ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «АНСАМБЛЬ ЛОЖКАРЕЙ» СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ Возраст обучающихся: 7 - 9 лет Срок обучения: 1 год Автор – составитель: Гоголева Ирина Валентиновна педагог дополнительного образования первой квалификационной категории 2021 г Пояснительная записка Программа «Ансамбль «Ложкари» реализует художественное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, народной инструментальной музыки, является в настоящее время особенно актуальной. Педагогическая целесообразность: доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на ложках в ансамбле приносит детям радость, создает предпосылки для дальнейших занятий музыкой, формирует интерес к познанию мира музыки. Отличительная особенность – воспитание ребенка через приобщение к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, формирование желания играть на народных инструментах. Основная цель данной программы – обогащение духовной культуры детей через игру на народных музыкальных инструментах. Задачи: -обучение основам техники игры на ложках и других ударных и шумовых народных инструментах. -воспитание интереса, любви и потребности к занятиям музыкой -пропаганда музыкальной культуры и искусства. -привлечение детей к последующей активной творческой и исполнительской деятельности; Основной формой работы в ансамбле «Ложкари» является групповое занятие по расписанию. Занятия проводятся ансамблем один раз в неделю. Продолжительность занятия 40 минут. Расширяя кругозор детей, знания о русском фольклоре и целом о русской народной культуре используются такие формы: - беседа; - знакомство с русскими народными инструментами; - слушание народных музыкальных произведений - знакомство с русским народным костюмом; - знакомство с промыслами; - просмотр видеофильмов и прослушивание аудиокассет; Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Постепенно, от занятия к занятию, усложняя музыкальный материал. Поначалу необходимо заинтересовать ребенка, развить желание заниматься в ансамбле и только потом переходить к целенаправленному формированию исполнительских умений и навыков. Для выработки ритмичной одновременной игры на музыкальных инструментах, овладения основами техники, на занятиях используются: - пальчиковые игры; - дидактические игры; - ритмические упражнения - соревнования между подгруппами; - создание собственных приемов игры на народных инструментах. Методы работы: - Объяснительно-иллюстративный (беседа, объяснение, художественное слово, использование фольклора). -Репродуктивный (разучивание, закрепление материала). - Исследовательский (самостоятельное исполнение, оценка, самооценка). - Метод побуждения к сопереживанию (эмоциональная отзывчивость на прекрасное). - Метод поисковых ситуаций (побуждение детей к творческой и практической деятельности). В работе с ансамблем используются технические средства обучения ТСО: (музыкальный центр, телевизор, видеомагнитофон, видеокамера) -для отработки техники игры на ложках; - в ритмической тренировке; -при знакомстве с музыкальным инструментом или музыкальным репертуаром; - для самооценки (дети просматривают собственное исполнение, делают выводы, анализируют); - на праздничных утренниках, концертах и фестивалях. Ожидаемый результат: - играть индивидуально и в ансамбле, соблюдая ритм; - применять в ансамбле практические навыки игры на 2-х ложках и других шумовых и ударных музыкальных инструментах; - слышать и понимать музыкальные произведения – его основную тему; петь чисто, интонируя мелодию и одновременно играть на музыкальном инструменте; - ритмично двигаться, соблюдая колорит и удаль русской души; - понимать и чувствовать ответственность за правильное исполнение в ансамбле. Формы подведения итогов: • участие в концертах разного уровня; • участие в конкурсах разного уровня; • проведение отчетного концерта ансамбля ложкарей в конце учебного года. Способы определения результативности программы: 1. Начальная диагностика (сентябрь). 2. Промежуточная диагностика (педагогическое наблюдение в течение учебного года). Конечная диагностика (май). 3. Результаты достижений воспитанников: участие воспитанников в концертах, конкурсах, фестивалях. Формы подведения итогов: концерт. Критерии определения результативности программы: -ритмичность выполнения всех заданий; - в совершенстве владеть приемами игры на 2-х ложках; -легко, непринужденно сочетать игру на народных музыкальных инструментах с пением и движением. Учебно-тематический план Наименование тем часы Вводное занятие 1 1.Постановка исполнительского аппарата: корпуса, рук 5 2.