Му.нi1ЩШ1аn:ыюе ,ам-опо :tиоо , G об е но ре:·· н11,-п: «Средняя об е бразова:rельна:и ш1ш-11_ № 1 с углубл _ нь ) е,н с· , лде.r1ь.ных .прсдмеrов 1D&е.нн Б.С. Суворова)) Пржшrrо У ·вep;tt.ШII0)} 1АОУ ОШ_ >) АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету АДЛПТИРОВАННАЯ Р- БОЧАЯ ЛРОГРАl\fМА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ -по уч0бному преа е. <<Литера рпое чтеи:пе» ЗПР (вариант 7.2) ЗПР (В.ари1нtF 7З) для .3 3 клш;:с класса COCТi'iliВlП -.iTh": 'Yчmem:. ка JМЬНЫХ клеsсоов Ще:п з.Е.А г. В р- $:! Пыm:ыа 2,020 r. Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» разработана для обучающегося 3 класса с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), по программе для детей с задержкой психического развития (ЗПР) (вариант 7.2) и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития, с учётом концепции духовно-нравственного воспитания и планируемых результатов освоения начальной образовательной программы начального общего образования. Количество часов в рабочей программе указано с учетом региональных и федеральных праздников Адаптированная рабочая программа по литературному чтению составлена на основе следующих нормативных документов: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). 2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (с изменениями и дополнениями). 3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" 4. Примерная адаптированная основная образовательная программа (ПрАООП) начального общего образования детей с задержкой психического развития от 08.08.2014 5. Составлена в соответствии с требованиями примерной адаптированной основной образовательной программы и авторской программы Климановой Л. Ф., Бойкиной М.В,. В.Г.Горецкого, М.В. Головановой, «Литературное чтение» (из сборника рабочих программ 1-4 классы «Школа России» М.: «Просвещение», 2011г.). в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта второго поколения начального общего образования и ориентирована на работу по учебнометодическому комплекту «Школа России» учебник Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В «Литературное чтение» 3 класс для общеобразовательных организаций. в 2 частях, М: «Просвещение» 2018 г.( « Школа России») Цель реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР - обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта. Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей: - овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности; - развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение; - обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России, Республики Крым и других стран. Достижение поставленной цели при разработке и реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач: • формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР; • достижение планируемых результатов освоения адаптированной программы, целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья; • становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития; • создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; • обеспечение доступности получения качественного начального общего образования; • обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования; • выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР, через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно– оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований; • использование в образовательном процессе современных образовательных технологий; • предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы. Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения: • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся; • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенноассоциативное мышление; • развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус; • формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы; • обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности; • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка; • обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения; • работать с различными типами текстов; • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность. В основу разработки и реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР заложены дифференцированный и деятельностный подходы. Дифференцированный подход обучающихся с ЗПР предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания и реализации разных вариантов адаптированной программы обучающихся с ЗПР, в том числе и на основе индивидуального учебного плана. Применение дифференцированного подхода к созданию и реализации адаптированной программы обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития. Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием. Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования. В контексте разработки адаптированной программы обучающихся с ЗПР реализация деятельностного подхода обеспечивает: -придание результатам образования социально и личностно значимого характера; -прочное усвоение учащимися знаний и опыта разнообразной деятельности, и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях; -существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения; -обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности. В основу формирования адаптированной программы обучающихся с ЗПР положены следующие принципы: • принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся и воспитанников и др.); • принцип коррекционной направленности образовательного процесса; • принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей; • принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения учащимися с задержкой психического развития всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением; • принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность учащегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире; • принцип сотрудничества с семьей. Психолого-педагогическая характеристика учащихся с ЗПР Учащиеся с ЗПР - это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ТПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Категория обучающихся с ЗПР - наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений - от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости. Все учащиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Чтение представляет собой сложный интегративный психофизиологический процесс, осуществляемый при непосредственном участии и контроле со стороны высших отделов центральной нервной системы и при совместной деятельности зрительного, речедвигательного и слухового анализаторов. Чтение включает зрительное восприятие, узнавание и различение букв, соотнесение букв со звуками и звукового образа слова с его звучанием. Обучение чтению ведет к формированию навыка чтения, формирование которого идет одновременно с развитием мышления и речи школьников, расширением их знаний и представлений об окружающем мире. Проблема нарушения чтения у школьников - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Формирование навыка чтения у детей с ЗПР имеет свои особенности, это сложный процесс и задача его в том, чтобы научить учащихся слушать слово. При выработке навыка чтения вслух, ставят следующие задачи: читать правильно, бегло, выразительно, произнося первый слог – смотри на второй. Навык чтения состоит из четырех сторон: 1) Сознательность чтения (понимание слов, словосочетаний, предложений, частей текста, текста в целом, установление своего отношения к чтению). 2) Выразительность (чтение с соблюдением интонационных, оценочных, пунктуационных пауз, громкость, четкость). 3) Правильность (отсутствие повторов, ошибок, замен). 4) Беглость (чтение такого количества знаков, которое соответствует норме). Норма – 50-60 слов в 3 классе. Техника и сознательность не противопоставляются и не отрываются одно от другого: за каждым прочитанным словом должен стоять смысл. Ведущая сторона – сознательность. Навык чтения проходит несколько ступеней в его формировании. 1) Первая ступень – усвоить графическое обозначение единиц чтения – буквы. 2) Вторая ступень – слого-аналитическая единица (слоговое чтение), понимание отстает от процесса чтения. 3) Становление целостных приемов восприятия (целыми словами). Ребенок осознает слово как часть предложения. 4) Синтетическое чтение (беглое) сформировавшийся навык. Понимание здесь даже опережает сам технический процесс чтения. Характерными особенностями при чтении для детей с ЗПР являются: - не сформировавшийся правильный способ чтения (побуквенное, причитывание, с большими паузами между словами, чтение про себя, потом выдает целиком); - замены букв, чаще по графическому принципу ( Д – Б, д – б ); - неправильные способы при чтении стечения согласных (схватил - схатил, сахаватил) – усечение, пропуск, добавление гласных. Основной задачей коррекционного обучения является развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, постановка звука, развитие фонематических представлений и овладение навыками звукового анализа, а затем подготовка к осознанному обучению, формирование навыков чтения и письма и автоматизация навыков чтения и развития речи. Коррекционная работа по устранению нарушения письма и нарушения чтения должна проводиться постоянно, так как между недоразвитием устной речи и нарушением письма и чтения существует тесная взаимосвязь. Поэтому, для устранения нарушений необходима единая система коррекционного воздействия, так как дисграфия и дислексия не являются изолированными дефектами, а чаще всего сопровождают друг друга. Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной взаимосвязи co всеми учебными предметами, особенно c русским языком. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается c обучением чтению и первоначальным литературным образованием. Содержание программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта начального образования, поэтому изменения в программу не внесены. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА АООП НОО обучающихся с ЗПР определяет уровень овладения предметными результатами. Базовый уровень (обязательный минимум содержания основной образовательной программы) – является обязательным для всех обучающихся с задержкой психического развития. Освоение АООП НОО (вариант 7.2) обеспечивает достижение обучающимися с ЗПР трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных. Личностные результаты освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими социо-культурным опытом. С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР личностные результаты освоения АООП НОО должны отражать: 1. осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; 2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей; 3. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5. принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; 6. способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 7. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям 11. развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 12. овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; 13. владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий; 14. способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации. Метапредметные результаты освоения АООП НОО включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться) и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем АООП основного общего образования. С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты освоения АООП НОО должны отражать: Регулятивные УУД принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу; планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи; учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения; выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках); выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме; контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы; оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей; адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами. Познавательные УУД осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий; понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму; использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения; воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста; анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию); использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач; пользоваться словарями и справочным материалом учебника; анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из их частей; овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач; ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи; находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий; осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям; осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза; осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом; составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи; строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их. Коммуникативные УУД выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.); ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения; участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его; оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности; строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи; применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения. Предметные результаты освоения АООП НОО с учетом специфики содержания предметных областей включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР предметные результаты по русскому языку для учащихся с ОВЗ ( вариант 7.2) должны отражать: формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; формирование интереса к изучению русского языка; овладение первоначальными представлениями о правилах речевого этикета; овладение обучающимися коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их речевой практики; формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; Учащиеся научатся: Виды речевой и читательской деятельности осознавать цель чтения в соответствии с содержанием шмуцтитула и собственным интересом к чтению; пользоваться в читательской практике приёмами вдумчивого чтения под руководством учителя (комментированное чтение, чтение в диалоге автор – читатель); выборочного чтения в соответствии с задачами чтения и под руководством учителя читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора читаемого текста; ориентироваться в информационном аппарате учебной книги, её элементах, опираться на них при выборе книги; находить сходные элементы в книге художественной; просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; соотносить