Рабочая программа по географии 5-9

1

2

«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА» 10-11 КЛАСС
Пояснительная записка

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004
года № 1089;

Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №
1312 от 09. 03. 2004.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в

В рабочей программе сделана разбивка часов на 35 учебных недель в 10 классе и на 34 – в 11 классе, также имеется обязательный
резерв учебного времени;

При составлении учтена реализация регионального, национально-регионального компонента образования включен учебный
материал в темы:
- 10-11 класс: «Современная политическая карта мира», «География мировых природных ресурсов», «География отраслей мирового
хозяйства», « Глобальные проблемы человечества».

Цели:
 освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире,
взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных
проблем человечества и путях их решения;, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и
процессов;
 овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных,
социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с
важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
 воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и кул ьтурам, бережного отношения к
окружающей среде;
 использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний
и умений, а также географической информации.
• нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы,
геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов
международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций
их возможного развития;

3

• понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития
международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на
изучение предмета 70 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м и 11-м классах.
Примерная программа рассчитана на 70 учебных часов. Резервное время, при этом, составляет 10 часов и
предусматривает возможность некоторого расширения объема и глубины изучения отдельных разделов или использования
разнообразных форм организации учебного процесса, новых педагогических технологий, практических работ в зависимости
от конкретных условий обучения.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими
универсальными способами деятельности. На базовом уровне назовем следующие:
— умения работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;
— определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения
сопоставления, оценки и классификации объектов;
— поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных
системах;
— обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;
— владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической
деятельности.
Результаты обучения
Особое место в требованиях к уровню подготовки выпускников на базовом уровне занимает рубрика «Уметь», в
которую включены требования, связанные с применением приобретенных знаний: сравнивать, оценивать, объяснять.
Формирование умений предусматривает также применение разнообразных источников географической информации, а
также географические характеристики регионов и стран мира; таблиц, картосхем, простейших карт, моделей, отражающих
географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни»
представлены практико-ориентированные умения, необходимые, например, для понимания географической специфики
крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и
образовательных программ, различных видов человеческого общения.

4

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ГЕОГРАФИЯ МИРА (X-XI классы)
(70 часов)
Раздел. Современные методы географических исследований.
Источники географической информации (4 часа).
Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая
карта – особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура.
Статистический метод – один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и
процессов. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции,
стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство
получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных.
Практические работы
Анализ карт различной тематики.
Обозначение на контурной карте основных географических объектов.
Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные географические явления и процессы, их
территориальные взаимодействия.
Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития
географических явлений и процессов.
Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление ее в
графической и картографической форме.
Раздел. Природа и человек в современном мире (6 часов)
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы
«дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный
потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли.
Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов
различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.
Практические работы

5

Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.
Раздел. Население мира (5 часов)
Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции
населения. Их типы и виды. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по
образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира.
Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира.
Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран
и регионов мира.
Практические работы
Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.
Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах
мира.
Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира.
Раздел. География мирового хозяйства (10 часов)
Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей. Международное
географическое разделение труда.
Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные
корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.
Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных
экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых отношений. Крупнейшие международные отраслевые и
региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.
Практические работы
Определение стран – экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья;
районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг.
Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную
специализацию стран и регионов мира.
Раздел. Регионы и страны мира (не менее 20 часов)
Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современного мира по размерам территории,
численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран. Экономически

6

развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа;
ключевые страны; страны внешнеориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы).
Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира. Особенности географического
положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного
социально-экономического развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а
также Австралии.
Практические работы
Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий.
Составление комплексной географической характеристики стран разных типов и крупных регионов мира; определение
их географической специфики.
Раздел. Россия в современном мире (10 часов)
Россия на политической карте мира. Изменение географического положения России во времени. Характеристика
современных границ государства. Современное геополитическое положение России.
Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда; география отраслей ее
международной специализации.
Характеристика современного этапа преобразований закрытой экономики прошлого в открытую экономику будущего.
Россия в системе международных финансово-экономических и политических отношений.
Особенности географии и структуры международной торговли. Крупнейшие торговые партнеры России. Структура
внешнеторгового баланса. Основные формы внешних экономических связей. Участие России в международных отраслевых и
региональных организациях. Россия и страны Содружества независимых государств (СНГ). Участие
России в
Международных социально-экономических и геоэкологических проектах.
Практические работы
Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России,
тенденций их возможного развития.
Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленной и сельскохозяйственной
продукции.
Раздел. Географические аспекты современных глобальных
проблем человечества (5 часов)
Природа и цивилизация. Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географические аспекты
глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая

7

проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран.
Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных
регионов Земли.
Практические работы
Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других
глобальных проблем человечества.
Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни; географических аспектов различных
текущих событий и ситуаций.
Резервное время – 10 часов.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать

основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные
сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику;
различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его
основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социальноэкономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические
аспекты глобальных проблем человечества;

особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном
географическом разделении труда;
уметь

определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных,
социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

8


оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую
ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных,
антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными,
социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием
разнообразных факторов;

составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы,
диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их
территориальные взаимодействия;

сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы,
геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий
международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций
их возможного развития;

понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного
развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого
общения.

КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ГЕОГРАФИЯ 10 КЛАСС 35 час.
Название
раздела,
№
темы
урока
Введение

Цели урока

Вид
урока

Ознакомить
Вводная
учащихся со структурой беседа
курса, с источниками
информации,
с

Базовые
Практи
требования
к
ческие
уровню подготовки
работы
обучающихся
знать/понимать
основные
географические
понятия и термины;

Номенк
латура

9

2

особенностями
учебника; Современные

методы
географических
исследований.
Источники
географической
информации
Сформировать
Тема
представление о
«Современная
разнообразии современного
политическая
карта мира» (4 ч.) мира, показать место России
Многообразие стран в мире; развивать умение
современного мира. слушать лекцию и вести
записи конспекта материала
урока

традиционные
и
новые
методы
географических
исследований;
Вводная
лекция с
элементами
беседы

3

Международные
отношения и
политическая карта
мира.

Расширить знания о
классификации стран;
закрепить знание
номенклатуры

4

Государственный
строй стран мира.

Дать знания о формах
государственного правления
и административногосударственного
устройства; закрепить
знание номенклатуры

Изучение
нового
материала

5

Политическая
география.
Урок контроля
знаний по теме.
«Современная
политическая карта
мира».

Показать влияние
международных отношений
на политическую карту
мира; научить учащихся
давать оценку ПГП страны;
формировать умение вести
дискуссию; дать знания о

Урок
контроля
знаний

знать/понимать
классификацию стран,
приводить примеры
крупнейших стран по
размерам территории,
численности населения,
особенностям
географического
положения.
типологию стран,
приводить примеры
стран
уметь показывать на
ПКМ и обозначать на
контурной карте страны
мира.
знать различия стран по
форме правления и
государственного
устройства стран.

№1
Характеристика
политикогеографическог
о положения
страны( Анализ

Страны,
относящиеся
к различным
типам и группам
Новые
индустриальные
страны

№2 Составление
систематизирова
нной таблицы
«Государственн
ый строй стран
мира».

Страны с
различным
государственны
м
устройством и
формой
правления

карт различной
тематики)

Страны,
входящие в
Международные
организации
(наиболее
влиятельные и
значительные)

10

6

7

Тема «География
мировых
природных
ресурсов.
Загрязнение и
охрана
окружающей среды
(5ч.)
Взаимодействие
общества и
природы.
Оценка мировых
природных
ресурсов.
Минеральные,
земельные, водные
и биологические
ресурсы.

политической географии и
геополитике;
Проверить усвоение знаний
по теме; закрепить знание
основных терминов и
понятий темы; обобщить
знания по теме
«Политическая карта мира
Природа и человек в
современном мире

Сформировать понятие
«Географическая среда»,
«природопользование».
Определить степень
воздействия человеческого
фактора на состояние
окружающей
среды в развитых и
развивающихся странах.
Формировать экологическое
мышление учащихся.
Дать понятие
«ресурсообеспеченности»;
сформировать
представление об основных
закономерностях
размещения минеральных
ресурсов мира и
обеспеченности стран и
регионов полезными
ископаемыми; формировать
умение определять по
таблицам и картам степень
ресурсообеспеченности
стран и регионов мира;
развивать умения и навыки
работы с картами и текстом.

Вводная
лекция

знать/понимать виды
природных ресурсов
оценивать и объяснять,
степень природных,
антропогенных
изменений отдельных
территорий.

оценивать и объяснять,
степень природных,
антропогенных и
техногенных изменений
отдельных территорий;
знать/понимать
особенности размещения
основных видов
природных ресурсов, их
главные месторождения
и территориальные
сочетания

№3 Оценка
ресурсообеспече
нности
отдельных стран
или регионов
мира(ТЭК)

Государства,
имеющие
практически все
известные виды
ресурсов:
Россия, США,
Китай, Индия,
Бразилия
Австралия
Страны-лидеры
по запасам
основных видов
минерального
сырья. Страны,
наиболее
обеспеченные
данными

11

Формировать умение давать
оценку природным ресурсам
мира; формировать
представление о
размещении природных
ресурсов на планете;
формировать умение
работать с картами, со
статистическими
материалами, составлять
конспекты, планы.
Ознакомить учащихся с
9 Загрязнение и
охрана окружающей проблемой антропогенного
среды.
загрязнения окружающей
среды, источниками
загрязнения атмосферы,
гидросферы, литосферы;
рассмотреть три главных
пути решения проблем
охраны окружающей среды
Научить выделять научные
10 Географическое
ресурсоведение и
концепции, относящиеся к
геоэкология.
географическому
Урок обобщения и
ресурсоведению и
закрепления знаний. геоэкологии; .
Геоэкологические проблемы
регионов различных типов
природопользования.
Обобщить знания по теме
«Мировые природные
ресурсы»
Закрепить знания по теме
11 Урок контроля
знаний по теме
«География мировых
8

Ресурсы Мирового
океана,
космические и
рекреационные
ресурсы.

Урокконференция

уметь анализировать
карты
природопользования,
космические снимки,
аналитический материал
с целью выявления
районов острых
геоэкологических
ситуаций.

Урок-семинар

уметь анализировать
карты
природопользования с
целью выявления
районов острых
геоэкологических
ситуаций.

Комбинирова
нный урок

уметь анализировать
карты
природопользования с
целью выявления
районов острых
геоэкологических
ситуаций.

Урок
контроля

уметь анализировать
карты

№4 Оценка
ресурсообеспече
нности
отдельных
стран мира

ресурсами.
Северный и
южный
лесные пояса
География
рекреационных
ресурсов,
электростанций,
использующих
альтернативные
источники
энергии,
важнейшие р-ны
морского
промысла

12
«География
мировых
природных
ресурсов»
12 Тема «Население
мира» (6ч.)
Численность и
воспроизводство
населения.

13 Состав (структура)
населения.

14 Размещение и
миграция
населения.

природных ресурсов»;
проверить знания и умения
по этой теме.

знаний

Сформировать
представление о
численности населения
Земли, о типах
воспроизводства населения,
о демографической
политике в странах с разным
типом воспроизводства
населения, о
продолжительности жизни;
выявить закономерности
динамики численности
мирового населения
Выявить географические
особенности полового и
возрастного состава
населения мира;
сформировать
представление об
этническом составе
населения мира, о мировых
религиях и их
распространении.
Сформировать
представление об
особенностях размещения
населения по планете;
ознакомиться с основными
миграционными явлениями
в мире

Вводная
лекция

природопользования с
целью выявления
районов острых
геоэкологических
ситуаций.
знать/понимать
численность и динамику
населения мира,
отдельных регионов и
стран; демографическую
ситуацию, различия в
уровне и качестве жизни
населения.
Оценка основных
показателей уровня и
качества жизни
населения.

№5 Объяснение
процессов
воспроизводства
населения в двух
регионах мира

Урок – лекция знать/понимать
с элементами этногеографическую
беседы
специфику стран.
Анализ карт населения.

