АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЗПР (Вариант 7.1) 4 класс Пояснительная записка Адаптивная рабочая программа по физической культуре для учащихся 3 класса с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обучающего по программе с задержкой психического развития (ЗПР)(вариант 7.2) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1.- 5-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2015, рабочей программы. Физическая культура, Москва. «Просвещение» 2015, автор В. И. Лях - УМК «Школа России», Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития, 2015 г. АООП НОО обучающихся с ЗПР реализуется через УМК «Школа России». Рабочая программа обучающихся с ОВЗ предполагает, что учащийся с задержкой психического развития (ЗПР) получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы). Определение варианта адаптивной программы обучающегося с ЗПР осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссией (ТПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психологомедико-педагогического обследования, с учетом ИПР в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Цель реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР - обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта. Достижение поставленной цели при разработке и реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач: • формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР; • достижение планируемых результатов освоения адаптированной программы, целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья; • становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития; • создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; • обеспечение доступности получения качественного начального общего образования; • обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования; • выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР, через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно– оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований; • использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа; • предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы. В основу разработки и реализации адаптивной программы обучающихся с ЗПР заложены дифференцированный и деятельностный подходы. Дифференцированный подход обучающихся с ЗПР предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания и реализации разных вариантов адаптированной программы обучающихся с ЗПР, в том числе и на основе индивидуального учебного плана. Варианты программы обучающихся с ЗПР создаются и реализуются в соответствии с дифференцированно сформулированными требованиями в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ к: • структуре адаптивной программы; • условиям реализации адаптивной программы; • результатам освоения адаптивной программы. Применение дифференцированного подхода к созданию и реализации программы обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития. Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием. Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования. В контексте разработки адаптированной программы обучающихся с ЗПР реализация деятельностного подхода обеспечивает: -придание результатам образования социально и личностно значимого характера; -прочное усвоение учащимися знаний и опыта разнообразной деятельности, и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях; существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения; -обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности. В основу формирования программы обучающихся с ЗПР положены следующие принципы: • принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся и воспитанников и др.); • принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей учащихся; • принцип коррекционной направленности образовательного процесса; • принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей; • принцип преемственности, предполагающий при проектировании адаптированной программы начального общего образования ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования учащихся с задержкой психического развития; • принцип целостности содержания образования. • принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения учащимися с задержкой психического развития всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением; • принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность учащегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире; • принцип сотрудничества с семьей. Психолого-педагогическая характеристика учащихся с ЗПР Учащиеся с ЗПР - это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ТПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Категория обучающихся с ЗПР - наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений - от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости. Все учащиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного). Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи. Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и способностью или неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников. Дифференциация АООП НОО с ЗПР соотносится с дифференциацией этой категории обучающихся в соответствии с характером и структурой нарушения психического развития. Задача разграничения вариантов ЗПР и рекомендации варианта образовательной программы возлагается на ТПМПК. АООП НОО (вариант 7.2) адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния. У данной категории обучающихся может быть специфическое расстройство чтения, письма, арифметических навыков (дислексия, дисграфия, дискалькулия), а так же выраженные нарушения внимания и работоспособности, нарушения со стороны двигательной сферы, препятствующие освоению программы в полном объеме. Общий подход к оценке знаний и умений, составляющих предметные результаты освоения АООП НОО (вариант 7.2), предлагается в целом сохранить в его традиционном виде. При этом, обучающийся с ЗПР имеет право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах, что может потребовать внесения изменений в их процедуру в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с ЗПР и связанными с ними объективными трудностями. Текущая, промежуточная и итоговая аттестация на ступени начального общего образования должна проводиться с учетом возможных специфических трудностей ребенка с ЗПР в овладении письмом, чтением или счетом, что не должно являться основанием для смены варианта АООП НОО обучающихся с ЗПР. Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО (вариант 7.2), характерны следующие специфические образовательные потребности: • • • • • • • • • • • • обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.); увеличение сроков освоения АООП НОО до 5 лет; гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий; упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования; организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития); наглядно-действенный характер содержания образования; обеспечение непрерывного контроля за становлением учебнопознавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно; постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений; специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; Содержание программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта начального образования, но внесены изменения в программу . - Раздел «Плавание» заменён разделом «Лёгкая атлетика»; Физическая культура - обязательный учебный курс в общеобразовательных учреждениях. Предмет «Физическая культура» является основой физического воспитания школьников. Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная система человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творческие способности и самостоятельность. Целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих образовательных задач: • укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению; • развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации движений, гибкости; • формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влияние физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность; • выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий; • формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни; • приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта; • воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности; • формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости). Принимая во внимание вышеперечисленные задачи образования учащихся начальной школы в области физической культуры, основными принципами, идеями и подходами при формировании данной программы были следующие: • принцип демократизации выражающийся в обеспечении каждому ученику одинакового доступа к основам физической культуры, максимальном раскрытии способности детей; • принцип гуманизации педагогического процесса заключается в учете индивидуальных способностей личности каждого ребенка и педагога, в предоставлении детям разноуровневый по сложности и субъективной трудности усвоения материал программы; • деятельностный подход, заключающийся в ориентировании ученика не только на усвоение готовых знаний и умений, но и на овладение способами физкультурнооздоровительной и спортивной деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребенка; • интенсификация и оптимизация состоит в повышении целенаправленности обучения и усилении мотивации занятий физической культуры и спортом, применении активных и творческих методов и форм обучения (проблемные, исследовательские, индивидуальные и групповые формы обучения, круговая тренировка и др.); • расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов; Рабочая программа рассчитана на 102 ч, 3 часа в неделю. Срок реализации программы – 1 год. Общая характеристика учебного предмета «Физическая культура» Предметом обучения физической культуры в начальной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность. Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдение гигиенических норм. Предмет «Физическая культура» в школе становится в последнее время актуальным и обращает на себя внимание всего общества, заинтересованного в здоровой нации; является основой физического воспитания школьников и частью целостной системы воспитания. Начальная школа – первая ступень образования, которая дает понятие полезности занятиями физической культурой: крепкое здоровье, высокий уровень двигательных способностей, физического развития, знаний и навыков в области физической культуры, активного развития мышления, творчества и самостоятельности. На этом этапе обучения предпочтение отдается комбинированным типам уроков, с постепенным увеличением видовых уроков. Программа направлена на достижение следующей цели: формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих образовательных задач: – приобретение знаний о физической культуре и понимания ее значения в жизнедеятельности человека; – укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию, повышению работоспособности; – привитие потребности в занятиях физической культурой; – развитие координационных и кондиционных способностей; – содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности; – подготовка к жизненным реалиям развития нашего общества. Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного предмета Учебный предмет «Физическая культура» является одним из основных в системе физического воспитания младшего школьника. Укрепление физического здоровья детей, совершенствование их физического развития, воспитание стремления заниматься физической культурой – основная задача уроков физической культуры. Умение поддерживать здоровый образ жизни, стремиться совершенствовать свои спортивные навыки, адекватно оценивать свои физические возможности способствует формированию общей культуры. В то же время у школьника с ЗПР могут возникнуть трудности при усвоении программного материала по физической культуре. У первоклассников с ЗПР могут наблюдаться нарушения пространственной ориентировки, дети затрудняются в понимании инструкции с использованием понятий, обозначающих пространственные отношения. Несформированность системы произвольной регуляции нарушает выполнение программы действий. В группе детей с ЗПР может обнаружиться неравномерность темпа выполнения учебного действия, что ведет к выпадению одного из элементов действия или незавершению самого действия. Повышенная отвлекаемость приводит к многочисленным ошибкам выполнения учебного задания, снижает темп и результативность деятельности. Дети с ЗПР нуждаются в постоянном контроле и дополнительных стимулах. Обучение физической культуре должно строиться с учетом особых образовательных потребностей детей с ЗПР. При построении уроков необходимо учитывать быструю истощаемость и низкую работоспособность школьников. Новый материал предъявляется пошагово, предусматривает дозированную помощь учителя, использование специальных методов, приемов и средств обучения. Учителю рекомендуется самостоятельно распределять часовую нагрузку на изучение разделов учебного предмета, адаптировать упражнения и задания. Допустимо изменять последовательность и сроки прохождения программного материала в зависимости от условий школы (региональных, материальных), особенностей психофизического развития детей, опыта учителя физкультуры. Место учебного предмета в учебном плане Курс «Физическая культура» изучается с 1 по 4 класс из расчета 3 часа в неделю (всего 405 ч), в 1 классе и в1 дополнительном– 99 ч, во 2 классе – 102 ч, в 3 классе – 102 ч, в 4 классе – 102 ч. Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура», был введен приказом Минобрнауки от 30 августа 2010г. №889. В приказе было указано: «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств учащихся, внедрение современных систем физического воспитания». Предмет «Физическая культура» изучается во 2-4 классах из расчета 3 ч в неделю– 102 часа всего. Примерное временное распределение учебного материала По программе: 102 ч По учебному плану: 102 ч, 3 ч в неделю 1четверть – 8 учебных недель и 1 день- 25 ч 2четверть - 8 учебных недель - 24 ч 3четверть - 9 учебных недель и 3 дня - 29 ч 4четверть – 8 учебных недель и 1 день – 24 ч Итого: 102 часов Формы и методы физического воспитания Методы - метод строго регламентированного упражнения; - игровой метод (использование упражнений в игровой форме); - соревновательный метод (использование упражнений в игровой форме); - словесный и игровой методы; - метод непосредственной наглядности. Формы Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Специфические принципы физического воспитания: - сознательности и активности; - наглядности; - принцип доступности и индивидуализации; - непрерывности процесса физического воспитания; - принцип системного чередования нагрузок и отдыха. Виды контроля: - Предварительный контроль; - оперативный контроль; - текущий контроль; - этапный контроль; - итоговый контроль Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результат образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура». Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального образования по физической культуре являются: — умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели; — умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей; — умение доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми. Содержание учебного предмета «Физическая культура» направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся начальной школы укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности. Содержание тем учебного предмета Программа состоит из трех разделов: «Знания о физической культуре» (информационный компонент), «Способы физкультурной деятельности» (операционный компонент) и «Физическое совершенствование» (мотивационный компонент). Содержание первого раздела «Знания о физической культуре» соответствует основным направлениям развития познавательной активности человека: знания о природе (медикобиологические основы деятельности), знания о человеке (психологопедагогические основы деятельности), знания об обществе (историко-социологические основы деятельности). Раздел «Способы физкультурной деятельности» соотносится с представлениями о самостоятельных занятиях физическими упражнениями, способах организации исполнения и контроля за физическим развитием и физической подготовленностью учащихся. Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Данный раздел включает в себя освоение жизненно важных навыков и умений, подвижных игр и двигательных действий из программных видов спорта, а так же общеразвивающих упражнений с различной функциональной направленностью. Знания по физической культуре Физическая культура. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря. Правила личной гигиены. Из истории физической культуры. История физической культуры и первых соревнований. Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств, основы спортивной техники изучаемых упражнений. Физическая подготовка и её связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия. Способы физкультурной деятельности Самостоятельные занятия. Выполнение комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки). Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах). Соблюдение правил игр. Физическое совершенствование Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки. Комплексы упражнений на развитие физических качеств. Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз. Спортивно-оздоровительная деятельность. Гимнастика. Организующие команды и приёмы. Простейшие виды построений. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение простейших строевых команд с одновременным показом учителя. Упражнения без предметов (для различных групп мышц) и с предметами (гимнастические палки, флажки, обручи, малые и большие мячи). Опорный прыжок: имитационные упражнения. Гимнастические упражнения прикладного характера. Ходьба, бег, метания. Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке. Упражнения в поднимании и переноске грузов: подход к предмету с нужной стороны, правильный захват его для переноски, умение нести, точно и мягко опускать предмет (предметы: мячи, гимнастические палки, обручи, скамейки). Лёгкая атлетика. Ходьба: парами, по кругу парами; в умеренном темпе в колонне по одному в обход зала за учителем. Ходьба с сохранением правильной осанки. Ходьба в чередовании с бегом. Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; подпрыгивание вверх. Броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами. Метание: малого мяча в горизонтальную цель. Лыжная подготовка. Передвижение на лыжах; торможение. Плавание. Подводящие упражнения: вхождение в воду; передвижение по дну бассейна. Игры в воде. Подвижные игры и элементы спортивных игр На материале гимнастики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию. На материале лёгкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту. На материале лыжной подготовки: упражнения на выносливость и координацию. Подвижные игры разных народов. Коррекционно-развивающие игры: «Порядок и беспорядок», «Узнай, где звонили», «Собери урожай». Игры с бегом и прыжками: «Сорви шишку», «У медведя во бору», «Подбеги к своему предмету», «День и ночь», «Кот и мыши», «Пятнашки». Игры с мячом: «Метание мячей и мешочков»; «Мяч по кругу», «Не урони мяч». Адаптивная физическая реабилитация Общеразвивающие упражнения. На материале гимнастики. Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; ходьба широким шагом; наклоны; индивидуальные комплексы по развитию гибкости. Развитие координации: преодоление простых препятствий; ходьба по гимнастической скамейке, воспроизведение заданной игровой позы; игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положениях стоя и лёжа, сидя). Формирование осанки: ходьба на носках, с заданной осанкой; стилизованная ходьба под музыку; упражнения на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лёжа. Развитие силовых способностей: динамические упражнения без отягощений (преодоление веса собственного тела). На материале лёгкой атлетики. Развитие координации: бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре. Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; броски в стенку и ловля теннисного мяча, стоя у стены, из разных исходных положений. Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями; равномерный 6-минутный бег. Развитие силовых способностей: повторное выполнение многоскоков; повторное преодоление препятствий (15-20 см); передача набивного мяча (1 кг) в максимальном темпе, по кругу, из разных исходных положений; метание набивных мячей (1-2 кг) одной рукой и двумя руками из разных исходных положений и различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди); прыжки с продвижением вперёд (правым и левым боком), с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте. На материале лыжных гонок. Развитие координации: перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте); общеразвивающие упражнения с изменением поз тела, стоя на лыжах. Развитие выносливости: передвижение на лыжах в режиме умеренной интенсивности. Коррекционно-развивающие упражнения Основные положения и движения головы, конечностей и туловища, выполняемые на месте: сочетание движений туловища, ног с одноименными движениями рук; комплексы упражнений без предметов на месте и с предметами (г/ палка, малый мяч, средний мяч, г/мяч, набивной мяч, средний обруч, большой обруч). Упражнения на дыхание: правильное дыхание в различных И.П. сидя, стоя, лежа; глубокое дыхание при выполнении упражнений без предметов; дыхание по подражанию («понюхать цветок», «подуть на кашу», «согреть руки», «сдуть пушинки»), дыхание во время ходьбы с произношением звуков на выдохе, выполнение вдоха и выдоха через нос. Упражнения на коррекцию и формирование правильной осанки: упражнения у гимнастической стенки (различные движения рук, ног, скольжение спиной и затылком по гимнастической стенке, приседы); сохранение правильной осанки при выполнении различных движений руками; упражнения в движении имитирующие ходьбу, бег животных и движения работающего человека («ходьба как лисичка», «как медведь», похлопывание крыльями как петушок», покачивание головой как лошадка», «вкручивание лампочки», «забивание гвоздя», «срывание яблок», «скатай снежный ком», «полоскание белья»); упражнения на сенсорных набивных мячах различного диаметра (сидя на мяче с удержанием статической позы с опорой с различными движениями рук); ходьба с мешочком на голове; поднимание на носки и опускание на пятки с мешочком на голове; упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем прогиба назад: «Змея», «Колечко», «Лодочка»; упражнения для укрепления мышц спины путем складывания: «Птица», «Книжка» «Кошечка»; упражнения для укрепления позвоночника путем поворота туловища и наклона его в стороны: «Ежик», «Звезда», «Месяц»; упражнения на укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног: «Лягушка», «Бабочка», «Ножницы». Упражнения на коррекцию и профилактику плоскостопия: сидя («каток», «серп», «окно», «маляр», «мельница», «кораблик», «ходьба», «лошадка», «медвежонок»); сидя: вращение стопами поочередно и одновременно вправо и влево, катание мяча ногами; ходьба приставными шагами и лицом вперед по канату со страховкой; ходьба на внутреннем и внешнем своде стопы; ходьба по массажной дорожке для стоп. Упражнения на развитие общей и мелкой моторики: с сенсорными набивными мячами разного диаметра (прокатывание, перекатывание партнеру); со средними мячами (перекатывание партнеру сидя, подбрасывание мяча над собой и ловля, броски мяча в стену); с малыми мячами (перекладывания из руки в руку, подбрасывание двумя, удары мяча в стену в квадраты и ловля с отскоком от пола двумя; удары мяча об пол одной рукой и ловля двумя); набивными мячами –1 кг (ходьба с мячом в руках, удерживая его на груди и за головой по 30 секунд; поднимание мяча вперед, вверх, вправо, влево). Упражнения на развитие точности и координации движений: построение в шеренгу и в колонну с изменением места построения; ходьба между различными ориентирами; бег по начерченным на полу ориентирам (все задания выполняются вместе с учителем); несколько поворотов подряд по показу, ходьба по двум параллельно поставленным скамейкам с помощью. Упражнения на развитие двигательных умений и навыков. Построения и перестроения: выполнение команд «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Шагом марш!», «Класс стой!» с помощью; размыкание в шеренге и в колонне; размыкание в шеренге на вытянутые руки; повороты направо, налево с указанием направления; повороты на месте кругом с показом направления. Ходьба и бег: ходьба на пятках, на носках; ходьба в различном темпе: медленно, быстро; бег в чередовании с ходьбой; ходьба и бег в медленном темпе с сохранением дистанции; бег в колонне по одному в равномерном темпе; челночный бег 3 Х 10 метров; высокий старт; бег на 30 метров с высокого старта на скорость. Прыжки: прыжки на двух (одной) ноге на месте с поворотами на 180° и 360°; прыжки на одной ноге с продвижением вперед; прыжки в длину с места толчком двух ног; прыжки в глубину с высоты 50 см. Броски, ловля, метание мяча и передача предметов: метание малого мяча правой (левой) рукой на дальность способом «из-за головы через плечо»; метание малого мяча в горизонтальную цель (мишени на г/стенке); переноска одновременно 2-3 предметов различной формы (флажки, кегли, палки, мячи и т.д.). Равновесие: ходьба по г/скамейке с предметом (флажок, г/мяч, г/палка); ходьба по г/скамейке с различными положениями рук; «Петушок», «Ласточка» на полу. Лазание, перелезание, подлезание: лазанье по г/стенке одновременным способом, не пропуская реек, с поддержкой; подлезание и перелезание под препятствия разной высоты (мягкие модули, г/скамейка, обручи, г/скакалка, стойки и т.