Муниципальное авто1:1ом1:1ое общеобразовательноеучреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов имени Б. С. Суворова» Принята на заседании педаrоrичес1<оrосовета протокол № -о«т ,J:Л) оg 20 JQ г. У. аю: ОУ «СОШ №1» И.Jvlандрыrина ---"-"---201Qг. АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ UPOГPAm1A ПОИСГОРИИ Приложение к Адаптированной образовательной обучающ11хся программе основного11ля общего образования для детей с с задержкой пс11х11ческоrо развитоя задержкой психического развития 5 класса на 2020/202) у•1ебный rод РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По учебному предмету «Обществознание» 5-9 классы (вариант 7.1) Составнrелъ: Яnеева Наталья Сергеевна. учитель пс-тории г. Верхняя Пышма Пояснительная записка Программа составлена в соответствии с адаптированной общеобразовательной программой основного общего образования для детей с задержкой психического развития (далее Адаптированная программа) муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4» ГО Верхняя Пышма. При разработке адаптированной образовательной программы использована структура и основные требования к программе, изложенные в ФГОС основного общего образования и примерной основной образовательной программы основного общего образования. Основанием для разработки явились следующие нормативно-правовые документы: • Федеральный закон Российской Федерации Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ). • Примерная основная образовательная программа основного общего образования, внесенная в государственный реестр (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15); • Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного и среднего общего образования»; • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания; • Устав МАОУ «СОШ№4». В Адаптированной программе учтены специфика образовательного процесса в МАОУ «СОШ №4», образовательные потребности и запросы участников образовательного процесса, особенности психофизического развития и возможности учащихся школы. Для обучающихся с ОВЗ характерны особые образовательные потребности, специфика которых учитывается при определении видов деятельности. Планируемые результаты освоения курса Обществознание в 6-9 классах и объём содержания, обязательный для освоения обучающимся с ЗПР. В перечне планируемых результатов курсивом выделены те позиции, которые осваиваются обзорно. Материал, который является наиболее трудным для обучающегося, сопровождается комментариями. Таким образом, данная рабочая программа является адаптированной. Планируемые результаты освоения курса Обществознание в 6-9 классах и объём содержания, обязательный для освоения обучающимся с ЗПР Место предмета в учебном плане В рабочей программе сделана разбивка на 35 учебных часов, резерв учебных часов учитывается и указывается. Планируемые результаты освоения учебного курса «Обществознание» Выпускник научится: демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека; распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ; характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса; различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни; выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества; характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса; на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение; раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность; конкретизировать примерами опасность международного терроризма. Выпускник получит возможность научиться: наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни; выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития; осознанно содействовать защите природы. Выпускник научится: раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека; различать отдельные виды социальных норм; характеризовать основные нормы морали; критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями; раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества; характеризовать специфику норм права; сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности; раскрывать сущность процесса социализации личности; объяснять причины отклоняющегося поведения; описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения. Выпускник получит возможность научиться: использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека; оценивать социальную значимость здорового образа жизни. Сфера духовной культуры Выпускник научится: характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры; описывать явления духовной культуры; объяснять причины возрастания роли науки в современном мире; оценивать роль образования в современном обществе; различать уровни общего образования в России; находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа; описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним; объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях; учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности; раскрывать роль религии в современном обществе; характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры. Выпускник получит возможность научиться: описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры; характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях; критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода. Социальная сфера Выпускник научится: описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы; объяснять взаимодействие социальных общностей и групп; характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства; выделять параметры, определяющие социальный статус личности; приводить примеры предписанных и достигаемых статусов; описывать основные социальные роли подростка; конкретизировать примерами процесс социальной мобильности; характеризовать межнациональные отношения в современном мире; объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения; характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе; раскрывать основные роли членов семьи; характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов. Выпускник получит возможность научиться: раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма; выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи; выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов; формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности; использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов; находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа. Политическая сфера жизни общества Выпускник научится: объяснять роль политики в жизни общества; различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами; давать характеристику формам государственно-территориального устройства; различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки; раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии; называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах; характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни. Выпускник получит возможность научиться: осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства; соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы. Гражданин и государство Выпускник научится: характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию; объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ; раскрывать достижения российского народа; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»; называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ; осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства; характеризовать конституционные обязанности гражданина. Выпускник получит возможность научиться: аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире; использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ. Основы российского законодательства Выпускник научится: характеризовать систему российского законодательства; раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних; характеризовать гражданские правоотношения; раскрывать смысл права на труд; объяснять роль трудового договора; разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях; характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей; характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений; конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них; характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних; раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование; анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления; исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом. Выпускник получит возможность научиться: на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку; оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие; осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами. Экономика Выпускник научится: объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов; различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности; раскрывать факторы, влияющие на производительность труда; характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах; характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции; объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства; называть и конкретизировать примерами виды налогов; характеризовать функции денег и их роль в экономике; раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства; анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы; формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности; характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха. Выпускник получит возможность научиться: анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников; выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики; анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя; решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека; грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях; сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет. Содержание учебного предмета «Обществознание» Обществознание является одним из основных гуманитарных предметов в системе общего образования, поскольку должно обеспечить формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ, гражданской активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений. Основой учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования являются научные знания об обществе и его основных сферах, о человеке в обществе. Учебный предмет «Обществознание» в основной школе многогранно освещает проблемы человека и общества через призму основ наук: экономика, социология, политология, социальная психология, правоведение, философия, акцентируя внимание на современные реалии жизни, что способствует формированию у обучающихся целостной картины мира и жизни человека в нем. Освоение учебного предмета «Обществознание» направлено на развитие личности обучающихся, воспитание, усвоение основ научных знаний, развитие способности обучающихся анализировать социально значимую информацию, делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам, выработку умений, обеспечивающих адаптацию к условиям динамично развивающегося современного общества. Учебный предмет «Обществознание» на уровне основного общего образования опирается на межпредметные связи, в основе которых лежит обращение к таким учебным предметам, как «История», «Литература», «Мировая художественная культура», «География», «Биология», что создает возможность одновременного прохождения тем по указанным учебным предметам. Человек. Деятельность человека Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Индивид, индивидуальность, личность. Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Способности и потребности человека. Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения. Общество Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Современное российское общество, особенности его развития. Социальные нормы Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия. Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия. Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни. Сфера духовной культуры Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности. Социальная сфера жизни общества Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство. Социальная политика Российского государства. Политическая сфера жизни общества Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Местное самоуправление. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения. Гражданин и государство Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Государственные символы России. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Способы взаимодействия с властью посредством электронного правительства. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка. Основы российского законодательства Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности административно-правовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере образования. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Экономика Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство - основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох. Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайнбанкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция. Тематическое планирование 6 класс № Темы урока Дата уро ка Общество и человек. 1 Введение. 2-3 Личность. Индивидуаль ность человека. 4-5 Как человек познаёт мир и самого себя. 6-7 Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. 8-9 Потребности человека — биологически е, социальные, духовные. Люди с Элементы содержания Что мы уже знаем и умеем. Чем мы будем заниматься в новом учебном году. Как добиваться успехов в работе в классе и дома. Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) Вспомнить основные итоги прошло года обучения. Познакомиться с основным содержанием курса 6 класса. Наметить перспективу совершенствования умений и навы в процессе учебной деятельности. Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся. Человек и деятельность человека (12 ч) Человек — личность. Раскрывать на конкретных примера Личность. Социальные смысл понятия «индивидуальность параметры личности. Использовать элементы причинноИндивидуальность человека. следственного анализа при Качества сильной личности. характеристике социальных параметров личности. Человек познаёт мир Познание Характеризовать особенности человеком мира и самого себя. познания человеком мира и самого Самосознание и самооценка. себя. Оценивать собственные Способности человека. практические умения, поступки, моральные качества, выявлять их динамику. Сравнивать себя и свои качества с другими людьми и их качествами. Приводить примеры проявления различных способносте людей. Человек и его деятельность. Характеризовать деятельность Деятельность человека, её человека, её отдельные виды. основные формы (труд, игра, Описывать и иллюстрировать учение). Мотивы деятельности. примерами различные мотивы Связь между деятельностью и деятельности. Использовать элемен формированием личности. причинно-следственного анализа д Знания и умения как условие выявления связи между деятельнос успешной деятельности. и формированием личности. Выявл условия и оценивать качества собственной успешной деятельност Потребности человека Характеризовать и иллюстрировать Потребности человека — приме- рами основные потребности биологические, социальные, человека; показывать их духовные. Индивидуальный индивидуальный характер. Описыв характер потребностей. Люди с особые потребности людей с ограниченными возможностями ограниченными возможностями. и особыми потребностями. Исследовать несложные практичес 1011 ограниченны ми возможностя ми и особыми потребностям и. Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. 1213 Человек в социальном измерении. 1415 Межличностн ые отношения. Общение. 1617 Социальные общности и группы. Человек в малой группе Духовный мир человека. Мысли и чувства. На пути к жизненному успеху Привычка к труду. Проблема вы- бора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи. ситуации, связанные с проявлениям духовного мира человека, его мысл и чувств. Характеризовать и конкретизирова примерами роль труда в достижени успеха в жизни. Формулировать св точку зрения на выбор пути достижения жизненного успеха. Показывать на примерах влияние взаимопомощи в труде на его результаты. Находить и извлекать информацию о жизни людей, нашедших своё призвание и достигших успеха в жизни, из адаптированных источников различного типа Практикум по теме «Человек в Систематизировать знания, социальном измерении» полученные при изучении темы о Человек — личность. Учимся социальных чертах человека и их узнавать и оценивать себя. проявлении в деятельности. Создат Учимся правильно условия для отработки умений организовывать свою характеризовать сущность понятий деятельность. Учимся «личность», «индивидуальность», размышлять. «деятельность»; иллюстрировать конкретными примерами разнообра видов деятельности человека, его потребности, внутренний мир и понимание жизненного успеха. Способствовать осознанию практической значимости изученно материала и возможности опоры на полученные знания и умения в собственной деятельности. Социальная сфера жизни общества (10 ч) Межличностные отношения Описывать межличностные отноше Человек и ближайшее и их отдельные виды. Показывать социальное окружение. проявления сотрудничества и Межличностные отношения. соперничества на конкретных Роль чувств в отношениях примерах. Описывать с опорой на между людьми. примеры взаимодействие и Сотрудничество и сотрудничество людей в обществе. соперничество. Солидарность, Оценивать собственное отношение лояльность, толерантность, людям других национальностей и взаимопонимание. другого мировоззрения. Исследоват практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание. Человек в группе Социальные Описывать большие и малые, группы (большие и малые). формальные и неформальные групп Человек в малой группе. Приводить примеры таких групп. Группы формальные и Характеризовать и иллюстрировать неформальные. Лидеры. примерами групповые нормы. Групповые нормы общения. 1819 Общение. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими 2021 Межличностн ые отношения. Межличностн ые конфликты и пути их разрешения. 2223 Человек среди людей 2425 Человек Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Общение — форма отношения Характеризовать общение как человека к окружающему миру. взаимные деловые и дружеские Цели общения. Средства отношения людей. Иллюстрировать общения. Стили общения. помощью примеров раз- личные це Особенности общения со средства общения. Сравнивать и сверстниками, старшими и сопоставлять различные стили младшими. общения. Выявлять на основе конкретных жизненных ситуаций особенности общения со сверстниками, старшими и младши Оценивать собственное умение общаться Конфликты в межличностных Описывать сущность и причины отношениях Межличностные возникновения межличностных конфликты, причины их конфликтов. Характеризовать возникновения. Агрессивное варианты поведения в конфликтных поведение. Конструктивное ситуациях. Объяснять, в чём разрешение конфликта. Как заключается конструктивное победить обиду и установить разрешение конфликта. контакт. Иллюстрировать объяснение примерами. Выявлять и анализиров собственные типичные реакции в конфликтной ситуации. Практикум по теме «Человек Обобщить знания учащихся о среди людей» Я и мои специфике, видах, проявлениях знакомые, приятели, товарищи, межличностных отношений, друзья. Я и группы, в которые я многообразии малых групп, в котор вхожу. Как получить входит личность, групповых норма удовольствие от общения. Как санкциях, роли лидера в группе, победить обиду. значении, формах и средствах общения, причинах, стадиях межличностных конфликтов и возможности их конструктивного разрешения. Способствовать осмыслению личного опыта участи различных видах межличностных отношений, продуктивного общени сверстниками и людьми других возрастов, использования раз- личн стратегий разрешения конфликтов малых группах. Создавать условия осознания необходимости толерантного, уважительного отношения к другим людям, практического освоения конструктивных форм общения, повышения конфликтной компетентности. Совершенствовать личностные, коммуникационные универсальные учебные действия. Сфера духовной культуры (8 ч) Человек славен добрыми Характеризовать и иллюстрировать делами Человек славендобрыми примерами проявления добра. славен добрыми делами. Мораль делами. Доброе — значит, хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро 2627 Смелость 2829 Человечность 3031 Нравственные основы жизни 3233 Приводить примеры, иллюстрирую золотое правило морали. Оценивать модельных и реальных ситуациях поступки людей с точки зрения золотого правила морали. Будь смелым Смелость. Страх На конкретных примерах давать — защитная реакция человека. оценку проявлениям мужества, Преодоление страха. Смелость смелости, случаям преодоления и отвага. Противодействие злу. людьми страха в критических и житейских ситуациях. Оценивать предлагаемые ситуации, требующи личного противодействия проявлен зла. Человек и человечность. Раскрывать на примерах смысл Гуманизм — уважение и понятия «человечность». Давать любовь к людям. Внимание к оценку с позиции гуманизма тем, кто нуждается в поддержке конкретным поступкам людей, описанным в СМИ и иных информационных источниках. На примерах конкретных ситуаций оценивать проявление внимания к нуждающимся в нём Практикум по теме Обобщить полученные при изучени «Нравственные основы жизни» темы знания о добре, человечности Гуманизм и человечность смелости как добродетелях. Развива вокруг нас. Они победили умение анализировать материалы страх. Спешите делать добро СМИ, оценивать описанные в них ситуации с точки зрения добродете Создать условия для расширения и рефлексии собственного опыта проявления внимания к нуждающим в нём людям. Провести диагностику результатов обучения в 6 классе. Подвести итог учебной работы за год. Наметить перспективы обучения в 7 классе. Резерв 2 часа Заключительн ые уроки Тематическое планирование 7 класс № урока Тема урока 1 Введение. дата Элементы содержания Что мы уже знаем и умеем. Чем мы будем заниматься в новом учебном году. Как добиваться успехов в работе в классе и дома. Характеристика основных видов деятельности ученик (на уровне учебных действий) Вспомнить основные итог прошлого года обучения. Познакомиться с основным содержанием курса 7 класс Наметить перспективу совершенствования умений навыков в процессе учебно деятельности. Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся. 2 Социальные «параметры личности» 3-4 Гражданские правоотношения. Нормы права. Конституционные обязанности гражданина. 5-6 Закон и правопорядок в обществе. 7-8 Защита Отечества — долг и обязанность. 9 Дисциплина, воля и самовоспитание. 