№6 Составление
сравнительной
оценки
трудовых
ресурсов стран и
регионов мира.

Урок-беседа

№7 Объяснение
причин
миграционных
процессов .

знать/понимать мировые
религии, их география,
основные очаги
этнических и
конфессиональных
конфликтов

Оценка
особенностей
уровня и качества
жизни населения в
разных странах и
регионах мира.

Страны с
максимальным и
отрицательным
ЕП населения,
разными
типами
воспроизводства
населения,
разной
сложившейся
демографическо
й
ситуацией

13
15 Городское и
сельское население
Урбанизация

Сформировать
представление об
урбанизации, как всемирном
процессе

Урок-лекция с знать/понимать
элементами
проблемы современной
беседы
урбанизации
уметь оценивать и
объяснять уровни
урбанизации и
территориальной
концентрации населения
Урок-беседа

16 Общение знаний по
теме «Население
мира»
17 Зачет по теме
«Населения мира».

Обобщить знания и умения
по разделу «Население».
Закрепить знания по теме
«Население»

Тестовый
контроль

18 Тема «География
мирового
хозяйства»
( 5 ч. )
НТР. Характерные
черты и составные
части.
19 Мировое хозяйство.

Сформировать понятие
«научно-техническая
революция»; познакомить с
частями и чертами НТР;
формировать умение
составлять конспект по
тексту и лекции учителя
Сформировать понятие
«мировое хозяйство»,
«международное
географическое разделение
труда», «международная
экономическая
интеграция», ТНК;
ознакомить с причинами
специализации стран мира, с
ролью ТНК в экономике
развитых стран; дать
представление о роли МГРТ
в формировании мирового
хозяйства; развить умение
составлять конспекты урока-

Лекция с
элементами
самостоятель
ной работы с
текстом
учебника

уметь работать с
источниками
информации, составлять
схемы, отражающие
закономерности

Урок-лекция

уметь составлять
таблицы, картосхемы,
диаграммы, простейшие
карты, модели,
отражающие
географические
закономерности
различных явлений и
процессов, их
территориальные
взаимодействия;

№8 Объяснение
региональных и
межотраслевых
различий в
занятости
населения

№9
Характеристика
центров
мирового
хозяйства

Важнейшие
промышленные
районы мира,
крупные
монополии мира

14
20 Отраслевая и
территориальная
структура мирового
хозяйства.

лекции, составлять ЛОС
(логические опорные схемы)
Показать особенности
отраслевой и
территориальной структуры
и воздействие НТР на эти
структуры

21 Воздействие НТР на
отраслевую и
территориальную
структуру
хозяйства.

Дать понятия:
«региональная политика»,
«депрессивный район»,
«район нового освоения»,
«постиндустриальная
структура экономики»,
«высокоразвитый район».

22 Факторы
размещения
производительных
сил.

Познакомить с различными
факторами размещения
хозяйства

23 Итоговое занятие по Закрепить знания по теме
теме: «НТР и
«НТР и Мировое хозяйство»
Мировое
хозяйство»
Контроль знаний.

Урок-лекция с
элементами
самостоятель
ной работы

уметь составлять
таблицы, картосхемы,
диаграммы, простейшие
карты, модели,
отражающие
географические
закономерности
различных явлений и
процессов, их
территориальные
взаимодействия
Урок-лекция с уметь составлять
элементами
таблицы, картосхемы,
самостоятель диаграммы, простейшие
ной работы
карты, модели,
отражающие
географические
закономерности
различных явлений и
процессов, их
территориальные
взаимодействия
Урок-лекция с знать/понимать факторы
элементами
размещения
самостоятель производства.
ной работы
уметь сопоставлять
карты разной тематики,
анализ экономических
карт составлять таблицы,
картосхемы
Урок
№10
контроля
Составление
знаний
картосхемы
«Региональные и
отраслевые

15

группировки
стран мира»

24 География
отраслей мирового
хозяйства (10ч.)
География
промышленности.
Топливноэнергетический
комплекс
(нефтяная, газовая,
угольная).

Сформировать
представление о топливном
балансе мира; рассмотреть
рост производства
различных видов топлива;
дать характеристику
газовой, нефтяной, угольной
промышленности

Вводная
лекция

25 Электроэнергетика
Горнодобывающая
промышленность,
металлургия.

Сформировать
Лекция с
представление об
элементами
электроэнергетике мира, о
беседы
странах с высоким и низким,
о странах с различной
структурой энергетического
баланса количеством
электроэнергии на душу
населения
Сформировать
представление о
современном развитии
горнодобывающей
промышленности, о
металлургии; ознакомиться
с основными
металлургическими базами
мира; продолжить
формирование умения
давать характеристику

уметь сопоставлять
карты разной тематики,
анализ экономических
карт составлять таблицы,
картосхемы

№11
Составление
картосхемы
«Угольная
промышленност
ь мира»

уметь сопоставлять
картосхемы,
анализировать карты
разной тематики,
составлять таблицы,
схемы, составлять
характеристику отраслей
промышленности.
уметь определять
международную
специализацию
крупнейших стран и
регионов мира.

№12
Составление
картосхемы
«Металлургия
мира»

Страны-лидеры
мировой
экономики
Основные
центры
размещения
мировой
электроэнергети
ки,
отраслей
обрабатывающе
й
промышленност
и
Основные
центры
размещения
мировой
электроэнергети
ки,
отраслей
обрабатывающе
й
промышленност
и

16
26 Машиностроение.

отрасли, используя типовой
план
Сформировать
представление о развитии
машиностроения в мире,
главных центрах
машиностроения

Изучение
нового
материала

уметь выявлять
неравномерности
№13Составлени
хозяйственного освоения е картосхемы
разных территорий
«Машиностроен
ие мира»

27 Химическая
промышленность.
Лесная
промышленность.

Сформировать
Комбинирова
представление о химической нный урок
и лесной промышленности;
определить географические
и отраслевые сдвиги на
современном этапе развития
в данных отраслях МХ

уметь выявлять
неравномерности
хозяйственного освоения
разных территорий,
анализировать таблицы,
картосхемы, диаграммы,
тематические карты.

28 Легкая
промышленность.
Промышленность и
окружающая среда.

Сформировать
представление о развитии
лёгкой промышленности в
мире, главных лёгкой
промышленности; показать
влияние отраслей
промышленности на
окружающую среду
Сформировать
представление о структуре
сельского хозяйства мира;
ознакомиться с понятием
«зелёная революция»,
главными с/х-ми районами
мира, типами с/х-ва

Изучение
нового
материала

уметь анализировать
таблицы, картосхемы,
диаграммы,
тематические карты.

Семинар

уметь устанавливать
взаимосвязи между
размещением населения,
хозяйства и природными
условиями на
конкретных
территориях,
сопоставлять таблицы,
картосхемы, диаграммы,

29 География
сельского хозяйства
и рыболовство.
Зеленая революция.
Растениеводство.
Животноводство.

№14
Составление
картосхемы

«Химическая
промышленность.
Лесная
промышленность
мира»

Основные
центры
размещения
отраслей
обрабатывающе
й
промышленност
и
Основные
центры
размещения
отраслей
обрабатывающе
й
промышленност
и

17
30 География
транспорта.

карты.
знать/понимать
географические
особенности видов
транспорта, их
особенности в разных
странах мира
сопоставлять
географические карты
различной тематики

Сформировать
представление о структуре
транспорта мира;
определить основные
направления изменения
транспорта в эпоху НТР
Сформировать
представление о видах
международных
экономических отношениях;

Семинар

32 Контроль и учет
знаний по теме.
«География
отраслей мирового
хозяйства».
Тест
33 Глобальные
проблемы
человечества (3ч.)
Глобальные
проблемы
человечества:
экологические,
демографические,
мира и
разоружения.

Закрепить знания по теме
«Мировое хозяйство»

Тестовый
контроль

сопоставлять
географические карты
различной тематики

Выявить основные аспекты
глобальных проблем
человечества; уяснить
специфику проблем;
рассмотреть стратегию
мирного сосуществования
стран на Земле

Комбинирова
нный урок

использовать
приобретенные знания и
умения в практической
деятельности и
повседневной жизни
для: выявления и
объяснения
географических аспектов
различных текущих
событий и ситуаций

34 Глобальные
прогнозы, проекты
и гипотезы

Углубить представление о
глобальных проблемах
человечества; показать
возможность
оптимистического развития

Семинар

знать/понимать
современные проблемы
развития регионов и
стран
уметь составлять

31 Международные
экономические
отношения.

Крупные
аэропорты мира,
железнодорожн
ые узлы
№15Определение
стран
–
экспортеров
предоставляющих
банковские
и
другие
виды
международных
услуг.

18

человечества при
соблюдении определённых
условий

35 Обобщающее
повторение курса
географии 10 класса

Закрепить знания по курсу
Итоговый контроль

таблицы, схемы,
отражающие
географические
взаимосвязи
приоритетных
глобальных проблем
человечества
Урок-беседа

КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ГЕОГРАФИЯ 11 КЛАСС 34 часа
№ Тема уроков

1. Регионы и страны
мира
Введение.

Планируемый результат
Стандарт

Программа

Многообразие
стран на
политической карте
мира. Различия
стран современного
мира по размерам
территории,
численности
населения,
особенностям
населения,
особенностям
географического
положения. Типы
стран.
Экономически
развитые и
развивающиеся
страны (главные;
высокоразвитые

основные
географические понятия
и термины;
традиционные и новые
методы географических
исследований;
уметь
определять и
сравнивать по разным
источникам информации
географические
тенденции развития
природных, социальноэкономических и
геоэкологических
объектов, процессов и
явлений;

Требования к
учащимся
ЭГП, агломерации,
урбанизация,
субурбанизация
«Центральная ось»

Практическ.
работа
1.Составление схемы
2.Самостоятельная работа с
текстом и в тетради
3. Словарная работа
4.Работа в контурных
картах
5.Составление диаграмм
6.Показ презентаций

19

страны Западной
Европы; страны
переселенческого
типа; ключевые
страны; страны
внешнеориентированного
развития; новые
индустриальные
страны и др.
группы).
Понятие о
географическом
регионе.
Особенности
географического
положения, истории
открытия и
3.
освоения,
Население :
природновоспроизводство,
ресурсного
миграции,
потенциала,
национальный состав.
населения,
4.
Хозяйство Зарубежной хозяйства, проблем
современного
Европы.
социальноПромышленность
экономического
5.
развития крупных
Сельское хозяйство.
регионов и стран
Транспорт.
Европы.
Непроизвенная сфера.
Туризм .
2.
Зарубежная Европа
ЭГП и природные
ресурсы.

6.
Географический
рисунок расселения и
хозяйства

особенности
размещения основных
видов природных
ресурсов, их главные
месторождения и
территориальные
сочетания; численность
и динамику населения
Зарубежной Европы:
отдельных регионов и
стран, их
этногеографическую
специфику; различия в
уровне и качестве жизни
населения, основные
направления миграций;
проблемы современной
урбанизации;
оценивать и объяснять
ресурсообеспеченность
отдельных стран и
регионов Зарубежной
Европы, их
демографическую
ситуацию, уровни
урбанизации и

высокоразвитые
районы,
старопромышленн
ые районы,
аграрные районы

Практ.раб.
№1
«Составлени
е
картосхемы
главных
промышленн
ых и с/х
районов
Европы»
Практ.
работа №2
«Составлени
е ЭГХ двух
развитых

20

7. Практ. работа №2
«Составление ЭГХ
двух развитых стран
Европы»
8.Обобщение знаний
«Зарубежная Европа»
тест
9.Зарубежная Азия
Понятие о
Географическое
географическом
положение и природно- регионе.
ресурсный потенциал. Особенности
географического
положения, истории
10.Население и
открытия и
хозяйство Зарубежной
освоения,
Азии.
природноресурсного
11.Япония:
потенциала,
территория, границы,
населения,
население, хозяйство.
хозяйства, проблем
современного
12.Китай. Пути
социальноэкономического и
экономического
социального
развития крупных
преобразования
регионов и стран
Азии.
13.Индия – «ключевая
страна» Зарубежной
Азии
14.Новые
индустриальные
страны Азии
15. Сравнение
субрегионов Азии

территориальной
концентрации населения
и производства.

особенности
размещения основных
видов природных
ресурсов, их главные
месторождения и
территориальные
сочетания; численность
и динамику населения
Зарубежной Азии:
отдельных регионов и
стран, их
этногеографическую
специфику; различия в
уровне и качестве жизни
населения, основные
направления миграций;
проблемы современной
урбанизации;
Уметь оценивать и
объяснять
ресурсообеспеченность
отдельных стран и
регионов Зарубежной
Азии, их
демографическую
ситуацию, уровни
урбанизации и
территориальной
концентрации населения

стран
Европы»

ЭГП, природные
ресурсы
Этнос, религия,
новые
индустриальные
страны
Территория,
границы, ГП,
природные
ресурсы,
население,
промышленность,
с/хозяйство
Территория,
границы, ГП,
природные
ресурсы,
население,
промышленность,
с/хозяйство
Территория,
границы, ГП,
природные
ресурсы,
население,
промышленность,

Практ.
работа №3
«Составлени
е
аравнительн
ой
характеристи
ки населения
региона»
Пр.раб №4
«Составлени
екартосхемы
международ
ных
экономическ
их связей
Японии»
Пр.раб №5
«Характерис
тика
специализац
ии основных
с/х районов

1.Анализ карт
2.Составление схемы
3. Работа в контурной карте
4.Тест «Зарубежная Азия»
5.Тест «Австралия»
6.Презентации.
7.Сообщения учащихся.

21
16.Общая
характеристика
Австралии.

17.Обобщение знаний
по теме «Зарубежная
Азия»
тест

18.Общая
характеристика
Африки.

Понятие о
географическом
регионе.
Особенности
географического
положения, истории
открытия и
освоения,
природноресурсного
потенциала,
населения,
хозяйства, проблем
современного
социальноэкономического
развития
Австралии.
Понятие о
географическом
регионе.

19.
Хозяйство Африки
20.
Субрегионы Африки.

Особенности
географического
положения, истории
открытия и
освоения,
природноресурсного
потенциала,
населения,

и производства.
особенности размещения
основных видов
природных ресурсов, их
главные месторождения
и территориальные
сочетания; численность
и динамику населения
Австралии;
Уметь составлять
комплексную
географическую
характеристику региона.

с/х
Территория,
границы, ГП,
природные
ресурсы,
население,
промышленность,
с/хозяйство

особенности размещения
основных видов
природных ресурсов, их
главные месторождения
и территориальные
сочетания; численность
и динамику населения
Африки;
Уметь составлять
комплексную
географическую
характеристику региона.

Китая»

Пр. раб №6
«Построение
картосхемы
главных
промышленн
ых и с/х
районов
Африки»
Территория,
границы, ГП,
природные
ресурсы, население
Хозяйство
Субрегионы,
Северная Африка,
тропическая
Африка

1. Тест «Африка»
2.Составление схем
3. Анализ карт и рисунков
4. Работа в контурной карте
5. Сообщения учащихся

22
21.
Обобщение знаний по
теме « Страны
Африки»
тест

хозяйства, проблем
современного
социальноэкономического
развития крупных
регионов и стран
Африки.

22.
Понятие о
Общая характеристика географическом
Северной Америки.
регионе. Основные
варианты
23.
регионального
Население и хозяйство деления мира.
США
Особенности
географического
24.
положения, истории
Макрорайоны США.
открытия и
освоения,
природноресурсного
потенциала,
населения,
хозяйства, проблем
современного
социально25.
экономического
Практ. раб.№8
развития крупных
«Сравнительная
характеристика Канады регионов и стран
Северной Америки.
и Австралии»

26.
Общая характеристика
Латинской Америки.

Понятие о
географическом
регионе.
Особенности

апартеид

особенности
размещения основных
видов природных
ресурсов, их главные
месторождения и
территориальные
сочетания; численность
и динамику населения
Северной Америки;
Уметь составлять
комплексную
географическую
характеристику региона.

особенности размещения
основных видов
природных ресурсов, их
главные месторождения

Территория,
границы, ГП,
население
Хозяйство,
промышленность,
с/хозяйство,
транспорт, отдых и
туризм,
экологические
проблемы
макрорайонирован
ие
Общие сведения,
хозяйство,
внутренние
различия.

Территория,
границы, ГП,
природные
ресурсы, население

1. Сообщения учащихся.
2. Заполнение таблицы
3.Работа в контурной карте.
4.Тест «Северная Америка»

Пр.раб №7
«Макрорегио
ны США»

Практ.
раб.№8
«Сравнитель
ная
характеристи
ка Канады и
Австралии»

23
27.Хозяйство
Латинской Америки.
28.Бразилия.
29.Обобщение знаний
по теме «Латинская
Америка»тест

30. Россия в
современном мире

географического
положения, истории
открытия и
освоения,
природноресурсного
потенциала,
населения,
хозяйства, проблем
современного
социальноэкономического
развития крупных
регионов и стран
Латинской
Америки.

и территориальные
сочетания; численность
и динамику населения
Латинской Америки;
Уметь составлять
комплексную
географическую
характеристику региона.

Россия
на .
политической
карте
мира.
Изменение
географического
положения России
во
времени.
Характеристика
современных
границ
государства.
Современное
геополитическое
положение
России.

Россия
в
мировом хозяйстве и
международном
географическом
разделении
труда;
география отраслей
ее
международной
специализации.

Территориальная
структура
хозяйства
Территориальная
структура
хозяйства

Пр.раб
№9»Сравнит
ельная
экономикогеографичес
кая
характеристи
ка стран
Латинской
Америки»

Пр.работа
№10
«Определение

роли России в
производстве
важнейших
видов
мировой
промышленно
й
и
сельскохозяйс
твенной
продукции.

24

Характеристи
ка
современного
этапа преобразований
закрытой экономики
прошлого в открытую
экономику будущего.
Россия в системе
международных
финансовоэкономических
и
политических
отношений.

31.
Понятие о глобальных
проблемах
человечества.
32.
Роль географии в
изучении глобальных
проблем.

Понятие о
глобальных
проблемах, их
типах и
взаимосвязях.
Географические
аспекты
глобальных
проблем
человечества в
прошлом и
настоящем.
Сырьевая,
демографическая,
продовольственная,
экологическая
проблемы как особо
приоритетные, пути
их решения.
Проблема
преодоления
отсталости
развивающихся
стран.
Географические

географические
аспекты глобальных
проблем человечества;
Уметь применять
разнообразные
источники
географической
информации для
проведения наблюдений
за природными, и
геоэкологическими
объектами, процессами и
явлениями, их
изменениями под
влиянием разнообразных
факторов.

Глобализация,
демографическая
проблема,
проблема
разоружения,
продовольственная
проблема
Энергетическая и
сырьевая
проблемы,
здоровье людей,
МО, Космос
прогнозы,
гипотезы и
проекты,
устойчивое
развитие,

25

33.
Обобщение знаний по
курсу «Экономическая
и социальная
география» 11 класс

аспекты качества
жизни населения.
Роль географии в
решении
глобальных
проблем
человечества.
Итоговый контроль

34. Резерв

График текущего и промежуточного контроля знаний обучающихся
№урока
5
17
32
34

Вид работы
Обобщение знаний (тест)
Обобщение знаний (тест)
Обобщение знаний (тест)
Контрольная работа по
курсу

№урока
9
18
21

Вид работы
Обобщение знаний (тест)
Обобщение знаний (тест)
Обобщение знаний (тест)

29
33

Обобщение знаний (тест)
Контрольная работа по
курсу

10 класс
тема
Политическая карта мира
Население мира
География отраслей
мирового хозяйства
Общая характеристика мира

11 класс
тема
Зарубежная Европа
Зарубежная Азия
Страны Африки
Латинская Америка

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».