МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» для обучающихся 1-4 классов ГО Верхняя Пышма ПОСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА Программа по ОРКСЭ на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА “ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ” Программа по ОРКСЭ состоит из учебных модулей по выбору: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы религиозных культур народов России», «Основы светской этики». Выбор модуля осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Планируемые результаты освоения курса ОРКСЭ включают результаты по каждому учебному модулю. При конструировании планируемых результатов учитываются цели обучения, требования, которые представлены в ФГОС НОО, и специфика содержания каждого учебного модуля. Общие результаты содержат перечень личностных и метапредметных достижений, которые приобретает каждый обучающийся независимо от изучаемого модуля. Поскольку предмет изучается один год (4 класс), все результаты обучения представляются за этот период. Культурологическая направленность программы по ОРКСЭ способствует развитию у обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных и светских традиций народов Российской Федерации, формированию ценностного отношения к социальной реальности, осознанию роли буддизма, православия, ислама, иудаизма, светской этики в истории и культуре нашей страны. Коммуникативный подход к преподаванию учебного предмета ОРКСЭ предполагает организацию коммуникативной деятельности обучающихся, требующей от них умения выслушивать позицию партнёра по деятельности, принимать её, согласовывать усилия для достижения поставленной цели, находить вербальные средства передачи информации и рефлексии. Деятельностный подход, основывающийся на принципе диалогичности, осуществляется в процессе активного взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных точек зрения и другие. Предпосылками усвоения обучающимися содержания программы по ОРКСЭ являются психологические особенности обучающихся, завершающих обучение на уровне начального общего образования: интерес к социальной жизни, любознательность, принятие авторитета взрослого. Естественная открытость обучающихся уровня начального общего образования, способность эмоционально реагировать на окружающую действительность, остро реагировать как на доброжелательность, отзывчивость, доброту других людей, так и на проявление несправедливости, нанесение обид и оскорблений становится предпосылкой к пониманию законов существования в социуме и принятию их как руководства к собственному поведению. Вместе с тем в процессе обучения необходимо учитывать, что обучающиеся с трудом усваивают абстрактные философские сентенции, нравственные поучения, поэтому особое внимание должно быть уделено эмоциональной стороне восприятия явлений социальной жизни, связанной с проявлением или нарушением нравственных, этических норм, обсуждение конкретных жизненных ситуаций, дающих образцы нравственно ценного поведения. В рамках освоения программы по ОРКСЭ в части преподавания учебных модулей по основам религиозных культур не предусматривается подготовка обучающихся к участию в богослужениях, обучение религиозной практике в религиозной общине ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА “ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ” Целью программы по ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа Российской Федерации, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Основными задачами программы по ОРКСЭ являются: - знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей); -развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества; -обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных обучающимися, формирование ценностно-смысловой сферы личности с учётом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи; -развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога. Основной методологический принцип реализации программы по ОРКСЭ культурологический подход, способствующий формированию у обучающихся первоначальных представлений о культуре традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма), российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в Российской Федерации. МЕСТО ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА “ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ” Общее число часов, рекомендованных для изучения ОРКСЭ, - 34 часа (один час в неделю в 4 классе). ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения ОРКСЭ на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: -понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство гордости за свою Родину; -формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою этническую и национальную принадлежность; -понимать значения гуманистических и демократических ценностных ориентаций, осознавать ценность человеческой жизни; -понимать значения нравственных норм и ценностей как условия жизни личности, семьи, общества; -осознавать право гражданина Российской Федерации исповедовать любую традиционную религию или не исповедовать никакой религии; -строить своё общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение, независимо от принадлежности собеседников к религии или к атеизму; -соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов России, терпимость к представителям разного вероисповедания; -строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил, проявлять в повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание при необходимости прийти на помощь; -понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре, стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и действий, оскорбляющих других людей; -понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным ценностям. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения ОРКСЭ на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность: овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения; формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях, использование речевых средств и средств информационнокоммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий; овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, оценивать собственное поведение и поведение окружающих. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: -ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также используемых в разных религиях (в пределах изученного); -использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и светской этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление); -применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать, анализировать, обобщать, подготавливать выводы на основе изучаемого фактического материала; -признавать возможность существования разных точек зрения, обосновывать свои суждения, приводить убедительные доказательства; -выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: -воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать её принадлежность к определённой религии и (или) к гражданской этике; -использовать разные средства для получения информации в соответствии с поставленной учебной задачей (текстовую, графическую, видео); -находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа); -анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с помощью учителя, оценивать её объективность и правильность. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: -использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч, сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета; -соблюдать правила ведения диалога и дискуссии, корректно задавать вопросы и высказывать своё мнение, проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом особенностей участников общения; -создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для воссоздания, анализа и оценки нравственно-этических идей, представленных в религиозных учениях и светской этике. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации и самоконтроля как часть регулятивных универсальных учебных действий: -проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях, контролировать состояние своего здоровья и эмоционального благополучия, предвидеть опасные для здоровья и жизни ситуации и способы их предупреждения; -проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на нравственные правила и нормы современного российского общества, проявлять способность к сознательному самоограничению в поведении; анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой деятельности); -выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям: одобрять нравственные нормы поведения, осуждать проявление несправедливости, жадности, нечестности, зла; -проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету, желание больше узнавать о других религиях и правилах светской этики и этикета. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности: -выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам, корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания к своей работе, объективно их оценивать; -владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться, руководить, терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты; подготавливать индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения в 4 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по ОРКСЭ: Модуль «Основы православной культуры». -выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности; -выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры; -выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования; -рассказывать о нравственных заповедях, нормах христианской морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности; -раскрывать основное содержание нравственных категорий в православной культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание, ответственность, послушание, грех как нарушение заповедей, борьба с грехом, спасение), основное содержание и соотношение ветхозаветных Десяти заповедей и Евангельских заповедей Блаженств, христианского нравственного идеала, объяснять «золотое правило нравственности» в православной христианской традиции; -первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций православной этики; -раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в православии, вероучении о Боге-Троице, Творении, человеке, Богочеловеке Иисусе Христе как Спасителе, Церкви; -рассказывать о Священном Писании Церкви - Библии (Ветхий Завет, Новый Завет, Евангелия и евангелисты), апостолах, святых и житиях святых, священнослужителях, богослужениях, молитвах, Таинствах (общее число Таинств, смысл Таинств Крещения, Причастия, Венчания, Исповеди), монашестве и монастырях в православной традиции; -рассказывать о назначении и устройстве православного храма (собственно храм, притвор, алтарь, иконы, иконостас), нормах поведения в храме, общения с мирянами и священнослужителями; -рассказывать о православных праздниках (не менее трёх, включая Воскресение Христово и Рождество Христово), православных постах, назначении поста; -раскрывать основное содержание норм отношений в православной семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей к отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам, православных семейных ценностей; -распознавать христианскую символику, объяснять своими словами её смысл (православный крест) и значение в православной культуре; -рассказывать о художественной культуре в православной традиции, об иконописи, выделять и объяснять особенности икон в сравнении с картинами; -излагать основные исторические сведения о возникновении православной религиозной традиции в России (Крещение Руси), своими словами объяснять роль православия в становлении культуры народов России, российской культуры и государственности; -первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению православного исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов; -приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с использованием этических норм религиозной культуры и внутренней установки личности, поступать согласно своей совести; -выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания, понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине - России, приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий; -называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм; -выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в православной духовно-нравственной культуре, традиции. Модуль «Основы исламской культуры». -выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности; -выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры; -выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования; -рассказывать о нравственных заповедях, нормах исламской религиозной морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности; -раскрывать основное содержание нравственных категорий в исламской культуре, традиции (вера, искренность, милосердие, ответственность, справедливость, честность, великодушие, скромность, верность, терпение, выдержка, достойное поведение, стремление к знаниям); -первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций исламской этики; -раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в исламской культуре, единобожии, вере и её основах; -рассказывать о Священном Коране и сунне - примерах из жизни пророка Мухаммада, о праведных предках, о ритуальной практике в исламе (намаз, хадж, пост, закят, дуа, зикр); -рассказывать о назначении и устройстве мечети (минбар, михраб), нормах поведения в мечети, общения с верующими и служителями ислама; -рассказывать о праздниках в исламе (Ураза-байрам, Курбан-байрам, Маулид); раскрывать основное содержание норм отношений в исламской семье, обязанностей и ответственности членов семьи, норм отношений детей к отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, -предкам, норм отношений с дальними родственниками, соседями, исламских семейных ценностей; -распознавать исламскую символику, объяснять своими словами её смысл и охарактеризовать назначение исламского орнамента; -рассказывать о художественной культуре в исламской традиции, религиозных напевах, каллиграфии, архитектуре, книжной миниатюре, религиозной атрибутике, одежде; -излагать основные исторические сведения о возникновении исламской религиозной традиции в России, своими словами объяснять роль ислама в становлении культуры народов России, российской культуры и государственности; -первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исламского исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (мечети, медресе, памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов; -приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с использованием этических норм религиозной культуры и внутренней установки личности поступать согласно своей совести; -выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания, понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине - России, приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий; -называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм; -выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в исламской духовно-нравственной культуре, традиции. Модуль «Основы буддийской культуры». -выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности; -выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры; -выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования; -рассказывать о нравственных заповедях, нормах буддийской религиозной морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности; -раскрывать основное содержание нравственных категорий в буддийской культуре, традиции (сострадание, милосердие, любовь, ответственность, благие и неблагие деяния, освобождение, борьба с неведением, уверенность в себе, постоянство перемен, внимательность), основных идей (учения) Будды о сущности человеческой жизни, цикличности и значения сансары, понимание личности как совокупности всех поступков, значение понятий «правильное воззрение» и «правильное действие»; -первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций буддийской этики; -раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в буддийской культуре, учении о Будде (буддах), бодхисатвах, Вселенной, человеке, обществе, сангхе, сансаре и нирване, понимание ценности любой формы жизни как связанной с ценностью человеческой жизни и бытия; -рассказывать о буддийских писаниях, ламах, службах, смысле принятия, восьмеричном пути и карме; -рассказывать о назначении и устройстве буддийского храма, нормах поведения в храме, общения с мирскими последователями и ламами; рассказывать о праздниках в буддизме, аскезе; -раскрывать основное содержание норм отношений в буддийской семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей к отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам, буддийских семейных ценностей; -распознавать буддийскую символику, объяснять своими словами её смысл и значение в буддийской культуре; -рассказывать о художественной культуре в буддийской традиции; излагать основные исторические сведения о возникновении буддийской религиозной традиции в истории и в России, своими словами объяснять роль -буддизма в становлении культуры народов России, российской культуры и государственности; -первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению буддийского исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов; -приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с использованием этических норм религиозной культуры и внутренней установки личности, поступать согласно своей совести; -выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания, понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине - России, приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий; -называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм; -выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в буддийской духовно-нравственной культуре, традиции. Модуль «Основы иудейской культуры». -выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности; -выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры; -выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования; -рассказывать о нравственных заповедях, нормах иудейской морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности; -раскрывать основное содержание нравственных категорий в иудейской культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание, ответственность, послушание, исполнение заповедей, борьба с грехом и спасение), основное содержание и место заповедей (прежде всего, Десяти заповедей) в жизни человека, объяснять «золотое правило нравственности» в иудейской религиозной традиции; -первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций иудейской этики; -раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в иудаизме, учение о единобожии, об основных принципах иудаизма; -рассказывать о священных текстах иудаизма - Торе и Танахе, о Талмуде, произведениях выдающихся деятелей иудаизма, богослужениях, молитвах; рассказывать о назначении и устройстве синагоги, о раввинах, нормах поведения в синагоге, общения с мирянами и раввинами; -рассказывать об иудейских праздниках (не менее