Му.нi1ЩШ1аn:ыюе ,ам-опо :tиоо , G об е но ре:·· н11,-п: «Средняя об е бразова:rельна:и ш1ш-11_ № 1 с углубл _ нь ) е,н с· , лде.r1ь.ных .прсдмеrов 1D&е.нн Б.С. Суворова)) Пржшrrо У ·вep;tt.ШII0)} 1АОУ ОШ_ >) Приложение к Адаптированной образовательной программе основного общего образования для детей с задержкой психического АДЛПТИРОВАННАЯ Р- БОЧАЯразвития ЛРОГРАl\fМА -по уч0бному преа е. <<Литера рпое чтеи:пе» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЗПР (В.ари1нtF 7З) По учебному предмету «Родная .3 клш;:с (русская) литература» 5-8 классы (вариант 7.1) COCТi'iliВlП -.iTh": 'Yчmem:. ка JМЬНЫХ клеsсоов Ще:п з.Е.А г. В р- $:! Пыm:ыа 2,020 r. Программа составлена в соответствии с адаптированной общеобразовательной программой основного общего образования для детей с задержкой психического развития (далее Адаптированная программа) муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4» ГО Верхняя Пышма. При разработке адаптированной образовательной программы использована структура и основные требования к программе, изложенные в ФГОС основного общего образования и примерной основной образовательной программы основного общего образования. Основанием для разработки явились следующие нормативно-правовые документы: Федеральный закон Российской Федерации Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ). • Примерная основная образовательная программа основного общего образования, внесенная в государственный реестр (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15); • Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного и среднего общего образования»; • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания; • Устав МАОУ «СОШ№4». • В Адаптированной программе учтены специфика образовательного процесса в МАОУ «СОШ №4», образовательные потребности и запросы участников образовательного процесса, особенности психофизического развития и возможности учащихся школы. Для обучающихся с ОВЗ характерны особые образовательные потребности, специфика которых учитывается при определении видов деятельности. Планируемые результаты освоения курса Родная (русская) литература в 5-8 классе и объём содержания, обязательный для освоения обучающимся с ЗПР. В перечне планируемых результатов курсивом выделены те позиции, которые осваиваются обзорно. Материал, который является наиболее трудным для обучающегося, сопровождается комментариями. Таким образом, данная рабочая программа является адаптированной. Рабочая программа по родной (русской) литературе 5-8 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, с учетом примерной образовательной программы основного общего образования. Рабочая программа имеет целью формирование потребности в качественном чтении произведений русской литературы, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов. Программа по родной (русской) литературе соотнесена с программой по литературе. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определённых писателей, то программа по родной (русской) литературе - как явления искусства слова. Практическая сторона программы основного образования по родной (русской )литературе связана с формированием компетентностных способов деятельности, духовная - с нравственным развитием русского человека и воспитанием личности гражданина России. При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: проблемно-диалогическая, технология оценивания образовательных достижений, технология продуктивного чтения, деятельностный метод обучения. Общая характеристика учебного курса ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего его традиции, язык и культуру. Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений. Родная литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству. Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль. Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции. Место учебного курса «Родная литература» Учебный предмет «Родная литература» как часть образовательной области «Родной язык и литература» тесно связан с предметом «Родной язык». Родная литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной родной речью. Программа учебного предмета «Родная (русская) литература» рассчитана на 17 часа в год (0,5 часа в неделю). Рабочая программа составлена на 17 часов в каждом классе с 5 по 7класс и на 8 класс, где в год -35 часов . Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Родная (русская) литература» Личностные результаты: 1) понимание русского языка и литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка и литературы; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметные результаты: 1) владение всеми видами речевой деятельности: • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; • владение разными видами чтения; • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; • способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой; • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости; • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; • владение разными видами монолога и диалога; • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; • способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты; • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Предметные результаты: 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка и литературы в жизни человека и общества: 2) понимание места родного языка и литературы в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке и литературе; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4) освоение базовых понятий словесности: стиль языка художественной литературы; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 6) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. 7) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; 8) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; 9) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативноэстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры; 10) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение; 11) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции. Содержание учебного предмета «Родная (русская)литература» Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет родная литература (русская литература). Курс данного предмета в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, русских традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственноэстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами литературного языка. Главная цель изучения родной литературы (русской) литературы) в школе приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской народной, классической и современной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко- культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения родной литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении; в книге. Понимать прочитанное как можно глубже - вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление зависит от степени эстетического, историкокультурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения. Курс «Родная (русская )литература» строится с опорой на текстуальное изучение русских художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. 5 класс -17 часов Введение Любимые книги и авторы любимых книг. Литература как вид искусства и как учебный предмет. Устное народное творчество Для чтения и изучения Русская сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Утверждение в сказке народного идеала героя-защитника родины (значение противопоставления Ивана его братьям). Отношение народа к труду как основе жизни (роль зачина и концовки сказки). Волшебная героическая сказка. Теория литературы. Народная сказка и ее виды. Сказки – сокровищница русской речи. Особенности сказочного повествования (зачин, концовка, троекратное повторение событий). Для чтения и обсуждения Сказки народов: «Ахмед и шах» (узбекская), «Золотое яблоко» (армянская) и другие. Внеклассное чтение Русские народные сказки. Сказки народов мира. Для чтения и изучения Загадки народов нашей страны. Отражение в загадках ума, наблюдательности и творческой фантазии народа. Общее и особенное в загадках разных народов. Иносказательный характер и краткость загадки. Русская литература 19 века Для чтения и изучения ИА Крылов. «Квартет». Обличение в баснях несправедливых общественных порядков. Общечеловеческий смысл басен. Отражение в баснях народной мудрости. Близость языка к разговорной речи народа. Для чтения и обсуждения ИА Крылов. Свинья под дубом. Демьянова уха. Теория литературы. Басня. Аллегория