театре.
Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.
Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном
театре.
Музыка в театре, кино и на телевидении.
Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном
театре.
Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.
Исследовательский проект.
Многообразие связей музыки с изобразительным
искусством.
Что роднит музыку с изобразительным искусством
Портрет в музыке и изобразительном искусстве.

1
1

1
1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
1

1

«Небесное и земное» в звуках, красках. «Три вечные
струны: молитва, песнь, любовь…»
19-20 Взаимосвязь и развитие эпических музыкальных
образов.
Звать через прошлое к настоящему.
«Александр Невский»
21-22 Картины природы в музыке и в изобразительном
искусстве.
Музыкальная живопись и живописная музыка.
23 Различные формы построения музыки
Колокольные звоны в музыке и изобразительном
искусстве.
24 Портрет в музыке и изобразительном искусстве.
«Звуки скрипки так дивно звучали…»
25 Портрет в музыке и изобразительном искусстве.
Волшебная палочка дирижёра
26 Взаимосвязь и развитие героических музыкальных
образов.
Образы борьбы и победы в искусстве
27 Символика скульптуры, архитектуры, музыки.
Застывшая музыка
28 Символика скульптуры, архитектуры, музыки.
Полифония в музыке и живописи
29 Многообразие связей музыки с изобразительным
искусством.
Музыка на мольберте
30 Многообразие связей музыки с изобразительным
искусством.
Импрессионизм в музыке и живописи
31 Разнообразие музыкальных образов.
«О подвигах, о доблести, о славе»
32 Разнообразие музыкальных образов.
«В каждой мимолетности вижу я миры»
33 Разнообразие музыкальных форм.
Мир композитора
34-35 Исследовательский проект. С веком наравне.

2

2

1

1
1
1

1
1
1

1

1
1
1
2

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
По музыке в 6 классе. 1 час в неделю, всего 35 часов.

№

Раздел, темы

Количество

урока
НАРОДНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО
1

2

Устное народное музыкальное творчество в развитии
общей культуры народа.
Удивительный мир музыкальных образов
Характерные черты русской народной музыки.
Образы романсов и песен русских композиторов
РУССКАЯ МУЗЫКА ОТ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

часов
2ч.
1

1
8ч.

ДО РУБЕЖА XIX-ХХ ВВ.
3

4

5

6

7

8

9-10

11
12

13

Формирование русской классической музыкальной
школы (М.И. Глинка).
Два музыкальных посвящения
Формирование русской классической музыкальной
школы (М.И. Глинка).
Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея.
Стилевые особенности в творчестве русских
композиторов ( С.В. Рахманинов).
«Уноси моё сердце в звенящую даль»

1

Роль фольклора в становлении профессионального
музыкального искусства.
Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве
композиторов.
Древнерусская духовная музыка.
Образы русской народной и духовной музыки.
Народное искусство Древней Руси.

1

Стилевые особенности в творчестве русских
композиторов
«В печали весел, а в веселье печален». Связь времен

1

Стилевые особенности в творчестве русских
композиторов (П.И. Чайковский)
Увертюра - фантазия «Ромео и Джульетта»

2

СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
Наследие выдающихся отечественных исполнителей.
(Ф.И. Шаляпин)
Музыкальный образ и мастерство исполнителя.
Наследие выдающихся зарубежных исполнителей.
Образы песен зарубежных композиторов. Искусство
прекрасного пения.
ЗАРУБЕЖНАЯ МУЗЫКА ОТ ЭПОХИ
СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ДО РУБЕЖА XIX-ХХ ВВ.
Творчество композиторов-романтиков Ф. Шуберт

2ч
1

1

1

1

1
11ч
1

14
15
16

17
18
19
20
21
22
23

Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь»
И.С. Бах – выдающийся музыкант эпохи Барокко.
Полифония. Фуга.
И.С. Бах – выдающийся музыкант эпохи Барокко.
Фуга. Хорал.
Жанры зарубежной духовной и светской музыки в
эпохи Возрождения и Барокко
Образы скорби и печали
Основные жанры светской музыки
Вечные темы искусства и жизни.
Развитие жанров светской музыки
Образы камерной музыки.
Жанры светской музыки XIX века
Инструментальная баллада. Ночной пейзаж
Основные жанры светской музыки
Инструментальный концерт. «Итальянский концерт»
Развитие жанров светской музыки
«Космический пейзаж»
Венская классическая школа (Л. Бетховен)
Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт»
Оперный жанр в творчестве композиторов
Мир музыкального театра. Опера «Орфей и Эвридика»
РУССКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ

1
1
1

1
1
1
1
1
1

12ч

КУЛЬТУРА XX в.
24
25
26

27
28
29

30
31
32
33

Знакомство с творчеством отечественных композиторов
«Фрески Софии Киевской»
Знакомство с творчеством отечественных композиторов
«Перезвоны». Молитва.
Знакомство с творчеством зарубежных композиторов
ХХ столетия (К. Орф)
Фортуна правит миром.
Авторская песня: прошлое и настоящее.
Джаз - искусство 20 века.
Знакомство с творчеством всемирно известных
отечественных композиторов (Г.В. Свиридов)
Образы симфонической музыки. «Метель».
Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина .
«Пастораль», «Романс»
Симфоническое развитие музыкальных образов.
Знакомство с творчеством С.Прокофьева
Мир музыкального театра. Балет «Ромео и Джульетта»
Отечественные и зарубежные композиторы-песенники
ХХ столетия.