д.); подлезание под препятствием с предметом в руках; пролезание в модуль-тоннель; перешагивание через предметы: кубики, кегли, набивные мячи, большие мячи; вис на руках на г/стенке 1-2 секунды; полоса препятствий из 5-6 заданий в подлезании, перелезании и равновесии № п/п 1. 2. 3. 3. 4. Тематическое планирование, 3 класс Раздел Знания о физической культуре Легкая атлетика (Легкоатлетические упражнения) Гимнастика с элементами акробатики Подвижные игры, с элементами спортивных игр Лыжная подготовка Итого: Количество часов 3 25+6=31 24 32 12 102 часа УМК «Школа России» Литература для учителя • «Примерные программы по учебным предметам». /Составитель: Е.С. Савинов, член-корреспондент; РАО А.М. Кондаков, академик Л.П. Кезина./ (Стандарты второго поколения). М.: Просвещение, 2015г. • Рабочие программы« Школа России» .Физическая культура. 3 класс. авт.: В.И. Лях. М. Просвещение , 2015 г. • Поурочные разработки по физкультуре, 3 класс.(авт. А. Ю. Патрикеев) М.:ВАКО, 2014 г. Литература для учащихся Учебник. Физическая культура, 1 - 4 класс.(авт.: В. И. Лях).М.: Просвещение, 2011 г. Планируемые результаты освоения учебного предмета (личностные, метапредметные и предметные ) АООП НОО обучающихся с ЗПР определяет уровень овладения предметными результатами: базовый уровень (обязательный минимум содержания основной образовательной программы) – является обязательным для всех обучающихся с задержкой психического развития. Освоение АООП НОО (вариант 7.2) обеспечивает достижение обучающимися с ЗПР трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных. Личностные результаты освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими социо-культурным опытом. С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР личностные результаты освоения АООП НОО должны отражать: – формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества; – формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; – развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; – развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; – формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; – развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; – развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; – формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; Метапредметные результаты освоения АООП НОО включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться) и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем АООП основного общего образования. С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты освоения АООП НОО должны отражать: – овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; – формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; – формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; – определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; – готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; – овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметные результаты освоения АООП НОО с учетом специфики содержания предметных областей включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР предметные результаты должны отражать: формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека, физического развития, повышения работоспособности. 1) овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.); 2) формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок. 3) Требования к уровню освоения учебного предмета Знания о физической культуре Выпускник научится: • ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»; характеризовать роль и значение утренней зарядки, физкультминуток, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развитие основных систем организма; • раскрывать на примерах (из истории) положительное влияние занятий физической культурой на физическое, личностное и социальное развитие; • ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, гибкость) и различать их между собой; • организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми, соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями. Выпускник получит возможность: • выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью; • характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; планировать и корректировать режим дня с учетом своей учебной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности. Способы физкультурной деятельности Выпускник научится: • отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток в соответствии с изученными правилами; • организовывать и проводить подвижные игры и соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении, соблюдать правила взаимодействия с игроками; • измерять показатели физического развития (рост, масса) и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, гибкость), вести систематические наблюдения за их динамикой. Выпускник получит возможность научиться: • целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств; • выполнять простейшие приемы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах. Физическое совершенствование Выпускник научится: • выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости); оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса (с помощью специальной таблицы); • выполнять тестовые упражнения на оценку динамики индивидуального развития основных физических качеств; • выполнять организующие строевые команды и приемы; • выполнять акробатические упражнения на спортивных снарядах; • выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах; • выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метание и броски мяча разного веса и объема); • выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности. Выпускник получит возможность научиться: • сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение; • выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации; • играть в баскетбол по упрощенным правилам; • выполнять тестовые нормативы по физической подготовке; • выполнять передвижения на лыжах. Уровень физической подготовленности, 3 класс Уровни Контрольные упражнения высокий средний низкий Мальчики Подтягивание в висе, кол-во раз 5 высокий средний низкий 12 8 5 Девочки 4 3 Подтягивание в висе лежа, согнувшись, кол-во раз Прыжок в длину с места, см 150 – 160 131 – 149 120 – 130 143 – 152 126 – 142 115 – 125 Бег 30 м с высокого старта, с 5,8 – 5,6 6,3 – 5,9 6,6 – 6,4 6,3 – 6,0 6,5 – 5,9 6,8 – 6,6 Бег 1000 м, мин. с 5.00 5.30 6.00 6.00 6.30 