РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Информатика» для 7-9 класса Программа составлена в соответствии с адаптированной общеобразовательной программой основного общего образования для детей с задержкой психического развития (далее Адаптированная программа) муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4» ГО Верхняя Пышма. При разработке адаптированной образовательной программы использована структура и основные требования к программе, изложенные в ФГОС основного общего образования и примерной основной образовательной программы основного общего образования. Основанием для разработки явились следующие нормативно-правовые документы: • Федеральный закон Российской Федерации Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ). • Примерная основная образовательная программа основного общего образования, внесенная в государственный реестр (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15); • Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного и среднего общего образования»; • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания; • Устав МАОУ «СОШ№4». В Адаптированной программе учтены специфика образовательного процесса в МАОУ «СОШ №4», образовательные потребности и запросы участников образовательного процесса, особенности психофизического развития и возможности учащихся школы. Для обучающихся с ОВЗ характерны особые образовательные потребности, специфика которых учитывается при определении видов деятельности. Планируемые результаты освоения курса Информатика в 7-9 классах и объём содержания, обязательный для освоения обучающимся с ЗПР. В перечне планируемых результатов курсивом выделены те позиции, которые осваиваются обзорно. Материал, который является наиболее трудным для обучающегося, сопровождается комментариями. Таким образом, данная рабочая программа является адаптированной. Планируемые результаты освоения курса Информатика Истории в 7-9 классах и объём содержания, обязательный для освоения обучающимся с ЗПР. Общая характеристика курса В соответствии с ФГОС, курс нацелен на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных. Важнейшей задачей изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. В частности, одним из таких качеств является приобретение учащимися информационно-коммуникационной компетентности (ИКТ-компетентности). Многие составляющие ИКТ-компетентности входят в комплекс универсальных учебных действий. Таким образом, часть метапредметных результатов образования в курсе информатики входят в структуру предметных результатов, т. е. становятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого материала. Поэтому курс несет в себе значительное межпредметное, интегративное содержание в системе основного общего образования. Вместе с тем большое место в курсе занимает технологическая составляющая, решающая метапредметную задачу информатики, определенную в ФГОС: формирование ИКТ-компетентности учащихся. Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий направлено на достижение следующих целей: освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях; овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ; воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации; • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. Основные задачи курса: систематизировать подходы к изучению предмета; сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации; научить пользоваться распространенными прикладными пакетами; показать основные приемы эффективного использования информационных технологий; сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования. Место предмета в федеральном базисном учебном плане Программа учебного предмета в 7 классе рассчитана на 35 учебных часов, 1 учебный час в неделю, в 8 классе - 35 учебных часов, 1 учебный час в неделю, в 9 классе рассчитана на 34 учебных часа, 1 учебный час в неделю. Планируемые результаты освоения информатики 7 класс Человек и информация. Ученик научится: устанавливать связь между информацией и знаниями человека; понимать, что такое информационные процессы; определять единицы измерения информации — бит (алфавитный подход); выполнять перевод единиц( байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.) Ученик получит возможность: определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал; приводить примеры информативных и неинформативных сообщений; измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита); Компьютер: устройство и программное обеспечение. Ученик научится: различать основные устройства компьютера, понимать их назначение и информационное взаимодействие; определять основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации); понимать структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); типы и свойства устройств внешней памяти; типы и назначение устройств ввода/вывода; Ученик получит возможность: понимать сущность программного управления работой компьютера; освоить принципы организации информации на внешних носителях( файл, каталог (папка), файловая структура) понимать назначение программного обеспечения и его состав. Текстовая информация и компьютер. Ученик научится: пользоваться клавиатурой; ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами; набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов; выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором; сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать. Ученик получит возможность: инициализировать выполнение программ из программных файлов; просматривать на экране директорию диска; использовать антивирусные программы. различать способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы); Графическая информация и компьютер. Ученик научится: различать основные компоненты среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр применять компьютерную графику; строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов Ученик получит возможность: представления изображений в памяти компьютера( пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять) сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать. Мультимедиа и компьютерные презентации. Ученик научится: создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст. различать основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях. Ученик получит возможность: понимать принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера. 8 класс Передача информации в компьютерных