10 Ответственность за нарушение законов. Ответственность Социальные нормы (11 ч) Что значит жить по правилам Характеризовать на Социальные нормы и примерах социальные норм правила общественной и их роль в общественной жизни. Общественные жизни нравы, традиции и обычаи. Правила этикета и хорошие манеры. Права и обязанности Характеризовать граждан Права и свободы конституционные права и человека и гражданина в обязанности граждан РФ. России, их гарантии. Анализировать несложны Конституционные практические ситуации, обязанности гражданина. связанные с реализацией Механизмы реализации и за гражданами своих прав и щиты прав и свобод человека свобод. Называть права и гражданина. Права ребёнка ребёнка и характеризовать и их защита. Защита прав и способы их защиты. интересов детей, оставшихся Приводить примеры защит без попечения родителей. прав и интересов детей, Особенности правового оставшихся без попечения статуса родителей. Раскрывать несовершеннолетних. особенности правового статуса несовершеннолетних. Почему важно соблюдать Раскрывать значение законы Необходимость соблюдения законов для соблюдения законов. Закон и обеспечения правопорядка правопорядок в обществе. Объяснять и Закон и справедливость. конкретизировать фактами социальной жизни связь закона и правопорядка, закона и справедливости. Защита Отечества Защита Характеризовать защиту Отечества. Долг и Отечества как долг и обязанность. Регулярная обязанность гражданина РФ армия. Военная служба. Приводить примеры Важность подготовки к важности подготовки к исполнению воинского исполнению воинского дол долга. Для чего нужна дисциплина Раскрывать значение Дисциплина — необходимое дисциплины как условие существования необходимого условия общества и человека. существования общества и Общеобязательная и человека. Характеризоват специальная дисциплина. различные виды Внешняя и внутренняя дисциплины. Моделироват дисциплина. Дисципли на, несложные практические воля и самовоспитание. ситуации, связанные с последствиями нарушения общеобязательной и специальной дисциплины Виновен — отвечай Характеризовать Ответственность за ответственность за нарушение законов. Знать нарушение законов. закон смолоду. Определять черты несовершеннолетних. 11 Правоохранительн ые органы. Судебная система 12 Регулирование поведения людей в обществе. 13-14 Экономика и её роль в жизни общества. Основные участники экономики 15 Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата. 16-17 Факторы производства. Новые технологии и их возможности Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних. законопослушного поведения. Моделировать несложные практические ситуации, связанные с последствиями противозаконного поведения. Описывать и иллюстрировать примерам проявления ответственност несовершеннолетних. Кто стоит на страже закона Называть Правоохранительные органы правоохранительные орган Российской Федерации. Российского государства. Судебные органы Различать сферу Российской Федерации. деятельности полиции, Полиция. Адвокатура. правоохранительных Нотариат. Взаимоотношения органов. Исследовать органов государственной несложные практические власти и граждан. ситуации, связанные с деятельностью правоохранительных органов. Практикум по теме Систематизировать наибол «Регулирование поведения часто задаваемые вопросы людей в обществе» Устанавливать причины актуальности тех или ины вопросов для школьников Экономика (13 ч) Экономика и её основные Характеризовать роль участники Экономика и её потребителя и основные участники. производителя в экономик Натуральное и товарное Приводить примеры их хозяйство. Потребители, деятельности. Описывать производители. различные формы организации хозяйственно жизни. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с выполнением социальных ролей потребителя и производителя. Мастерство работника Описывать составляющие Мастерство работника. квалификации работника. Высококвалифицированный Характеризовать факторы и малоквалифицированный влияющие на размер труд. Слагаемые заработной платы. профессионального успеха. Объяснять взаимосвязь Заработная плата и квалификации, количества стимулирование труда. качества труда. Взаимосвязь количества и качества труда. Производство, затраты, Раскрывать роль выручка, прибыль производства в Производство, удовлетворении производительность труда. потребностей общества. Факторы, влияющие на Характеризовать факторы производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства. Новые технологии и их возможности. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя. Виды и формы бизнеса Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности. Этика предпринимателя. 18-19 Виды бизнеса. Предприниматель. Этика предпринимателя. 20 Обмен, торговля, реклама. Обмен, торговля, реклама Обмен. Товары и услуги. Стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и её формы. Реклама в современной экономике. 21 Деньги, их функции 22-23 Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление. 24-25 Человек в экономических отношениях. Деньги, их функции Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег Экономика семьи Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства. Семейное потребление. Прожиточный минимум. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Практикум по теме «Человек в экономических отношениях» влияющие на производительность труда Объяснять значение разделения труда в развити производства. Различать общие, постоянные и переменные затраты производства. Объяснять значение бизнес в экономическом развитии страны. Характеризовать особенности предпринимательской деятельности. Сравнивать формы организации бизнес Исследовать несложные практические ситуации, связанные с достижением успеха в бизнесе. Выражат собственное отношение к бизнесу с моральноэтических позици Объяснять условия осуществления обмена в экономике. Характеризоват торговлю и её формы как особый вид экономическо деятельности. Раскрывать роль рекламы в развитии торговли. Выражать собственное отношение к рекламной информации. Оценивать своё поведение точки зрения рациональног покупателя. Описывать виды денег. Раскрывать на примерах функции денег Раскрывать понятие «семейный бюджет». Приводить примеры различных источников доходов семьи. Различать обязательные и произвольные расходы. Описывать закономерност изменения потребительски расходов семьи в зависимости от доходов. Обобщить знания и расширить опыт решения познавательных и практических задач по 26 Человек — часть природы. 27 Экологическая ситуация в современном глобальном мире: как спасти природу. 