заголовок текста с его содержанием, осознавать взаимосвязь содержание текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков в соответствии с качествами героя прочитанного или прослушанного текста. Учащиеся получат возможность научиться: читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта; рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника). осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте. задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения; делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах; пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке. Учащиеся научатся: Творческая деятельность читать текст, соблюдая при чтении орфоэпические и интонационные нормы чтения; отражая настроение автора; пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя; составлять собственные высказывания на основе чтения или слушания произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному. Учащиеся получат возможность научиться: сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой. пересказывать содержание произведения выборочно и сжато. Учащиеся научатся: Литературоведческая пропедевтика находить отличия между научно-познавательным и художественным текстом; между текстом-описанием и текстом - рассуждением, приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному; составлять таблицу различий. использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, рассказы), особенностях юмористического произведения в своей литературнотворческой деятельности. Учащиеся получат возможность научиться: понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм. определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами. находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение). Критерии и нормы оценки знаний обучающихся начальной школы с ЗПР по литературному чтению: Выставление отметки читательской деятельности: «5» - без ошибок «4» - 2 грубые и 1-2 негрубые ошибки «3» - 3-4 грубые и 1-2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых «2» - 5 и более грубых ошибки Выставление отметки умения пересказывать текст: «5» - логически и последовательно построенный рассказ «4» - незначительно нарушена последовательность изложения материала, имеются единичные фактические и речевые ошибки «3» - имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения последовательности изложения мыслей «2» - имеются значительные отступления от авторского текста, отсутствуют важные эпизоды, главные части, нарушена последовательность изложения мысли, отсутствует связь между частями или отдельными предложениями, крайне однообразен словарь Техника чтения: «5» - норма, выше нормы «4» - не менее 75% от нормы «3» - не менее 50% от нормы «2» - менее 50% от нормы 3 класс I полугодие: 40-50 слов II полугодие: 50-60 слов Примечание: При проверке техники чтения учитывается способ чтения, выразительность, правильность, осознанность. Грубыми ошибками считаются: - искажение читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавление букв, слогов слов); - неправильная постановка ударения (более двух); - чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух; - непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения; - неправильные ответы на вопросы по содержанию текста; - неумение выделить основную мысль прочитанного, неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного; - нарушение при пересказе последовательности событий в произведении; - нетвердое знание наизусть подготовленного текста; - монотонность чтения, отсутствие средств выразительности. Негрубыми ошибками считаются: - не более двух неправильных ударений; - отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух; - осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное; - неточности при формулировке основной мысли произведения; - нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительности при передаче характера персонажа. Тематическое планирование Тема Часы Вводный урок по курсу литературного чтения Самое великое чудо на свете Устное народное творчество Поэтическая тетрадь Великие русские писатели Поэтическая тетрадь Литературные сказки Были-небылицы Поэтическая тетрадь Люби живое Поэтическая тетрадь Собирай по ягодке – наберешь кузовок По страницам детских журналов Зарубежная литература Итого 1час 4 часа 14часов 11часов 24часа 6Часов 8часов 10 часов 6 часов 16 часов 8 часов 12 часов 8 часов 8 часов 136 часов. № 1 Календарно-тематическое планирование. Тема Домашнее задание Знакомство с учебником. Система условных обозначений. 2 Знакомство с названием раздела. - 3 Рукописные книги Древней Руси С. 7 ответить на вопрос 4 Первопечатник Иван Федоров.Подготовка сообщения о первопечатнике Иване Федорове. С.12 ответить на вопрос № 1 5 - 7 Обобщающий урок по разделу «Самое великое чудо» Тест. Знакомство с названием раздела. Русские народные песни. Шуточные народные песни 8 Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. 