сетях. Ученик научится: осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети; осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы; осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера; осуществлять поиск информации в Интернете, используя поисковые системы; Ученик получит возможность: понимать назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов; работать с одной из программ-архиваторов. Информационное моделирование. Ученик научится: приводить примеры натурных и информационных моделей; ориентироваться в таблично организованной информации; описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев; Табличные вычисления на компьютере. Ученик научится: открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров; редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице; выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставка, сортировка; получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора; создавать электронную таблицу для несложных расчетов. Ученик получит возможность: выполнять основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ; узнать графические возможности табличного процессора. Хранение и обработка информации в базах данных. Ученик научится: открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа; организовывать поиск информации в БД; редактировать содержимое полей БД; сортировать записи в БД по ключу; добавлять и удалять записи в БД; создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД. Ученик получит возможность: понять структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных; 9 класс Управление и алгоритмы. Ученик научится: при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи; пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке; составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей; Ученик получит возможность: выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя; выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы. Программное управление работой компьютера. Ученик научится: работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня; составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы; составлять несложные программы обработки одномерных массивов; Ученик получит возможность: отлаживать и исполнять программы в системе программирования. Информационные технологии и общество. Ученик научится: различать основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения; понимать, в чем состоит проблема информационной безопасности. Ученик получит возможность: регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества Итоговое повторение по курсу. Содержание программы 7 класс Введение в предмет :Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание базового курса информатики. Человек и информация: Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы. Измерение информации. Единицы измерения информации. Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с тренажером; основные приемы редактирования. Компьютер: устройство и программное обеспечение: Начальные сведения об архитектуре компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы. Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером. Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс. Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ. Текстовая информация и компьютер: Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов. Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода) Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок. Графическая информация и компьютер: Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика. Графические редакторы и методы работы с ними. Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре). Мультимедиа и компьютерные презентации: Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации. Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст, демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора; При наличии технических и программных средств: запись звука в компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютер; использование записанного изображения и звука в презентации. 8 класс Передача информации в компьютерных сетях. Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных. Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы пр. Интернет. WWW – "Всемирная паутина". Поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов. Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами. Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов). Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора. Информационное моделирование. Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей. Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования. Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей. Табличные вычисления на компьютере. Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера. Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами. Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц. Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц. Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств. Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы. Хранение и обработка информации в базах данных. Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД. Проектирование и создание однотабличной БД. Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей. Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми условиями поиска; логические величины, операции, выражения; формирование запросов на поиск с составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей. Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете). 9 класс Управление и алгоритмы. Кибернетика. Кибернетическая модель управления. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы. Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации. Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм). Программное управление работой компьютера. Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных. Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов. Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка задачи, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование. Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов. Информационные технологии и общество. Предыстория информатики. История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы информационной безопасности, этические и правовые нормы в информационной сфере. Итоговое повторение по курсу. Подготовка к экзаменам. Тематическое планирование 7 класс. № Разделы и темы Планируемые результаты в соответствии с ФГОС Личностные Метапредметные Предметные 1. Человек и информация(5ч) умения находить ответ на вопрос прогнозирование 1. Введение. Техника безопасности. Информация и о том, «какой смысл имеет результата деятельности использование современных знания и его характеристики информационных технологий в процессе обучения в школе и самообразования» 2 Восприятие и представление умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет информации использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и владение навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной информации и того, что ещё неизвестно постановка вопросов; формирование умения работать в парах и малых группах. формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать Дата по факт плану самообразования». Информационные процессы. 3 4 5 Измерение информации. Единицы измерения информации. действие смыслообразования, устойчивой учебнопознавательной мотивации учения, (интерес, мотивация); планирование деятельности: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий формирование личного, получение опыта эмоционального, позитивного использования методов и отношения к себе и средств информатики окружающему миру и осознание своей роли в окружающем мире. Контрольная работа по теме умения находить ответ на вопрос «Измерение информации». о том, «какой смысл имеет для меня учение»;формирования желания выполнять учебные действия. формирование умения работать в парах и малых группах; формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов). формирование умения работать в парах и малых группах; формирование невербальных способов коммуникации – посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.). умение выбирать инициативное источники информации, сотрудничество в поиске и необходимые для ресборе информации. шения задачи 2. Компьютер: устройство и программное обеспечение(5ч) 6 Назначение и устройство умения находить ответ на вопрос планирование о том, «какой смысл имеет деятельности: формирование опосредованной 7 компьютера. использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и самообразования» Компьютерная память. Как устроен персональный компьютер действие нравствено-этического владение навыками оценивания («что такое хорошо, постановки задачи на основе известной и что такое плохо») усвоенной информации и того, что ещё неизвестно 8 Основные характеристики ПК формирование личного, эмоционального, позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в окружающем мире. 9 Пользовательский интерфейс. умения находить ответ на вопрос Файлы и файловые структуры. о том, «какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и самообразования» определение коммуникации последовательности (использование знаков и промежуточных целей с символов). учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать коррекция деятельности: внесение необходимых дополнений и корректив в план действий формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов). планирование деятельности: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий определение цели, функций участников, способов взаимодействия; умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации 10 Практическая работа «Работа умения находить ответ на вопрос получение опыта умения с достаточной с файловой структурой ОС». о том, «какой смысл имеет для использования методов и полнотой и точностью Контрольное тестирование. меня учение» средств информатики выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации формирование личного, эмоционального, позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в окружающем мире. планирование деятельности: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; 3. Текстовая информация и компьютер(9ч) 11 Тексты в компьютерной памяти 12 Текстовые редакторы и текстовые процессоры. использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий. 13 Практическая работа «Основные приемы ввода и редактирования». умения находить ответ на вопрос владение навыками о том, «какой смысл имеет для постановки задачи на основе известной и меня учение» усвоенной информации и того, что ещё неизвестно 14 действие смыслообразования, устойчивой учебно- формирование умения работать в парах и малых группах прогнозирование оценка информации с результата деятельности позиций интерпретации её свойств человеком или и его характеристики автоматизированной системой (достоверность, объективность, полнота, актуальность и т. п.) оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, умение отличать корректную аргументацию от некорректной коррекция деятельности: понимание роли внесение необходимых информационных Работа с текстовым редактором. 15 Практическая работа «Форматирование текста». познавательной мотивации учения, (интерес, мотивация); дополнений и корректив процессов как фундаментальной реальности в план действий окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий. планирование деятельности: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий 16 Работа с фрагментами текста. действие нравственно-этического выбор языка оценивания («что такое хорошо, представления информации в модели в что такое плохо»); зависимости от формирования желания поставленной задачи выполнять учебные действия. оценка информации с позиций интерпретации её свойств человеком или автоматизированной системой (достоверность, объективность, полнота, актуальность и т. п.) формирование умения работать в парах и малых группах. определение цели, функций участников, способов взаимодействия 17 Практическая работа «Работа умения находить ответ на вопрос владение навыками формирование умения о том, «какой смысл имеет для постановки задачи на работать в парах и малых с таблицами». основе известной и меня учение», группах усвоенной информации и формирование личного, того, что ещё неизвестно эмоционального, позитивного отношения к себе 18 Дополнительные возможности использование фантазии, воображения при выполнении текстового редактора. учебных действий. Практическая работа «Возможности текстового редактора». получение опыта использования методов и формирование умения средств информатики работать в парах и малых группах. определение цели, функций участников, способов взаимодействия 19 Контрольная работа «Обработка текстовой