28 Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды. 29-30 31-32 Человек и природа Заключительные уроки изучаемой теме. Систематизировать наибол часто задаваемые вопросы Устанавливать причины актуальности тех или ины вопросов для школьников Человек (5 ч) Человек — часть при- роды Объяснять значение Человек — часть природы. природных ресурсов в жизн Значение природных общества. Характеризоват ресурсов как основы жизни и отношение людей к деятельности человечества. исчерпаемым ресурсам. Проблема загрязнения Описывать состояние окружающей среды неисчерпаемых богатств Земли. Объяснять опасност загрязнения воды, почвы и атмосферы. Различать ответственное и безответственное отношени к природе. Определять собственное отношение к природе. Охранять природу — значит Объяснять необходимость охранять жизнь Охрана активной деятельности по природы. Цена охране природы. безответственного Характеризовать смысл отношения к природе. экологической морали. Главные правила экологической морали. Закон на страже при- роды Характеризовать Законы Российской деятельность государства п Федерации, направленные на охране природы. Называт охра ну окружающей среды. наказания, установленные Участие граждан в законом для тех, кто наноси природоохранительной вред природе. деятельности. Иллюстрировать примерам возможности общественны организаций и граждан в сбережении природы. Практикум по теме «Человек Систематизировать наибол и природа» часто задаваемые вопросы Устанавливать причины актуальности тех или ины вопросов для школьников Провести диагностику результатов обучения в 7 классе. Подвести итоги учебной работы за год. Наметить перспективы обучения в 8 классе Резерв 3 часа Тематическое планирование 8 класс № уро ка 1 2 Тема урока дат а Элементы содержания Введение цц Что мы уже знаем и умеем. Чем мы будем заниматься в новом учебном году. Как добиваться успехов в работе в классе и дома. требования измерители Вспомнить Беседа. основные итоги Темы прошлого года сообщений: обучения. 1.Человек Познакомиться с глазами основным древних содержанием мудрецов. курса 8 класса. 2.Гуманизм: Наметить за и против перспективу совершенствован ия умений и навыков в процессе учебной деятельности. Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся. Глава 1. Человек и деятельность человека (6 часов) Природа Что делает Выявлять Составить человека. человека отличия словарь по Деятельность человеком? человека от теме. человека, её Отличие человека животных. виды. от других живых Объяснять существ. человеческие Природное и качества. общественное в Различать человеке. биологические и Мышление и речь природные — специфические качества свойства человека. человека. Способность Характеризовать человека к и творчеству. конкретизироват Деятельность ь при- мерами человека, её виды. биологическое и Игра, учёба, труд. социальное в Сознание и человеке. деятельность. Определять своё Познание отношение к человеком мира и различным самого себя. качествам человека. Выявлять связь Доп. элементы Социализа ция индивида. 3 Взаимодействие человека и окружающей среды. Место человека в мире природы. Человек, общество, природа. Что такое природа? Биосфера и ноосфера. Взаимодействие человека и окружающей среды. Место человека в мире природы. Человек и Вселенная. Человек. 4 Что связывает людей в обществе. Сферы общественной жизни, их взаимосвязь Общество как форма жизнедеятельности людей Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их между мышлением и речью. Объяснять понятие «самореализация ». Определять и конкретизироват ь примерами сущностные характеристики деятельности. Приводить примеры основных видов деятельности. Раскрывать смысл понятия «ноосфера». Оценивать утверждение о связи природы и общества и аргументировать свою оценку. Характеризовать возможности человеческого разума. Раскрывать значение моральных норм. Конкретизироват ь на примерах влияние природных условий на людей. Анализировать и оценивать текст с заданных позиций. Анализировать факты и обосновывать сделанные выводы. Выделять существенные признаки общества. Называть сферы общественной жизни и характерные для них социальные явления. Воп.2,3,4 Воп.7,10 Эволюция и революция . взаимосвязь. Общественные отношения. 5 Общественный прогресс. Глобальные проблемы современности. 6 Личность. Мировоззрение. Жизненные ценности и Показывать на конкретных примерах взаимосвязь основных сфер общественной жизни. Развитие общества Выявлять Социальные изменения изменения и их социальной формы. Развитие структуры, общества. связанные с Основные средства переходом в связи и постиндустриаль коммуникации, их ное общество. влияние на нашу Анализировать жизнь. факты Человечество в социальной XXI в., тенденции действительност развития, основные и, связанные с вызовы и угрозы. изменением Глобальные структуры проблемы общества. современности Раскрывать смысл понятия «общественный прогресс». Приводить примеры прогрессивных и регрессивных изменений в обществе. Характеризовать и конкретизироват ь факта- ми социальной жизни перемены, происходящие в современном обществе (ускорение общественного развития). Использовать элементы причинноследственного анализа при характеристике глобальных проблем. Как стать Раскрывать на личностью конкретных Личность. примерах смысл Социальные понятия Работа с документам и. ориентиры. 7 Личность и общество 8 Сфера духовной жизни и её особенности параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. «индивидуально сть». Использовать элементы причинноследственного анализа при характеристике социальных параметров личности. Выявлять и сравнивать признаки, характеризующи е человека как индивида, индивидуальност ь и личность. Описывать агенты социализации, оказывающие влияние на личность. Исследовать несложные практические ситуации, в которых проявляются различные качества личности, её мировоззрение, жизненные ценности и ориентиры. Практикум по Систематизирова Творческое теме «Личность и ть наиболее задание. общество» часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников. Сфера духовной культуры (8 ч) Сфера духовной Определять Проблемные жизни Сфера сущностные задания. духовной жизни и характеристики её особенности. понятия Культура личности «культура». и общества. Диалог Различать и культур как черта описывать современного явления мира. Тенденции раз- вития духовной культуры в современной России. 9 Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм 10 Долг и совесть духовной культуры. Находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах культуры из адаптированных источников. Характеризовать духовные ценности российского народа. Выражать своё отношение к тенденциям в культурном развитии. Мораль. Основные Объяснять роль ценности и нормы морали в жизни морали. Гуманизм. общества. Патриотизм и Характеризовать гражданственность основные . Добро и зло — принципы главные понятия. морали. Критерии Характеризовать морального моральную поведения сторону различных социальных ситуаций. Использовать элементы причинноследственного анализа для объяснения влияния моральных устоев на развитие общества и человека. Долг и совесть Осуществлять Долг и совесть. рефлексию своих Объективные нравствен-ных обязанности и ценностей моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний Беседа. 11 Моральный выбор 12 Образование и наука. Образование и карьера 13 Образование и наука 14 Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые религии. самоконтроль человека Моральный выбор — это ответственность Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Нравственные чувства и самоконтроль. Образование Значимость образования в условиях информационного общества. Непрерывность образования. Самообразование. Наука в современном обществе Наука, её значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда учёного. Возрастание роли научных исследований в современном мире. Религия как одна из форм культуры Религия как одна из форм культуры. Роль религии в культурном развитии. Религиозные Приводить примеры морального выбора. Давать нравственные оценки собственным поступкам, по ведению других людей Сообщения. Оценивать значение образования в информационно м обществе. Извлекать информацию о тенденциях в раз- витии образования из различных источников. Характеризовать с опорой на примеры современную образовательную политику РФ. Обосновывать своё отношение к непрерывному образованию. Характеризовать науку как особую систему знаний. Объяснять возрастание роли науки в современном обществе. Тест. Определять сущностные характеристики религии и её роль в культурной жизни. Объяснять Таблица, словарь. нормы. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. 15 Сфера духовной культуры. 16 Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. Социальная мобильность. Социальные конфликты и пути их сущность и значение веротерпимости. Раскрывать сущность свободы совести. Оценивать своё отношение к религии и атеизму. Практикум по теме Систематизирова «Сфера духовной ть наиболее культуры» часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников. Уметь применять нравственные нормы к анализу и оценке социальных ситуаций. Выделять нравственный аспект поведения. Соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами. Уметь строить устное речевое высказывание, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Социальная сфера жизни общества (5 ч) Социальная Выявлять и структура различать разные общества социальные Социальная общности и неоднородность группы. общества: причины Раскрывать и проявления. причины Социальное социального неравенство. неравенства. Многообразие Приводить социальных примеры С.98-100 Карточки 1,2. 17 разрешения. общностей и групп. Социальная мобильность. Социальные конфликты и пути их разрешения. Изменения социальной структуры с переходом в постиндустриально е общество. Основные социальные группы современного российского общества. Отношения между поколениями. Социальные статусы и роли Социальная позиция человека в обществе: от чего она зависит. Ролевой репертуар личности. Гендерные различия: социальные роли мужчин и женщин. Изменение статуса с возрастом. Социальные роли подростков. Отношения между поколениями. различных видов социальной мобильности. Характеризовать причины социальных конфликтов, используя межпредметные связи, материалы СМИ; показывать пути их разрешения. Находить и извлекать социальную информацию о структуре общества и направлениях её изменения из адаптированных источников различного типа. Называть позиции, определяющие статус личности. Различать предписанный и достигаемый статусы. Раскрывать и иллюстрировать примерами ролевой репертуар личности. Объяснять причины ролевых различий по тендерному признаку, показывать их проявление в различных социальных ситуациях. Описывать основные социальные роли старших подростков. Характеризовать межпоколенческ ие отношения в Работа со схемой. 18 Нации и межнациональны е отношения. Понятие толерантности. Нации и межнациональные отношения Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонационально ми многоконфессиона льном обществе. 19 Отклоняющееся поведение. Образ жизни и здоровье. Отклоняющееся по- ведение. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни. современном обществе. Выражать собственное отношение к проблеме нарастания разрыва между поколениями. Знать и Опрос. правильно использовать в предлагаемом контексте понятия «этнос», «нация», «национальность ». Конкретизироват ь примерами из прошлого и современности значение общего исторического прошлого, традиций в сплочении народа. Характеризовать противоречивост ь межнациональны х отношений в современном мире. Объяснять причины возникновения межнациональны х конфликтов и характеризовать возможные пути их разрешения. Объяснять Проверочная причины работа. отклоняющегося поведения. Оценивать опасные последствия наркомании и алкоголизма для человека и общества. Оценивать социальное значение здорового образа 20 Социальная сфера 21 Экономика и её роль в жизни общества. Экономические ресурсы и потребности. 22 Основные вопросы экономики. 23 Собственность и её формы жизни. Практикум по теме Систематизирова «Социальная ть наиболее сфера» часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников. Экономика (13 ч) Экономика и её Раскрывать роль роль в жизни экономики в общества жизни общества. Потребности и Объяснять ресурсы. проблему Ограниченность ограниченности ресурсов и экономических экономический ресурсов. выбор. Свободные Различать и экономические свободные и блага. экономические Альтернативная блага. Приводить стоимость (цена примеры выбора) принятия решения на основе экономического выбора Главные вопросы Описывать и экономики иллюстрировать Основные вопросы примерами экономики. Что, решения как и для кого основных производить. вопросов Функции участниками экономической экономики. системы. Типы Различать и экономических сопоставлять систем. основные типы экономических систем. Характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных экономических системах. Собственность Объяснять смысл Собственность. понятия Право «собственность». собственности. Характеризовать Формы и С.146-147 Задания с.162-163 Задания с.176-177 собственности. Защита прав собственности. 24 Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Виды рынков. Законы рыночной экономики Рыночная экономика Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. 25 Производство. Товары и услуги Производство — основа экономики Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация. конкретизироват ь при- мерами формы собственности. Называть основания для приобретения права собственности. Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией и защитой прав собственности. Характеризовать рыночное хозяйство как один из способов организации экономической жизни. Характеризовать условия функционирован ия рыночной экономической системы. Описывать действие рыночного механизма формирования цен на товары и услуги. Формулировать собственное мнение о роли рыночного механизма регулирования экономики в жизни общества Объяснять решающую роль производства как источника экономических благ. Различать товары и услуги как результат производства. Называть и иллюстрировать примерами Тест. Задания с.189-190 26 Предпринимател ь. Этика предпринимател ьства. Предпринимательс кая деятельность Предпринимательс тво. Цели фирмы, её основные организационноправовые формы. Современные формы предпринимательс тва. Малое предпринимательс тво и фермерское хозяйство. 27 Роль государства в рыночной экономике. Государственны й бюджет. Налоги. Роль государства в экономике Роль государства в экономике. Экономические цели и функции факторы производства. Находить и извлекать социальную информацию о производстве из адаптированных источников. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с использованием различных способов повышения эффективности производства. Описывать Моделирова социальноние экономическую поведенческ роль и функции их ситуаций. предпринимател ьства. Сравнивать различные организационноправовые формы предпринимател ьской деятельности. Объяснять преимущества и недостатки малого бизнеса. Выражать собственное отношение к проблеме соблюдения моральноэтических норм в предпринимател ьстве. Оценивать возможности своего участия в предпринимател ьской деятельности. Характеризовать Задания экономические 5,8,9 функции государства. Описывать различные государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами. 28 Неравенство доходов. Перераспределен ие доходов Распределение доходов. Распределение. Неравенство доходов. Перераспределени е доходов. Экономические меры социальной поддержки населения 29 Семейное потребление. Прожиточный минимум. Права потребителей Потребление Потребление. Семейное потребление. Прожиточный минимум. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя. 30 Инфляция. Роль Инфляция и формы вмешательства государства в рыночные отношения. Различать прямые и косвенные налоги. Раскрывать смысл понятия «государственны й бюджет». Приводить примеры государственной политики регулирования доходов и расходов. Называть Письменные основные задания. источники доходов граждан. Раскрывать причины неравенства доходов населения. Объяснять необходимость перераспределен ия доходов. Иллюстрировать примерами государственные меры социальной поддержки населения Описывать Тест. закономерность изменения потребительских расходов семьи в зависимости от доходов. Характеризовать виды страховых услуг, предоставляемых гражданам. Раскрывать на примерах меры защиты прав потребителей. Различать банков в экономике 31 Занятость и безработица. Причины безработицы семейная номинальные и экономика реальные доходы Реальные и граждан. номинальные Показывать доходы. Инфляция. влияние Банковские услуги, инфляции на предоставляемые реальные доходы гражданам. Формы и уровень жизни сбережений населения. граждан. Называть и Потребительский иллюстрировать кредит примерами формы сбережений граждан. Объяснять связь семейной экономики с инфляционными процессами в стране. Оценивать способы использования сбережений своей семьи с точки зрения экономической рациональности. Характеризовать роль банков в сохранении и приумножении доходов населения. Безработица, её Характеризовать причины и безработицу как последствия закономерное Занятость и явление безработица. рыночной Причины экономики. безработицы. Называть и Экономические и описывать социальные причины последствия безработицы. безработицы. Роль Различать государства в экономические и обеспечении социальные занятости. Какие последствия профессии безработицы. востребованы на Объяснять роль рынке труда. государства в обеспечении занятости. Оценивать собственные возможности на Опрос, письменные задания. 32 Мировое хозяйство. Международная торговля 33 Экономика 34 Заключительный урок рынке труда. Описывать Работа с реальные связи карточками, между индивидуаль участниками ные задания. международных экономических отношений. Характеризовать причины формирования мирового хозяйства. Характеризовать влияние международной торговли на развитие мирового хозяйства. Объяснять и конкретизироват ь примерами направления внешнеторговой политики государства. Раскрывать смысл понятия «обменный валютный курс» Практикум по теме Систематизирова Тест. «Экономика» ть наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников. Провести диагностику результатов обучения в 8 классе. Подвести итоги учебной работы за год. Наметить перспективы обучения в 9 классе Резерв 1 час Мировое хозяйство и международная торговля Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика № урок а Тема урока 1 Введение 2 Политика. Власть. Внутренняя и внешняя политика. Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства 3 4 Политический режим. Демократия. Тематическое планирование 9 класс Дат Элементы Характеристика Измерител а содержания основных видов и деятельности ученика (на уровне учебных действий) Вспомнить основные итоги прошлого года обучения. Познакомиться с основным содержанием курса 9 класса. Наметить перспективу совершенствован ия умений и навыков в процессе учебной деятельности. Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся. Политика (9 ч) Политика и Характеризовать С.10-11 власть. Роль власть и политики в жизни политику как общества. социальные явления. Государство, его Раскрывать Письменн существенные признаки ые задания, признаки. суверенитета. опрос. Функции Различать формы государства. правления и Внутренняя и государственного внешняя устройства. политика государства. Государственный суверенитет. Политический Сопоставлять Словарь. режим. различные типы Демократия и политических тоталитаризм. режимов. Демократические Называть и Доп.элемен ты 5 Правовое государство. Верховенство права 6 Гражданское общество и правовое государство. 7 Участие граждан в политической жизни. Местное самоуправление. 8 Политические партии и движения, их ценности. раскрывать Развитие основные демократии в принципы современном демократическог мире о устройства. Правовое Раскрывать государство принципы Правовое правового государство. государства. Разделение Характеризовать властей. Условия разделение становления властей. правового государства в РФ. Гражданское Раскрывать общество и сущность государство гражданского Гражданское общества. общество. Характеризовать Местное местное самоуправление. самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ. Участие граждан Анализировать в политической влияние жизни Участие политических граждан в отношений на политической судьбы людей. жизни. Проиллюстриров Гражданская ать основные активность. идеи темы на Участие в примерах из выборах. истории, Отличительные современных черты выборов в событий, личного демократическом социального обществе. опыта. Референдум. Описывать Выборы в РФ. различные формы Опасность участия политического гражданина в экстремизма. политической жизни. Обосновывать ценность и значимость гражданской активности. Приводить примеры гражданственнос ти. Политические Назвать признаки партии и политической движения партии и показать Составлен ие схемы. Работа с документо м. Особенност и политическ ого процесса в России. С.57-58 С.64-65 Воп.5,7,9 Политическ ая идеология роль в общественной жизни. 9-10 Политика. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах. Практикум по теме «Политика» их на примере одной из партий РФ. Характеризовать проявления многопартийност и. Систематизирова ть наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников. Уметь объяснять явления и процессы социальной действительности с опорой на изученные понятия. Находить нужную социальную информацию, адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческ ие термины и понятия, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей. Анализировать реальные социальные ситуации. Выбирать адекватные способы деятельности. Уметь выполнять познавательные и практические задания, в том числе с Опрос, практическ ие задания. Тест. 11 Право, его роль в жизни человека, общества, государства. 12 Правоотношения, субъекты права. использованием проектной деятельности. Право (18 ч) Роль права в Объяснять, жизни общества почему закон и государства является Право, его роль в нормативным жизни человека, актом высшей общества, юридической государства. силы. Понятие нормы Сопоставлять права. позитивное и Нормативноестественное правовой акт. право. Виды Характеризовать нормативных основные актов. Система элементы законодательства. системы российского законодательства. Правоотношения Раскрывать и субъекты права смысл понятия Сущность и «правоотношения особенности », показывать на правопримерах отношений, отличия различия и правоотношений возможности от других видов осуществления социальных действий отношений. участников Раскрывать правоотношений, смысл понятий мера «субъективные дозволенного, юридические субъекты права» и правоотношений, «юридические правоспособност обязанности ьи участников дееспособность, правоотношений физические и ». Объяснять юридические причины лица, субъективности юридические прав и действия, юридического правомерные и закрепления противоправные обязанностей юридические участников действия, правоотношений. события. Раскрывать особенности возникновения правоспособност ии дееспособности у физических и юридических С.77-78 Вопросы письменно С.83-84 13 Правонарушения и юридическая ответственность. Понятие правонарушения. 