Знакомство с приемами игры на двух ложках. Пальчиковые игры. 6 3.Освоение техники игры, ритмическая тренировка. 6 4.Ритмическая тренировка. Прослушивание аудиозаписи Русских народных песен 5.Работа над музыкальным произведением 6 6.Работа над художественной стороной произведения. 6 Всего 36 6 Часы теории и практики интегрированы. Содержание: Вводное занятие Знакомство с ложками как с музыкальным инструментом. Техника безопасности. Беседа о музыкальных инструментах История ложек. Прослушивание или просмотр выступлений ложкарей. 1.Постановка исполнительского аппарата: корпуса, рук При игре на ударном инструменте главная роль принадлежит кисти руки, хотя в той или иной степени участвуют также плечо и предплечье. Подвижная, гибкая, эластичная кисть творить чудеса, выполняя замысловатые ритмические фигуры, богатые тембровыми красками. Мышцы кисти руки не должны быть напряжены, что поможет избежать скованности и зажатости движений при игре на инструменте, а также быстрой утомляемости. Инструмент следует держать в руках крепко, но без напряжения. Основным способом звукоизвлечения является удар, складывающийся из нескольких фаз: замах руки, направленное движение к источнику звука и воспроизведение звука, отскок – возвратное движение руки. Для получения красивого звука необходим постоянный слуховой контроль за направленностью, силой и качеством удара. Развитие мышц кистей рук, координации движений достигается в процессе систематических занятий. С помощью специальных упражнений вырабатываются необходимые умения и навыки. Например, эффективно исполнять партию ритмического сопровождения в медленном темпе. По мере усвоения и закрепления исполнительских навыков, доведения их до автоматизма можно прибавлять темп. Рекомендуется исполнять ритмические рисунки, меняя динамику, что активизирует слуховое восприятие. 2.Знакомство с приемами игры на двух ложках. Пальчиковые игры. Ударяют одной ложкой о другую. Для этого кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт; «Маятник» - это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном; «Мячики» - в этом и последующих случаях обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счет один, два, три, четыре ударяют ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от колена. Затем этот прием усложняют; «Трещотка» самый распространенный исполнительский прием —ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары. Нужно обратить внимание на удары, которые получаются от соприкосновения ложек с левой ладонью; «Плечики» - ударяют ложками, которые держат в правой руке, по ладони левой руки и по плечу соседа слева; «Коленочки» - ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа; «Качели» - ударяют ложками по колену и по кисти приподнятой до уровня глаз левой руки с одновременным небольшим наклоном корпуса влево, вправо. На сет «один» - удар по колену; «два» - полунаклон влево, удар по ложкам приподнятой левой руки; на счет «три» - удар по колену; «четыре» - полунаклон корпуса вправо, удар по приподнятой руке; «Дуга» - на счет «один» - удар ложками по колену. На счет «два» - удар ложками по локтю левой руки; «Глиссандо» по коленям. Обе ложки держат тыльными сторонами друг к другу в правой руке и выполняют скользящие удары по коленям; «Линеечка» - ударяют ложками по ладони левой руки, колену левой ноги, пятке и полу; «Солнышко» - ударяют ложками по ладони левой руки, постепенно поднимая руки и обводя вокруг головы слева на право (получается круг); «Круг» - ударяют по ладони левой руки, плечу левой руки, плечу правой руки, колену правой ноги; «Капельки» - одиночные и двойные удары по коленям, по ладони, плечам, ладони и колену, левому и правому колену, левому и правому плечу. 3.Освоение техники игры, ритмическая тренировка. Процесс обучения игре следует начинать со специальной разминки рук без инструмента. Это позволит подготовить к игре исполнительский аппарат, сформировать и отрефлексировать необходимые для игры мышечные ощущения, развить координацию рук. Например, прежде чем дети начнут играть на трещотке (прием игры «Волна»), с ними проводится игра-разминка «Шофер»: они имитируют движения рук шофера, крутящего руль автомобиля. Или перед тем как дети заиграют на коробочке, им предлагается, меняя руки, «побарабанить» по своим коленкам. Постановка исполнительского аппарата определяется спецификой звукоизвлечения на конкретном ударном инструменте, его конструктивными особенностями и индивидуальными музыкально-выразительными характеристиками. 4.