ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ОБУЧЕНИЕ ИСКУССТВУ АККОМПАНЕМЕНТА И ПЕНИЯ ПОД ГИТАРУ» Возраст обучающихся: 7-9 лет (10-18 лет) Срок реализации программы: 2 года Автор – составитель: Гоголева Ирина Валентиновна педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории 2021 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа художественной направленности составлена на основе программы В.С. Мальцева «Обучение искусству аккомпанемента и пения под гитару». Музыкально-поэтическое творчество является составной частью народного искусства и уходит своими корнями в далекое прошлое. С давних времен человек стремился к музыке и поэзии. Эти два направления искусства развивались и развиваются в основном независимо друг от друга, воплощаясь талантливыми личностями в прекрасную музыку и высокую поэзию. Однако между ними существует неразрывная связь. Если поэзия позволяет более точно донести до сознания человека мысли в форме отточенных фраз, то музыка, создавая определенное настроение, заставляет более тонко понять смысл поэтических образов. На протяжении всех времен музыка и поэзия сливались воедино и звучали в народных напевах, балладах, песнях, романсах, частушках, прибаутках. Таким образом, формировалось народное искусство, называемое музыкально-поэтическим творчеством. Музыкально-поэтическое наследие является составной частью народного искусства и заслуживает внимания, как у исследователей народного искусства, так и у исполнителей музыкальнопоэтических произведений. Программа предусматривает формирование основ и развитие общей музыкальной культуры; знакомство с особенностями жанра авторской песни, культурным наследием прошлого и творчеством современных авторовисполнителей (бардов); освоение средств, форм и методов творческого выражения; освоение основ гитарного аккомпанемента. Разнообразие форм обучения, приоритетность задач формирования сознания молодого человека как гражданина и патриота, возможность проявления индивидуальности и проживание ситуации успеха, творческая самореализация и социальнозначимые направления деятельности - всё это отвечает растущим запросам подростков, увлечённых вхождением в мир искусства, и делает данную программу для них привлекательной. Актуальность образовательной программы заключается в том, что в творческом объединении созданы условия для самореализации, самовыражения детей и подростков. Они получают уникальную возможность овладеть инструментом в короткие сроки. Как следствие, становится естественным стремление детей играть на гитаре, сочинять музыку, писать стихи. Дети, уже научившиеся играть, привыкшие петь песни с духовнопатриотическим содержанием, создают вокруг себя эстетическое и нравственное поле притяжения сверстников. Самое главное, что они усиливают проникновение подобных песен в молодежную среду. Новизна программы заключается в том, что создаются условия вхождения в мир искусства широкому кругу детей с разными музыкальными данными и способностями. Особое внимание уделяется сохранению эмоционального контакта с педагогом и другими воспитанниками объединения, осознанию чувства солидарности и товарищеской взаимопомощи при выстраивании игры в ансамбле. Чувства одиночества, заброшенности и неприкаянности, связанные с особенностями становления личности подростка отступают, спасая его от скуки, формируя целостную самооценку и способность к установлению, развитию и сохранению позитивных отношений в группе и с другими людьми за её пределами. Для детей с недостаточным развитием музыкальных и физиологических способностей, требования, предусмотренные программой, могут быть скорректированы в соответствии с индивидуальными данными. Педагогическая целесообразность программы в учете особенностей детей подросткового возраста, в разнообразии видов деятельности в условиях Дома детского творчества, в дополнительной возможности самоутверждения и самореализации, в том числе и участие в сборах ученического самоуправления, акциях, слётах и концертной деятельности. Программа не предусматривает профессионального обучения, так как ориентирована