Для чтения и изучения АС Пушкин. Няне. Зимний вечер. Сказки. Задушевность стихотворений, обращенных к близкому человеку; мотивы народного творчества в них. Литературная сказка и устное народное творчество. Противопоставление истинной красоты, душевного богатства красоте внешней, коварству и жестокости. Вера поэта в торжество высоких нравственных идеалов. Волшебное в сказке. Ее стихотворная форма. Для чтения и обсуждения АС Пушкин. Руслан и Людмила. Фрагменты. Сказочная основа поэмы: сюжет, герои, победа добра над злом. Лиризм поэмы, юмор АС Пушкина. Теория литературы. Прозаическая и стихотворная речь. Ритм и рифма. Литературная сказка. Внеклассное чтение Сказки АС Пушкина и ПП Ершова «Конек-горбунок». По выбору. Для чтения и изучения. МЮ Лермонтов. Бородино. Поэтизация подвига русского народа в Отечественной войне 1812 года. Значение рассказчика, выразителя дум и чувств народа. Диалог и монолог в стихотворении. Изобразительность языка, звукопись. Для чтения и обсуждения М. Лермонтов. Два великана. Воздушный корабль. Иносказательный смысл стихотворения «Два великана»; патриотизм поэта. Широта взглядов МЮ Лермонтова на исторические события и исторических деятелей («Воздушный корабль»). Теория литературы. Тема и идея произведения. Внеклассное чтение. МЮ Лермонтов. Ашик-Кериб. Для чтения и изучения НВ Гоголь. Майская ночь, или утопленница. Яркие, проникнутые радостным чувством картины народной жизни и родной природы. Поэтизация вольности, чистой, светлой любви. ироническое изображение "«власти» (пана Головы). Фантастика народных сказок и легенд в повести. НВ Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки» (по выбору)Для чтения и обсуждения АВ Кольцов. Косарь. Песня пахаря. Народный характер песен АВ Кольцова. Прославление богатырского земледельческого труда. Степь как символ воли. Мотивы социального неравенства в стихотворении «Косарь». ИС Тургенев. Муму. Непримиримое отношение писателя к угнетению, жестокости и унижению людей. Деспотизм барыни как порождение крепостнических отношений. Нравственное превосходство Герасима над барыней и ее челядью. Лучшие качества русского народного характера, воплощенные в Герасиме: трудолюбие, широта души, отзывчивость, чувство собственного достоинства. Роль описания природы в рассказе. Эпитеты и сравнения как средства раскрытия характеров действующих лиц и авторской оценки изображаемого. Теория литературы. Литературный герой. Эпитет, сравнение. Для чтения и изучения НА Некрасов. «В полном разгаре страда деревенская», «Забытая деревня». Обостренное чувство сострадания поэта к угнетенному и бесправному народу. Народно-поэтическая основа стихотворений Некрасова. Для чтения и обсуждения НА Некрасов. «Орина, мать солдатская» Волнующее слово поэта о неизбывном горе матери, о тяжкой участи русского крестьянина. Для чтения и изучения ЛН Толстой. Кавказский пленник. Исторические события, получившие отражение в рассказе. Нравственная стойкость, жизненная активность, человечность (Жилин и Дина) в противопоставлении пассивности, трусости, слабодушию (Костылин). Сюжет и его значение в раскрытии характеров. Жизнь горцев и природа Кавказа в восприятии рассказчика. Ясность, точность языка произведения. Теория литературы. Рассказ. Сюжет художественного произведения. ФИ Тютчев. «Есть в осени первоначальной», «Чародейкою Зимою», «Весенняя гроза». Изображение жизни природы в ее изменениях, движении. Красочность и музыкальность стихотворений. АА Фет. «Я пришел к тебе с приветом», «Скрип шагов вдоль улиц белых», «Степь вечером». Свежесть, непосредственность, острота поэтического чувства в стихаха о природе. Для чтения и обсуждения ИС Никитин. Утро. Ярко звезд мерцанье. АН Майков. Рассвет. Под дождем. АК Толстой. Край ты мой, родимый. Лирически проникновенные картины родной природы в стихах русских поэтов. Теория литературы. Размеры стиха. Внеклассное чтение. Стихи АА Фета, ИС Никитина, АН Майкова, АК Толстого (по выбору) Для чтения и изучения ВГ Короленко. Дети подземелья. ВГ Короленко – известный русский писатель и общественный деятель, защитник гонимых и угнетенных. Картины жизни бедняков в обществе бесправия. Сочувственное отношение писателя к людям «подземелья», сохранившим человеческое достоинство и гордость. Значение