1
1
1

1
1
1

1
1
1
1

Образы киномузыки.
34-35 Исследовательский проект

2

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
По музыке в 7 классе. 1 час в неделю, всего 35 часов.
№
урока

Раздел, темы
СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ

1

2
3

4-5

Может ли современная музыка считаться классической?
Классика и современность
РУССКАЯ МУЗЫКА ОТ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
ДО РУБЕЖА XIX-ХХ ВВ.
Оперный жанр в творчестве композиторов XIX века
В музыкальном театре. Опера
Формирование русской классической музыкальной
школы (М.И. Глинка).
Опера «Иван Сусанин»
Стилевые особенности в творчестве русских
композиторов
Опера А.П. Бородина «Князь Игорь»
«Плач Ярославны»

Количество
часов
1ч
1
6ч
1
1

2

6

Традиции русской музыкальной классики
Героическая тема в русской музыке

1

7

Стилевые особенности в творчестве русских
композиторов
Симфония №5 П.И.Чайковского
РУССКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ

1
11ч

КУЛЬТУРА XXв
8
9
10

11
12

Основные жанры. Балет.
В музыкальном театре.
Знакомство с творчеством Б.И.Тищенко
Балет Б.И.Тищенко «Ярославна»
Знакомство с творчеством всемирно известных
отечественных композиторов. Р. Щедрин
Балет Р.К.Щедрина «Кармен-сюита»
Рок-музыка и ее отдельные направления (рок-опера)
Рок-опера Э.Л.Уэббера «Иисус Христос- суперзвезда»
Знакомство с творчеством всемирно известных

1
1
1

1
1

13

14

15

16

17

18

отечественных композиторов. Д.Кабалевский.
Музыка к драматическому спектаклю Д.Б.Кабалеского
«Ромео и Джульетта»
Знакомство с творчеством всемирно известных
отечественных композиторов. А.Шнитке.
«Гоголь-сюита» из музыки А.Г.Шнитке к спектаклю
«Ревизская сказка».
Знакомство с творчеством всемирно известных
отечественных композиторов
С.С. Прокофьев Соната№2
Знакомство с творчеством всемирно известных
отечественных композиторов
С.С. Прокофьев Симфония №1
Знакомство с творчеством всемирно известных
отечественных композиторов Д.Д. Шостакович,
Симфония №7
Знакомство с творчеством всемирно известных
отечественных композиторов
Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна.
Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер
ЗАРУБЕЖНАЯ МУЗЫКА ОТ ЭПОХИ

1

1

1

1

1

1
13ч

СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ДО РУБЕЖА XIХ-XХ вв.
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Оперный жанр в творчестве композиторов
Опера Дж.Гершвина «Порги и Бесс»
Оперный жанр в творчестве композиторов
Опера Ж.Бизе «Кармен»
Жанры зарубежной духовной музыки. И.С.Бах
Сюжеты и образы религиозной музыки.
Музыкальная драматургия-развитие музыки
Два направления музыкальной культуры. Религиозная
музыка. Светская музыка.
Камерная инструментальная музыка
Циклические формы инструментальной музыки. Сюита.
Соната.
Венская классическая школа
Л.Бетховен. Соната№8 «Патетическая»
Венская классическая школа
Соната№11 В.А.Моцарта.
Симфоническая музыка. Венская классическая школа
Симфония №103 Й.Гайдна.
Венская классическая школа
Симфония №40 В.А. Моцарта
Венская классическая школа

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

31

Симфония №5 Л.В.Бетховена
Творчество композиторов-романтиков Ф. Шуберт
Симфония №8 Ф.Шуберта
ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

1
4ч

Своеобразие видения картины мира в национальных
музыкальных культурах Востока и Запада.
Музыка народов мира.
33 Воздействие музыки на человека, ее роль в
человеческом обществе
34-35 Исследовательский проект
32

1

1
2

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
По музыке в 8 классе. 1 час в неделю, всего 35 часов
№
урока
1
2
3
4
5
6-7
8
9
10
11
13
14

15

Раздел, темы
ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Музыкальное искусство как воплощение жизненной
красоты и жизненной правды.
Стиль как отражение мироощущения композитора.
«Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов.
РУССКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ МУЗЫКА XX в.
Многообразие стилей в отечественной и зарубежной
музыке ХХ века (импрессионизм).
Джаз: спиричуэл, блюз, симфоджаз – наиболее яркие
композиторы и исполнители.
Отечественные и зарубежные композиторы-песенники
ХХ столетия.
Обобщенное представление о современной музыке, ее
разнообразии и характерных признаках
Рок-музыка и ее отдельные направления (рок-опера,
рок-н-ролл.).
Рок-опера «Преступление и наказание». Э.Артемьев.
Электронная музыка
СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
Музыка в современном кино. Музыка к фильму
«Властелин колец»
Панорама современной музыкальной жизни в России и
за рубежом: концерты, конкурсы и фестивали
(современной и классической музыки).
Наследие выдающихся отечественных (Ф.И. Шаляпин,
Д.Ф. Ойстрах, А.В. Свешников; Д.А. Хворостовский,

Количество
часов
3ч.
1
1
1
8ч
1
1
2
1
1
1
1
9ч
1
1

1

А.Ю. Нетребко, В.Т. Спиваков, Н.Л. Луганский,
Д.Л. Мацуев и др.) исполнителей классической музыки
16-17 Исследовательский проект.
18 Наследие выдающихся зарубежных исполнителей (Э.
Карузо, М. Каллас; Л. Паваротти, М. Кабалье,
В. Клиберн, В. Кельмпфф и др.) классической музыки.
19 Современные выдающиеся, композиторы, вокальные
исполнители и инструментальные коллективы.
20 Всемирные центры музыкальной культуры и
музыкального образования.
21 Классическая музыка в современных обработках.