четырёх, включая Рош-а-Шана, ЙомКиппур, Суккот, Песах), постах, назначении поста; -раскрывать основное содержание норм отношений в еврейской семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношений детей к отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам, иудейских традиционных семейных ценностей; -распознавать иудейскую символику, объяснять своими словами её смысл (магендовид) и значение в еврейской культуре; -рассказывать о художественной культуре в иудейской традиции, каллиграфии, религиозных напевах, архитектуре, книжной миниатюре, религиозной атрибутике, одежде; -излагать основные исторические сведения о появлении иудаизма на территории России, своими словами объяснять роль иудаизма в становлении культуры народов России, российской культуры и государственности; -первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению иудейского исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (синагоги, кладбища, памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов; -приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с использованием этических норм религиозной культуры и внутренней установки личности, поступать согласно своей совести; -выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания, понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине - России, приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий; -называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм; -выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в иудейской духовно-нравственной культуре, традиции. Модуль «Основы религиозных культур народов России». -выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности; -выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры; -выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования; -рассказывать о нравственных заповедях, нормах морали в традиционных религиях России (православие, ислам, буддизм, иудаизм), их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми; -раскрывать основное содержание нравственных категорий (долг, свобода, ответственность, милосердие, забота о слабых, взаимопомощь) в религиозной культуре народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме), объяснять «золотое правило нравственности» в религиозных традициях; -соотносить нравственные формы поведения с нравственными нормами, заповедями в традиционных религиях народов России; -раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в вероучении православия, ислама, буддизма, иудаизма, об основателях религий; -рассказывать о священных писаниях традиционных религий народов России (Библия, Коран, Трипитака (Ганджур), Танах), хранителях предания и служителях религиозного культа (священники, муллы, ламы, раввины), религиозных обрядах, ритуалах, обычаях (12 примера); -рассказывать о назначении и устройстве священных сооружений (храмов) традиционных религий народов России, основных нормах поведения в храмах, общения с верующими; -рассказывать о религиозных календарях и праздниках традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма, не менее одного религиозного праздника каждой традиции); -раскрывать основное содержание норм отношений в религиозной семье (православие, ислам, буддизм, иудаизм), общее представление о семейных ценностях в традиционных религиях народов России, понимание отношения к труду, учению в традиционных религиях народов России; -распознавать религиозную символику традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма минимально по одному символу), объяснять своими словами её значение в религиозной культуре; -рассказывать о художественной культуре традиционных религий народов России (православные иконы, исламская каллиграфия, буддийская танкопись), главных особенностях религиозного искусства православия, ислама, буддизма, иудаизма (архитектура, изобразительное искусство, язык и поэтика религиозных текстов, музыки или звуковой среды); -излагать основные исторические сведения о роли традиционных религий в становлении культуры народов России, российского общества, российской государственности; -первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и культурного наследия традиционных религий народов России в своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов; -приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с использованием этических норм религиозной культуры и внутренней установки личности, поступать согласно своей совести; -выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания, понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине - России, приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий; -называть традиционные религии в России, народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм; -выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в традиционных религиях народов России. Модуль «Основы светской этики». -выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности; -выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры; -выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования; -рассказывать о российской светской (гражданской) этике как общепринятых в российском обществе нормах морали, отношений и поведения людей, основанных на российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в России; -раскрывать основное содержание нравственных категорий российской светской этики (справедливость, совесть, ответственность, сострадание, ценность и достоинство человеческой жизни, взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие, милосердие, добродетели, патриотизм, труд) в отношениях между людьми в российском обществе, объяснять «золотое правило нравственности»; -высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни человека, семьи, народа, общества и государства, умение различать нравственные нормы и нормы этикета, приводить примеры; -первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций российской светской (гражданской) этики; -раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах российской светской (гражданской) этики: любовь к Родине, российский патриотизм и гражданственность, защита Отечества, уважение памяти предков, исторического и культурного наследия и особенностей народов России, российского общества, уважение чести, достоинства, доброго имени любого человека, любовь к природе, забота о животных, охрана окружающей среды; -рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти народа, общества, российских праздниках (государственные, народные, религиозные, семейные праздники), российских государственных праздниках, их истории и традициях (не менее трёх), религиозных праздниках (не менее двух разных традиционных религий народов России), праздниках в своём регионе (не менее одного), о роли семейных праздников в жизни человека, семьи; -раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на основе российских традиционных духовных ценностей (семья - союз мужчины и женщины на основе взаимной любви для совместной жизни, рождения и воспитания детей, любовь и забота родителей о детях, любовь и забота детей о нуждающихся в помощи родителях, уважение старших по возрасту, предков), российских традиционных семейных ценностей; -распознавать российскую государственную символику, символику своего региона, объяснять её значение, выражать уважение российской государственности, законов в российском обществе, законных интересов и прав людей, сограждан; -рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой деятельности, предпринимательства в России, выражать нравственную ориентацию на трудолюбие, честный труд, уважение к труду, трудящимся, результатам труда; -рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о культурных и природных достопримечательностях своего региона; -раскрывать основное содержание российской светской (гражданской) этики на примерах образцов нравственности, российской гражданственности и патриотизма в истории России; -объяснять своими словами роль светской (гражданской) этики в становлении российской государственности; -первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и культурного наследия народов России, российского общества в своей местности, регионе, оформлению и представлению её результатов; -приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с использованием этических норм российской светской (гражданской) этики и внутренней установки личности поступать согласно своей совести; -выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания, понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине - России, приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий; -называть традиционные религии в России, народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм; -выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в российской светской (гражданской) этике. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Модуль «Основы православной культуры». Россия наша Родина. Введение в православную традицию. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Модуль «Основы исламской культуры». Россия наша Родина. Введение в исламскую традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад - образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Во что верят мусульмане. Добро и зло в исламской традиции. Нравственные основы ислама. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Столпы ислама. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Модуль «Основы буддийской культуры». Россия - наша Родина. Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святыни. Будды и бодхисатвы. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Модуль «Основы иудейской культуры». Россия - наша Родина. Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора - главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Еврейский календарь: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Модуль «Основы религиозных культур народов России». Россия - наша Родина. Культура и религия. Религиозная культура народов России. Мировые религии и иудаизм. Их основатели. Священные книги христианства, ислама, иудаизма, буддизма. Хранители предания в религиях. Человек в религиозных традициях народов России. Добро и зло. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религия и мораль. Нравственные заповеди христианства, ислама, иудаизма, буддизма. Обычаи и обряды. Праздники и календари в религиях. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Модуль «Основы светской этики». Россия - наша Родина. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культуре Отечества, в культурах разных народов России. Государство и мораль гражданина, основной закон (Конституция) в государстве как источник российской светской (гражданской) этики. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время. Нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Нормы морали. Семейные ценности и этика семейных отношений. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Модуль «Основы православной культуры». № Тема урока Количество часов Вс Контро Практи Дата изуч Электронные цифровые образовательные ресурсы п / п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 0 1 1 1 2 1 3 1 ег о льные работы ческие работы ения Россия – наша Родина 1 https://uchebnik.mos.ru/app_player/514643?mater ial_type=GameApp& https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_obj ects/10596550?menuReferrer=catalogue Культур аи религия . Человек и Бог в правосл авии. Правосл авная молитв а. Библия и Евангел ия Пропов едь Христа. Христос и Его Крест. Пасха. 1 https://uchebnik.mos.ru/material/app/321295?me nuReferrer=catalogue 1 https://uchebnik.mos.ru/material/app/300385?me nuReferrer=catalogue 1 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_obj ects/10788928?menuReferrer=catalogue 1 https://uchebnik.mos.ru/app_player/513525?mater ial_type=GameApp& 1 https://uchebnik.mos.ru/material/app/326280?me nuReferrer=catalogue 1 https://uchebnik.mos.ru/material/app/228003?me nuReferrer=catalogue 1 https://uchebnik.mos.ru/material/app/355794?me nuReferrer=catalogue Правосл авное учение о человек е. Совесть и раскаян ие Заповед и. Милосе рдие и сострад ание Золотое правил о этики. Храм. 1 https://uchebnik.mos.ru/material/app/364757?me nuReferrer=catalogue 1 1 1 https://uchebnik.mos.ru/material/app/298721?me nuReferrer=catalogue 1 1 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_obj 4 ects/11565852?menuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/354532?me nuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/345460?me nuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/342485?me nuReferrer=catalogue 1 5 Икона. 1 1 6 Творчес кие работы учащих ся. Правосл авие в России. Подвиг 1 1 9 2 0 1 7 1 8 2 1 2 2 2 3 https://uchebnik.mos.ru/material/app/356965?me nuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/332866?me nuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/app_player/456400?mater ial_type=GameApp& 1 1 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_obj ects/10315577?menuReferrer=catalogue 1 https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_te mplates/2182374?menuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/300550?me nuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_obj ects/9643281?menuReferrer=catalogue Заповед и блажен ств 1 https://uchebnik.mos.ru/material/app/330434?me nuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_obj ects/10218358?menuReferrer=catalogue Зачем творить добро? Чудо в жизни христиа нина Христиа нские предста вления о Божием суде Правосл авна Литурги 1 https://uchebnik.mos.ru/material/app/226811?me nuReferrer=catalogue 1 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_obj ects/10232782?menuReferrer=catalogue 1 https://uchebnik.mos.ru/material/app/226814?me nuReferrer=catalogue 1 2 4 2 5 2 6 2 7 2 8 2 9 3 0 3 1 3 2 3 3 3 4 я. Монаст ырь. Христиа нское отноше ние к природ е Христиа нская семья Защита Отечест ва Христиа нин в труде Любовь и уважен ие к Отечест ву Любовь и уважен ие к Отечест ву Подгото вка творчес ких проекто в Подгото вка творчес ких проекто в Презент ации творчес ких проекто в Презент ации творчес ких проекто 1 0 1 0 https://uchebnik.mos.ru/material/app/321453?me nuReferrer=catalogue 1 0 https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_te mplates/1093354?menuReferrer=catalogue 1 0 1 0 1 0 1 0 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 0 1 https://uchebnik.mos.ru/material/app/357212?me nuReferrer=catalogue в Общее количество часов по программе 34 5 Модуль «Основы исламской культуры». № Тема урока п / п 1 Россия – наша Родина Количество часов Вс Контро Практи ег льные ческие о работ работы ы 1 0 2 Колыбель ислама 1 0 https://uchebnik.mos.ru/material/app/96200?me nuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/153842?m enuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/99284?me nuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/326155?m enuReferrer=catalogue 3 Пророк Мухаммад – основател ь ислама Начало пророчест ва Чудесное путешеств ие пророка Хиджра Коран и Сунна 1 0 https://uchebnik.mos.ru/material/app/101890?m enuReferrer=catalogue 1 0 1 0 1 1 0 0 Вера в 1 Аллаха Божествен 1 ные ПисанияПо 0 4 5 6 7 8 9 0 Дата изуч ения Электронные цифровые образовательные ресурсы https://uchebnik.mos.ru/material/app/122552?m enuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/125786?m enuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/95514?me nuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/100627?m enuReferrer=catalogue. 1 0 1 1 1 2 1 3 1 4 1 5 1 6 1 7 1 8 1 9 2 0 2 1 2 2 2 3 2 4 2 5 сланники Бога Вера в судный день и судьбу Обязаннос ти мусульман Поклонен ие Аллаху Пост в месяц рамадан Пожертвов ание во имя Всевышнег о Поломнич ество в Мекку Творчески е работы учащихся История ислама в России Нравствен ные ценности ислама Сотворени е добра Дружба и взаимопо щь Семья в исламе Родители и дети Отношени ек старшим Традиции гостеприи мства Ценность и польза 1 0 1 0 1 0 1 0 1 0 1 0 1 0 1 0 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_o bjects/11335620?menuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/153199?m enuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/272513?m enuReferrer=catalogue 1 0 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_o bjects/355601?menuReferrer=catalogue 1 0 1 0 1 0 1 0 1 1 0 1 0 1 2 6 2 7 образован ия Ислам и наука Искусство ислама 2 8 Праздники 1 мусульман 2 9 1 0 1 0 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 0 1 34 0 5 Любовь и уважение к Отечеству 3 Любовь и 0 уважение к Отечеству 3 Подготовк 1 а творчески х проектов 3 Подготовк 2 а творчески х проектов. 3 Презентац 3 ии творчески х проектов 3 Презентац 4 ии творчески х проектов Общее количество часов по программе 1 0 0 https://uchebnik.mos.ru/material/app/195235?m enuReferrer=catalogue 0 https://uchebnik.mos.ru/material/app/201104?m enuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/66220?me nuReferrer=catalogue Модуль «Основы буддийской культуры». № Тема урока п / п 1 Россия — наша Родина 2 Культура и Количество часов Вс Контро Практи ег льные ческие о работы работы Дата изуч ения Электронные цифровые образовательные ресурсы 1 0 https://uchebnik.mos.ru/material/app/226775?m enuReferrer=catalogue 1 0 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_o религия bjects/375106?menuReferrer=catalogue 3 Будда и его учение 1 0 4 Будда и его учение Буддийск ий священны й канон «Трипитак а» Буддийск ий священны й канон «Трипитак а» Буддийска я картина мира Буддийска я картина мира Добро и зло 1 0 1 0 1 0 1 0 1 0 1 0 Принцип ненасилия Любовь к человеку и ценность жизни Сострадан ие и милосерд ие Буддийск ие учители Семья в буддийско й культуре и её ценности Творчески 1 0 1 0 1 0 1 0 1 0 1 0 5 6 7 8 9 1 0 1 1 1 2 1 3 1 4 1 https://uchebnik.mos.ru/material/app/174417?m enuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/106171?m enuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/113291?m enuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/173766?m enuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_o bjects/362188?menuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/79224?me nuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/68444?me nuReferrer=catalogue 5 1 6 1 7 1 8 1 9 2 0 2 1 2 2 2 3 2 4 2 5 2 6 2 7 2 8 2 9 е работы учащихся Буддизм в России Путь духовного совершенс твования Буддийск ое учение о добродете лях Буддийск ое учение о добродете лях Буддийск ие символы Буддийск ие ритуалы и обряды Буддийск ие святыни Буддийск ие священны е сооружен ия Буддийск ий храм Буддийск ий календарь Буддийск ие праздники Буддийск ие праздники Искусство в буддийско й культуре Любовь и уважение к 1 0 1 1 0 1 0 https://uchebnik.mos.ru/material/app/57799?me nuReferrer=catalogue 1 0 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_o bjects/10544684?menuReferrer=catalogue 1 0 1 0 1 0 1 0 https://uchebnik.mos.ru/material/app/228380?m enuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/150912?m enuReferrer=catalogue 1 0 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_o bjects/10589189?menuReferrer=catalogue 1 0 1 0 1 0 1 0 1 0 https://uchebnik.mos.ru/material/app/61378?me nuReferrer=catalogue Отечеству 3 Любовь и 0 уважение к Отечеству 3 Творчески 1 е работы учащихся 3 Творчески 2 е работы учащихся 3 Презентац 3 ии творчески х проектов 3 Презентац 4 ии творчески х проектов Общее количество часов по программе 1 0 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 0 1 34 0 5 https://uchebnik.mos.ru/material/app/246452?m enuReferrer=catalogue Модуль «Основы иудейской культуры». № Тема урока п / п 1 Россия наша Родина. 2 Ведение в иудейску ю духовную традици ю. Культура и религия 3 Тора – главная книга иудаизма . Сущность Торы. «Золотое Количество часов Вс Контро Практи ег льные ческие о работы работы Дата изуч ения Электронные цифровые образовательные ресурсы 1 0 https://uchebnik.mos.ru/material/app/226775?m enuReferrer=catalogue 1 0 https://uchebnik.mos.ru/material/app/336844?m enuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_o bjects/10457980?menuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/128000?m enuReferrer=catalogue 1 0 https://uchebnik.mos.ru/material/app/350004?m enuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/66169?me nuReferrer=catalogue 4 5 6 7 8 9 1 0 1 1 1 2 1 3 правило Гилеля». Письмен ная и Устная Тора. Классиче ские тексты иудаизма Патриарх и еврейско го народа Евреи в Египте: от Йосефа до Моше. Исход из Египта. Получени е Торы на горе Синай. Пророки и праведни ки в иудейско й культуре Пророки и праведни ки в иудейско й культуре Храм в жизни иудеев Назначен ие синагоги и её устройств о Суббота (Шабат) в иудейско 1 0 1 0 1 0 https://uchebnik.mos.ru/material/app/49292?me nuReferrer=catalogue 1 0 https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_te mplates/2485099?menuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/317816?m enuReferrer=catalogue 1 0 1 0 1 0 1 0 1 0 1 0 https://uchebnik.mos.ru/material/app/154313?m enuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/352851?m enuReferrer=catalogue 1 4 1 5 1 6 1 7 1 8 1 9 2 0 2 1 й традиции . Субботни й ритуал Молитвы и благосло вения в иудаизме . Добро и зло Творческ ие работы учащихся Иудаизм в России. Основны е принцип ы иудаизма . Основны е принцип ы иудаизма . Милосер дие, забота о слабых, взаимопо мощь. Основны е принцип ы иудаизма . Милосер дие, забота о слабых, взаимопо мощь. Традиции иудаизма в повседне 1 0 1 0 1 0 1 0 1 0 1 0 1 0 1 0 1 2 2 2 3 2 4 2 5 2 6 2 7 вной жизни евреев. Соверше ннолетие в иудаизме . Ответстве нное принятие заповеде й Еврейски й дом – еврейски й мир: знакомст во с историй и традицие й. Знакомст во с еврейски м календар ем: его устройств ои особенно сти. Еврейски е праздник и: их история и традиции . Еврейски е праздник и: их история и традиции . Ценности семейной жизни в иудейско й традиции . 1 0 1 0 1 0 1 0 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_o bjects/10458342?menuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/200860?m enuReferrer=catalogue 1 0 https://uchebnik.mos.ru/material/app/176157?m enuReferrer=catalogue 1 0 Праматер и еврейско го народа. 2 Ценности 8 семейной жизни в иудейско й традиции . Праматер и еврейско го народа. 2 Любовь и 9 уважение к Отечеству 3 Любовь и 0 уважение к Отечеству 3 Творческ 1 ие работы учащихся 3 Творческ 2 ие работы учащихся 3 Презента 3 ции творческ их проектов 3 Презента 4 ции творческ их проектов Общее количество часов по программе 1 0 1 0 1 0 1 0 1 1 0 1 1 0 1 https://uchebnik.mos.ru/material/app/49271?me nuReferrer=catalogue 1 0 1 https://uchebnik.mos.ru/material/app/246465?m enuReferrer=catalogue 34 0 5 Модуль «Основы религиозных культур народов России». № Тема Количество часов Дата Электронные цифровые образовательные урока Вс ег о Контро льные работы Россия – наша Родина 1 0 https://uchebnik.mos.ru/material/app/233988?me nuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/226775?me nuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/125786?me nuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/117868?me nuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/111858?me nuReferrer=catalogue 2 Культура и религия 1 0 https://uchebnik.mos.ru/material/app/132326?me nuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/116491?me nuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/25458?men uReferrer=catalogue 3 Культура и религия 1 0 https://uchebnik.mos.ru/material/app/125381?me nuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/117901?me nuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/111879?me nuReferrer=catalogue 4 Возникн овение религий. Древней шие верован ия 1 0 https://uchebnik.mos.ru/material/app/112387?me nuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/21398?men uReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/23876?men uReferrer=catalogue 5 Возникн овение религий. Религии мира и их основате ли. Священн ые Книги религий 1 0 https://uchebnik.mos.ru/material/app/228140?me nuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/119251?me nuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/23852?men uReferrer=catalogue 1 0 https://uchebnik.mos.ru/material/app/119847?me nuReferrer=catalogue п / п 1 6 Практи ческие работы изуч ения ресурсы 7 8 9 1 0 1 1 1 2 мира: Веды, Авеста Священн ые книга мира: Тора, Библия, Коран, Типитака Храните ли предани яв религиях мира Добро и зло. Возникн овение зла в мире Понятия греха, раскаяни я, покаяни я Добро и зло. Понятия греха, раскаяни яи воздаян ия. Рай и ад Человек в религиоз ных традици ях мира Священн ые сооруже ния. 1 0 https://uchebnik.mos.ru/material/app/150365?me nuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/303758?me nuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/124828?me nuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/119921?me nuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/41745?men uReferrer=catalogue 1 0 https://uchebnik.mos.ru/material/app/77582?men uReferrer=catalogue 1 0 https://uchebnik.mos.ru/material/app/226811?me nuReferrer=catalogue 1 0 https://uchebnik.mos.ru/material/app/145388?me nuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/79980?men uReferrer=catalogue 1 0 https://uchebnik.mos.ru/material/app/318656?me nuReferrer=catalogue 1 0 https://uchebnik.mos.ru/material/app/315552?me nuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/111273?me nuReferrer=catalogue 1 3 Священн ые сооруже ния. 1 0 https://uchebnik.mos.ru/material/app/217328?me nuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/184188?me nuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/111278?me nuReferrer=catalogue 1 4 Искусств ов религиоз ной культуре 1 0 https://uchebnik.mos.ru/app_player/205184?mate rial_type=GameApp& https://uchebnik.mos.ru/material/app/69415?men uReferrer=catalogue 1 5 Искусств ов религиоз ной культуре Творческ ие работы учащихс я Презента ция творческ их работ История религии в России Религиоз ные ритуалы. Обычаи и обряды. Паломни чества и святыни 1 0 https://uchebnik.mos.ru/material/app/326660?me nuReferrer=catalogue 1 0 1 1 0 1 1 0 1 0 1 0 Паломни чества и святыни Религия и мораль. Нравстве нные заповед 1 0 1 0 1 6 1 7 1 8 1 9 2 0 2 1 2 2 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_ob jects/10315577?menuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/166854?me nuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/111309?me nuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/121870?me nuReferrer=catalogue 2 3 2 4 2 5 ив религиях мира Религия и мораль. Нравстве нные заповед ив религиях мира Милосер дие, забота о слабых, взаимоп омощь Семья 1 0 1 0 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_ob jects/2132174?menuReferrer=catalogue 1 0 https://uchebnik.mos.ru/material/app/158198?me nuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/112488?me nuReferrer=catalogue 2 6 Семья 1 0 2 7 Долг, свобода, ответств енность, труд Долг, свобода, ответств енность, труд Любовь и уважени ек Отечеств у. Любовь и уважени ек Отечеств у. Подгото вка творческ их проектов . Подгото 1 0 1 0 1 0 1 0 1 0 1 1 0 1 2 8 2 9 3 0 3 1 3 https://uchebnik.mos.ru/material/app/226821?me nuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_ob 2 вка творческ их проектов . 3 Презента 1 3 ции творческ их проектов 3 Презента 1 4 ции творческ их проектов Общее 34 количество часов по программе jects/71271?menuReferrer=catalogue 0 1 https://uchebnik.mos.ru/material/app/120838?me nuReferrer=catalogue 0 1 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_ob jects/71272?menuReferrer=catalogue 0 5 Модуль «Основы светской этики». № Тема урока п / п 1 Россия наша Родина. Количество часов Вс Контро Практи ег льные ческие о работы работы 1 0 2 1 0 1 0 1 0 1 0 3 4 5 Что такое светская этика? Мораль и культура . Особенн ости морали. Добро и зло. Дата изуч ения Электронные цифровые образовательные ресурсы https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_o bjects/11438505?menuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/app_player/529948?mate rial_type=GameApp& https://uchebnik.mos.ru/material/app/328925?me nuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/245501?me nuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/123563?me nuReferrer=catalogue 6 Добро и зло. 1 0 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_o bjects/10809895?menuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/335701?me nuReferrer=catalogue 7 Доброде тели и пороки. 1 0 https://uchebnik.mos.ru/material/app/149712?me nuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/128372?me nuReferrer=catalogue 8 Свобода и моральн ый выбор человека . Свобода и моральн ый выбор человека . Свобода и ответств енность. Моральн ый долг. Справед ливость. Альтруиз ми эгоизм. 1 0 1 0 1 0 1 0 1 0 1 0 Что значит быть моральн ым? Дружба. 1 0 1 0 Творческ ие работы учащихс я. Презента ция 1 0 1 0 9 1 0 1 1 1 2 1 3 1 4 1 5 1 6 1 7 https://uchebnik.mos.ru/material/app/159876?me nuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/157987?me nuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/361596?me nuReferrer=catalogue 1 1 8 1 9 2 0 2 1 2 2 2 3 2 4 2 5 2 6 2 7 2 8 2 9 творческ их работ. Род и семья – исток нравстве нных отношен ий Нравстве нный поступок Золотое правило нравстве нности 1 0 1 0 1 0 https://uchebnik.mos.ru/material/app/104510?me nuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_te mplates/467888?menuReferrer=catalogue Стыд, вина и извинен ия Честь и достоинс тво Совесть 1 0 https://uchebnik.mos.ru/material/app/23823?men uReferrer=catalogue 1 0 https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_te mplates/456612?menuReferrer=catalogue 1 0 https://uchebnik.mos.ru/material/app/348312?me nuReferrer=catalogue Нравстве нные идеалы Нравстве нные идеалы 1 0 https://uchebnik.mos.ru/material/app/314845?me nuReferrer=catalogue 1 0 https://uchebnik.mos.ru/material/app/132382?me nuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/289497?me nuReferrer=catalogue Образцы нравстве нности в культуре Отечеств а Этикет 1 0 https://uchebnik.mos.ru/material/app/82414?men uReferrer=catalogue 1 0 https://uchebnik.mos.ru/material/app/352325?me nuReferrer=catalogue Семейны 1 е праздни ки Жизнь 1 человека – 0 https://uchebnik.mos.ru/material/app/345958?me nuReferrer=catalogue 0 https://uchebnik.mos.ru/material/app/128532?me nuReferrer=catalogue высшая нравстве нная ценность 3 Любовь 0 и уважени ек Отечеств у 3 Подготов 1 ка творческ их проектов . 3 Подготов 2 ка творческ их проектов . 3 Презента 3 ции творческ их проектов 3 Презента 4 ции творческ их проектов Общее количество часов по программе 1 0 1 0 1 0 1 0 1 1 0 1 34 0 5 1 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА 1.Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры, 4 кл. ОАО «Издательство «Просвещение» 2.Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. Основы религиозных культур и светской этики . Основы исламской культуры, 4 кл., ОАО «Издательство «Просвещение» 3.А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева и др. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур, 4 кл., ОАО «Издательство «Просвещение» 4.Шемшурина А. И.. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики, 4 кл. ОАО «Издательство «Просвещение». 5. Чимитдоржиев В.Л. Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры , 4 кл., АО «Издательство «Просвещение» 6. Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В Основы религиозных культур и светской этики. Основы иудейской культуры, 4 кл., АО «Издательство «Просвещение». МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. Справочная литература. 2. Электронное приложение к учебному пособию А.В.Кураева. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Библиотека МЭШ.