РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ОСНОВЫ СТИЛИСТИКИ И КУЛЬТУРЫ РЕЧИ»7, 8 КЛАСС Пояснительная записка Программа данного курса подготовлена в соответствии с требованиями: - Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. -Требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования второго поколения; -Примерной программы основного общего образования по русскому языку; -ООПООО МАОУ «СОШ№4». Пояснительная записка Актуальность курса. Современное общество ставит перед школой цель – формирование и развитие умений и навыков обучающихся, формирование предметных, надпредметных и метапредметных универсальных учебных умений, что призвано помочь их успешной социализации. Изучение основ стилистики и культуры речи диктуется социальной значимостью, практическими потребностями общества. Программы по русскому языку 5-9 классов ориентированы на овладение основными умениями и навыками орфографического и пунктуационного письма, овладение основными приемами культуры речи. Изучению же основ стилистики, расширенном представлении о культуре и нормативности речи, а также умению глубоко проникать в текст уделяется недостаточно внимания. Практическое назначение предложенного курса «Основы стилистики и культуры речи» является приоритетным, так как у обучающихся формируются умения и навыки, востребованные за пределами школьной программы и диктуемые социумом. Программа курса рассчитана на слушателей факультатива по русскому языку для учеников 7-8 классов. Предложенная программа призвана способствовать формированию общей культуры личности и, в частности, таких умений и навыков в области общения, которые способствуют эффективному решению коммуникативных задач. Целью программы ставится развитие коммуникативной культуры обучающихся, формирование их языковой компетенции посредством овладения функциональными стилями речи. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: расширить знания о разделе «Стилистика», о понятиях «текст», «функциональные стили речи», «культура речи»; дать основы стилистической грамотности; формировать умения анализировать текст, «конструировать» (создавать) текст по образцу и самостоятельно, выявлять и оценивать изобразительные приемы в нем, умение вести диалог, полилог, умение оппонировать и др.; воспитывать культурно-ценностное отношение к русской речи; совершенствовать речевую культуру; способствовать овладению системой норм русского литературного языка. Общая характеристика курса Большое место отводится разнообразным видам самостоятельной работы: работа с текстом (ознакомительный анализ, создание (конструирование) вторичного текста, тезисов, составление конспектов, развернутого плана и др.). Организуется наблюдение над речью, определяются элементы разной стилистической направленности, особенности стилистической разновидности окраски слов, создаются алгоритмы работы с текстом (например, для конструирования текста стандартного документа), выявляются основные виды языковой и речевой норм. Наряду с углубленным освоением теоретического материала обучающиеся анализируют стилевые компоненты текстов разных жанров, содержащиеся в них художественные приемы, риторические фигуры, работают с текстами в качестве редакторов (определяют языковые и речевые ошибки и недочеты, анализируют текстовый материал с точки зрения логики, уместности и точности словоупотребления, благозвучия, уместности речевых оборотов и др.). Формы и методы работы: - наблюдение; - анализ; - проектная деятельность; - оппонирование и защита (первичный опыт); - совершенствование (редактирование по образцу и самостоятельно) текстов стилистической направленности; - творческие работы (сочинения, эссе и др.). Результативность образовательной программы по годам обучения № Основные критерии Показатели Способы 1 Владение понятиями курса «Стилистика»: функциональные стили речи, языковая и речевая норма, коммуникативные качества речи и др. 2 Работа с текстом. 