2
1

1
1
1

НАРОДНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО

15ч

Устное народное музыкальное творчество в развитии
общей культуры народа.
23 Характерные черты русской народной музыки.
24-25 Музыкальный фольклор народов России
26 Знакомство с музыкальной культурой, народным
музыкальным творчеством своего региона
27 Истоки и интонационное своеобразие, музыкального
фольклора разных стран.
28 Музыка в храмовом синтезе.
29 Свет фресок Дионисия
30 Музыкальные завещания потомкам.
31 Музыка народов мира.
32 Музыка народов мира.
33 Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.
34-35 Исследовательский проект

1

22

2
1
2
1
1
1
1
1
2
2

Перечень музыкальных произведений для использования в
обеспечении образовательных результатов по выбору образовательной
организации для использования в обеспечении образовательных
результатов
1.

Ч. Айвз. «Космический пейзаж».

2.

Г. Аллегри. «Мизерере» («Помилуй»).

3.

Американский народный блюз «Роллем Пит» и «Город Нью-

Йорк» (обр. Дж. Сильвермена, перевод С. Болотина).
4.

Л. Армстронг. «Блюз Западной окраины».

5.

Э. Артемьев. «Мозаика».

6.

И. Бах. Маленькая прелюдия для органа соль минор (обр. для ф-

но Д.Б. Кабалевского). Токката и фуга ре минор для органа. Органная фуга
соль минор. Органная фуга ля минор. Прелюдия до мажор (ХТК, том Ι). Фуга
ре диез минор (ХТК, том Ι). Итальянский концерт. Прелюдия № 8 ми минор
(«12 маленьких прелюдий для начинающих»). Высокая месса си минор (хор
«Kirie» (№ 1), хор «Gloria» (№ 4), ария альта «Agnus Dei» (№ 23), хор
«Sanctus» (№ 20)). Оратория «Страсти по Матфею» (ария альта № 47). Сюита
№ 2 (7 часть «Шутка»). И. Бах-Ф. Бузони. Чакона изПартиты № 2 для
скрипки соло.
7.

И. Бах-Ш. Гуно. «Ave Maria».

8.

М. Березовский. Хоровой концерт «Не отвержи мене во время

старости».
9.

Л. Бернстайн. Мюзикл «Вестсайдская история» (песня Тони

«Мария!», песня и танец девушек «Америка», дуэт Тони и Марии, сцена
драки).
10.

Л. Бетховен. Симфония № 5. Соната № 7 (экспозиция Ι части).

Соната № 8 («Патетическая»). Соната № 14 («Лунная»). Соната № 20 (ΙΙ
часть, менуэт). Соната № 23 («Аппассионата»). Рондо-каприччио «Ярость по
поводу утерянного гроша». Экосез ми бемоль мажор. Концерт № 4 для ф-но с
орк. (фрагмент ΙΙ части). Музыка к трагедии И. Гете «Эгмонт»
(Увертюра.Песня Клерхен). Шотландская песня «Верный Джонни».
11.

Ж. Бизе. Опера «Кармен» (фрагменты:Увертюра, Хабанера из I

д., Сегедилья, Сцена гадания).
12.

Ж. Бизе-Р. Щедрин. Балет «Кармен-сюита» (Вступление (№ 1).

Танец (№ 2) Развод караула (№ 4). Выход Кармен и Хабанера (№ 5). Вторая
интермеццо (№ 7). Болеро (№ 8). Тореро (№ 9). Тореро и Кармен (№ 10).
Адажио (№ 11). Гадание (№ 12). Финал (№ 13).
13.

А. Бородин. Квартет № 2 (Ноктюрн, III ч.). Симфония № 2

«Богатырская» (экспозиция, Ι ч.). Опера «Князь Игорь» (Хор из пролога

«Солнцу красному слава!», Ария Князя Игоря из II д., Половецкая пляска с
хором из II д., Плач Ярославны из IV д.).
14.

Д. Бортнянский. Херувимская песня № 7. «Слава Отцу и Сыну и

Святому Духу».
15.

Ж. Брель. Вальс.

16.

Дж. Верди. Опера «Риголетто» (Песенка Герцога, Финал).

17.

А. Вивальди. Цикл концертов для скрипки соло, струнного

квинтета, органа и чембало «Времена года» («Весна», «Зима»).
18.

Э. Вила Лобос. «Бразильская бахиана» № 5 (ария для сопрано и

виолончелей).
19.

А. Варламов. «Горные вершины» (сл. М. Лермонтова). «Красный

сарафан» (сл. Г. Цыганова).
20.

В.

Гаврилин

«Перезвоны».

По

прочтении

В. Шукшина

(симфония-действо для солистов, хора, гобоя и ударных): «Весело на душе»
(№ 1), «Смерть разбойника» (№ 2), «Ерунда» (№ 4), «Ти-ри-ри» (№ 8),
«Вечерняя музыка» (№ 10), «Молитва» (№ 17). Вокальный цикл «Времена
года» («Весна», «Осень»).
21.

Й. Гайдн. Симфония № 103 («С тремоло литавр»). I часть, IV

часть.
22.

Г. Гендель. Пассакалия из сюиты соль минор. Хор «Аллилуйя»

(№ 44) из оратории «Мессия».
23.