7.00 Ходьба на лыжах 1 км, мин. с 8.00 8.30 9.00 8.30 9.00 9.30 Основные требования к знаниям, умениям и навыкам для учащихся с ОВЗ к концу 3 класса В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» учащиеся 3 класса должны: • иметь представление: − о физической культуре и ее содержании у народов Древней Руси; − о разновидностях физических упражнений: общеразвивающих, подводящих и соревновательных; • − об особенностях игры в футбол, баскетбол, волейбол; уметь: − составлять и выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие силы, быстроты, гибкости и координации; − выполнять комплексы общеразвивающих и подводящих упражнений для освоения технических действий игры в футбол, баскетбол и волейбол; − проводить закаливающие процедуры (обливание под душем); − составлять правила элементарных соревнований, выявлять лучшие результаты в развитии силы, быстроты и координации в процессе соревнований; − вести наблюдения за показателями частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений; демонстрировать уровень физической подготовленности; • УPОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬTУPЫ УЧАЩИХСЯ, ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ B результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «физическая культура» учащиеся по окончании начальной школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры. Знать и иметь представление: • oб особенностях зарождения физической культуры, истории первых Олимпийских игр; • О способах и особенностях движений и передвижений человека, роли и значении психических и биологических процессов в осуществлении двигательных актов; • о работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этик систем; • об обучении движениям, роли зрительного и слухового анализаторов при их освоении и выполнении; • о терминологии разучиваемых упражнений, oб их функциональном смысле и направленности воздействия на организм; • о физических качествах и общих правилах их тестирования; • об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки и поддержания достойного внешнего вида; • о причинах травматизма на занятиях физической культурой и правилах его предупреждения. Уметь: • составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки; • вести дневник самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью, контролировать режимы нагрузок по внешним признакам, самочувствию и показателям частоты сердечных сокращений; • организовывать и проводить самостоятельные занятия; • уметь взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий физической культурой. Физические спocoбнocти Скоростные Силовые Демонстрировать: Физические упражнения Мальчики Девочки Бег 30 м с высокого старта c опорой на руку, c 6,5 7,0 Прыжок в длину c места, см Сгибание рук в висе лежа (кол-во раз) 125 4 130 5 К выносливости К координации Бег 1000 м Передвижение на лыжах 1,5 км Плавание произвольным стилем 25 м Челночный бег 3 х 10 м, с Без учета времени Без учета времени Без учета времени 11,0 11,5 Критерии и нормы оценки знаний учащихся по физической культуре Оценка успешности учащихся по физической культуре: производится на общих основаниях и включает в себя качественные и количественные показатели: уровень соответствующих знаний (тесты, устные ответы), степень овладения двигательными умениями и навыками, умение осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, выполнение учебных нормативов, учитывая возрастные и индивидуальные особенности занимающихся. При оценки успешности ориентироваться на темпы продвижения ученика в развитии его двигательных способностей, поощрять его стремления к самосовершенствованию, к углублению знаний в области физической культуры и ведению здорового образа жизни. В пределах доступного дети должны знать терминологию, правила игр, способы выполнения упражнений, уметь объяснить это своими словами. Должны уметь выполнять упражнения, предусмотренные программой и пройденные на уроках. Учащиеся должны не только знать правила и содержание игры, но и уметь играть, умело использовать в играх изученные упражнения, согласовывать свои действия с действиями товарищей. Необходимо, чтобы каждый учащийся в течении четверти получил пять - шесть оценок. При оценке успеваемости принимаются во внимание индивидуальные особенности детей: принадлежность к разным медицинским группам, уровень физического развития, последствия заболеваний и др. Оценка умений и навыков выставляется за качество выполнения упражнений. Кроме того, следует учитывать количественный показатель учащихся при выполнении учебных нормативов по бегу, прыжкам, метаниям, лыжной подготовке и т.д. Успеваемость учащихся по физической культуре оценивается по общепринятой в школе пятибалльной системе. Для всех видов физических упражнений , в том числе и игр, может быть использован следующий критерий оценок: Оценка "5" - упражнение выполнено в соответствии с заданием, правильно, без напряжения, уверенно; в играх учащийся показал знание правил игры, умение пользоваться изученными упражнениями для быстрейшего достижения индивидуальных и коллективных целей в игре. Оценка "4" - упражнение выполнено в соответствии с заданием, правильно, но с некоторым напряжением, недостаточно уверенно, в играх учащийся показал знание правил игры, но недостаточно уверенно умеет пользоваться изученными движениями для быстрейшего достижения результатов в игре. Допущено 3-4 ошибки. Оценка "3" - упражнение выполнено правильно, но недостаточно точно, с большим напряжением, допущены незначительные 5-6 ошибок; в играх учащийся показал знание лишь основных правил, но не всегда умеет пользоваться изученными движениями. Оценка "2" - упражнение выполнено неправильно, с грубыми ошибками, более 7 ошибок; в играх учащийся показал слабое знание правил, неумение пользоваться изученными упражнениями. Оценка успеваемости за четверть выставляется на основании данных текущего учета. При этом не допускается суммирование всех оценок и определение среднеарифметического показателя. Все оценки, поставленные учащимся в порядке индивидуального и фронтального опроса, имеют влияние на итоговую оценку за четверть. Однако преимущественное значение следует придавать выполнению основных упражнений, изучаемых в течение четверти, а не общим показателям физического развития. Оценка за год выставляется на основании четвертных оценок в соответствии с общепедагогическими требованиями. При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся. Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основном относятся неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении. Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого ненамного. К значительным ошибкам относятся: • старт не из требуемого положения; • отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту; • бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений; • несинхронность выполнения упражнения. Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения. В 1 – 4 классах оценка за технику ставится лишь при выполнении упражнений в равновесии, лазанье, с элементами акробатики, при построениях, перестроениях, ходьбе. В остальных видах (бег, прыжки, метание, броски, ходьба) необходимо учитывать результат: секунды, количество, длину, высоту. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Для обучения используются учебники: 1 класс - Физическая культура. 1-4 класс/В. И. Лях - М.: Просвещение, 2011 2 класс - Физическая культура. 1-4 класс/В. И. Лях - М.: Просвещение, 2011 3 класс –Физическая культура. 1-4 класс/В. И. Лях - М.: Просвещение, 2011 4 класс- Физическая культура. 1-4 класс/В. И. Лях - М.: Просвещение, 2011 Библиотечный фонд: Образовательные программы. Учебно-методические пособия. Учебник по физической культуре. Дидактические материалы. Печатные пособия: Таблицы, схемы (по программе обучения). Учебно-практическое оборудование: Гимнастика. Стенка гимнастическая (шведская). Скамейка гимнастическая жесткая. Гимнастические коврики. Гимнастические маты. Пластиковые обручи гимнастические. Мяч малый (теннисный). Скакалка гимнастическая. Легкая атлетика. Секундомер. Рулетка измерительная (1 м, 5 м, 10 м). Номера нагрудные. Дорожка разметочная. Флажки разметочные на опоре. Стойки для прыжков. Резинка для прыжков. Малый мяч для метаний. Подвижные игры. Эстафетные игрушки (поделки). Мешки. Игрушки-звонки. Объемные мячи. Кегли и кубики. Свистки. Спортивные игры. Мячи резиновые. Мячи баскетбольные. Спортивная форма. Мячи футбольные. Ворота футбольные. Сетка для переноса мячей. Дополнительная литература • • • • • «Справочник учителя физической культуры», П.А. Киселев, С.Б. Киселева; Волгоград: «Учитель»,2011. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья 1-5 классы», Н.И. Дереклеева; Москва: «ВАКО»,2010. «Подвижные игры 1-4 классы», А.Ю. Патрикеев; Москва: «ВАКО»,2010. «Зимние подвижные игры 1-4 классы», А.Ю. Патрикеев; Москва: «ВАКО»,2012. «Дружить со спортом и игрой», Г.П. Попова; Волгоград: «Учитель»,2011. «Физкультура в начальной школе», Г.П. Болонов; Москва: «ТЦ Сфера»,2012. • • • • Мультимедийный проектор. Интерактивная доска. Компьютер. Интернет-ресурсы. • Календарно – тематическое планирование Физическая культура, 3 класс Дата Факт. проведено Кол – во уроков 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Тема урока Легкая атлетика(6 ч.) Вводный урок. Инструктаж по технике безопасности. Тестирование бега на 30 см с высокого старта. Формируемые УУД личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные Техника челночного бега. личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные Тестирование челночного бега 3x10 м. познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные Способы метания мешочка (мяча) на личностные, дальность.˅ познавательные, регулятивные, коммуникативные Тестирование метания мешочка на личностные, дальность.˅ Дыхательные упражнения. познавательные, регулятивные, коммуникативные Подвижные и спортивные игры ( 2ч). личностные, познавательные, Пас и его значение для спортивных игр регулятивные, с мячом. коммуникативные 8. Спортивная игра «Футбол». 9. Легкая атлетика(3 ч.) Прыжок в длину с разбега. 10. Прыжок в длину с разбега на результат. 11. Прыжки в длину с разбега и с места. Подвижная игра «Пятнашки». 12. Подвижные и спортивные игры( 1ч). 13. Спортивная игра «Футбол». Пас мяча ногой. Легкая атлетика(6 ч.) Тестирование метания малого мяча на точность. Дыхательные упражнения. 14. Тестирование вперед наклона из положения стоя. познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные 15. 16. 17. 18. Тестирование подъема туловища из познавательные, положения лежа за 30 с. личностные, регулятивные, коммуникативные Тестирование прыжка в длину с места. познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные Метание набивных мячей одной рукой и познавательные, личностные, двумя руками. регулятивные, коммуникативные Прыжки с продвижением вперёд. познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. познавательные, личностные, регулятивные, Подвижная игра «Перестрелка». коммуникативные Дыхательные упражнения. познавательные, Футбольные упражнения. личностные, регулятивные, коммуникативные познавательные, Футбольные упражнения в парах. личностные, регулятивные, коммуникативные Различные варианты футбольных познавательные, упражнений в парах. личностные, регулятивные, коммуникативные Подвижная игра «Осада города». познавательные, Дыхательные упражнения. личностные, регулятивные, коммуникативные познавательные, Броски и ловля мяча в парах. личностные, регулятивные, коммуникативные познавательные, Знания о физической культуре(1 ч). личностные, регулятивные, Закаливание. коммуникативные Подвижные и спортивные игры( 2ч). познавательные, Ведение мяча. личностные, регулятивные, коммуникативные познавательные, Подвижные игры. личностные, регулятивные, коммуникативные Подвижные и спортивные игры( 6ч). 28. Гимнастика с элементами акробатики (11ч) Кувырок вперед. 29. Кувырок вперед с разбега. 30. Варианты выполнения кувырка вперед познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. Метание набивных мячей одной рукой и двумя руками. познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные Ходьба по гимнастической скамейке с познавательные, предметами. личностные, регулятивные, коммуникативные познавательные, Круговая тренировка. Дыхательные упражнения. личностные, регулятивные, коммуникативные Стойка на одной ноге. познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные Построение в шеренгу и в колонну с познавательные, личностные, изменением места построения. регулятивные, коммуникативные Упражнения с предметами познавательные, личностные, (гимнастические палки). регулятивные, коммуникативные Передвижение по познавательные, гимнастической стенке. личностные, регулятивные, коммуникативные Лазанье и перелезание по познавательные, гимнастической стенке. личностные, регулятивные, коммуникативные Легкая атлетика(2 ч.) Прыжки познавательные, личностные, со скакалкой. регулятивные, коммуникативные познавательные, Прыжки через скакалку. личностные, регулятивные, коммуникативные 41. Гимнастика с элементами акробатики (8ч) Преодоление простых препятствий. 