Ритмическая тренировка. Прослушивание аудиозаписи Русских народных песен. I. Игра двумя ложками Самый простой прием игры на ложках. Черенки ложек находятся в обеих руках, в каждой руке по ложке. Черпаки ложек обращены друг к другу тыльными сторонами, которые при ударе образуют характерный сухой звук. С освоения этого простейшего приема начинается обучение игре на ложках. Возможность без особого навыка выполнять самые сложные ритмические рисунки позволяет ребенку сразу включиться в процесс творчества. «А я по лугу» русская народная песня Дети сидят на стульях нога на ногу. Руки в исходном положении (левая – зеркальце, в правой ложки) I куплет (без пения) А я по лугу, одиночные удары: А я по лугу. рука - колено Я по лугу гуляла, линеечка Я по лугу гуляла II куплет Я с комариком, прием - круг Я с комариком. С комариком плясала, линеечка С комариком плясала. III куплет Мне комар ножку, прием - коленочки Мне комар ножку. Комар ножку отдавил, линеечка Комар ножку отдавил. IV куплет Все суставчики, прием - трещотка Все суставчики. Суставчики раздробил, линеечка Суставчики раздробил. V куплет: А я матери, прием - плечики А я матери. Я матери кричала, линеечка Я матери кричала. IV куплет – проигрыш. Дети сидят в исходном положении и притопывают пятачками. VI I куплет: Ты подай мне мать, двойные удары по руке и колену Ты подай мне мать. Подай мати косаря, линеечка Подай мати косаря. 5.Работа над музыкальным произведением Специфика разбора произведения. После предварительного ознакомления с новым произведением надо сделать его анализ: 1. Охватить общее строение и характер; 2. Характер частей и соотношение между ними; 3.Основные моменты трактовки; 4.Характерные технические приемы. 6.Работа над художественной стороной произведения. Обучение исполнительскому искусству – сложный и многогранный процесс, предполагающий воспитание личности и передачу специальных знаний, умений и навыков. Целенаправленно организованный педагогический процесс позволяет не только достичь желаемых результатов по подготовке исполнителя, но и воспитать человека культуры, умеющегомыслить и анализировать. Методическое обеспечение программы Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Весь курс обучения представляет единую систему взаимосвязанных тем, которые постепенно усложняются, и при этом раскрывают многообразные связи предметной практической деятельности человека с его историей и культурой. В основу программы положен концентрический принцип - одни и те же темы рассматриваются каждый год с усложнением по видам деятельности и способам выполнения (в зависимости от имеющихся у воспитанников навыков, умений и потенциальных возможностей). Тематическое планирование, разработанное с учётом интересов и возможностей детей, допускается варьирование и замена отдельных тем, количества часов по темам. Формы работы определяются целями занятий, для которых характерны традиционные приемы и методы. Настроение воспитанников, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий. Основной формой организации обучения является занятие продолжительностью 40 минут. Занятия проводятся в зале (учебном кабинете), наполняемостью 20-25 человек. Не менее 80% учебного времени отводится на практическую деятельность. Для успешной реализации программы разработаны и применяются следующие дидактические материал 1. Презентации «Все о ложах», «Понятие ансамбль», «Ложкари» 2. Иллюстрации «Русские народные инструменты», «Деревянные шумовые инструменты», «Виды оркестров». 3. Музыкально-дидактические игры «Мажор и минор», «Музыкальный квест», «Музыка и стиль», «Назови инструменты», «Чувство ритма», «Что такое пауза», «Ритмические полоски», «Лишний», «Кто ты, маска», «Какой голос», «Загадки на Динамический слух», «Загадки на мелодический слух». Материально-техническая база: Занятия по ансамблю ложкарей проводятся в специально оборудованном помещении с полной изоляцией. Оборудование - деревянные одиночные ложки; ложки с бубенцами; ложки, скрепленные в форме веера; аккомпанирующая струнная группа народных инструментов (балалайка, домра). Дополнительный инструмент - бубен, коробочка, разновидности трещоток, треугольник, рубель и т. д. Музыкальный центр. Вспомогательное оборудование – нотная и методическая литература, видео с инструментально-фольклорными ансамблями, аудиокассеты с фонограммами, метроном, мини-диски для записи фонограмм. Список литературы 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" 2. Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы / Документ с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 8.09.2010 года N 702 // Собрание законодательства Российской Федерации. 3. Д.А.Рытов «Искусство игры на ложках» 2001г. 4. Т. С.Скоморохова «Методика работы с детским русским народным ор- кестром в ДМШ.2015 год