дружбы в жизни юных героев повести, их нравственное взросление. Утверждение в повести доброты и уважения к человеку. Особенности повествования (рассказ от первого лица). Теория литературы. Портрет художественного героя. Для чтения и обсуждения АИ Куприн. Ю-Ю Любовное отношение писателя к миру детства. Глубокая человечность рассказа. Внеклассное чтение АИ Куприн. Белый пудель. Тапер, Чудесный доктор. ЛН Андреев. Петька на даче. НГ Гарин-Михайловский. Детство Темы. Советская литература Для чтения и изучения М. Горький. Песня о Буревестнике. Аллегорический характер «Песни». Картины нарастающей бури. Приподнятость, эмоциональность, красочность языка, особенности ритма. Призыв жить «с расправленными крыльями». Для чтения и обсуждения НА Заболоцкий. Смерть врача. Журавли. АЯ Яшин. Спешите делать добрые дела. Мотивы подвига, человеческой доброты, ответственности за окружающую жизнь в стихах. СА Есенин. Пороша. С добрым утром. Сыплет черемуха снегом. ДБ Кедрин. Скинуло кафтан зеленый лето. Я не знаю, что на свете проще. НИ Рыленков. Все в тающей дымке. Картины русской природы в стихотворениях. Изобразительность, напевность стиха. Внеклассное чтение. Стихи о родной природе (по выбору) Для чтения и изучения ЮП Казаков. Тихое утро, Тедди. «Тихое утро». Тема испытания душевных сил человека в обстановке предельной опасности. Контраст в изображении тихого утра и трагического события, пережитого мальчиками. «Тедди». Глубокая гуманность и лиризм рассказа. Для чтения и обсуждения ВП Астафьев. Бабушка с малиной, ВВ Голявкин. Мой добрый папа, ЮМ Нагибин. Зимний дуб. ЕИ Носов. Белый гусь (по выбору) Сложность человеческих взаимоотношений в изображении художников слова. Готовность дружить, любить, сочувствовать, понимать другого как необходимые качества человека. Вера писателей в торжество светлых начал жизни. Зарубежная литература Для чтения и обсуждения Сказки народов мира. Д. Свифт. Гулливер в стране лилипутов В Гюго. Гаврош А. Линдгрен. Расмус-бродяга. Беспокойство писателей за судьбы мира. Мечта и суровая жизненная правда. Внеклассное чтение М. Твен. Приключения Тома Сойера. Э. Сетон-Томпсон. Рассказы о животных. 6 класс -17 часов Введение. Значение художественной литературы в жизни человека. Устное народное творчество Для чтения и изучения Былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Вольга и Микула Селянинович». Сказители и собиратели устного народного творчества. Героическое содержание и патриотический смысл былины об Илье Муромце. Воплощение в былине мечты народа о герое, защитнике родной земли. Беззаветное служение родине, справедливость и бескорыстие Ильи Муромца. Мирный труд пахаря как самое важное дело на земле. Воин, защитник Родины, и крестьянин-труженик – главные герои народного эпоса. Гипербола как средство изображения героя в былине. Для чтения и обсуждения Пословицы и поговорки Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них любви к родной земле. Краткость, меткость, образность языка. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Теория литературы. Основные виды устного народного творчества. Устное народное творчество и литература. Древнерусская литература Для чтения и обсуждения Русская летопись. «Повесть временных лет» - фрагменты: сказания о походе Олега на Царьград, о смерти Олега, о Кожемяке, о Белгородском киселе, пиры Владимира (по выбору). Летопись как исторический и литературный памятник, ее связь с устным народным творчеством. Патриотическая идея могущества Русской земли. Русская литература 19 века Для чтения и изучения ИА Крылов. Волк на псарне. Листы и Корни. Свинья под дубом. ИА Крылов – великий русский баснописец. Басни Крылова – сокровищница жизненного опыта народа. Злая насмешка и добродушная ирония в баснях. Их конкретноисторический и общечеловеческий смысл. Афористичность языка; слова и выражения, ставшие крылатыми. Для чтения и обсуждения Предшественники и продолжатели традиций ИА Крылова: Эзоп «Волк и ягненок», «Отец и сыновья», «Два товарища». Д. Бедный «Кларнет и Рожок», «Ум». СВ Михалков «Слон-живописец». ФД Кривин. Неблагодарная профессия. Теория литературы. Басня как литературный жанр. Мораль басни как выражение идеи писателя. Для чтения и изучения АС Пушкин. Узник. Песнь о вещем Олеге. Станционный