9 Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда Произведения прикладного искусства: дымковская и богородская игрушка 6 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Русская народная сказка « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» Русская народная сказка « Иван-царевич и Серый Волк» Русская народная сказка « Сивка- Бурка» Русская народная сказка « Сивка- Бурка» Проект: « Сочиняем волшебную сказку» Проект « Сочиняем волшебную сказку» Обобщающий урок по разделу « Устное народное творчество». Тест. Знакомство с названием раздела « Поэтическая тетрадь № 1» Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза» Ф. И. Тютчев « Листья» Сочинение миниатюра « О чем расскажут листья» А. Фет « Мама! Глянь-ка из окошка» А. Фет « Зреет рожь над жаркой нивой…» С. 15 ответить на вопрос. С. 17 выучить любую песню наизусть. С. 19 ответить на вопрос № 1 Изобразить изображение гжельская посуда или хохломская посуда или дымковская игрушка или богородская игрушка. С. 22-26 прочитать, с. 27 ответить на вопрос № 9 С. 28-38 прочитать, с. 39 ответить на вопрос № 15 С. 40-49 прочитать С. 50 ответить на вопросы № 3,4 Доделать проект до конца С. 62 выучить наизусть. С. 63 ответить на вопрос № 1 С. 64 выучить наизусть. С. 65 ответить на вопрос № 3 24 И.С. Никитин « Полно,степь моя, спать беспробудно..» И.С. Никитин « Встреча зимы» 25 И. З. Суриков «Детство» 26 27 И.З. Суриков «Зима» Обобщающий урок по разделу « Поэтическая тетрадь 1» Путешествие в литературную страну. 23 28 29 30 Знакомство с названием раздела « Великие русские писатели», А.С. Пушкин « За весной, красной природы…» А.С. Пушкин « Уж небо осенью дышало» 32 А.С. Пушкин « В тот год осенняя погода…» «Опрятней модного паркета…» А.С. Пушкин « Зимнее утро» 33 А.С. Пушкин « Зимний вечер» 34 38 39 А.С. Пушкин « сказка о царе Салтане, о сыне его славном могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» А.С. Пушкин « сказка о царе Салтане, о сыне его славном могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» А.С. Пушкин « сказка о царе Салтане, о сыне его славном могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» А.С. Пушкин « сказка о царе Салтане, о сыне его славном могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» И.А. Крылов. Биография и творчество. И.А. Крылов « Мартышка и очки» 40 41 И.А. Крылов « Зеркало и обезьяна» И.А. Крылов « Ворона и лисица» 42 43 44 М.Ю. Лермонтов. Биография и творчество М.Ю. Лермонтов « Горные вершины…» « На севере диком стоит одиноко…» М.Ю. Лермонтов « Утёс» 45 М.Ю. Лермонтов « Осень» 46 Л.Н. Толстой биография. Детство Л.Н. Толстого ( из воспоминаний писателя) Л.Н. Толстой «Акула 31 35 36 37 47 С. 67, ответить на вопрос № 4 С. 71, ответить на вопрос № 3 С. С. 75, ответить на вопрос №3 С. 80, ответить на вопрос № 10 Записать в тетрадь, что запомнилось о А. С. Пушкина С. 86, ответить на вопрос № 2 С. 87, ответить на вопрос № 4 С. 88-89 выразительно чтение С. 91, ответить на вопрос № 3 С. 92-96 прочитать, дописать словарные слова. С. 97-101 прочитать. Дописать словарные слова 102- 111 прочитать, дописать словарные слова. 112-128 дочитать до конца С. 134-135 выразительное чтение. С. 136 наизусть С. 137-138 прочитать, с.139 ответить на вопрос № 1 С. 144 одно стихотворение наизусть. С. 146 прочитать, с. 148, ответить на вопрос № 2 С. 147 прочитать, ответить на вопрос № 4 С. 150-151 прочитать, ответить на вопрос № 1 С. 152-155 прочитать, 48 49 Л.Н. Толстой « Акула» Л. Н. Толстой « Прыжок» 50 51 54 Л.Н. Толстой « Лев и собачка» Л. Н. Толстой « Какая бывает роса на траве», « Куда девается вода из моря?» Обобщающий урок по разделу « Великие русские писатели» Тест. Знакомство с разделом « Поэтическая тетрадь № 2» Н.А. Некрасов « Славная осень!» Н.А. Некрасов « На ветер бушует над бором …» 55 Н.А. Некрасов « Дедушка Мазай и зайцы» 56 К.Д. Бальмонт « Золотое слово» 57 59 И.А. Бунин « Детство», « Полевые цветы», « Густой зелёный ельник у дороги…» Обобщающий урок по разделу « Поэтическая тетрадь № 2». Тест Знакомство с разделом « Литературные сказки». 60 Д.Н. Мамин- Сибиряк « Алёнушкины сказки», 61 62 Д.Н. Мамин – Сибиряк « Сказка про храброго зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост». В.М. Гаршин «Лягушка- путешественница» 63 В.М. Гаршин «Лягушка- путешественница» 64 65 В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович» В.Ф. Одоевский « Мороз Иванович» 66 Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки» Тест Знакомство с названием раздела « Былинебылицы» 52 53 58 67 68 69 М. Горький « Случай с Евсейкой» М. Горький « Случай с Евсейкой» 70 71 72 К. Паустовский « Растрёпанный воробей» К. Паустовский « Растрёпанный воробей» А. И. Куприн « Слон» 73 А.