Дж. Гершвин. Опера «Порги и Бесс» (Колыбельная Клары из I д.,

Песня Порги из II д., Дуэт Порги и Бесс из II д., Песенка Спортинг Лайфа из
II д.). Концерт для ф-но с оркестром (Ι часть). Рапсодия в блюзовых тонах.
«Любимый мой» (сл. А. Гершвина, русский текст Т. Сикорской).
24.

М. Глинка. Опера «Иван Сусанин» (Рондо Антониды из I д., хор

«Разгулялися, разливалися», романс Антониды, Полонез, Краковяк, Мазурка
из II д., Песня Вани из III д., Хор поляков из IV д., Ария Сусанина из IV д.,
хор «Славься!»). Опера «Руслан и Людмила» (Увертюра, Сцена Наины и
Фарлафа, Персидский хор, заключительный хор «Слава великим богам!»).

«Вальс-фантазия». Романс «Я помню чудное мгновенье» (ст. А. Пушкина).
«Патриотическая песня» (сл. А. Машистова). Романс «Жаворонок» (ст.
Н. Кукольника).
25.

М. Глинка-М. Балакирев. «Жаворонок» (фортепианная пьеса).

26.

К. Глюк. Опера «Орфей и Эвридика» (хор «Струн золотых

напев», Мелодия, Хор фурий).
27.

Э. Григ. Музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» (Песня Сольвейг,

«Смерть Озе»). Соната для виолончели и фортепиано» (Ι часть).
28.

А. Гурилев. «Домик-крошечка» (сл. С. Любецкого). «Вьется

ласточка сизокрылая» (сл. Н. Грекова). «Колокольчик» (сл. И. Макарова).
29.

К. Дебюсси. Ноктюрн «Празднества». «Бергамасская сюита»

(«Лунный свет»). Фортепианная сюита «Детский уголок» («Кукольный кэкуок»).
30.

Б. Дварионас. «Деревянная лошадка».

31.

И. Дунаевский. Марш из к/ф «Веселые ребята» (сл. В. Лебедева-

Кумача). Оперетта «Белая акация» (Вальс, Песня об Одессе, Выход Ларисы и
семи кавалеров).
32.

А. Журбин. Рок-опера «Орфей и Эвридика» (фрагменты по

выбору учителя).
33.

Знаменный распев.

34.

Д. Кабалевский. Опера «Кола Брюньон» (Увертюра, Монолог

Кола). Концерт № 3 для ф-но с оркестром (Финал). «Реквием» на стихи
Р. Рождественского («Наши дети», «Помните!»). «Школьные годы».
35.

В. Калинников. Симфония № 1 (соль минор, I часть).

36.

К. Караев. Балет «Тропою грома» (Танец черных).

37.

Д. Каччини. «AveMaria».

38.

В. Кикта. Фрески Софии Киевской (концертная симфония для

арфы с оркестром) (фрагменты по усмотрению учителя). «Мой край
тополиный» (сл. И. Векшегоновой).
39.

В. Лаурушас. «В путь».

40.

Ф. Лист. Венгерская рапсодия № 2. Этюд Паганини (№ 6).

41.

И. Лученок. «Хатынь» (ст. Г. Петренко).

42.

А. Лядов. Кикимора (народное сказание для оркестра).

43.

Ф. Лэй. «История любви».

44.

Мадригалы эпохи Возрождения.

45.

Р. де Лиль. «Марсельеза».

46.

А. Марчелло. Концерт для гобоя с оркестром ре минор (II часть,

Адажио).
47.

М. Матвеев. «Матушка, матушка, что во поле пыльно».

48.

Д. Мийо. «Бразилейра».

49.

И. Морозов. Балет «Айболит» (фрагменты:Полечка, Морское

плавание, Галоп).
50.

В. Моцарт. Фантазия для фортепиано до минор. Фантазия для

фортепиано ре минор. Соната до мажор (эксп. Ι ч.). «Маленькая ночная
серенада» (Рондо). Симфония № 40. Симфония № 41 (фрагмент ΙΙ ч.).
Реквием («Diesire», «Lacrimoza»). Соната № 11 (I, II, III ч.). Фрагменты из
оперы «Волшебная флейта». Мотет «Ave, verumcorpus».
51.

М. Мусоргский. Опера «Борис Годунов» (Вступление, Песня

Варлаама, Сцена смерти Бориса, сцена под Кромами). Опера «Хованщина»
(Вступление, Пляска персидок).
52.

Н. Мясковский. Симфония № 6 (экспозиция финала).

53.

Народные музыкальные произведения России, народов РФ и

стран мира по выбору образовательной организации.
54.

Негритянский спиричуэл.

55.

М. Огинский. Полонез ре минор («Прощание с Родиной»).

56.

К. Орф. Сценическая кантата для певцов, хора и оркестра

«Кармина Бурана». («Песни Бойерна:Мирские песни для исполнения
певцами

и

хорами,

совместно

с

инструментами

и

магическими

изображениями») (фрагменты по выбору учителя).
57.

Дж. Перголези «Stabatmater» (фрагменты по выбору учителя).

58.

С. Прокофьев. Опера «Война и мир» (Ария Кутузова, Вальс).

Соната № 2 (Ι ч.). Симфония № 1 («Классическая». Ι ч., ΙΙ ч., III ч. Гавот, IV ч.
Финал). Балет «Ромео и Джульетта» (Улица просыпается, Танец рыцарей,
Патер Лоренцо). Кантата «Александр Невский» (Ледовое побоище).
Фортепианные миниатюры «Мимолетности» (по выбору учителя).
59.