смотритель. «Узник». Грустное чувство поэта, стремление к простору, свету, свободе. «Песнь о вещем Олеге». Летописный источник «Песни». Исторически точное художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Смысл диалога Олега и кудесника (мудрость и независимость волхва). Торжественность поэтической речи. Теория литературы. Размеры стиха (обогащение знаний). «Станционный смотритель». Трагедия «маленького человека». Драматизм судьбы героини. Столкновение любви и дочернего долга в ее сознании. Гуманность писателя. Лиризм. Краткость и художественная точность пушкинской прозы. Теория литературы. Повесть. Для чтения и обсуждения АС Пушкин. Метель. Барышня-крестьянка (по выбору) Живость повествования. Мастерство сюжета. Для чтения и обсуждения МЮ Лермонтов. Парус. Тучи. «Парус». Мотивы бури и покоя в стихотворении. Многообразие его интонаций. «Тучи». Чувство одиночества, тоска поэта-изгнанника по родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. Чтение и обсуждение МЮ Лермонтов. Утес. Горные вершины (из Гете). На севере диком (из Гейне). Горечь одиночества. Мечта о любви, душевной гармонии и единении с миром. Теория литературы. Метафора. Олицетворение. Внеклассное чтение МЮ Лермонтов. Беглец. Морская царевна. Чтение и изучение НВ Гоголь. Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем. Раскрытие противоречия между внешней значительностью и внутренним ничтожеством героев повести. Комическое воодушевление рассказчика как средство обличения обывательщины. НА Некрасов. Мороз, Красный нос. Любовь поэта к крестьянину-труженику, сострадание его тяжелой доле. Мечта Некрасова о свободном и счастливом труде. Поэтический образ русской женщины. Народные истоки поэмы. Чтение и обсуждение НА Некрасов. Крестьянские дети. Школьник. Темные и светлые стороны крестьянской жизни в изображении НА Некрасова. Любовное отношение поэта к крестьянским детям, восхищение их трудолюбием, близостью к природе. Сочетание авторского повествования с диалогом. Вера писателя в талантливость народа. Чтение и изучение ЛН Толстой. Детство. Автобиографический характер повести. Формирование характера Николеньки Иртеньева. Особенности повествования (рассказ от лица героя). Чистота нравственных оценок как характерная черта произведений Л. Толстого. Внеклассное чтение ЛН Толстой. Детство Никиты. Изучение и чтение НС Лесков. Левша НС Лесков – выдающийся русский писатель, знаток и ценитель народного слова. Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от сознания его забитости, униженности, бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Сказовая форма произведения. МЕ Салтыков-Щедрин. Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил. Сатира на паразитизм, нравственное ничтожество господствующего класса. Противопоставление генералам трудолюбивого, находчивого, сметливого мужика; осуждение его рабской покорности. Приемы сказочного повествования в произведении. Теория литературы. Сатирическая сказка АП Чехов. Хамелеон. Осмеяние самоуправства и угодничества в рассказе. Значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров Очумелова и Хрюкина. Смешное и грустное в рассказе. Смысл названия рассказа. Чтение и обсуждение АП Чехов. Толстый и тонкий, Злоумышленник. Смех над самоуничижением и чинопочитанием. Комические ситуации, сатира и юмор в рассказах. Теория литературы. Сатира и юмор. Внеклассное чтение. АП Чехов. Хирургия. Налим. Маска. Лошадиная фамилия. Беззащитное существо. Смерть чиновника (по выбору). Чтение и изучение. М. Горький. Детство. Автобиографическая основа повести. Активная ненависть писателя к «свинцовым мерзостям жизни». «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» в изображении М. Горького. Становление самобытного характера Алеши. Влияние бабушки, Цыганка, «Хорошего дела». Вера писателя в творческие силы народа. Глубина и многогранность характеров героев. Повесть и ее экранизация. Чтение и обсуждение. ММ Зощенко. Галоша. Монтер. Автор и его герой. Смех писателя над волокитчиками, бюрократами, мещанским самодовольством. Роль просторечий в рассказах М. Зощенко. АП Платонов. Корова. Смысл слов, характеризующих юного героя рассказа: «Он с малолетства уже полный человек». Идея доброты, взаимопомощи, жизни для других. Чтение и изучение. ММ Пришвин. Кладовая солнца. Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Труд в жизни детей. Значение истории Травки для понимания идеи повести. Правда Антипыча. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Сказка и быль. Смысл названия произведения. Чтение и обсуждение. ИА Бунин. Листопад. Густой зеленый ельник у дороги. Бушует полная вода. СА Есенин. Черемуха. Песнь о собаке. Нивы сжаты, рощи голы (по выбору). Трепетная любовь к живому, к родной природе как один из главных мотивов русской лирики. Чтение и изучение. ВГ Распутин. Уроки французского. Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний юного героя, его нравственная стойкость, чувство собственного достоинства. Душевная тонкость характера учительницы. Ее роль в жизни мальчика. Зарубежная литература. Чтение и изучение. Геродот. Миф об Арионе. Причины чудесного спасения поэта. Отличие мифа от сказки и былины. Чтение и обсуждение. Д. Дефо. Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо. Роман – книга о безграничных возможностях, о созидательной деятельности и стойкости человека в исключительных обстоятельствах. Д. Лондон. Любовь к жизни. На берегах Сакраменто. Самообладание, воля к жизни героев. Мужество в столкновениях с суровой природой. Внеклассное чтение. Р. Стивенсон. Вересковый мед. Чтение и обсуждение. Р. Брэдбери. Улыбка. Каникулы. Фантастические рассказы как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на земле. Мечта о чудесной победе добра и человечности. 7 класс 17 часов Введение.Человек в его отношении к родине как важнейшая идейнонравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественных произведениях. Устное народное творчество Чтение и изучение. Историческая народная песня. Из-за синих гор да высоких гор. Исторические народные песни как вид устного народного творчества. Изображение в них народной жизни, выражение освободительных и патриотических стремлений народа. Внеклассное чтение. Народные песни о Ермаке и Разине (по выбору). Исторические песни. Древнерусская литература. Летописная повесть о разорении Рязани Батыем. Фрагменты. Возвеличение патриотического подвига русских воинов. Евпатий Коловрат – самоотверженный защитник родной земли. Сходство Евпатия с былинными богатырями. Чтение и изучение. АС Пушкин. Дубровский. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести и независимости личности. Критическое изображение барства. Характер протеста Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Сочувственное отношение писателя к бунту крестьян. Чистота и благородство отношений Владимира Дубровского и Маши. Особенности построения произведения (нарушение временной последовательности событий). Внеклассное чтение. АС Пушкин. Зимняя дорога. Птичка. Туча. Полтава. Чтение и изучение. МЮ Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Картины быта 16 века и их значение для понимания характеров героев, идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным (честь против бесчестия, человеческое достоинство против произвола и деспотизма). Сила и цельность характера Калашникова. Поэма Лермонтова и устное народное творчество. Оценка морали и поведения героев с позиций народа (гусляры в поэме). НВ Гоголь. Тарас Бульба. Патриотический пафос повести. Боевое товарищество Запорожской Сечи, героика подвигов, любовь к родине как источник формирования необыкновенных характеров. Поэтизация удали, самоотверженности Тараса Бульбы и его сподвижников в борьбе за родную землю. Осуждение предательства. Судьбы Остапа и Андрия. Взволнованность, эмоциональность, приподнятость повествования, гиперболизация. Картины степи в повести, выражение в них патриотического чувства автора. Теория литературы. Роды литературы. Эпос. Внеклассное чтение. НВ Гоголь. Миргород. (рассказы по выбору). Чтение и изучение. ИС Тургенев. Бежин луг. Любовь писателя к крестьянским детям. Портреты и рассказы детей как средство раскрытия их духовного мира. Пытливость и любознательность мальчиков, их впечатлительность, поэтичность. Сложные отношения человека и природы в рассказе. Теория литературы.Характер литературного героя. Чтение и обсуждение. ИС Тургенев. Русский язык. Пафос любви к родине. Внеклассное чтение. ИС Тургенев. Певцы. Бурмистр. (из «Записок охотника») Чтение и изучение. ЛН Толстой. Отрочество. Связь автобиографических повестей ЛН Толстого «Детство» и «Отрочество» (эпоха развития личности). Нравственный рост Николеньки Иртеньева. Способность героя к самоанализу, критическому пересмотру своих оценок и самооценок (психологизм Толстого). НА Некрасов. Размышления у парадного подъезда. Железная дорога. Размышления у парадного подъезда. Гневное обличение «владельцев роскошных палат». Противопоставление как основной художественный прием, раскрывающий идейное содержание стихотворения. Боль поэта за страдания и долготерпение народа. Смысл заключительных строк. Железная дорога. Своеобразие композиции стихотворения: значение эпиграфа; сочетание реальных и фантастических картин; диалог-спор; роль пейзажа. Гнетущие картины подневольного труда. Мысль о величии народа, создателя всех духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Теория литературы. Стихотворный ритм. Размеры стиха (обогащение знаний). Антитеза. Чтение и изучение. М. Горький. Песня о Соколе. В людях (фрагменты). Песня о Соколе. Героический пафос Песни, ее символико-аллегорический характер. Сущность спора Сокола и Ужа (жизнь – горение и жизнь – прозябание). Ритмическое богатство и композиция произведения (роль обрамления, контрастность образов). Сила воздействия Песни на читателей разных поколений. В людях. Нравственное становление Алеши – идейная и композиционная основа повести. Противостояние героя злу и несправедливости. Действенный гуманизм произведения. Чтение и обсуждение. А. Грин. Алые паруса. Романтическая повесть-сказка о поэтической любви и возвышенной мечте. Утверждение права «делать чудеса своими руками». Символический смысл названия повести. Чтение и изучение. ВВ Маяковский. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. Юмор и патетика в стихотворении. Отражение в фантастическом сюжете идеи передовой, общественно-преобразующей роли поэзии. Изобразительно-выразительная роль неологизмов, омонимов, элементов просторечия, гиперболизм образов. Теория литературы. Обогащение знаний о ритме и рифме (особенности ритма и рифмы Маяковского. Пауза как элемент стиха). АТ Твардовский. Я знаю, никакой моей вины. Раздумья поэта о родине, о личной ответственности каждого за ее судьбу. Чтение и обсуждение. АА Ахматова. Мужество. Клятва. КМ Симонов. Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины. Вера поэтов в бессмертие родного народа и его культуры. вселенский масштаб подвига советского солдата в войне. Своеобразие поэтических интонаций, богатство ритма и языка стихотворений. Чтение и изучение. А. де Сент-Экзюпери. Маленький принц. Герои сказки – Маленький принц – воплощение мечты человека о красоте, поэтичности, правде. Смысл слов Маленького принца о звездах, немых для людей и звездах, «которые умеют смеяться». Ироническое изображение носителей общественных пороков (Короля, Честолюбца, Пьяницы, Делового человека, Географа). 8 класс -35 часов Введение. Литература – учебник жизни. Художественная литература – образное отражение действительности, искусство слова. Поиски смысла жизни – важнейшая нравственная проблема литературы. Устное народное творчество. Чтение и изучение. Русские народные лирические песни: Ты, взойди, взойди, красно солнышко. Не шуми, мати зеленая дубравушка. Народная песня как выражение высших духовных ценностей: любви к родине, близости к природе, прямоты и мужества, верности слову и долгу. Утверждение в песне нравственного достоинства человека. Внеклассное чтение. Не кукушечка во сыром бору. Из-за лесу, лесу темного. Ах, не одна во поле дороженька пролегла. Русская литература 19 века. Чтение и изучение. АС Пушкин. ИИ Пущину (Мой первый друг). Во глубине сибирских руд. Капитанская дочка. ИИ Пущину. Во глубине сибирских руд. Преданность поэта идеалам «вольности святой», чувству дружбы, пронесенному через все испытания. Капитанская дочка. Историческая основа повести. Особенности композиции (рассказ от лица участника событий, драматизм столкновения двух борющихся лагерей). Гринев, его роль в произведении, формирование его характера и взглядов. Любовь как чувство, помогающее сохранить честь и достоинство в суровых бурях века. Маша Миронова, ее преданность и верность любимому человеку. Нравственная сила Пугачева. Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и крестьянскому восстанию. Утверждение в повести идей свободы, гуманности, чести и долга. Историческая правда и художественный вымысел в повести. Точность и лаконизм пушкинской прозы. Мотивы народного творчества в повести. Роль эпиграфов. Теория литературы. Жизненная правда и художественный вымысел в литературе. Образ-характер в художественном произведении. Чтение и изучение. АС Пушкин. 19 октября 1825 г. Дружба как победа доброты над испытаниями времени. Поэтическая клятва верности лицейскому братству. Внеклассное чтение. ИИ Пущин. Записки о Пушкине. Чтение и изучение. МЮ Лермонтов. Мцыри. Мцыри – «любимый идеал» Лермонтова (Белинский). «Могучий дух», «огненная душа», «сосредоточенное чувство» героя, жажда борьбы, свободы, человеческого участия, протест против религиозной морали. Исключительность обстоятельств, раскрывающих характер героя. Роль вступления, лирического монолога, пейзажей в поэме. «Упругость и энергия» стиха. Поэма Лермонтова в оценке писателей. Чтение и обсуждение. МЮ Лермонтов. Три пальмы. Узник. Пленный рыцарь. Три пальмы. Тема поверженной красоты, гармонии человека с миром. Узник. Пленный рыцарь. Символический образ тюрьмы в лирике Лермонтова. Горячее стремление к воле и сознание невозможности вырваться на свободу. Чтение и изучение. НВ Гоголь. Портрет. Несовместимость таланта и корысти. Фантастический элемент повествования как средство выявления реальных жизненных отношений. Назначение искусства в представлении писателя. Внеклассное чтение. НВ Гоголь. Петербургские повести (по выбору). Чтение и обсуждение. АК Толстой. Звонче жаворонка пенье. Колькольчики мои. То было раннею весною. Дробится, и плещет, и брызжет волна. Широта души и сложность чувства в лирике АК Толстого. Чтение и изучение. ЛН Толстой. После бала. Беспощадная критика в рассказе лжи и фальши дворянского общества. Контрастное построение произведения как способ выражения художественной идеи. Проблема моральной ответственности человека за жизнь окружающих и свою судьбу. Автор и рассказчик в произведении. Теория литературы. Обогащение знаний о композиции произведения (композиция и сюжет: антитеза в построении произведения). Чтение и изучение. АП Чехов. Тоска. Свадьба (водевиль). Тоска. Сочувствие обездоленным и одиноким; тоска по человеческому участию и любви. Лиризм рассказа. Свадьба. Осмеяние пошлости и мещанства. Сатирический гротеск в водевиле. Внеклассное чтение. АП Чехов. Степь. Чтение и изучение. М. Горький. Сказки об Италии. Смысл эпиграфа к Сказкам. Мотивы творческого труда и дерзания, человеческого братства людей труда. Утверждение красоты и полноты жизни, радости труда и мира, осуждение насилия и войн. Сочетание бытовых зарисовок и сказочно-условных картин. Чтение и обсуждение. ВВ Маяковский. Хорошее отношение к лошадям. Сострадание, сочувствие, доброта как естественная пора жизни человека. Чтение и изучение. СА Есенин. Каждый труд благослови удача. Я иду долиной. Образы русской природы в стихах СА Есенина как выражение его безграничной любви к Родине. Поэтизация русской деревни. Сложность поэтических интонаций (радость бытия и светлая грусть от сознания скоротечности жизни). Народно-песенные истоки лирики поэта. Близость в его сознании труда поэта и труда крестьянина. АТ Твардовский. Василий Теркин (главы «Переправа», «О награде», «Гармонь», «Два солдата», «Кто стрелял?») Композиция поэмы (вехи боевого пути Василия Теркина). Теркин –воплощение лучших качества народа. Черты русского национального характера в герое (веселая удаль, жизнерадостность, душевная стойкость). Тема «большой» и «малой» родины в поэме. Народность языка. Широкая популярность поэмы в годы Великой Отечественной войны и в наше время. Чтение и обсуждение. Гомер. Одиссея (фрагменты по выбору – перевод ВА Жуковского). Отражение в поэме быта, нравов и верований древних греков. Человек и судьба в героическом эпосе. Отвага и смелость хитроумного Одиссея. Особенности изображения событий и героев (гиперболизация, сказочность ситуаций, постоянные эпитеты). Теория литературы. Эпическая поэма. В Шекспир. Ромео и Джульетта. Противоборство любви и феодальных нравов. Трагедия и торжество любви. Ромео и Джульетта на сцене и в кино.