14 Правоохранитель ные органы 1516 Конституция Российской Федерации — Основ- ной закон государства. лиц. Объяснять причины этих различий. Называть основания возникновения правоотношений. Правонарушения Различать и юридическая правонарушение ответственность и правомерное Понятие поведение. правонарушения. Называть Признаки и виды основные виды и правонарушений. признаки Понятия и виды правонарушений. юридической Характеризовать ответственности. юридическую Презумпция ответственность в невиновности. качестве критерия правомерного поведения. Объяснять смысл презумпции невиновности. Правоохранитель Называть ные органы основные Правоохранитель правоохранитель ные органы РФ. ные органы РФ. Судебная система Различать сферы РФ. Адвокатура. деятельности Нотариат. правоохранитель ных органов и судебной системы. Приводить примеры деятельности правоохранитель ных органов. Конституция Характеризовать Российской Конституцию РФ Федерации. как закон высшей Основы юридической конституционног силы. Приводить о строя Этапы конкретные развития примеры с Конституции. опорой на текст Закон высшей Конституции РФ, юридической подтверждающие силы. Главные её высшую задачи юридическую Конституции. силу. Называть Конституционны главные задачи й строй. Основы Конституции. государства. Объяснять, какие Основы статуса принципы С.92 Проблемн ые задания С.101-102 Работа с нормативн ым документо м человека и гражданина. Основные принципы конституционног о строя. 1718 Личные (гражданские) права, социальноэкономические и культурные права, политические права и свободы российских граждан. 19 Как защищаются права человека в России. Особенности гражданских правоотношений. Гражданскоправовые споры. правового государства отражены в статьях 2, 10, 15, 17, 18 Конституции РФ. Характеризовать принципы федерального устройства РФ. Проводить различия между статусом человека и статусом гражданина. Права и свободы Объяснять смысл человека и понятия «права гражданина человека». Понятие прав, Объяснять, свобод и почему Всеобщая обязанностей. декларация прав Всеобщая человека не декларация прав является человека — идеал юридическим права. документом. Воздействие Классифицироват международных ь права и документов по свободы правам человека (приводить на утверждение примеры прав и свобод различных групп человека и прав). гражданина в РФ. Гражданские Характеризовать правоотношения особенности Сущность гражданских гражданского правовых права. отношений. Особенности Называть виды и гражданских приводить правоотношений. примеры Виды договоров. гражданских Гражданская договоров. дееспособность Раскрывать несовершеннолет особенности них. Защита прав гражданской потребителя. дееспособности несовершеннолет них. Находить и извлекать информацию о правах потребителя, предусмотренных законом РФ. Раскрывать на С.134 С.149 20 Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и работодателя. Право на труд. Трудовые правоотношения Трудовые правоотношения. Трудовой кодекс РФ. Право на труд. Трудовые правоотношения. Права, обязанности и взаимная ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолет них в трудовых правоотношениях . 21 Семейные правоотношения. Правоотношения родителей и детей. Семейные правоотношения Семейные правоотношения. Семейный кодекс РФ. Сущность и особенность семейных правоотношений. Правоотношения супругов. Правоотношения родителей и детей 22 Административн ые правоотношения. Административн ые правонарушения. Административн ые правоотношения Административн ые правоотношения. Кодекс РФ об административны х правонарушениях . Административн ые примерах меры защиты прав потребителе Называть основные юридические гарантии права на свободный труд. Характеризовать особенности трудовых правоотношений. Объяснять роль трудового договора в отношениях между работниками и работодателями. Раскрывать особенности положения несовершеннолет них в трудовых правоотношениях . Объяснять условия заключения и расторжения брака. Приводить примеры прав и обязанностей супругов, родителей и детей. Находить и извлекать информацию о семейных правоотношениях из адаптированных источников различного типа. Определять сферу общественных отношений, регулируемых административны м правом. Характеризовать субъектов административны х правоотношений. Указывать С.152 Семейный кодекс. С.163-165 Работа с документо ми схемой. правонарушения. Виды административны х наказаний. 23 Преступление и наказание. Правовая ответственность несовершеннолет них. 24 Социальная политика государства 25 Международное гуманитарное право. Международноправовая защита жертв вооружённых основные признаки административно го правонарушения. Характеризовать значение административны х наказаний. УголовноХарактеризовать Уголовный правовые особенности кодекс . отношения уголовного права Основные и уголовнопонятия и правовых институты отношений. уголовного права. Указывать Понятие объекты преступления. уголовноПределы правовых допустимой отношений. самообороны. Перечислять Уголовная важнейшие ответственность признаки несовершеннолет преступления. них. Отличать необходимую оборону от самосуда. Характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолет них. Социальные Называть С.190-191 права Социальная основные политика социальные права государства. чело- века. Право на Раскрывать жилище. Право понятие на социальное «социальное обеспечение. государство». На Здоровье под конкретных охраной закона. примерах конкретизировать основные направления социальной политики нашего государства. МеждународноОбъяснять С.198-199 правовая защита сущность Работа с жертв гуманитарного документо вооруженных права. м конфликтов. Характеризовать Международное основные нормы, гуманитарное направленные на конфликтов. право. Международноправовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооружённых конфликтов. Защита гражданского населения в период вооружённых конфликтов. 26 Законодательство в сфере образования. Правовое регулирование отношений в сфере образования. Законодательство в сфере образования. Получение образования — и право, и обязанность. 2728 Право. Практикум по теме «Право» защиту раненых, военнопленных, мирного населения. Указывать методы и средства ведения войны, которые запрещены. Объяснять значение международного гуманитарного права. Раскрывать смысл понятия «военное преступление». Объяснять смысл понятия «право на образование». Различать право на образование применительно к основной и полной средней школе. Объяснять взаимосвязь права на образование и обязанности получить образование. Систематизирова ть наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников. Определять собственное отношение к реалиям социальноправовой деятельности. Формировать знания о ключевых правовых понятиях, нормах, Закон «Об образовани и» Практичес кие задания. понимание их роли как решающих регуляторов жизни человека и общества. Уметь применять эти знания к анализу и оценке реальных социальных ситуаций. Осознанно строить высказывания, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Духовная сфера (5 ч) 29 30 31 Культура. Культурные нормы. Формы культуры. Религия. 32 Образование и наука. 33 34 Искусство. Сообщения . Религия как одна из форм культуры Религия как одна из форм культуры. Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. Образование Значимость образования в условиях информационног о общества. Непрерывность образования. Самообразование . Определять сущностные характеристики религии и её роль в культурной жизни. Объяснять сущность и значение веротерпимости. Раскрывать сущность свободы совести. Оценивать своё отношение к религии и атеизму. Вопросы Характеризовать науку как особую систему знаний. Объяснять возрастание роли науки в современном обществе. Беседа. Практикум Систематизирова Практичес «Духовная сфера». Резерв 1 час ть наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников. кие задания.