на детей с различными музыкальными данными, на всех, кто желает научиться играть на шестиструнной гитаре. Цель программы: Создание условий для развития у детей и подростков сознательного отношения к музыкально-творческой деятельности, воспитание их активными пропагандистами музыкального искусства. Задачи: · развивать интерес к музыке; · обучить основам и навыкам игры на шестиструнной гитаре; · обогатить знания воспитанников в области бардовских, туристских и авторских песен; · формировать навыки игры в ансамбле; · формировать у воспитанников коммуникативную, социальную, этическую и гражданскую компетентности. Курс обучения является составной частью общего музыкальнопоэтического воспитания молодого поколения, не противоречит общей программе обучения в системе музыкально-эстетического образования. Учитывая сложность освоения гитары, как музыкального инструмента, программа составлена по принципу от простого к сложному, давая возможность обучающимся постепенно овладеть навыками игры. В зависимости от индивидуальных способностей обучающиеся могут освоить только часть программы, тем не менее, этого будет достаточно для исполнения песен и романсов под гитару с использованием простейших аккордов. Данная программа рассчитана на 2 года обучения. Рекомендуемый возраст обучающихся 10 — 18 лет. Этот возрастной период является наиболее благоприятным для музыкально-эстетического развития молодого поколения и освоения гитары, как инструмента, позволяющего самовыразиться. Но, тем не менее в программе присутствует блок для обучения детей 7-9 лет, как блок для апробации возможности обучения в данном возрасте. Данная программа предполагает обучение в более легком жанре песенном, с основной ориентацией на схемное построение аккордов, хотя и предполагает изучение элементарной нотной грамоты с целью проигрывания мелодий на гитаре. Такой подход позволяет сделать обучение более массовым и доступным. Кроме того, программа строится по принципу от простого к сложному, что позволяет уже на начальном этапе обучения добиться положительных результатов. Преимуществом данной программы является и то, что она ориентирована на слуховое восприятие материала, что способствует развитию у обучающихся музыкального слуха, а также голоса. Постановка такой задачи позволяет добиться хороших результатов за минимальное время и сделать этот жанр массовым. Итоговый контроль осуществляется в форме зачетного урока (концерта). К концу первого года обучения ученики овладевают основными приемами игры на гитаре и пения на уровне применения простых аккордов и исполнения несложных песен и романсов. На этом этапе также уделяется большое значение эстетическому воспитанию в жанре музыкальнопоэтического народного творчества. Обучающиеся узнают о творчестве поэтов прошлого и настоящего, а также о музыкантах, воплотивших в музыке поэзию талантливых поэтов. К концу второго года обучения ученики овладевают более сложными приемами игры на гитаре, которые позволяют более выразительно исполнять песни и романсы. Кроме того, их познания в музыкально-поэтическом творчестве расширяются таким жанром, как авторская песня. Уровень подготовки второго года обучения позволяет наиболее способным ученикам самостоятельно пропагандировать народное музыкально-поэтическое творчество со сцены, исполняя песни, рассказывая о творчестве авторов. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Первый год обучения Основной блок. № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 НАЗВАНИЕ ТЕМЫ Вводная часть Основные приемы игры на гитаре Простейшие аккорды и их применение Полные аккорды и их применение. Основы музыкальной грамоты Аккорды с применением «Баррэ» Развитие навыков пения и поведения на сцене Гармония и аккорды Разные виды аккомпанемента ВСЕГО: Всего Теор Практ 1 14 10 10 8 5 10 7 5 70 ия 1 4 3 3 5 1 2 2 1 22 Всего Теор Практ 1 20 14 6 9 6 14 70 ия 1 4 2 2 7 2 4 22 Всего Теор Практ ика 10 7 7 3 4 8 5 4 48 Первый год обучения 7-9лет № 1 2 3 4 5 6 7 НАЗВАНИЕ ТЕМЫ Вводная часть Мелодия и аккорды Игра в ансамбле мелодий Простейшие аккорды