М. Равель. «Болеро».

60.

С. Рахманинов. Концерт № 2 для ф-но с оркестром (Ι часть).

Концерт № 3 для ф-но с оркестром (Ι часть). «Вокализ». Романс «Весенние
воды» (сл. Ф. Тютчева). Романс «Островок» (сл. К. Бальмонта, из Шелли).
Романс «Сирень» (сл. Е. Бекетовой). Прелюдии (додиез минор, соль минор,
соль диез минор). Сюита для двух фортепиано № 1 (фрагменты по выбору
учителя). «Всенощное бдение» (фрагменты по выбору учителя).
61.

Н. Римский-Корсаков. Опера «Садко» (Колыбельная Волховы,

хороводная песня Садко «Заиграйте, мои гусельки», Сцена появления
лебедей, Песня Варяжского гостя, Песня Индийского гостя, Песня
Веденецкого гостя). Опера «Золотой петушок» («Шествие»). Опера
«Снегурочка» (Пролог:Сцена Снегурочки с Морозом и Весной, Ария
Снегурочки «С подружками по ягоды ходить»; Третья песня Леля (ΙΙΙ д.),
Сцена таяния Снегурочки «Люблю и таю» (ΙV д.)). Опера «Сказка о царе
Салтане» («Полет шмеля»). Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и
деве

Февронии»

(оркестровый

эпизод

«Сеча

при

Керженце»).

Симфоническая сюита «Шехеразада» (I часть). Романс «Горные вершины»
(ст. М. Лермонтова).
62.

А. Рубинштейн. Романс «Горные вершины» (ст. М. Лермонтова).

63.

Ян Сибелиус. Музыка к пьесе А. Ярнефельта «Куолема»

(«Грустный вальс»).
64.

П. Сигер «Песня о молоте». «Все преодолеем».

65.

Г. Свиридов. Кантата «Памяти С. Есенина» (ΙΙ ч. «Поет зима,

аукает»). Сюита «Время, вперед!» (VI ч.). «Музыкальные иллюстрации к
повести А. Пушкина «Метель» («Тройка», «Вальс», «Весна и осень»,

«Романс», «Пастораль», «Военный марш», «Венчание»). Музыка к драме
А. Толстого «Царь Федор Иоанович» («Любовь святая»).
66.

А. Скрябин. Этюд № 12 (ре диез минор). Прелюдия № 4 (ми

бемоль минор).
67.

И. Стравинский. Балет «Петрушка» (Первая картина: темы

гулянья, Балаганный дед, Танцовщица, Шарманщик играет на трубе,
Фокусник играет на флейте, Танец оживших кукол). Сюита № 2 для
оркестра.
68.

М. Теодоракис «На побережье тайном». «Я – фронт».

69.

Б. Тищенко. Балет «Ярославна» (Плач Ярославны из ΙΙΙ действия,

другие фрагменты по выбору учителя).
70.

Э. Уэббер. Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» (фрагменты

по выбору учителя). Мюзикл «Кошки», либретто по Т. Элиоту (фрагменты по
выбору учителя).
71.

А.

Хачатурян.

Балет

«Гаянэ»

(Танец

с

саблями,

Колыбельная).Концерт для скрипки с оркестром (I ч., II ч., ΙΙΙ ч.). Музыка к
драме М. Лермонтова «Маскарад» (Галоп, Вальс).
72.

К. Хачатурян. Балет «Чиполлино» (фрагменты).

73.

Т. Хренников. Сюита из балета «Любовью за любовь» (Увертюра.

Общее адажио. Сцена заговора. Общий танец. Дуэт Беатриче и Бенедикта.
Гимн любви).
74.

П. Чайковский.

Вступление

к

опере

«Евгений

Онегин».

Симфония № 4 (ΙΙΙ ч.). Симфония № 5 (I ч., III ч. Вальс, IV ч. Финал).
Симфония № 6. Концерт № 1 для ф-но с оркестром (ΙΙ ч., ΙΙΙ ч.). Увертюрафантазия «Ромео и Джульетта». Торжественная увертюра «1812 год». Сюита
№ 4 «Моцартиана». Фортепианный цикл «Времена года» («На тройке»,
«Баркарола»). Ноктюрн до-диез минор. «Всенощное бдение» («Богородице
Дево, радуйся» № 8). «Я ли в поле да не травушка была» (ст. И. Сурикова).
«Легенда» (сл. А. Плещеева). «Покаянная молитва о Руси».
75.

П. Чесноков. «Да исправится молитва моя».

М. Чюрленис. Прелюдия ре минор. Прелюдия ми минор.

76.

Прелюдия ля минор. Симфоническая поэма «Море».
А. Шнитке. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле для

77.

скрипки и фортепиано. Ревизская сказка (сюита из музыки к одноименному
спектаклю на Таганке): Увертюра (№ 1), Детство Чичикова (№ 2), Шинель
(№ 4),Чиновники (№ 5).
Ф. Шопен. Вальс № 6 (ре бемоль мажор). Вальс № 7 (до диез

78.

минор). Вальс № 10 (си минор). Мазурка № 1. Мазурка № 47. Мазурка № 48.
Полонез (ля мажор). Ноктюрн фа минор. Этюд № 12 (до минор). Полонез (ля
мажор).
Д. Шостакович. Симфония № 7 «Ленинградская». «Праздничная

79.
увертюра».
80.

И. Штраус. «Полька-пиццикато». Вальс из оперетты «Летучая

мышь».
81.