42. Упражнения на гимнастической стенке. познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. Упражнения на гимнастическом бревне. познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные Упражнения на гимнастической стенке. познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные Упражнения без предметов и с познавательные, личностные, предметами. регулятивные, коммуникативные Лазанье по наклонной гимнастической познавательные, скамейке. личностные, регулятивные, коммуникативные познавательные, Варианты вращения обруча. личностные, регулятивные, коммуникативные Вращение обруча. познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные познавательные, Лыжная подготовка(12 ч.) Ступающий и скользящий шаг на личностные, лыжах без палок. регулятивные, коммуникативные Ступающий и скользящий шаг на лыжах познавательные, с лыжными палками. личностные, регулятивные, коммуникативные Повороты на лыжах переступанием . познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные Попеременный двухшажный ход на познавательные, лыжах. личностные, регулятивные, коммуникативные Одновременный двухшажный ход на познавательные, лыжах. личностные, регулятивные, коммуникативные Подъём «полуёлочкой» и «ёлочкой», познавательные, спуск под уклон в основной стойке на личностные, лыжах. регулятивные, коммуникативные 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 63. 64. 65. 66. 66. торможение познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные Передвижение и спуск на лыжах. познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные познавательные, Подвижная игра на лыжах «Накаты». личностные, регулятивные, коммуникативные Спуск на лыжах со склона. познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные Прохождение дистанции 500м познавательные, на лыжах. личностные, регулятивные, коммуникативные Прохождение на лыжах дистанции. познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные Передача мяча двумя руками сверху и познавательные, ловля мяча. личностные, регулятивные, коммуникативные Подвижные и спортивные игры( 6ч). познавательные, личностные, регулятивные, Передача мяча двумя руками снизу. коммуникативные Ведение большого мяча в баскетболе. познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные Бросок мяча в цель (обруч). познавательные, Дыхательные упражнения. личностные, регулятивные, коммуникативные Отработка броска мяча в цель (обруч). познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные Ведение большого мяча. познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные Подъём «лесенкой» «плугом» на лыжах. и 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. 77. 78. Передача мяча в колонне над головой и между ногами. познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные познавательные, Легкая атлетика(9 ч.) личностные, Строевые упражнения. Танцевальный регулятивные, шаг: полька. коммуникативные Передвижение «змейкой». познавательные, личностные, Танцевальный шаг: галоп. регулятивные, коммуникативные Броски в стенку и ловля теннисного познавательные, личностные, мяча. регулятивные, коммуникативные познавательные, Полоса препятствий. личностные, регулятивные, коммуникативные Усложненная полоса препятствий. познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные познавательные, Прыжок в высоту с прямого разбега. личностные, регулятивные, коммуникативные Прыжок в высоту с прямого разбега на познавательные, результат. личностные, регулятивные, коммуникативные Прыжок в высоту спиной вперед. познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные Прыжки с мячами. Дыхательные познавательные, упражнения. личностные, регулятивные, коммуникативные Подвижные и спортивные игры( 4ч). познавательные, личностные, регулятивные, Эстафеты с мячом. коммуникативные Подвижные игры: «Кот и мыши»,«День познавательные, и ночь». личностные, регулятивные, коммуникативные 79. Броски мяча через волейбольную сетку. 80. Подвижная игра «Пионербол». познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные 81. Раздел 2: Знания о физической культуре. - 1 ч. Волейбол как вид спорта. 82. Раздел 3: Подвижные и спортивные игры. - 5 ч. Волейбольные упражнения в парах. 83. Броски мяча через волейбольную сетку в парах. 84. Броски набивного мяча способами «от груди» и «снизу». 85. Броски набивного мяча правой и левой рукой. 86. Броски и передача волейбольную сетку. 87. Раздел 4: Гимнастика с элементами акробатики-5ч. Тестирование наклона вперед из положения стоя. Дыхательные упражнения. Тестирование прыжка в длину с места. познавательные, Дыхательные упражнения. личностные, регулятивные, коммуникативные Тестирование подтягивания на низкой познавательные, перекладине из виса лежа согнувшись. личностные, регулятивные, коммуникативные 88. 89. мяча через 90. 91. 92. 93. 94. 95. 96. 97. 98. 99. 100. 101. Тестирование подъёма туловища из познавательные, личностные, положения лежа за 30 с. регулятивные, коммуникативные Преодоление простых препятствий. познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные Раздел 5: Подвижные и спортивные познавательные, личностные, игры -6ч. регулятивные, Знакомство с баскетболом. коммуникативные Спортивная игра «Баскетбол». познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные Спортивная игра «Футбол». познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные Подвижная игра «Флаг на башне». познавательные, личностные, Дыхательные упражнения. регулятивные, коммуникативные Спортивные игры. познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные познавательные, Подвижная игра " Вороны и воробьи". личностные, регулятивные, коммуникативные познавательные, Раздел 6: Легкая атлетика. - 5 ч. Беговые упражнения. Зачёт. личностные, регулятивные, коммуникативные Тестирование бега на 30 м с высокого познавательные, личностные, старта. регулятивные, коммуникативные Тестирование челночного бега 3 x 10 м. познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные познавательные, Бег на 1000 м. личностные, регулятивные, коммуникативные 102. Эстафета с мячами. Подвижные игры-резерв. познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные