обществознание

Рабочая программа учебного курса по Обществознанию для 6-9 класса
Программа данного курса подготовлена в соответствии с требованиями:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
-Требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования второго поколения;
-Примерной программы основного общего образования по обществознанию;
-ООПООО МАОУ «СОШ№4»
В рабочей программе сделана разбивка на 35 учебных часов, резерв учебных часов учитывается и указывается.
Обществознание является одним из основных гуманитарных предметов в системе общего образования, поскольку
должно обеспечить формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ
российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности,
толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ, гражданской активной позиции в
общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.
Основой учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования являются научные
знания об обществе и его основных сферах, о человеке в обществе. Учебный предмет «Обществознание» в основной
школе многогранно освещает проблемы человека и общества через призму основ наук: экономика, социология,
политология, социальная психология, правоведение, философия, акцентируя внимание на современные реалии жизни,
что способствует формированию у обучающихся целостной картины мира и жизни человека в нем.
Освоение учебного предмета «Обществознание» направлено на развитие личности обучающихся, воспитание,
усвоение основ научных знаний, развитие способности обучающихся анализировать социально значимую информацию,
делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам, выработку умений,
обеспечивающих адаптацию к условиям динамично развивающегося современного общества.
Учебный предмет «Обществознание» на уровне основного общего образования опирается на межпредметные
связи, в основе которых лежит обращение к таким учебным предметам, как «История», «Литература», «Мировая
художественная культура», «География», «Биология», что создает возможность одновременного прохождения тем по
указанным учебным предметам.
Планируемые результаты освоения учебного курса «Обществознание»
Выпускник научится:
 демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;
 распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;

 характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с
позиций общественного прогресса;
 различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
 выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности
человека в разных сферах общества;
 характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины
экологического кризиса;
 на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике
экологически рациональное поведение;
 раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
 конкретизировать примерами опасность международного терроризма.
Выпускник получит возможность научиться:
 наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
 выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления
общественного развития;
 осознанно содействовать защите природы.
Выпускник научится:
 раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
 различать отдельные виды социальных норм;
 характеризовать основные нормы морали;
 критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных
источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для
определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными
ценностями;
 раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из
истории и жизни современного общества;
 характеризовать специфику норм права;
 сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
 раскрывать сущность процесса социализации личности;

 объяснять причины отклоняющегося поведения;
 описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие
общества и человека;
 оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Выпускник научится:
 характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;
 описывать явления духовной культуры;
 объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
 оценивать роль образования в современном обществе;
 различать уровни общего образования в России;
 находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из
адаптированных источников различного типа;
 описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;
 объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
 учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной
деятельности;
 раскрывать роль религии в современном обществе;
 характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
Выпускник получит возможность научиться:
 описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
 характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;
 критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры,
как шоу-бизнес и мода.

Социальная сфера
Выпускник научится:
 описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и
группы;
 объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
 характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
 выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
 приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
 описывать основные социальные роли подростка;
 конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
 характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
 объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
 характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;
 раскрывать основные роли членов семьи;
 характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки
безопасных условий жизни;
 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами
разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных
конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
 раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
 выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;
 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами
разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных
конфликтов;
 формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать
собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
 использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;
 находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных
источников различного типа.

Политическая сфера жизни общества
Выпускник научится:
 объяснять роль политики в жизни общества;
 различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
 давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
 различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;
 раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
 называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
 характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
 осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
 соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.
Гражданин и государство
Выпускник научится:
 характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти
страны, описывать их полномочия и компетенцию;
 объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
 раскрывать достижения российского народа;
 объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
 называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;
 осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
 характеризовать конституционные обязанности гражданина.
Выпускник получит возможность научиться:
 аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;
 использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои
обязанности гражданина РФ.

Основы российского законодательства
Выпускник научится:
 характеризовать систему российского законодательства;
 раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
 характеризовать гражданские правоотношения;
 раскрывать смысл права на труд;
 объяснять роль трудового договора;
 разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
 характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
 характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
 конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
 характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
 раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
 анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми
правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка,
преступления;
 исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без
попечения родителей;
 находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников,
систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения
собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
 на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и
осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и
правопорядку;
 оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и
развитие;
 осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.
Экономика

Выпускник научится:
 объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
 различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей,
предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
 раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
 характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их;
анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;
 характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов,
выявлять роль конкуренции;
 объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета
государства;
 называть и конкретизировать примерами виды налогов;
 характеризовать функции денег и их роль в экономике;
 раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
 анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного
типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
 формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической
жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов
поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской
деятельности;
 раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
 характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
 использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;
 обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
Выпускник получит возможность научиться:
 анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из
неадаптированных источников;
 выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской
экономики;

 анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения
потребителя;
 решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в
экономической сфере деятельности человека;
 грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка
действий в конкретных ситуациях;
 сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые
ресурсы, составлять семейный бюджет.
Содержание учебного предмета «Обществознание»
Обществознание является одним из основных гуманитарных предметов в системе общего образования, поскольку
должно обеспечить формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ
российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности,
толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ, гражданской активной позиции в
общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.
Основой учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования являются научные
знания об обществе и его основных сферах, о человеке в обществе. Учебный предмет «Обществознание» в основной
школе многогранно освещает проблемы человека и общества через призму основ наук: экономика, социология,
политология, социальная психология, правоведение, философия, акцентируя внимание на современные реалии жизни,
что способствует формированию у обучающихся целостной картины мира и жизни человека в нем.
Освоение учебного предмета «Обществознание» направлено на развитие личности обучающихся, воспитание,
усвоение основ научных знаний, развитие способности обучающихся анализировать социально значимую информацию,
делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам, выработку умений,
обеспечивающих адаптацию к условиям динамично развивающегося современного общества.
Учебный предмет «Обществознание» на уровне основного общего образования опирается на межпредметные
связи, в основе которых лежит обращение к таким учебным предметам, как «История», «Литература», «Мировая
художественная культура», «География», «Биология», что создает возможность одновременного прохождения тем по
указанным учебным предметам.
Человек. Деятельность человека
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Индивид,

индивидуальность, личность. Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями.
Особенности подросткового возраста. Способности и потребности человека. Особые потребности людей с
ограниченными возможностями. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение.
Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества. Человек в малой
группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и способы
их разрешения.
Общество
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие общества.
Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей
стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Экологический кризис
и пути его разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Современное
российское общество, особенности его развития.
Социальные нормы
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи.
Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. Уважение
социального многообразия. Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор.
Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть.
Моральная ответственность. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права.
Право и мораль: общее и различия. Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль.
Социальная значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества. Научно-технический
прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. Образование, его значимость в условиях информационного
общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая
аттестация. Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества.
Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.
Социальная сфера жизни общества
Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус личности. Социальные
роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Семья и семейные отношения.
Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и
пути их разрешения. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия –
многонациональное государство. Социальная политика Российского государства.

Политическая сфера жизни общества
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки. Функции
государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы государственно-территориального
устройства. Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение
властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Политические партии и
движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Местное самоуправление.
Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.
Гражданин и государство
Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон государства.
Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Государственные символы России. Россия –
федеративное государство. Субъекты федерации. Органы государственной власти и управления в Российской
Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы.
Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской
Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов
государственной власти и граждан. Способы взаимодействия с властью посредством электронного правительства.
Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о
правах человека и правах ребенка.
Основы российского законодательства
Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. Правоотношения.
Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической
ответственности. Презумпция невиновности. Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых
договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав.
Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности
человека. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей,
оставшихся без попечения родителей. Особенности административно-правовых отношений. Административные
правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и
виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса
несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в
возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в
сфере образования. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Международное
гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
Экономика

Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность
ресурсов. Производство - основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства.
Производительность труда. Разделение труда и специализация. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и
их функции. Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм.
Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким
должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Роль государства в
экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции,
налоговые системы разных эпох.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги,
денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг,
онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в
реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых
махинаций. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники
доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция.
Тематическое планирование 6 класс
№
Темы урока
Дата
уро
ка
Общество и человек.
1
Введение.

2-3

Личность.
Индивидуаль
ность
человека.

Элементы содержания

Что мы уже знаем и умеем. Чем
мы будем заниматься в новом
учебном году. Как добиваться
успехов в работе в классе и
дома.

Характеристика основных видов
деятельности ученика (на уровне
учебных действий)

Вспомнить основные итоги прошлого
года обучения. Познакомиться с
основным содержанием курса 6
класса. Наметить перспективу
совершенствования умений и навыков
в процессе учебной деятельности.
Определить основные требования к
результатам обучения и критерии
успешной работы учащихся.
Человек и деятельность человека (12 ч)
Человек — личность.
Раскрывать на конкретных примерах
Личность. Социальные
смысл понятия «индивидуальность».
параметры личности.
Использовать элементы причинноИндивидуальность человека.
следственного анализа при

Измерители

Доп.
элементы

Качества сильной личности.
4-5

Как человек
познаёт мир и
самого себя.

Человек познаёт мир Познание
человеком мира и самого себя.
Самосознание и самооценка.
Способности человека.

6-7

Деятельность
и поведение.
Мотивы
деятельности.
Виды
деятельности.

Человек и его деятельность.
Деятельность человека, её
основные формы (труд, игра,
учение). Мотивы деятельности.
Связь между деятельностью и
формированием личности.
Знания и умения как условие
успешной деятельности.

8-9

Потребности
человека —
биологически
е,
социальные,
духовные.
Люди с
ограниченны
ми
возможностя
ми и особыми
потребностям
и.
Труд и образ
жизни людей:
как создаются

Потребности человека
Потребности человека —
биологические, социальные,
духовные. Индивидуальный
характер потребностей. Люди с
ограниченными возможностями
и особыми потребностями.
Духовный мир человека.
Мысли и чувства.

1011

На пути к жизненному успеху
Привычка к труду. Проблема
вы- бора профессии. Важность

характеристике социальных
параметров личности.
Характеризовать особенности
познания человеком мира и самого
себя. Оценивать собственные
практические умения, поступки,
моральные качества, выявлять их
динамику. Сравнивать себя и свои
качества с другими людьми и их
качествами. Приводить примеры
проявления различных способностей
людей.
Характеризовать деятельность
человека, её отдельные виды.
Описывать и иллюстрировать
примерами различные мотивы
деятельности. Использовать элементы
причинно-следственного анализа для
выявления связи между деятельностью
и формированием личности. Выявлять
условия и оценивать качества
собственной успешной деятельности.
Характеризовать и иллюстрировать
приме- рами основные потребности
человека; показывать их
индивидуальный характер. Описывать
особые потребности людей с
ограниченными возможностями.
Исследовать несложные практические
ситуации, связанные с проявлениями
духовного мира человека, его мыслей
и чувств.

Характеризовать и конкретизировать
примерами роль труда в достижении
успеха в жизни. Формулировать свою

материальные
блага.

1213

Человек в
социальном
измерении.

1415

Межличностн
ые
отношения.
Общение.

взаимопонимания и
взаимопомощи.

точку зрения на выбор пути
достижения жизненного успеха.
Показывать на примерах влияние
взаимопомощи в труде на его
результаты. Находить и извлекать
информацию о жизни людей,
нашедших своё призвание и
достигших успеха в жизни, из
адаптированных источников
различного типа
Практикум по теме «Человек в
Систематизировать знания,
социальном измерении»
полученные при изучении темы о
Человек — личность. Учимся
социальных чертах человека и их
узнавать и оценивать себя.
проявлении в деятельности. Создать
Учимся правильно
условия для отработки умений
организовывать свою
характеризовать сущность понятий
деятельность. Учимся
«личность», «индивидуальность»,
размышлять.
«деятельность»; иллюстрировать
конкретными примерами разнообразие
видов деятельности человека, его
потребности, внутренний мир и
понимание жизненного успеха.
Способствовать осознанию
практической значимости изученного
материала и возможности опоры на
полученные знания и умения в
собственной деятельности.
Социальная сфера жизни общества (10 ч)
Межличностные отношения
Описывать межличностные отношения
Человек и ближайшее
и их отдельные виды. Показывать
социальное окружение.
проявления сотрудничества и
Межличностные отношения.
соперничества на конкретных
Роль чувств в отношениях
примерах. Описывать с опорой на
между людьми.
примеры взаимодействие и
Сотрудничество и
сотрудничество людей в обществе.
соперничество. Солидарность,
Оценивать собственное отношение к
лояльность, толерантность,
людям других национальностей и
взаимопонимание.
другого мировоззрения. Исследовать

1617

1819

Социальные
общности и
группы.
Человек в
малой группе

Общение.
Особенности
общения со
сверстниками,
старшими и
младшими

Человек в группе Социальные
группы (большие и малые).
Человек в малой группе.
Группы формальные и
неформальные. Лидеры.
Групповые нормы общения.
Общение — форма отношения
человека к окружающему миру.
Цели общения. Средства
общения. Стили общения.
Особенности общения со
сверстниками, старшими и
младшими.

2021

Межличностн
ые
отношения.
Межличностн
ые конфликты
и пути их
разрешения.

Конфликты в межличностных
отношениях Межличностные
конфликты, причины их
возникновения. Агрессивное
поведение. Конструктивное
разрешение конфликта. Как
победить обиду и установить
контакт.

2223

Человек среди
людей

Практикум по теме «Человек
среди людей» Я и мои
знакомые, приятели, товарищи,

практические ситуации, в которых
проявились солидарность,
толерантность, лояльность,
взаимопонимание.
Описывать большие и малые,
формальные и неформальные группы.
Приводить примеры таких групп.
Характеризовать и иллюстрировать
примерами групповые нормы.
Описывать с опорой на примеры
взаимодействие и сотрудничество
людей в обществе.
Характеризовать общение как
взаимные деловые и дружеские
отношения людей. Иллюстрировать с
помощью примеров раз- личные цели и
средства общения. Сравнивать и
сопоставлять различные стили
общения. Выявлять на основе
конкретных жизненных ситуаций
особенности общения со
сверстниками, старшими и младшими.
Оценивать собственное умение
общаться
Описывать сущность и причины
возникновения межличностных
конфликтов. Характеризовать
варианты поведения в конфликтных
ситуациях. Объяснять, в чём
заключается конструктивное
разрешение конфликта.
Иллюстрировать объяснение
примерами. Выявлять и анализировать
собственные типичные реакции в
конфликтной ситуации.
Обобщить знания учащихся о
специфике, видах, проявлениях
межличностных отношений,

друзья. Я и группы, в которые я
вхожу. Как получить
удовольствие от общения. Как
победить обиду.

2425

2627

Человек
славен
добрыми
делами.
Мораль
Смелость

многообразии малых групп, в которые
входит личность, групповых нормах и
санкциях, роли лидера в группе,
значении, формах и средствах
общения, причинах, стадиях
межличностных конфликтов и
возможности их конструктивного
разрешения. Способствовать
осмыслению личного опыта участия в
различных видах межличностных
отношений, продуктивного общения со
сверстниками и людьми других
возрастов, использования раз- личных
стратегий разрешения конфликтов в
малых группах. Создавать условия для
осознания необходимости
толерантного, уважительного
отношения к другим людям,
практического освоения
конструктивных форм общения,
повышения конфликтной
компетентности. Совершенствовать
личностные, коммуникационные
универсальные учебные действия.
Сфера духовной культуры (8 ч)
Человек славен добрыми
Характеризовать и иллюстрировать
делами Человек славендобрыми примерами проявления добра.
делами. Доброе — значит,
Приводить примеры, иллюстрирующие
хорошее. Мораль. Золотое
золотое правило морали. Оценивать в
правило морали. Учимся делать модельных и реальных ситуациях
добро
поступки людей с точки зрения
золотого правила морали.
Будь смелым Смелость. Страх
На конкретных примерах давать
— защитная реакция человека.
оценку проявлениям мужества,
Преодоление страха. Смелость
смелости, случаям преодоления
и отвага. Противодействие злу. людьми страха в критических и
житейских ситуациях. Оценивать
предлагаемые ситуации, требующие

2829

Человечность

3031

Нравственные
основы жизни

3233

Заключительн
ые уроки

личного противодействия проявлениям
зла.
Человек и человечность.
Раскрывать на примерах смысл
Гуманизм — уважение и
понятия «человечность». Давать
любовь к людям. Внимание к
оценку с позиции гуманизма
тем, кто нуждается в поддержке конкретным поступкам людей,
описанным в СМИ и иных
информационных источниках. На
примерах конкретных ситуаций
оценивать проявление внимания к
нуждающимся в нём
Практикум по теме
Обобщить полученные при изучении
«Нравственные основы жизни» темы знания о добре, человечности,
Гуманизм и человечность
смелости как добродетелях. Развивать
вокруг нас. Они победили
умение анализировать материалы
страх. Спешите делать добро
СМИ, оценивать описанные в них
ситуации с точки зрения добродетелей.
Создать условия для расширения и
рефлексии собственного опыта
проявления внимания к нуждающимся
в нём людям.
Провести диагностику результатов
обучения в 6 классе. Подвести итоги
учебной работы за год. Наметить
перспективы обучения в 7 классе.
Резерв 2 часа

Тематическое планирование 7 класс
№ урока

Тема урока

1

Введение.

дата

Элементы содержания

Что мы уже знаем и умеем.
Чем мы будем заниматься в
новом учебном году. Как
добиваться успехов в работе

Характеристика основных
видов деятельности ученика
(на уровне учебных
действий)
Вспомнить основные итоги
прошлого года обучения.
Познакомиться с основным
содержанием курса 7 класса.

Измерители

Доп.элементы

в классе и дома.

2

Социальные
«параметры
личности»

3-4

Гражданские
правоотношения.
Нормы права.
Конституционные
обязанности
гражданина.

5-6

Закон и
правопорядок в
обществе.

Наметить перспективу
совершенствования умений и
навыков в процессе учебной
деятельности. Определить
основные требования к
результатам обучения и
критерии успешной работы
учащихся.
Социальные нормы (11 ч)
Что значит жить по правилам
Характеризовать на
Социальные нормы и
примерах социальные нормы
правила общественной
и их роль в общественной
жизни. Общественные
жизни
нравы, традиции и обычаи.
Правила этикета и хорошие
манеры.
Права и обязанности
Характеризовать
граждан Права и свободы
конституционные права и
человека и гражданина в
обязанности граждан РФ.
России, их гарантии.
Анализировать несложные
Конституционные
практические ситуации,
обязанности гражданина.
связанные с реализацией
Механизмы реализации и за
гражданами своих прав и
щиты прав и свобод человека
свобод. Называть права
и гражданина. Права ребёнка
ребёнка и характеризовать
и их защита. Защита прав и
способы их защиты.
интересов детей, оставшихся Приводить примеры защиты
без попечения родителей.
прав и интересов детей,
Особенности правового
оставшихся без попечения
статуса
родителей. Раскрывать
несовершеннолетних.
особенности правового
статуса
несовершеннолетних.
Почему важно соблюдать
Раскрывать значение
законы Необходимость
соблюдения законов для
соблюдения законов. Закон и обеспечения правопорядка.
правопорядок в обществе.
Объяснять и
Закон и справедливость.
конкретизировать фактами

7-8

Защита Отечества
— долг и
обязанность.

Защита Отечества Защита
Отечества. Долг и
обязанность. Регулярная
армия. Военная служба.
Важность подготовки к
исполнению воинского
долга.
Для чего нужна дисциплина
Дисциплина — необходимое
условие существования
общества и человека.
Общеобязательная и
специальная дисциплина.
Внешняя и внутренняя
дисциплина. Дисципли на,
воля и самовоспитание.

9

Дисциплина, воля
и самовоспитание.

10

Ответственность за
нарушение
законов.
Ответственность
несовершеннолетних.

Виновен — отвечай
Ответственность за
нарушение законов. Знать
закон смолоду.
Законопослушный человек.
Противозаконное поведение.
Преступления и проступки.
Ответственность
несовершеннолетних.

11

Правоохранительн
ые органы.

Кто стоит на страже закона
Правоохранительные органы

социальной жизни связь
закона и правопорядка,
закона и справедливости.
Характеризовать защиту
Отечества как долг и
обязанность гражданина РФ.
Приводить примеры
важности подготовки к
исполнению воинского долга
Раскрывать значение
дисциплины как
необходимого условия
существования общества и
человека. Характеризовать
различные виды
дисциплины. Моделировать
несложные практические
ситуации, связанные с
последствиями нарушения
общеобязательной и
специальной дисциплины.
Характеризовать
ответственность за
нарушение законов.
Определять черты
законопослушного
поведения. Моделировать
несложные практические
ситуации, связанные с
последствиями
противозаконного
поведения. Описывать и
иллюстрировать примерами
проявления ответственности
несовершеннолетних.
Называть
правоохранительные органы

Судебная система

12

Регулирование
поведения людей в
обществе.

13-14

Экономика и её
роль в жизни
общества.
Основные
участники
экономики

15

Профессионализм
и
профессиональная
успешность.
Трудовая этика.
Заработная плата.

Российской Федерации.
Судебные органы
Российской Федерации.
Полиция. Адвокатура.
Нотариат. Взаимоотношения
органов государственной
власти и граждан.