Основы музыкальной грамоты Основные приемы игры на гитаре Развитие навыков пения и поведения на сцене ВСЕГО: ика 16 12 4 2 4 10 48 Первый год обучения 10-12лет № НАЗВАНИЕ ТЕМЫ ия ика 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Вводная часть Мелодия и аккорды Игра в ансамбле мелодий Простейшие аккорды Основные приемы игры на гитаре Основы музыкальной грамоты Гармония и аккорды Разные виды аккомпанемента Развитие навыков пения и поведения на сцене ВСЕГО: 1 10 7 10 10 10 10 6 6 70 1 2 1 1 3 4 1 2 1 16 8 6 9 7 6 9 4 5 54 Всего Теор Практ 1 14 10 6 7 5 10 7 5 5 70 ия 1 4 2 2 4 1 2 2 1 1 20 Всего Теор Практ 1 5 15 ия 1 2 4 Первый год обучения Продвинутый блок № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 НАЗВАНИЕ ТЕМЫ Вводная часть Основные приемы игры на гитаре Простейшие аккорды и их применение Полные аккорды и их применение. Основы музыкальной грамоты Аккорды с применением «Баррэ» Развитие навыков пения и поведения на сцене Гармония и аккорды Разные виды аккомпанемента Построение репертуара ВСЕГО: ика 10 8 4 3 4 8 5 4 4 50 Первый год обучения Уменьшенный блок № 1 2 3 НАЗВАНИЕ ТЕМЫ Вводная часть Мелодия Основные приемы игры на гитаре ика 3 11 4 5 6 7 8 9 10 11 Простейшие аккорды и их применение Полные аккорды и их применение. Основы музыкальной грамоты Аккорды с применением «Баррэ» Развитие навыков пения и поведения на сцене Гармония и аккорды Разные виды аккомпанемента Построение репертуара ВСЕГО: 10 5 8 4 10 4 4 4 70 2 1 6 1 2 1 1 1 22 8 4 2 3 8 3 3 3 48 Второй год обучения № 1 2 3 4 5 6 НАЗВАНИЕ ТЕМЫ Повторения материала первого года обучения. Гармонический анализ песен, выбор тональности Основы музыкальной грамоты Самостоятельный подбор аккордов Работа с голосом, репертуар Знакомство с творчеством популярных групп, ВСЕГО: музыкальных груп Всего Теор Практ 4 14 8 10 20 14 70 ия 1 2 2 2 4 2 13 ика 3 12 6 8 16 12 57 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Первый год обучения ВВОДНАЯ ЧАСТЬ. Включает в себя обзорную лекцию о народном музыкально-поэтическом творчестве, о значении гитары, как инструмента, позволяющего соединить вместе музыку и поэзию. Здесь же освещаются вопросы о истории гитары, устройстве гитары, даются рекомендации по выбору гитары, рассказывается об особенностях гитары, как аккомпанирующего и солирующего инструмента, приводятся примеры исполнения под гитару песен, романсов, музыкальных пьес. ПРОСТЕЙШИЕ АККОРДЫ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ. В данной теме с помощью наглядных схем объясняются правила взятия простейших аккордов на гитаре, отрабатывается положение правой и левой руки, рассматриваются варианты аппликатуры, отрабатываются упражнения для правой руки с применением аккордов, переходы с аккорда на аккорд. Материал закрепляется разучиванием и обыгрыванием простейших мелодий и песен из двух-трех аккордов, а затем более сложных. ПОЛНЫЕ АККОРДЫ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ. В данной теме рассматривается вопрос о целесообразности применения полных аккордов, а также на основе наглядных схем объясняются правила их взятия на гитаре, рассматриваются варианты аппликатуры, правила перехода с аккорда на аккорд, отрабатываются упражнения для правой руки с новыми аккордами. Материал закрепляется разучиванием песен и обыгрыванием их на гитаре. ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ИГРЫ НА ГИТАРЕ. В данной теме рассказывается об основных приемах игры: арпеджио, легато, глиссандо, игра пальцами и боем, объясняются и показываются приемы их исполнения на гитаре, приводятся примеры их применения. Приемы отрабатываются практически в процессе исполнения песен и романсов. ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТЫ. Тема содержит вопросы по изучению элементарной нотной грамоты, включая название нот, обозначение, расположение на нотном стане, рассказывается о длительности нот, пауз, о такте, тактовом размере, о связи тактового размера с ритмом, о знаках альтерации, о расположении нот па грифе гитары, рассматривается схема настройки гитары. Материал закрепляется практическими занятиями. ГАРМОНИЯ И АККОРДЫ. В теме рассматриваются вопросы о гармонии в музыке, о взаимном соответствии мелодии и аккордов, анализируется применение аккордов с учетом необходимости их соответствия мелодической линии, а также с учетом наиболее часто встречающихся последовательностей в чередовании аккордов. В теме рассказывается о тональности, транспонировании, модуляции, рассматривается вопрос о правильном выборе тональности в зависимости от диапазона голоса, приводятся конкретные примеры. Материал закрепляется практическим применением в исполнении. АККОРДЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРИЕМА «БАРРЭ». В теме раскрывается принцип применения данного приема, как наиболее сложного в гитарной практике, с помощью наглядных схем объясняются правила взятия аккордов на гитаре, рассматриваются варианты аппликатуры, правила перехода с аккорда на аккорд, отрабатываются упражнения для правой руки с новыми аккордами, приводятся конкретные примеры применения аккордов. Материал закрепляется разучиванием и обыгрыванием мелодий и песен с новыми аккордами. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПЕНИЯ. Далеко не все обучающиеся в достаточной степени обладают способностью петь, поэтому в данной теме в первую очередь необходимо уделить внимание выбору правильной тональности, подходящей для конкретного диапазона голоса того или иного ученика. На данном этапе, учитывая небольшой объем наработанного материала, целесообразно использовать наиболее легкие для исполнения на гитаре тональности, позволяющие применять простые аккорды и максимально исключающие применение аккордов с приемом «баррэ». К таким тональностям можно отнести «МИ», «ЛЯ», «РЕ». Применение этих тональностей вполне достаточно для правильного использования диапазона голоса с целью исключения неудобств при исполнении. Необходимо также обратить внимание при пении па правильное дыхание, дикцию, чувство ритма. МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ, ОРИЕНТАЦИЯ ПРИ ВЫБОРЕ РЕПЕРТУАРА. В данной теме раскрывается роль музыкальнопоэтического наследия в культурном развитии общества и в эстетическом воспитании каждого человека, рассказывается о поэтах и композиторах, чье творчество воплотилось в прекрасных песнях и романсах как прошлого (А.Пушкин, М.Лермонтов, Д.Давыдов, С.Есенин, И.Аненский и др.; А.Обухов, А.Алябьев, М.Балакирев, В.Абаз и др.), так и настоящего (М.Танич, Р.Рождественский, Ю.Энтин, Б.Окуджава и др.; Г.Гладков, А.Рыбников, В.Шаинский, Е.Крылатов и др.), рассказывается о певцах-исполнителях прошлого и настоящего (К.Шульженко, Л.Утесов, А.Градский, Н.Кобзон, А.Пугачева и др.), а также о современных группах (Наутилус-помпилиус, Агата Кристи, Лицей и др.). Подбор репертуара для исполнения проводится с учетом мнения обучающихся, а также по принципу подбора наиболее интересных песен и романсов по содержанию и мелодичности. Второй год обучения ПОВТОРЕНИЕ МАТЕРИАЛА ЗА ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ. В данной теме делается обзор материала, пройденного за первый год обучения, повторяются аккорды и технические приемы игры, повторяется пройденный репертуар с проигрыванием и прослушиванием некоторых песен и романсов, отрабатываются приемы, недостаточно хорошо усвоенные за первый год обучения. ПОСТРОЕНИЕ АККОРДОВ. В теме дается понятие музыкального интервала, приводятся названия интервалов, объясняется построение интервалов, построение мажорных и минорных трезвучий, септаккордов, трезвучий с секстой, увеличенных и уменьшенных аккордов, нонаккордов, показываются правила взятия аккордов на гитаре, разбираются примеры их применения. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ ИГРЫ НА ГИТАРЕ. В данной теме изучаются и отрабатываются наиболее сложные приемы игры на гитаре: глиссандо, легато, стакатто, вибрато, флажолеты, мелизмы, рассматриваются конкретные случаи их применения. Большое внимание уделяется проведению мелодических линий на тонких и басовых струнах с сохранением гармонии, предлагаются для разучивания простые музыкальные пьесы с целью дальнейшего развития технически навыков исполнения, рассматриваются варианты включения в песни и романсы сольных фрагментов мелодии. Все перечисленные приемы игры, сольные фрагменты и несложные музыкальные пьесы отрабатываются практически с целью повышения мастерства исполнения. ГАРМОНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПЕСЕН. ВЫБОР ТОНАЛЬНОСТИ. В данной теме рассматриваются более сложные варианты гармонии песен с применением более сложных аккордов (септаккордов, трезвучий с секстой, увеличенных и уменьшенных аккордов), проводится анализ гармонии с учетом применения более сложных аккордов с сохранением благозвучия, анализируются наиболее часто встречающиеся закономерности применения аккордов с целью подготовки обучающихся к самостоятельному подбору аккордов, определяющих гармонию песни пли романса, рассматриваются вопросы применения каподастра с целью сохранения удобства аппликатуры в нужном диапазоне голоса, проводятся практические занятия по отработке изложенного материала. ПРИЕМЫ АККОМПАНЕМЕНТА. В теме рассматриваются более сложные приемы аккомпанемента, как пальцами, так и боем с проведением мелодической линии на тонких и басовых струнах. Большое внимание уделяется обыгрыванию аккордов, проигрышам, мелодическим украшениям. В данной теме также рассматривается вопрос о ритме в музыкальных произведениях, изучаются варианты ритмических рисунков во взаимосвязи с приемами аккомпанемента, рассматриваются случаи применения различных приемов аккомпанемента при исполнении конкретной песни или романса, приводятся конкретные примеры применения модуляции с целью повышения выразительности произведения при исполнении. Материал закрепляется практическим применением в различных вариантах исполнения. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ПОДБОР АККОРДОВ. Тема предусматривает самостоятельную работу обучающихся по подбору правильных аккордов для известных мелодий и песен методом проб и ошибок, анализ проведенной работы, поиск ошибок, анализ ошибок, выбор правильного варианта. Одновременно с подбором аккордов рассматриваются варианты обработки песни или романса с применением дополнительных приемов игры на гитаре, описанных в соответствующей теме. В данной теме уделяется большое внимание практическим занятиям с целью выработки необходимых навыков. РАБОТА С ГОЛОСОМ. ПОВЕДЕНИЕ НА СЦЕНЕ. В теме, как и в первый год обучения, рассматривается вопрос правильного выбора тональностей, но с учетом расширения их количества с целью оптимального использования диапазона голоса, а также с ориентацией на самостоятельный выбор обучающимися тональности, удобной для пения. Необходимо также постоянно уделять внимание вопросам правильной дикции, артикуляции, правильного дыхания, чувству ритма. При более профессиональном подходе, при достаточных способностях обучающихся нужно обратить внимание на правильную постановку голоса, необходимость распевания с целью расширения диапазона голоса, уделить внимание бережному отношению к голосу, а также вопросам преодоления неуверенности, робости, развитию внутренней собранности перед выступлением, артистичности, правильному поведению на сцене. МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ, ОРИЕНТАЦИЯ ПРИ ВЫБОРЕ РЕПЕРТУАРА. ПРИОБЩЕНИЕ К КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ. В данной теме, как и в первый год обучения, предусматривается дальнейшее раскрытие роли музыкально—поэтического наследия в культурном развитии общества и в эстетическом воспитании каждого человека, продолжается изучение деятельности поэтов и композиторов в жанре песен, романсов, баллад. Особое внимание уделяется авторской песне, как самостоятельному направлению в песенном жанре, рассказывается о творчестве современных бардов, таких, как В.Высоцкий, Б.Окуджава, А.Галич, Ю.Визбор, А.Розенбаум, А.Дольскийй и др., приводятся примеры исполнения и разучиваются новые песни, романсы, баллады, даются рекомендации по самостоятельному выбору репертуара с учетом поэтического и музыкального содержания. С целью завершения общего музыкально—эстетического образования, обучающимся рассказывается о классических произведениях, исполняемых на гитаре, а также об их авторах и известных музыкантах-исполнителях. Тема завершается прослушиванием некоторых музыкальных произведений в записи. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Для реализации программы необходимо: оборудование: гитара, магнитофон; учебно-методический материал: различные нотные издания в виде сборников песен и романсов, магнитофонные записи различных исполнителей. Данная программа рассчитана на 2 года обучения. Первый год обучения предполагает сочетание групповых и индивидуальных занятий, второй - только индивидуальные. В ходе реализации программы используются различные формы организации занятий и разнообразные формы контроля. Первый год обучения № 1 Наименование темы Вводная часть формы занятий Лекция формы подведения итогов Опрос 2 Основные приемы игры на гитаре 3 Простейшие применение 4 Полные аккорды и их применение Беседа, Опрос, контроль практические во время игры занятия, тренаж аккордов 5 Основы музыкальной грамоты Беседа, лекция практические занятия 6 Аккорды с применением «Баррэ» Беседа, Контроль контроль во время игры время игры практические занятия 7 Развитие навыков пения и поведения Беседа, на сцене практические занятия Контроль во время выступления, взаимоконтроль, обсуждение ошибок во время выступления на сцене 8 Гармония и аккорды Практическая коллективная работа, Индивидуальная работа по транспонирован ию аккорды и Комбинированн Контроль во ое занятие время игры и обсуждение после игры их Беседа, практические занятия, тренаж аккордов Беседа, лекция практические занятия Контрольная работа, контроль во время игры и при аккомпанирован ии Ребусы, викторины, устный опрос, контроль во время настройки во 9 Разные виды аккомпанемента Беседа, практические занятия Опрос, контроль во время игры Знания и умения учащихся первого года обучения: техника безопасности при накрутке струн и настройке гитары; посадка; постановка игрового аппарата; использование разных ритмических рисунков и переборов при игре; знание простейших и полных аккордов; первоначальные навыки игры «Баре»; определение тональности в песнях; игра несложных аккомпанементов № Второй год обучения Наименование темы формы занятий формы подведения итогов 1 Повторения материала Комбинированн Контроль во время игры первого года обучения ое занятие 2 Гармонический анализ Беседа, лекция, песен, выбор тональности практические занятия Контроль исполнения 3 Основы грамоты Письменная работа 4 Самостоятельный аккордов подбор Лекция, практические занятия Контроль во время подбора 5 Работа с голосом, репертуар Лекция, практические занятия, концертные выступления Контроль во время выступления, взаимоконтроль, обсуждение ошибок во время выступления на сцене музыкальной Беседа, лекция, практические занятия во время Знания и умения второго года обучения: применение разных аккордов; применение разных приемов игры; транспонирование; подбор популярных мелодий и несложных аккомпанементов к песням; выбор репертуара; игра песен ПАРАМЕТРЫ КОНТРОЛЯ ВО ВРЕМИ ИГРЫ, НАСТРОЙКИ, ВЫСТУПЛЕНИЯ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. А.Буторин. Определитель аппликатуры для шестиструнной гитары. «Музыка». 2006г. 2. А.В.Ширялин. Поэма о гитаре. Специальный выпуск альманаха «Молодежной эстрады», № 3, 4. 2004г. 3. А.Г.Дмптриена, Н.М.Черноиваненко. Методика музыкального воспитания в школе, «Просвещение». 2009г. 4. Возьмемся за руки друзья. Рассказы об авторской песне. «Молодая гвардия». 2010г. 5. П.Галкин, Е.Калуцкий. Частушки среднего Урала. «Среднеуральское книжное издательство», 2010г. 6. Русские песни и романсы. Составитель В.Гусев. «Художественная литература» 2019г. 7. 9.С.С.Газарян. Рассказы о гитаре. «Детская литература». 2009г. 8. Щарнассе, Элен. Шестиструнная гитара. «Музыка». 2016г. 9. Владимир Высоцкий. «Екатеринбург. КРОК Центр». 2015г. 10. В.Л.Вахромеев. Элементарная теория музыки. «Музыка. 2013г. 11. В.С.Попов и др. Школа хорового пения. «Музыка». 2016г. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)