3 Владение основными приемами конструирования (создания) текста. отслеживания Первый год обучения Оперируют Выполнение названными практических заданий понятиями, (устных и используют в речи. письменных). Второй год обучения Анализируют Стилистический текст с позиций (первичный) анализ коммуникативных текста по образцу. качеств речи; выявляют стилистическую направленность текста. Первый год обучения Выявляют речевые Анализ текста. и языковые ошибки и недочеты с точки зрения нормы, логики, выразительности, уместности и др. Второй год Второй год обучения обучения Создание Редактирование (конструирование) первичного текста. вторичного текста. Первый год обучения Создание (составление) текста заданной Создание (конструирование) документа, статьи разной 4 Культура устной и письменной речи. стилистической (эссе) и др. направленности (первичное). Второй год обучения Составление Заявление, анкета, текстов служебная и официально – объяснительная делового стиля. записки и др. Первый год обучения Соблюдает Стилистический этические и эксперимент (ролевая эстетические игра). нормы поведения, общения, овладевает культурой речи в общении. Второй год обучения Владение Выступление основными (сообщение, доклад, приемами первичное культуры речи, оппонирование и выстраивание защита, письмо). устной и письменной речи с точки зрения коммуникативных качеств речи и нормы. Уровни результативности курса Уровни Низкий (репродуктивный) Средний (стандартный) Первый год обучения -Умение различать тексты разной стилистической направленности, выделять их основные признаки. -Умение выделять ненормированную речь. Второй год обучения - Знание основных коммуникативных качеств речи, умение находить в тексте стилистические особенности. - Определение стилистической окраски слов (диалекты, просторечие, жаргон, сленг и др.). - Знание основных приемов конструирования текста. -Умение различать книжную и разговорную лексику. - Составление текста по образцу (алгоритму). - Умение создавать стандартный документ (анкета, заявление и -Умение различать языковую и речевую нормы. -Владение основными приемами создания документа, алгоритмом конструирования текста. Высокий (творческий) - Оценка уместности в тексте стилистически окрашенных слов. - Анализ текста с точки зрения коммуникативных качеств речи. др.). - Знание сферы применения и особенностей использования пяти основных функциональных стилей речи и языка - Создание текстов заданной стилистической направленности (самостоятельно). - Редактирование текста. Содержание курса 7 класс 1. Введение. Понятие о культуре речи и стилистике. Культура речи. Стилистика. Правильная речь. Литературный язык – основа культуры речи. Пять функциональных стилей современного литературного языка. Форма подведения итогов: анализ текста (правильность, нормативность). 1. Культура речи и формы существования национального языка. Диалекты. Жаргоны. Просторечия. Сленг. Кодификация – закрепление языковых норм в грамматике. Понятие о языковой норме. Виды норм (языковая и речевая). Форма подведения итогов: анализ текста (выявление ненормативных и речевых ошибок и недочетов). 3.Секреты стилистики. Лексическая сочетаемость. Тавтология. Плеоназм. Речевая избыточность. Речевая недостаточность. Понятие о полисемии. Форма подведения итогов: контрольная работа (зачет). В результате усвоения программы первого года обучения обучающиеся должны знать: основные понятия курса, предметную терминологию; основные функциональные стили речи; виды языковой и речевой норм; основные приемы анализа текста с позиции курса «Основы стилистики и культуры речи»; уметь: выявлять речевые и языковые ошибки и недочеты в тексте; различать тексты разных жанров и разной стилистической направленности; составлять мини-тексты заданной стилистической направленности. 8 класс Второй год обучения предполагает совершенствование и развитие знаний и умений, приобретенных за первый год изучения курса «Основы стилистики и культуры речи». 1. Коммуникативные качества речи. Правильность, чистота речи, логичность, точность, благозвучие, выразительность, богатство, лаконичность. Уместность речи – регулятор коммуникативного процесса. Форма подведения итогов: контрольная работа (зачет). 1. Функциональные разновидности современного русского языка. Русский литературный язык и его функциональные стили. Книжная и разговорная лексика. Функциональные стили: их особенности и области применения. Язык и стиль официально – деловой речи. Форма подведения итогов: анализ текстов разной стилистической направленности. 