Российского государства.
Различать сферу
деятельности полиции,
правоохранительных
органов. Исследовать
несложные практические
ситуации, связанные с
деятельностью
правоохранительных
органов.
Практикум по теме
Систематизировать наиболее
«Регулирование поведения
часто задаваемые вопросы.
людей в обществе»
Устанавливать причины
актуальности тех или иных
вопросов для школьников.
Экономика (13 ч)
Экономика и её основные
Характеризовать роль
участники Экономика и её
потребителя и
основные участники.
производителя в экономике.
Натуральное и товарное
Приводить примеры их
хозяйство. Потребители,
деятельности. Описывать
производители.
различные формы
организации хозяйственной
жизни. Исследовать
несложные практические
ситуации, связанные с
выполнением социальных
ролей потребителя и
производителя.
Мастерство работника
Описывать составляющие
Мастерство работника.
квалификации работника.
Высококвалифицированный
Характеризовать факторы,
и малоквалифицированный
влияющие на размер
труд. Слагаемые
заработной платы.
профессионального успеха.
Объяснять взаимосвязь
Заработная плата и
квалификации, количества и
стимулирование труда.
качества труда.
Взаимосвязь количества и

16-17

Факторы
производства.
Новые технологии
и их возможности

18-19

Виды бизнеса.
Предприниматель.
Этика
предпринимателя.

20

Обмен, торговля,
реклама.

качества труда.
Производство, затраты,
выручка, прибыль
Производство,
производительность труда.
Факторы, влияющие на
производительность труда.
Роль разделения труда в
развитии производства.
Новые технологии и их
возможности. Издержки
производства. Что и как
производить. Выручка и
прибыль производителя.
Виды и формы бизнеса Виды
бизнеса. Роль
предпринимательства в
развитии экономики. Формы
бизнеса. Условия успеха в
предпринимательской
деятельности. Этика
предпринимателя.

Обмен, торговля, реклама
Обмен. Товары и услуги.
Стоимость, цена товара.
Условия выгодного обмена.
Торговля и её формы.
Реклама в современной
экономике.

Раскрывать роль
производства в
удовлетворении
потребностей общества.
Характеризовать факторы,
влияющие на
производительность труда.
Объяснять значение
разделения труда в развитии
производства. Различать
общие, постоянные и
переменные затраты
производства.
Объяснять значение бизнеса
в экономическом развитии
страны. Характеризовать
особенности
предпринимательской
деятельности. Сравнивать
формы организации бизнеса.
Исследовать несложные
практические ситуации,
связанные с достижением
успеха в бизнесе. Выражать
собственное отношение к
бизнесу с
моральноэтических позиций.
Объяснять условия
осуществления обмена в
экономике. Характеризовать
торговлю и её формы как
особый вид экономической
деятельности. Раскрывать
роль рекламы в развитии
торговли. Выражать
собственное отношение к
рекламной информации.

21

Деньги, их
функции

22-23

Экономика семьи.
Прожиточный
минимум.
Семейное
потребление.

24-25

Человек в
экономических
отношениях.

26

Человек — часть
природы.

Деньги, их функции Деньги.
Исторические формы
эквивалента стоимости.
Основные виды денег
Экономика семьи Экономика
современной семьи. Ресурсы
семьи. Личное подсобное
хозяйство. Семейный
бюджет. Источники доходов
семьи. Обязательные и
произвольные расходы.
Принципы рационального
ведения домашнего
хозяйства. Семейное
потребление. Прожиточный
минимум. Страховые услуги,
предоставляемые гражданам.
Практикум по теме «Человек
в экономических
отношениях»

Оценивать своё поведение с
точки зрения рационального
покупателя.
Описывать виды денег.
Раскрывать на примерах
функции денег
Раскрывать понятие
«семейный бюджет».
Приводить примеры
различных источников
доходов семьи. Различать
обязательные и
произвольные расходы.
Описывать закономерность
изменения потребительских
расходов семьи в
зависимости от доходов.

Обобщить знания и
расширить опыт решения
познавательных и
практических задач по
изучаемой теме.
Систематизировать наиболее
часто задаваемые вопросы.
Устанавливать причины
актуальности тех или иных
вопросов для школьников.
Человек (5 ч)
Человек — часть при- роды
Объяснять значение
Человек — часть природы.
природных ресурсов в жизни
Значение природных
общества. Характеризовать
ресурсов как основы жизни и
отношение людей к
деятельности человечества.
исчерпаемым ресурсам.
Проблема загрязнения
Описывать состояние
окружающей среды
неисчерпаемых богатств

27

Экологическая
ситуация в
современном
глобальном мире: как
спасти природу.

28

Законы Российской
Федерации,
направленные на
охрану окружающей
среды.

29-30

31-32

Человек и природа

Заключительные
уроки

Охранять природу — значит
охранять жизнь Охрана
природы. Цена
безответственного
отношения к природе.
Главные правила
экологической морали.
Закон на страже при- роды
Законы Российской
Федерации, направленные на
охра ну окружающей среды.
Участие граждан в
природоохранительной
деятельности.

Земли. Объяснять опасность
загрязнения воды, почвы и
атмосферы. Различать
ответственное и
безответственное отношение
к природе. Определять
собственное отношение к
природе.
Объяснять необходимость
активной деятельности по
охране природы.
Характеризовать смысл
экологической морали.

Характеризовать
деятельность государства по
охране природы. Называть
наказания, установленные
законом для тех, кто наносит
вред природе.
Иллюстрировать примерами
возможности общественных
организаций и граждан в
сбережении природы.
Практикум по теме «Человек Систематизировать наиболее
и природа»
часто задаваемые вопросы.
Устанавливать причины
актуальности тех или иных
вопросов для школьников.
Провести диагностику
результатов обучения в 7
классе. Подвести итоги
учебной работы за год.
Наметить перспективы
обучения в 8 классе
Резерв 3 часа

Тематическое планирование 8 класс
№
урока
1

Тема урока

дата

Элементы содержания

Введение

цц

Что мы уже знаем и
умеем. Чем мы будем
заниматься в новом
учебном году. Как
добиваться успехов в
работе в классе и дома.

2

Природа человека.
Деятельность человека,
её виды.

требования

Вспомнить основные
итоги прошлого года
обучения. Познакомиться
с основным содержанием
курса 8 класса. Наметить
перспективу
совершенствования
умений и навыков в
процессе учебной
деятельности.
Определить основные
требования к результатам
обучения и критерии
успешной работы
учащихся.
Глава 1. Человек и деятельность человека (6 часов)
Что делает человека
Выявлять отличия
человеком? Отличие
человека от животных.
человека от других
Объяснять человеческие
живых существ.
качества. Различать
Природное и
биологические и
общественное в
природные качества
человеке. Мышление и
человека.
речь — специфические
Характеризовать и
свойства человека.
конкретизировать приСпособность человека к
мерами биологическое и
творчеству. Деятельность
социальное в человеке.
человека, её виды. Игра,
Определять своё
учёба, труд. Сознание и
отношение к различным

измерители

Доп. элементы

Беседа.
Темы сообщений:
1.Человек глазами
древних
мудрецов.
2.Гуманизм: за и
против

Составить
словарь по теме.

Социализация
индивида.

деятельность. Познание
человеком мира и самого
себя.

3

Взаимодействие человека
и окружающей среды.
Место человека в мире
природы.

4

Что связывает людей в
обществе. Сферы
общественной жизни, их
взаимосвязь

качествам человека.
Выявлять связь между
мышлением и речью.
Объяснять понятие
«самореализация».
Определять и
конкретизировать
примерами сущностные
характеристики
деятельности. Приводить
примеры основных видов
деятельности.
Человек, общество,
Раскрывать смысл
природа. Что такое
понятия «ноосфера».
природа? Биосфера и
Оценивать утверждение о
ноосфера.
связи природы и
Взаимодействие человека
общества и
и окружающей среды.
аргументировать свою
Место человека в мире
оценку. Характеризовать
природы. Человек и
возможности
Вселенная. Человек.
человеческого разума.
Раскрывать значение
моральных норм.
Конкретизировать на
примерах влияние
природных условий на
людей. Анализировать и
оценивать текст с
заданных позиций.
Анализировать факты и
обосновывать сделанные
выводы.
Общество как форма
Выделять существенные
жизнедеятельности
признаки общества.
людей Общество как
Называть сферы
форма
общественной жизни и
жизнедеятельности
характерные для них
людей. Основные сферы
социальные явления.

Воп.2,3,4

Воп.7,10

Эволюция и
революция.

общественной жизни, их
взаимосвязь.
Общественные
отношения.

5

Общественный прогресс.
Глобальные проблемы
современности.

6

Личность.
Мировоззрение.
Жизненные ценности и
ориентиры.

Показывать на
конкретных примерах
взаимосвязь основных
сфер общественной
жизни.
Развитие общества
Выявлять изменения
Социальные изменения и
социальной структуры,
их формы. Развитие
связанные с переходом в
общества. Основные
постиндустриальное
средства связи и
общество. Анализировать
коммуникации, их
факты социальной
влияние на нашу жизнь.
действительности,
Человечество в XXI в.,
связанные с изменением
тенденции развития,
структуры общества.
основные вызовы и
Раскрывать смысл
угрозы. Глобальные
понятия «общественный
проблемы современности
прогресс». Приводить
примеры прогрессивных
и регрессивных
изменений в обществе.
Характеризовать и
конкретизировать фактами социальной жизни
перемены, происходящие
в современном обществе
(ускорение
общественного развития).
Использовать элементы
причинно-следственного
анализа при
характеристике
глобальных проблем.
Как стать личностью
Раскрывать на
Личность. Социальные конкретных примерах
параметры личности.
смысл понятия
Индивидуальность
«индивидуальность».
человека. Качества
Использовать элементы
сильной личности.
причинно-следственного

Работа с
документами.

Социализация индивида.
Мировоззрение.
Жизненные ценности и
ориентиры.

7

Личность и общество

8

Сфера духовной жизни и
её особенности

анализа при
характеристике
социальных параметров
личности. Выявлять и
сравнивать признаки,
характеризующие
человека как индивида,
индивидуальность и
личность. Описывать
агенты социализации,
оказывающие влияние на
личность. Исследовать
несложные практические
ситуации, в которых
проявляются различные
качества личности, её
мировоззрение,
жизненные ценности и
ориентиры.
Практикум по теме
Систематизировать
«Личность и общество»
наиболее часто
задаваемые вопросы.
Устанавливать причины
актуальности тех или
иных вопросов для
школьников.
Сфера духовной культуры (8 ч)
Сфера духовной жизни
Определять сущностные
Сфера духовной жизни и характеристики понятия
её особенности. Культура «культура». Различать и
личности и общества.
описывать явления
Диалог культур как черта
духовной культуры.
современного мира.
Находить и извлекать
Тенденции раз- вития
социальную информацию
духовной культуры в
о достижениях и
современной России.
проблемах культуры из
адаптированных
источников.

Творческое
задание.

Проблемные
задания.

9

Основные ценности и
нормы морали.
Гуманизм. Патриотизм

10

Долг и совесть

11

Моральный выбор

12

Образование и наука.

Мораль. Основные
ценности и нормы
морали. Гуманизм.
Патриотизм и
гражданственность.
Добро и зло — главные
понятия. Критерии
морального поведения

Долг и совесть Долг и
совесть. Объективные
обязанности и моральная
ответственность. Долг
общественный и долг
моральный. Совесть —
внутренний
самоконтроль человека
Моральный выбор — это
ответственность
Моральный выбор.
Свобода и
ответственность.
Моральные знания и
практическое поведение.
Нравственные чувства и
самоконтроль.
Образование Значимость

Характеризовать
духовные ценности
российского народа.
Выражать своё
отношение к тенденциям
в культурном развитии.
Объяснять роль морали в
жизни общества.
Характеризовать
основные принципы
морали. Характеризовать
моральную сторону различных социальных
ситуаций. Использовать
элементы причинноследственного анализа
для объяснения влияния
моральных устоев на
развитие общества и
человека.
Осуществлять рефлексию
своих нравствен-ных
ценностей

Беседа.

Приводить примеры
морального выбора.
Давать нравственные
оценки собственным
поступкам, по ведению
других людей

Сообщения.

Оценивать значение

Тест.

Образование и карьера

образования в условиях
информационного
общества.
Непрерывность
образования.
Самообразование.

13

Образование и наука

14

Роль религии в
культурном развитии.
Религиозные нормы.
Мировые религии.

15

Сфера духовной

Наука в современном
обществе Наука, её
значение в жизни
современного общества.
Нравственные принципы
труда учёного.
Возрастание роли
научных исследований в
современном мире.
Религия как одна из
форм культуры Религия
как одна из форм культуры. Роль религии в
культурном развитии.
Религиозные нормы.
Религиозные
организации и
объединения, их роль в
жизни современного
общества. Свобода
совести.
Практикум по теме

образования в
информационном
обществе. Извлекать
информацию о
тенденциях в раз- витии
образования из
различных источников.
Характеризовать с
опорой на примеры
современную
образовательную
политику РФ.
Обосновывать своё
отношение к
непрерывному
образованию.
Характеризовать науку
как особую систему
знаний. Объяснять
возрастание роли науки в
современном обществе.

Определять сущностные
характеристики религии
и её роль в культурной
жизни. Объяснять
сущность и значение
веротерпимости.
Раскрывать сущность
свободы совести.
Оценивать своё
отношение к религии и
атеизму.

Таблица, словарь.

Систематизировать

С.98-100

культуры.

16

Социальные различия в
обществе: причины их
возникновения и
проявления. Социальная
мобильность.
Социальные конфликты
и пути их разрешения.

«Сфера духовной
культуры»

наиболее часто
задаваемые вопросы.
Устанавливать причины
актуальности тех или
иных вопросов для
школьников. Уметь
применять нравственные
нормы к анализу и
оценке социальных
ситуаций. Выделять
нравственный аспект
поведения. Соотносить
поступки и события с
принятыми этическими
принципами. Уметь
строить устное речевое
высказывание, слушать и
вступать в диалог,
участвовать в
коллективном
обсуждении.
Социальная сфера жизни общества (5 ч)
Социальная структура
Выявлять и различать
общества Социальная
разные социальные
неоднородность
общности и группы.
общества: причины и
Раскрывать причины
проявления. Социальное социального неравенства.
неравенство.
Приводить примеры
Многообразие
различных видов
социальных общностей и социальной мобильности.
групп. Социальная
Характеризовать
мобильность.
причины социальных
Социальные конфликты
конфликтов, используя
и пути их разрешения.
межпредметные связи,
Изменения социальной
мате- риалы СМИ;
структуры с переходом в
показывать пути их
постиндустриальное
разрешения. Находить и
общество.
извлекать социальную

Карточки 1,2.

17

Основные социальные
группы современного
российского общества.
Отношения между
поколениями.

Социальные статусы и
роли Социальная
позиция человека в
обществе: от чего она
зависит. Ролевой
репертуар личности.
Гендерные различия:
социальные роли мужчин
и женщин. Изменение
статуса с возрастом.
Социальные роли
подростков. Отношения
между поколениями.

18

Нации и
межнациональные
отношения. Понятие
толерантности.

Нации и
межнациональные
отношения Этнические
группы.
Межнациональные
отношения. Отношение к

информацию о структуре
общества и направлениях
её изменения из
адаптированных
источников различного
типа.
Называть позиции,
определяющие статус
личности. Различать
предписанный и
достигаемый статусы.
Раскрывать и
иллюстрировать
примерами ролевой
репертуар личности.
Объяснять причины
ролевых различий по
тендерному признаку,
показывать их
проявление в различных
социальных ситуациях.
Описывать основные
социальные роли
старших подростков.
Характеризовать
межпоколенческие
отношения в
современном обществе.
Выражать собственное
отношение к проблеме
нарастания разрыва
между поколениями.
Знать и правильно
использовать в
предлагаемом контексте
понятия «этнос»,
«нация»,
«национальность».

Работа со схемой.

Опрос.

историческому
прошлому, традициям,
обычаям народа.
Взаимодействие людей в
многонациональном и
многоконфессиональном
обществе.

19

Отклоняющееся
поведение. Образ жизни
и здоровье.

20

Социальная сфера

21

Экономика и её роль в
жизни общества.
Экономические ресурсы

Конкретизировать
примерами из прошлого
и современности
значение общего
исторического прошлого,
традиций в сплочении
народа. Характеризовать
противоречивость
межнациональных
отношений в
современном мире.
Объяснять причины
возникновения
межнациональных
конфликтов и
характеризовать
возможные пути их
разрешения.
Отклоняющееся поОбъяснять причины
ведение. Отклоняющееся
отклоняющегося
поведение. Опасность
поведения. Оценивать
наркомании и
опасные последствия
алкоголизма для
наркомании и
человека и общества.
алкоголизма для человека
Социальная значимость
и общества. Оценивать
здорового образа жизни.
социальное значение
здорового образа жизни.
Практикум по теме
Систематизировать
«Социальная сфера»
наиболее часто
задаваемые вопросы.
Устанавливать причины
актуальности тех или
иных вопросов для
школьников.
Экономика (13 ч)
Экономика и её роль в
Раскрывать роль
жизни общества
экономики в жизни
Потребности и ресурсы.
общества. Объяснять

Проверочная
работа.

С.146-147

Задания с.162-163

и потребности.

Ограниченность
ресурсов и
экономический выбор.
Свободные и
экономические блага.
Альтернативная
стоимость (цена выбора)

22

Основные вопросы
экономики.

Главные вопросы
экономики Основные
вопросы экономики. Что,
как и для кого
производить. Функции
экономической системы.
Типы экономических
систем.

23

Собственность и её
формы

Собственность
Собственность. Право
собственности. Формы
собственности. Защита
прав собственности.

24

Рыночное регулирование
экономики: возможности

Рыночная экономика
Рынок. Рыночный

проблему
ограниченности
экономических ресурсов.
Различать свободные и
экономические блага.
Приводить примеры
принятия решения на
основе экономического
выбора
Описывать и
иллюстрировать
примерами решения
основных вопросов
участниками экономики.
Различать и сопоставлять
основные типы
экономических систем.
Характеризовать способы
координации
хозяйственной жизни в
различных
экономических системах.
Объяснять смысл
понятия «собственность».
Характеризовать и
конкретизировать примерами формы
собственности. Называть
основания для
приобретения права
собственности.
Анализировать
несложные практические
ситуации, связанные с
реализацией и защитой
прав собственности.
Характеризовать
рыночное хозяйство как

Задания с.176-177

Тест.

25

и границы. Виды рынков.
Законы рыночной
экономики

механизм регулирования
экономики. Спрос и
предложение. Рыночное
равновесие.

Производство. Товары и
услуги

Производство — основа
экономики
Производство. Товары и
услуги. Факторы
производства.
Разделение труда и
специализация.

один из способов
организации
экономической жизни.
Характеризовать условия
функционирования
рыночной экономической
системы. Описывать
действие рыночного
механизма формирования
цен на товары и услуги.
Формулировать
собственное мнение о
роли рыночного
механизма
регулирования
экономики в жизни
общества
Объяснять решающую
роль производства как
источника
экономических благ.
Различать товары и
услуги как результат
производства. Называть и
иллюстрировать
примерами факторы
производства. Находить и
извлекать социальную
информацию о
производстве из
адаптированных
источников. Исследовать
несложные практические
ситуации, связанные с
использованием
различных способов
повышения
эффективности

Задания с.189-190

26

Предприниматель. Этика
предпринимательства.

27

Роль государства в
рыночной экономике.
Государственный
бюджет. Налоги.

28

Неравенство доходов.

производства.
Предпринимательская
Описывать социальнодеятельность
экономическую роль и
Предпринимательство.
функции
Цели фирмы, её
предпринимательства.
основные
Сравнивать различные
организационноорганизационноправовые формы.
правовые формы
Современные формы
предпринимательской
предпринимательства.
деятельности. Объяснять
Малое
преимущества и
предпринимательство и
недостатки мало-го
фермерское хозяйство.
бизнеса. Выражать
собственное отношение к
проблеме соблюдения
морально-этических норм
в предпринимательстве.
Оценивать возможности
своего участия в
предпринимательской
деятельности.
Роль государства в
Характеризовать
экономике Роль
экономические функции
государства в экономике. государства. Описывать
Экономические цели и
различные формы
функции государства.
вмешательства
Государственный
государства в рыночные
бюджет. Налоги,
отношения. Различать
уплачиваемые
прямые и косвенные
гражданами.
налоги. Раскрывать
смысл понятия
«государственный
бюджет». Приводить
примеры
государственной
политики регулирования
доходов и расходов.
Распределение доходов.
Называть основные

Моделирование
поведенческих
ситуаций.

Задания 5,8,9

Письменные

Перераспределение
доходов

Распределение.
Неравенство до- ходов.
Перераспределение
доходов. Экономические
меры социальной
поддержки населения

29

Семейное потребление.
Прожиточный минимум.
Права потребителей

Потребление
Потребление. Семейное
потребление.
Прожиточный минимум.
Страховые услуги,
предоставляемые
гражданам.
Экономические основы
защиты прав
потребителя.

30

Инфляция. Роль банков в
экономике

Инфляция и семейная
экономика Реальные и
номинальные доходы.
Инфляция. Банковские
услуги, предоставляемые
гражданам. Формы
сбережений граждан.
Потребительский кредит

источники доходов
граждан. Раскрывать
причины неравенства
доходов населения.
Объяснять
необходимость
перераспределения
доходов.
Иллюстрировать
примерами
государственные меры
социальной поддержки
населения
Описывать
закономерность
изменения
потребительских
расходов семьи в
зависимости от доходов.
Характеризовать виды
страховых услуг,
предоставляемых
гражданам. Раскрывать
на примерах меры
защиты прав
потребителей.
Различать номинальные и
реальные доходы
граждан. Показывать
влияние инфляции на
реальные доходы и
уровень жизни
населения. Называть и
иллюстрировать
примерами формы
сбережений граждан.
Объяснять связь
семейной экономики с

задания.

Тест.

31

Занятость и безработица.
Причины безработицы

Безработица, её причины
и последствия Занятость
и безработица. Причины
безработицы.
Экономические и
социальные последствия
безработицы. Роль
государства в
обеспечении занятости.
Какие профессии
востребованы на рынке
труда.

32

Мировое хозяйство.
Международная торговля

Мировое хозяйство и
международная торговля
Мировое хозяйство.
Международная
торговля. Обменные
курсы валют.
Внешнеторговая
политика

инфляционными
процессами в стране.
Оценивать способы
использования
сбережений своей семьи
с точки зрения
экономической
рациональности.
Характеризовать роль
банков в сохранении и
приумножении доходов
населения.
Характеризовать
безработицу как
закономерное явление
рыночной экономики.
Называть и описывать
причины безработицы.
Различать экономические
и социальные
последствия
безработицы. Объяснять
роль государства в
обеспечении занятости.
Оценивать собственные
возможности на рынке
труда.
Описывать реальные
связи между участниками
международных
экономических
отношений.
Характеризовать
причины формирования
мирового хозяйства.
Характеризовать влияние
международной торговли
на развитие мирового

Опрос,
письменные
задания.

Работа с
карточками,
индивидуальные
задания.

33

Экономика

34

Заключительный урок

№
урока

Тема урока

1

Введение

хозяйства. Объяснять и
конкретизировать
примерами направления
внешнеторговой
политики государства.
Раскрывать смысл
понятия «обменный
валютный курс»
Практикум по теме
Систематизировать
«Экономика»
наиболее часто
задаваемые вопросы.
Устанавливать причины
актуальности тех или
иных вопросов для
школьников.
Провести диагностику
результатов обучения в 8
классе. Подвести итоги
учебной работы за год.
Наметить перспективы
обучения в 9 классе
Резерв 1 час

Дата

Тематическое планирование 9 класс
Элементы содержания Характеристика основных
видов деятельности
ученика (на уровне
учебных действий)
Вспомнить основные
итоги прошлого года
обучения. Познакомиться

Тест.

Измерители

Доп.элементы

2

3

Политика. Власть.
Внутренняя и
внешняя политика.
Сущность
государства.
Суверенитет.
Государственное
управление. Формы
государства

4

Политический
режим. Демократия.

5

Правовое
государство.
Верховенство права

6

Гражданское
общество и правовое

с основным содержанием
курса 9 класса. Наметить
перспективу
совершенствования
умений и навыков в
процессе учебной
деятельности. Определить
основные требования к
результатам обучения и
критерии успешной
работы учащихся.
Политика (9 ч)
Политика и власть.
Характеризовать власть и
Роль политики в жизни политику как социальные
общества.
явления.
Государство, его
Раскрывать признаки
существенные
суверенитета. Различать
признаки. Функции
формы правления и
государства.
государственного
Внутренняя и внешняя
устройства.
политика государства.
Государственный
суверенитет.
Политический режим.
Сопоставлять различные
Демократия и
типы политических
тоталитаризм.
режимов. Называть и
Демократические
раскрывать основные
ценности. Развитие
принципы
демократии в
демократического
современном мире
устройства.
Правовое государство
Раскрывать принципы
Правовое государство.
правового государства.
Разделение властей.
Характеризовать
Условия становления
разделение властей.
правового государства
в РФ.
Гражданское общество
Раскрывать сущность
и государство
гражданского общества.

С.10-11
Письменные
задания, опрос.

Словарь.

Составление
схемы.

Работа с
документом.

Особенности
политического

государство.

7

Участие граждан в
политической жизни.
Местное
самоуправление.

8

Политические партии
и движения, их роль
в общественной
жизни.

9-10

Политика.

Гражданское
Характеризовать местное
общество. Местное
самоуправление.
самоуправление. Пути
формирования
гражданского
общества в РФ.
Участие граждан в
Анализировать влияние
политической жизни
политических отношений
Участие граждан в
на судьбы людей.
политической жизни.
Проиллюстрировать
Гражданская
основные идеи темы на
активность. Участие в
примерах из истории,
выборах.
современных событий,
Отличительные черты
личного социального
выборов в
опыта. Описывать
демократическом
различные формы участия
обществе. Референдум.
гражданина в
Выборы в РФ.
политической жизни.
Опасность
Обосновывать ценность и
политического
значимость гражданской
экстремизма.
активности. Приводить
примеры
гражданственности.
Политические партии
Назвать признаки
и движения
политической партии и
Политические партии
показать их на примере
и движения, их роль в
одной из партий РФ.
общественной жизни.
Характеризовать
Политические партии
проявления
и движения в РФ.
многопартийности.
Участие партий в
выборах.
Практикум по теме
Систематизировать
«Политика»
наиболее часто
задаваемые вопросы.
Устанавливать причины
актуальности тех или
иных вопросов для

процесса в
России.

С.57-58

С.64-65
Воп.5,7,9

Опрос,
практические
задания.
Тест.

Политическая
идеология

11

Право, его роль в
жизни человека,
общества,
государства.

12

Правоотношения,

школьников. Уметь
объяснять явления и
процессы социальной
действительности с
опорой на изученные
понятия. Находить
нужную социальную
информацию, адекватно
её воспринимать,
применяя основные
обществоведческие
термины и понятия,
преобразовывать в
соответствии с решаемой
задачей. Анализировать
реальные социальные
ситуации. Выбирать
адекватные способы
деятельности. Уметь
выполнять
познавательные и
практические задания, в
том числе с
использованием
проектной деятельности.
Право (18 ч)
Роль права в жизни
Объяснять, почему закон
общества и
является нормативным
государства Право, его
актом высшей
роль в жизни человека,
юридической силы.
общества, государства. Сопоставлять позитивное
Понятие нормы права.
и естественное право.
Нормативно-правовой
Характеризовать
акт. Виды
основные элементы
нормативных актов.
системы российского
Система
законодательства.
законодательства.
Правоотношения и
Раскрывать смысл

С.77-78
Вопросы
письменно

С.83-84

субъекты права.

13

Правонарушения и
юридическая
ответственность.
Понятие
правонарушения.

субъекты права
понятия
Сущность и
«правоотношения»,
особенности правопоказывать на примерах
отношений, различия и отличия правоотношений
возможности
от других видов
осуществления
социальных отношений.
действий участников
Раскрывать смысл
правоотношений, мера
понятий «субъективные
дозволенного,
юридические права» и
субъекты
«юридические
правоотношений,
обязанности участников
правоспособность и
правоотношений».
дееспособность,
Объяснять причины
физические и
субъективности прав и
юридические лица,
юридического
юридические действия, закрепления обязанностей
правомерные и
участников
противоправные
правоотношений.
юридические действия, Раскрывать особенности
события.
возникновения
правоспособности и
дееспособности у
физических и
юридических лиц.
Объяснять причины этих
различий. Называть
основания возникновения
правоотношений.
Правонарушения и
Различать
юридическая
правонарушение и
ответственность
правомерное поведение.
Понятие
Называть основные виды
правонарушения.
и признаки
Признаки и виды
правонарушений.
правонарушений.
Характеризовать
Понятия и виды
юридическую
юридической
ответственность в
ответственности.
качестве критерия

С.92

Презумпция
невиновности.
14

Правоохранительные
органы

Правоохранительные
органы
Правоохранительные
органы РФ. Судебная
система РФ.
Адвокатура. Нотариат.

15-16

Конституция
Российской
Федерации — Основной закон
государства.

Конституция
Российской
Федерации. Основы
конституционного
строя Этапы развития
Конституции. Закон
высшей юридической
силы. Главные задачи
Конституции.
Конституционный
строй. Основы
государства. Основы
статуса человека и
гражданина. Основные
принципы
конституционного
строя.

17-18

Личные
(гражданские) права,

Права и свободы
человека и гражданина

правомерного поведения.
Объяснять смысл
презумпции
невиновности.
Называть основные
правоохранительные
органы РФ. Различать
сферы деятельности
правоохранительных
органов и судебной
системы. Приводить
примеры деятельности
правоохранительных
органов.
Характеризовать
Конституцию РФ как
закон высшей
юридической силы.
Приводить конкретные
примеры с опорой на
текст Конституции РФ,
подтверждающие её
высшую юридическую
силу. Называть главные
задачи Конституции.
Объяснять, какие
принципы правового
государства отражены в
статьях 2, 10, 15, 17, 18
Конституции РФ.
Характеризовать
принципы федерального
устройства РФ.
Проводить различия
между статусом человека
и статусом гражданина.
Объяснять смысл понятия
«права человека».

Проблемные
задания
С.101-102

Работа с
нормативным
документом

С.134

социальноэкономические и
культурные права,
политические права
и свободы
российских граждан.

19

Как защищаются
права человека в
России. Особенности
гражданских
правоотношений.
Гражданскоправовые споры.

20

Трудовые
правоотношения.
Права, обязанности и
ответственность
работника и
работодателя.

Понятие прав, свобод и
Объяснять, почему
обязанностей.
Всеобщая декларация
Всеобщая декларация прав человека не является
прав человека — идеал
юридическим
права. Воздействие
документом.
международных
Классифицировать права
документов по правам
и свободы (приводить
человека на
примеры различных
утверждение прав и
групп прав).
свобод человека и
гражданина в РФ.
Гражданские
Характеризовать
правоотношения
особенности гражданских
Сущность
правовых отношений.
гражданского права.
Называть виды и
Особенности
приводить примеры
гражданских
гражданских договоров.
правоотношений.
Раскрывать особенности
Виды договоров.
гражданской
Гражданская
дееспособности
дееспособность
несовершеннолетних.
несовершеннолетних.
Находить и извлекать
Защита прав
информацию о правах
потребителя.
потребителя,
предусмотренных
законом РФ. Раскрывать
на примерах меры защиты
прав потребителе
Право на труд.
Называть основные
Трудовые
юридические гарантии
правоотношения
права на свободный труд.
Трудовые
Характеризовать
правоотношения.
особенности трудовых
Трудовой кодекс РФ.
правоотношений.
Право на труд.
Объяснять роль трудового
Трудовые
договора в отношениях
правоотношения.
между работниками и
Права, обязанности и
работодателями.

С.149

С.152

21

Семейные
правоотношения.
Правоотношения
родителей и детей.

22

Административные
правоотношения.
Административные
правонарушения.

23

Преступление и

взаимная
ответственность
работника и
работодателя.
Особенности
положения
несовершеннолетних в
трудовых
правоотношениях.
Семейные
правоотношения
Семейные
правоотношения.
Семейный кодекс РФ.
Сущность и
особенность семейных
правоотношений.
Правоотношения
супругов.
Правоотношения
родителей и детей
Административные
правоотношения
Административные
правоотношения.
Кодекс РФ об
административных
правонарушениях.
Административные
правонарушения. Виды
административных
наказаний.

Уголовно-правовые

Раскрывать особенности
положения
несовершеннолетних в
трудовых
правоотношениях.

Объяснять условия
заключения и
расторжения брака.
Приводить примеры прав
и обязанностей супругов,
родителей и детей.
Находить и извлекать
информацию о семейных
правоотношениях из
адаптированных
источников различного
типа.
Определять сферу
общественных
отношений,
регулируемых
административным
правом. Характеризовать
субъектов
административных
правоотношений.
Указывать основные
признаки
административного
правонарушения.
Характеризовать значение
административных
наказаний.
Характеризовать

Семейный
кодекс.
С.163-165

Работа с
документом и
схемой.

Уголовный

наказание. Правовая
ответственность
несовершеннолетних.

отношения Основные
понятия и институты
уголовного права.
Понятие преступления.
Пределы допустимой
самообороны.
Уголовная
ответственность
несовершеннолетних.

24

Социальная политика
государства

Социальные права
Социальная политика
государства. Право на
жилище. Право на
социальное
обеспечение. Здоровье
под охраной закона.

25

Международное
гуманитарное право.
Международноправовая защита
жертв вооружённых
конфликтов.

Международноправовая защита жертв
вооруженных
конфликтов.
Международное
гуманитарное право.
Международноправовая защита жертв
вооруженных
конфликтов. Право на
жизнь в условиях
вооружённых
конфликтов. Защита
гражданского

особенности уголовного
права и уголовноправовых отношений.
Указывать объекты
уголовно-правовых
отношений. Перечислять
важнейшие признаки
преступления. Отличать
необходимую оборону от
самосуда.
Характеризовать
специфику уголовной
ответственности
несовершеннолетних.
Называть основные
социальные права человека. Раскрывать понятие
«социальное
государство». На
конкретных примерах
конкретизировать
основные направления
социальной политики
нашего государства.
Объяснять сущность
гуманитарного права.
Характеризовать
основные нормы,
направленные на защиту
раненых, военнопленных,
мирного населения.
Указывать методы и
средства ведения войны,
которые запрещены.
Объяснять значение
международного
гуманитарного права.
Раскрывать смысл

кодекс .

С.190-191

С.198-199
Работа с
документом

26

Законодательство в
сфере образования.

27-28

Право.

населения в период
вооружённых
конфликтов.
Правовое
регулирование
отношений в сфере
образования.
Законодательство в
сфере образования.
Получение
образования — и
право, и обязанность.
Практикум по теме
«Право»

понятия «военное
преступление».
Объяснять смысл понятия
«право на образование».
Различать право на
образование
применительно к
основной и полной
средней школе.
Объяснять взаимосвязь
права на образование и
обязанности получить
образование.
Систематизировать
наиболее часто
задаваемые вопросы.
Устанавливать причины
актуальности тех или
иных вопросов для
школьников. Определять
собственное отношение к
реалиям социальноправовой деятельности.
Формировать знания о
ключевых правовых
понятиях, нормах,
понимание их роли как
решающих регуляторов
жизни человека и
общества. Уметь
применять эти знания к
анализу и оценке
реальных социальных
ситуаций. Осознанно
строить высказывания,
слушать и вступать в
диалог, участвовать в

Закон «Об
образовании»

Практические
задания.

31

Культура.
Культурные нормы.
Формы культуры.
Религия.

32

Образование и наука.

33
34

Искусство.

29
30

коллективном
обсуждении.
Духовная сфера (5 ч)
Сообщения.
Религия как одна из
форм культуры
Религия как одна из
форм культуры. Роль
религии в культурном
развитии. Религиозные
нормы. Религиозные
организации и
объединения, их роль в
жизни современного
общества. Свобода
совести.
Образование
Значимость
образования в
условиях
информационного
общества.
Непрерывность
образования.
Самообразование.
Практикум «Духовная
сфера».

Определять сущностные
характеристики религии и
её роль в культурной
жизни. Объяснять
сущность и значение
веротерпимости.
Раскрывать сущность
свободы совести.
Оценивать своё
отношение к религии и
атеизму.

Вопросы

Характеризовать науку
как особую систему
знаний. Объяснять
возрастание роли науки в
современном обществе.

Беседа.

Систематизировать
наиболее часто
задаваемые вопросы.
Устанавливать причины
актуальности тех или
иных вопросов для
школьников.
Резерв 1 час

Практические
задания.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».