Ф. Шуберт. Симфония № 8 («Неоконченная»). Вокальный цикл

на ст. В. Мюллера «Прекрасная мельничиха» («В путь»). «Лесной царь» (ст.
И. Гете). «Шарманщик» (ст. В Мюллера»). «Серенада» (сл. Л. Рельштаба,
перевод Н. Огарева). «AveMaria» (сл. В. Скотта).
82.

Р. Щедрин. Опера «Не только любовь». (Песня и частушки

Варвары).
83.

Д. Эллингтон. «Караван».

А. Эшпай. «Венгерские напевы».

Перечень музыкальных произведений для использования в
обеспечении образовательных результатов по выбору образовательной
организации для использования в обеспечении образовательных
результатов
84.

Ч. Айвз. «Космический пейзаж».

85.

Г. Аллегри. «Мизерере» («Помилуй»).

86.

Американский народный блюз «Роллем Пит» и «Город Нью-

Йорк» (обр. Дж. Сильвермена, перевод С. Болотина).
87.

Л. Армстронг. «Блюз Западной окраины».

88.

Э. Артемьев. «Мозаика».

89.

И. Бах. Маленькая прелюдия для органа соль минор (обр. для ф-

но Д.Б. Кабалевского). Токката и фуга ре минор для органа. Органная фуга
соль минор. Органная фуга ля минор. Прелюдия до мажор (ХТК, том Ι). Фуга
ре диез минор (ХТК, том Ι). Итальянский концерт. Прелюдия № 8 ми минор
(«12 маленьких прелюдий для начинающих»). Высокая месса си минор (хор
«Kirie» (№ 1), хор «Gloria» (№ 4), ария альта «Agnus Dei» (№ 23), хор
«Sanctus» (№ 20)). Оратория «Страсти по Матфею» (ария альта № 47). Сюита
№ 2 (7 часть «Шутка»). И. Бах-Ф. Бузони. Чакона изПартиты № 2 для
скрипки соло.
90.

И. Бах-Ш. Гуно. «Ave Maria».

91.

М. Березовский. Хоровой концерт «Не отвержи мене во время

старости».
92.

Л. Бернстайн. Мюзикл «Вестсайдская история» (песня Тони

«Мария!», песня и танец девушек «Америка», дуэт Тони и Марии, сцена
драки).
93.

Л. Бетховен. Симфония № 5. Соната № 7 (экспозиция Ι части).

Соната № 8 («Патетическая»). Соната № 14 («Лунная»). Соната № 20 (ΙΙ
часть, менуэт). Соната № 23 («Аппассионата»). Рондо-каприччио «Ярость по
поводу утерянного гроша». Экосез ми бемоль мажор. Концерт № 4 для ф-но с
орк. (фрагмент ΙΙ части). Музыка к трагедии И. Гете «Эгмонт»
(Увертюра.Песня Клерхен). Шотландская песня «Верный Джонни».
94.

Ж. Бизе. Опера «Кармен» (фрагменты:Увертюра, Хабанера из I

д., Сегедилья, Сцена гадания).
95.

Ж. Бизе-Р. Щедрин. Балет «Кармен-сюита» (Вступление (№ 1).

Танец (№ 2) Развод караула (№ 4). Выход Кармен и Хабанера (№ 5). Вторая

интермеццо (№ 7). Болеро (№ 8). Тореро (№ 9). Тореро и Кармен (№ 10).
Адажио (№ 11). Гадание (№ 12). Финал (№ 13).
96.

А. Бородин. Квартет № 2 (Ноктюрн, III ч.). Симфония № 2

«Богатырская» (экспозиция, Ι ч.). Опера «Князь Игорь» (Хор из пролога
«Солнцу красному слава!», Ария Князя Игоря из II д., Половецкая пляска с
хором из II д., Плач Ярославны из IV д.).
97.

Д. Бортнянский. Херувимская песня № 7. «Слава Отцу и Сыну и

Святому Духу».
98.

Ж. Брель. Вальс.

99.

Дж. Верди. Опера «Риголетто» (Песенка Герцога, Финал).

100. А. Вивальди. Цикл концертов для скрипки соло, струнного
квинтета, органа и чембало «Времена года» («Весна», «Зима»).
101. Э. Вила Лобос. «Бразильская бахиана» № 5 (ария для сопрано и
виолончелей).
102. А. Варламов. «Горные вершины» (сл. М. Лермонтова). «Красный
сарафан» (сл. Г. Цыганова).
103. В.

Гаврилин

«Перезвоны».

По

прочтении

В. Шукшина

(симфония-действо для солистов, хора, гобоя и ударных): «Весело на душе»
(№ 1), «Смерть разбойника» (№ 2), «Ерунда» (№ 4), «Ти-ри-ри» (№ 8),
«Вечерняя музыка» (№ 10), «Молитва» (№ 17). Вокальный цикл «Времена
года» («Весна», «Осень»).
104. Й. Гайдн. Симфония № 103 («С тремоло литавр»). I часть, IV
часть.
105. Г. Гендель. Пассакалия из сюиты соль минор. Хор «Аллилуйя»
(№ 44) из оратории «Мессия».
106. Дж. Гершвин. Опера «Порги и Бесс» (Колыбельная Клары из I д.,
Песня Порги из II д., Дуэт Порги и Бесс из II д., Песенка Спортинг Лайфа из
II д.). Концерт для ф-но с оркестром (Ι часть). Рапсодия в блюзовых тонах.
«Любимый мой» (сл. А. Гершвина, русский текст Т. Сикорской).