1. Стилистический эксперимент. Стилистическая окраска слов, оценка диалектизмов, жаргонизмов, сленга, использование историзмов и архаизмов, оценка неологизмов и заимствованных слов. Форма подведения итогов: практическая работа (анализ текстов). В результате усвоения программы курса второго года обучения обучающиеся должны знать: основные коммуникативные качества речи; особенности функциональных стилей речи и области применения стилей; стилистические разновидности окраски слов; основные приемы конструирования документов; уметь: анализировать текст с точки зрения коммуникативных качеств речи (правильность, чистота, логичность и др.); анализировать текст, определять его стилистическую направленность; различать книжный и разговорный стили по языковым и речевым признакам; создавать по образцу тексты официально – делового стиля – заявление, анкета, акт, служебная записка и др.; выделять, различать, исправлять в тексте слова, употребляемые за пределами нормативности (жаргонизмы, сленг, диалектизмы и др.). Тематическое планирование курса 7 класс № Тема занятия Теория/практика 1 Введение. Понятие о культуре речи. Понятие о стилистике. «Правильность речи». Что это такое? Т Количество часов 1 Т 1 Правила «правильной» речи. Понятие о литературном языке. Литературный язык – основа культуры речи. Функциональные стили русского литературного языка. Язык художественной литературы. Язык документов. Публицистика Разговорный стиль. Язык науки. Анализ текстов разных стилей. Языковая норма. Признаки нормы. Виды норм. Анализ эпизодов текстов с позиции нормативности. Виды норм. Языковая и речевая нормы. Грамматическая норма. Лексические и орфоэпические нормы. Акцентологическая норма. Практическая работа по теме «Нормативность». Диалект – говор. Диалектизмы. Жаргон и жаргонизмы. Просторечие. Разговорный стиль. Лексические и орфоэпические особенности. Лексика – самая подвижная часть языка. Активная и пассивная лексика. Лексическая сочетаемость. Речевая культура и нарушение лексической и стилистической сочетаемости. Т Т Т 1 1 1 Т 1 П П П П П П Т 1 1 1 1 1 1 1 П 1 Т 1 Т Т 1 1 Т П 1 1 Т Т Т 1 4 1 Т 1 Т 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Тавтология и точность речи. Смысловая неточность. Плеоназм и чистота речи. Значение слова и его сочетаемость Практическая работа по теме «Речевая культура». Речевая недостаточность. Паронимы. Семантика. Полисемия. Многозначность слова. Полисемия. Разные значения слов. Смысловые оттенки слов. Анализ текст с точки зрения чистоты и точности речи. Т Т 1 1 Т П 1 1 Т Т Т П 1 1 1 1 П 2 34 ИТОГО: 34 8 класс № Тема занятия Теория/практика 1 2 Коммуникативные качества речи. Закономерность развития и функционирования языка. Литературный язык и чистота речи. Слова и выражения в речи, отвергаемые нормами морали и нравственности. Слова – паразиты и слова – сорняки. Анализ текста на тему «Чистота речи». Анализ статьи К.И. Чуковского « Живой как жизнь. Разговоры о русском языке». Логичность речи. Точность речи. Предметная точность. Понятийная точность. Точность словоупотребления. Значение слова и его сочетаемость. Выразительность речи. «Красноречие – искусство» (М. В. Ломоносов). Образность, эмоциональность речи. Невербальные средства общения и выразительности. Выразительные средства языка. Тропы. Стилистические фигуры. Т Т Количество часов 1 1 Т Т 1 1 Т П 1 1 П 1 Т Т 1 1 П П Т П 1 1 1 1 Т Т 1 1 Т, П 2 П 1 Т Т П 1 1 1 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Анализ текстов по теме «Выразительные средства языка». Речевое богатство. Полисемия. Омонимия. Практическая работа по теме 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 «Омонимия». Лаконичность речи. Основные признаки. Анализ ранних рассказов А. П. Чехова (к теме «Лаконизм и лаконичность»). Уместность речи. Смысловая, понятийная культура речи. Книжная лексика. Разговорная лексика. Социальные перемены и их отражение в лексике. Функциональные стили и их особенности. Область применения стилей. Литературный язык и стили. Анализ публицистической статьи. Подвижность функциональностилистических границ. Анализ текстов разной стилистической направленности. Официально – деловая речь. Стилистическая окраска слов. Итоговая практическая работа. Анализ текстов. ИТОГО: Т 1 П 1 Т 1 Т Т 1 1 Т 1 Т П Т 1 1 1 П 1 Т Т П 1 1 1 34 часа