И. Куприн «Слон» ответить на вопрос № 4. С. 156 1 вариант С. 156-159 прочитать, ответить на вопрос № 1 С. 160-162 прочитать С. 162-163 ответить на вопрос № 4 С. 168 выразительное чтение. С. 169-170 прочитать. Изобразить зимний вечер. С. 170-172 прочитать, ответить на вопрос № 3. С. 173, ответить на вопрос №1 - С. 182 прочитать, ответить на вопрос. С. 183-187 прочитать, ответить на вопрос № 2 (изобразить) С. 188-195 прочитать, ответить на вопрос № 6 С. 188-195 прочитать, изобразить Лягушкупутешественницу. С. 196-207 прочитать. С. 196-207 прочитать, ответить на вопрос № 3 С. 4-11 прочитать С. 4-11 прочитать, ответить на вопрос № 4. С. 12-23 прочитать. С. 25-40 выписать словарные слова. С. 41, ответить на вопрос № 78 А.И. Куприн «Слон» А.И. Куприн «Слон» Обобщение по разделу « Были- небылицы» Знакомство с разделом «Поэтическая тетрадь № 1» С. Чёрный « Что ты тискаешь утёнка» С. Чёрный « Воробей», « Слон» 79 80 А.А. Блок « Ветхая избушка» А.А. Блок « Сны» « Ворона» 81 82 84 С. А. Есенин « Черёмуха» Обобщение по разделу « Поэтическая тетрадь № 1» Знакомство с названием раздела « Люби живое» М.М. Пришвин « Моя Родина» И.С. Соколов- Микитов « Листопадничек» 85 В.И. Белов « Малька провинилась» 86 В.И. Белов « Ещё раз про Мальку» 87 88 89 90 91 92 В.В. Бианки « Мышонок Пик» В.В. Бианки « Мышонок Пик» В.В. Бианки « Мышонок Пик» Б.С. Житков « Про обезьяну» Б.С. Житков « Про обезьяну» Б.С. Житков « Про обезьяну» 93 94 95 Б.С. Житков « Про обезьяну» В.Л. Дуров « Наша Жучка» В.П. Астафьев « Капалуха» 96 В. Драгунский « Он живой и светится…» 97 98 99 Обобщение по разделу «Люби живое». Тест. Знакомство с разделом « Поэтическая тетрадь № 2» С.Я. Маршак «Гроза днём» С.Я. Маршак « В лесу над росистой поляной» 100 101 А.В. Барто « Разлука» А.Л. Барто « В театре» 102 С.В. Михалков «Если» 103 Е.А. Благинина « Кукушка» «Котёнок» 74 75 76 77 83 4 Изобразить слона С. 46 выразительное чтение. С. 47-49 выразительное чтение С. 50-51 наизусть. С. 51-54, ответить на вопрос № 5,6 С. 55 наизусть. С. 58-59 прочитать, ответить на вопрос № 6. С. 60-66 прочитать, изобразить главного героя (одного). С. 68-70 прочитать, ответить на вопрос № 3 С. 70-72 прочитать, изобразить Мальку. С. 73-80 прочитать. Изобразить мышонка Пик. С. 83-85 прочитать С. 86-91прочитать С. 92-96 изобразить обезьянку. С. 98-100 прочитать, с. 101 ответить на вопрос № 6 С. 102-106, изобразить о чём говорилось в произведении. - С. 110-111 выучить любое стихотворение наизусть. С. 112-115 прочитать выразительно любое стихотворение. С. 116-117, ответить на вопрос № 1 С. 118-119 выучить любое стихотворение наизусть. 107 108 Проект « Праздник поэзии» Обобщение по разделу « Поэтическая тетрадь 2» Знакомство с разделом « Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» Б.В. Шергин « Собирай по ягодке- наберёшь кузовок» А.П. Платонов « Цветок на земле» А.П. Платонов « Цветок на земле» 109 110 111 112 А.П. Платонов « Ещё мама» А.П. Платонов « Ещё мама» М.М. Зощенко « Золотые слова» М.М. Зощенко «Великие путешественники» 113 114 М.М. Зощенко «Великие путешественники» Н.Н. Носов « Федина задача» 115 Н.Н. Носов «Телефон» 116 117 119 В.Ю. Драгунский « Друг детства» Обобщение по разделу « Собирай по ягодкенаберешь кузовок» Знакомство с разделом « По страница детских журналов» Л.А. Кассиль « Отметки Риммы Лебедевой» Ю.И. Ермолаев « Проговорился» 120 Ю.И. Ермолаев « Воспитатели» 121 Г.Б. Остер « Вредные советы» 122 Г.Б. Остер « Как получаются легенды» 123 124 125 127 Р. Сеф « Весёлые стихи» Создание сборника добрых советов Обобщение по разделу « По страницам детских журналов» Знакомство с разделом « Зарубежная литература». Мифы Древней Греции « Храбрый Персей» Мифы Древней Греции « Храбрый Персей» 128 129 Мифы Древней Греции « Храбрый Персей» Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок» 130 131 132 133 134 Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок» Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок» Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок» Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок» Обобщение по разделу « Зарубежная 104 105 106 118 126 Доделать проект. С. 124-128 прочитать, ответить на вопрос № 5 С. 129-135 прочитать. С. 129-135 прочитать, ответить на вопрос 3 5. С. 137-143 прочитать. С. 144-153 прочитать. С. 154-163 прочитать, задание на карточке. С. 164-169 прочитать, ответить на вопрос №1 С. 170-172 прочитать, приготовить пересказ. Изобразить друга детства. С. 175-178 прочитать, приготовить пересказ. С. 179-181 прочитать, ответить на вопрос № 3(прочитать по ролям» С. 181-183 прочитать, ответить на вопрос. С. 183-184 выразительное чтение. С. 184-186 прочитать, придумать свою легенду. Выразительное чтение Доделать дома. С. 190-194 прочитать, приготовить пересказ С. 195-199 прочитать, ответить на вопрос № 1 С. 200-208 прочитать, приготовить пересказ С. 209-214 прочитать. Изобразить утёнка. - 135 136 литература» Итоговая диагностическая работа Итоговая диагностическая работа. -