107. М. Глинка. Опера «Иван Сусанин» (Рондо Антониды из I д., хор
«Разгулялися, разливалися», романс Антониды, Полонез, Краковяк, Мазурка
из II д., Песня Вани из III д., Хор поляков из IV д., Ария Сусанина из IV д.,
хор «Славься!»). Опера «Руслан и Людмила» (Увертюра, Сцена Наины и
Фарлафа, Персидский хор, заключительный хор «Слава великим богам!»).
«Вальс-фантазия». Романс «Я помню чудное мгновенье» (ст. А. Пушкина).
«Патриотическая песня» (сл. А. Машистова). Романс «Жаворонок» (ст.
Н. Кукольника).
108. М. Глинка-М. Балакирев. «Жаворонок» (фортепианная пьеса).
109. К. Глюк. Опера «Орфей и Эвридика» (хор «Струн золотых
напев», Мелодия, Хор фурий).
110. Э. Григ. Музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» (Песня Сольвейг,
«Смерть Озе»). Соната для виолончели и фортепиано» (Ι часть).
111. А. Гурилев. «Домик-крошечка» (сл. С. Любецкого). «Вьется
ласточка сизокрылая» (сл. Н. Грекова). «Колокольчик» (сл. И. Макарова).
112. К. Дебюсси. Ноктюрн «Празднества». «Бергамасская сюита»
(«Лунный свет»). Фортепианная сюита «Детский уголок» («Кукольный кэкуок»).
113. Б. Дварионас. «Деревянная лошадка».
114. И. Дунаевский. Марш из к/ф «Веселые ребята» (сл. В. ЛебедеваКумача). Оперетта «Белая акация» (Вальс, Песня об Одессе, Выход Ларисы и
семи кавалеров).
115. А. Журбин. Рок-опера «Орфей и Эвридика» (фрагменты по
выбору учителя).
116. Знаменный распев.
117. Д. Кабалевский. Опера «Кола Брюньон» (Увертюра, Монолог
Кола). Концерт № 3 для ф-но с оркестром (Финал). «Реквием» на стихи
Р. Рождественского («Наши дети», «Помните!»). «Школьные годы».
118. В. Калинников. Симфония № 1 (соль минор, I часть).
119. К. Караев. Балет «Тропою грома» (Танец черных).

120. Д. Каччини. «AveMaria».
121. В. Кикта. Фрески Софии Киевской (концертная симфония для
арфы с оркестром) (фрагменты по усмотрению учителя). «Мой край
тополиный» (сл. И. Векшегоновой).
122. В. Лаурушас. «В путь».
123. Ф. Лист. Венгерская рапсодия № 2. Этюд Паганини (№ 6).
124. И. Лученок. «Хатынь» (ст. Г. Петренко).
125. А. Лядов. Кикимора (народное сказание для оркестра).
126. Ф. Лэй. «История любви».
127. Мадригалы эпохи Возрождения.
128. Р. де Лиль. «Марсельеза».
129. А. Марчелло. Концерт для гобоя с оркестром ре минор (II часть,
Адажио).
130. М. Матвеев. «Матушка, матушка, что во поле пыльно».
131. Д. Мийо. «Бразилейра».
132. И. Морозов. Балет «Айболит» (фрагменты:Полечка, Морское
плавание, Галоп).
133. В. Моцарт. Фантазия для фортепиано до минор. Фантазия для
фортепиано ре минор. Соната до мажор (эксп. Ι ч.). «Маленькая ночная
серенада» (Рондо). Симфония № 40. Симфония № 41 (фрагмент ΙΙ ч.).
Реквием («Diesire», «Lacrimoza»). Соната № 11 (I, II, III ч.). Фрагменты из
оперы «Волшебная флейта». Мотет «Ave, verumcorpus».
134. М. Мусоргский. Опера «Борис Годунов» (Вступление, Песня
Варлаама, Сцена смерти Бориса, сцена под Кромами). Опера «Хованщина»
(Вступление, Пляска персидок).
135. Н. Мясковский. Симфония № 6 (экспозиция финала).
136. Народные музыкальные произведения России, народов РФ и
стран мира по выбору образовательной организации.
137. Негритянский спиричуэл.
138. М. Огинский. Полонез ре минор («Прощание с Родиной»).

139. К. Орф. Сценическая кантата для певцов, хора и оркестра
«Кармина Бурана». («Песни Бойерна:Мирские песни для исполнения
певцами

и

хорами,

совместно

с

инструментами

и

магическими

изображениями») (фрагменты по выбору учителя).
140. Дж. Перголези «Stabatmater» (фрагменты по выбору учителя).
141. С. Прокофьев. Опера «Война и мир» (Ария Кутузова, Вальс).
Соната № 2 (Ι ч.). Симфония № 1 («Классическая». Ι ч., ΙΙ ч., III ч. Гавот, IV ч.
Финал). Балет «Ромео и Джульетта» (Улица просыпается, Танец рыцарей,
Патер Лоренцо). Кантата «Александр Невский» (Ледовое побоище).
Фортепианные миниатюры «Мимолетности» (по выбору учителя).
142. М. Равель. «Болеро».
143. С. Рахманинов. Концерт № 2 для ф-но с оркестром (Ι часть).
Концерт № 3 для ф-но с оркестром (Ι часть). «Вокализ». Романс «Весенние
воды» (сл. Ф. Тютчева). Романс «Островок» (сл. К. Бальмонта, из Шелли).
Романс «Сирень» (сл. Е. Бекетовой). Прелюдии (додиез минор, соль минор,
соль диез минор). Сюита для двух фортепиано № 1 (фрагменты по выбору
учителя). «Всенощное бдение» (фрагменты по выбору учителя).
144. Н. Римский-Корсаков. Опера «Садко» (Колыбельная Волховы,
хороводная песня Садко «Заиграйте, мои гусельки», Сцена появления
лебедей, Песня Варяжского гостя, Песня Индийского гостя, Песня
Веденецкого гостя). Опера «Золотой петушок» («Шествие»). Опера
«Снегурочка» (Пролог:Сцена Снегурочки с Морозом и Весной, Ария
Снегурочки «С подружками по ягоды ходить»; Третья песня Леля (ΙΙΙ д.),
Сцена таяния Снегурочки «Люблю и таю» (ΙV д.)). Опера «Сказка о царе
Салтане» («Полет шмеля»). Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и
деве

Февронии»

(оркестровый

эпизод

«Сеча

при

Керженце»).

Симфоническая сюита «Шехеразада» (I часть). Романс «Горные вершины»
(ст. М. Лермонтова).
145. А. Рубинштейн. Романс «Горные вершины» (ст. М. Лермонтова).

146. Ян Сибелиус. Музыка к пьесе А. Ярнефельта «Куолема»
(«Грустный вальс»).
147. П. Сигер «Песня о молоте». «Все преодолеем».
148. Г. Свиридов. Кантата «Памяти С. Есенина» (ΙΙ ч. «Поет зима,
аукает»). Сюита «Время, вперед!» (VI ч.). «Музыкальные иллюстрации к
повести А. Пушкина «Метель» («Тройка», «Вальс», «Весна и осень»,
«Романс», «Пастораль», «Военный марш», «Венчание»). Музыка к драме
А. Толстого «Царь Федор Иоанович» («Любовь святая»).
149. А. Скрябин. Этюд № 12 (ре диез минор). Прелюдия № 4 (ми
бемоль минор).
150. И. Стравинский. Балет «Петрушка» (Первая картина: темы
гулянья, Балаганный дед, Танцовщица, Шарманщик играет на трубе,
Фокусник играет на флейте, Танец оживших кукол). Сюита № 2 для
оркестра.
151. М. Теодоракис «На побережье тайном». «Я – фронт».
152. Б. Тищенко. Балет «Ярославна» (Плач Ярославны из ΙΙΙ действия,
другие фрагменты по выбору учителя).
153. Э. Уэббер. Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» (фрагменты
по выбору учителя). Мюзикл «Кошки», либретто по Т. Элиоту (фрагменты по
выбору учителя).
154. А.

Хачатурян.

Балет

«Гаянэ»

(Танец

с

саблями,

Колыбельная).Концерт для скрипки с оркестром (I ч., II ч., ΙΙΙ ч.). Музыка к
драме М. Лермонтова «Маскарад» (Галоп, Вальс).
155. К. Хачатурян. Балет «Чиполлино» (фрагменты).
156. Т. Хренников. Сюита из балета «Любовью за любовь» (Увертюра.
Общее адажио. Сцена заговора. Общий танец. Дуэт Беатриче и Бенедикта.
Гимн любви).
157. П. Чайковский.

Вступление

к

опере

«Евгений

Онегин».

Симфония № 4 (ΙΙΙ ч.). Симфония № 5 (I ч., III ч. Вальс, IV ч. Финал).
Симфония № 6. Концерт № 1 для ф-но с оркестром (ΙΙ ч., ΙΙΙ ч.). Увертюра-

фантазия «Ромео и Джульетта». Торжественная увертюра «1812 год». Сюита
№ 4 «Моцартиана». Фортепианный цикл «Времена года» («На тройке»,
«Баркарола»). Ноктюрн до-диез минор. «Всенощное бдение» («Богородице
Дево, радуйся» № 8). «Я ли в поле да не травушка была» (ст. И. Сурикова).
«Легенда» (сл. А. Плещеева). «Покаянная молитва о Руси».
158. П. Чесноков. «Да исправится молитва моя».
159. М. Чюрленис. Прелюдия ре минор. Прелюдия ми минор.
Прелюдия ля минор. Симфоническая поэма «Море».
160. А. Шнитке. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле для
скрипки и фортепиано. Ревизская сказка (сюита из музыки к одноименному
спектаклю на Таганке): Увертюра (№ 1), Детство Чичикова (№ 2), Шинель
(№ 4),Чиновники (№ 5).
161. Ф. Шопен. Вальс № 6 (ре бемоль мажор). Вальс № 7 (до диез
минор). Вальс № 10 (си минор). Мазурка № 1. Мазурка № 47. Мазурка № 48.
Полонез (ля мажор). Ноктюрн фа минор. Этюд № 12 (до минор). Полонез (ля
мажор).
162. Д. Шостакович. Симфония № 7 «Ленинградская». «Праздничная
увертюра».
163. И. Штраус. «Полька-пиццикато». Вальс из оперетты «Летучая
мышь».
164. Ф. Шуберт. Симфония № 8 («Неоконченная»). Вокальный цикл
на ст. В. Мюллера «Прекрасная мельничиха» («В путь»). «Лесной царь» (ст.
И. Гете). «Шарманщик» (ст. В Мюллера»). «Серенада» (сл. Л. Рельштаба,
перевод Н. Огарева). «AveMaria» (сл. В. Скотта).
165. Р. Щедрин. Опера «Не только любовь». (Песня и частушки
Варвары).
166. Д. Эллингтон. «Караван».
А. Эшпай. «Венгерские напевы».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».