информации». умения находить ответ на вопрос прогнозирование о том, «какой смысл имеет результата деятельности использование современных и его характеристики информационных технологий в процессе обучения в школе и самообразования». понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий; умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет для меня учение» владение навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной информации и того, что ещё неизвестно формирование умения работать в парах и малых группах; формирования желания выполнять учебные действия;использование фантазии, воображения при получение опыта постановка вопросов использования методов и инициативное средств информатики сотрудничество в поиске и 4. Графическая информация и компьютер(7ч) 20 Компьютерная графика 21 Технические средства компьютерной графики определение цели, функций участников, способов взаимодействия выполнении учебных действий 22 Как кодируется изображение. формирование личного, эмоционального, позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в окружающем мире. сборе информации планирование деятельности: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий оценка информации с позиций интерпретации её свойств человеком или автоматизированной системой (достоверность, объективность, полнота, актуальность и т. п.) 23 Растровая и векторная графика формирование личного, прогнозирование формирование умения эмоционального, позитивного результата деятельности работать в парах и малых отношения к себе и и его характеристики группах окружающему миру и осознание своей роли в окружающем мире 24 Работа с графическим редактором растрового типа действие смыслообразования, устойчивой учебнопознавательной мотивации учения, (интерес, мотивация); владение навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной информации и того, что ещё неизвестно 25 Работа с графическим редактором векторного типа использование фантазии, воображения при выполнении учебных действ получение опыта формирование умения использования методов и работать в парах и малых средств информатики группах 26 Контрольная работа по теме умения находить ответ на вопрос «Графическая информация и о том, «какой смысл имеет для меня учение»;формирования компьютер» желания выполнять учебные владение навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной информации и постановка вопросов инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и действия. того, что ещё неизвестно условиями коммуникации 27 Что такое мультимедиа формирование личного, эмоционального, позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в окружающем мире планирование деятельности: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий оценка информации с позиций интерпретации её свойств человеком или автоматизированной системой (достоверность, объективность, полнота, актуальность и т. п.) 28 Практическая работа «Создание презентации». го образовательного уровня и владение навыками постановки задачи на основе понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности 5. Мультимедиа и компьютерные презентации(6ч) уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ известной и усвоенной информации и того, что ещё неизвестно 29 Аналоговый и цифровой звук формирование личного, прогнозирование эмоционального, позитивного результата деятельности отношения к себе и и его характеристики окружающему миру и осознание своей роли в окружающем мире окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации постановка вопросов инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; 30 Технические средства мультимедиа умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении учебных проектов получение опыта умения с достаточной использования методов и полнотой и точностью выражать свои мысли в средств информатики соответствии с задачами и условиями коммуникации 31 Компьютерные презентации повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ умение выбирать источники информации, необходимые для решения задачи 32 Контрольная работа «Мультимедиа и компьютерные презентации». формирования желания выполнять учебные действия. коррекция деятельности: формирование умения внесение необходимых работать в парах и малых дополнений и корректив группах; в план действий оценка информации с позиций интерпретации её свойств человеком или автоматизированной системой (достоверность, объективность, полнота, актуальность и т. п.) 33- Резерв(3ч) 35 № Содержание урока (разделы, темы) Передача информации в компьютерных сетях(8ч) Тематическое планирование 8 класс. Даты Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТкомпетенции, межпредметные понятия проведения план факт Предметные: понимать принципы функционирования Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами, методы поиска Содержание № урока (разделы, темы) 1 Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования. Даты проведения Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТкомпетенции, межпредметные понятия в Интернете; иметь представление о необходимости проверки достоверности полученной информации, подкреплена ли она Аппаратное и программное обеспечение работы сети. доказательствами подлинности (пример: наличие электронной 3 Сеть Интернет. информации (пример: сравнение данных из разных источников); 4 Передача информации в сети. 5 Поисковые системы сети Интернет. содержащуюся в готовых информационных объектах; 6 Поиск информации в сети Практическая работа. выделять главную и избыточную информацию, выполнять 7 Веб-страница. создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, 8 Создание простейшей Веб-страницы. Практическая работа. 2 подписи); о возможных подходах к оценке достоверности Метапредметные: систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; Умение модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Информационное моделирование(5ч) Предметные и метапредметные: Понятие модели. Графические информационные модели определять логические связи между предметами и/или 10 Табличные модели знаков в схеме; 11 Информационное моделирование на компьютере создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или 9 явлениями, обозначать данные логические связи с помощью № Содержание урока (разделы, темы) 12 Графы. Виды графов. Практическая работа Даты проведения Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТкомпетенции, межпредметные понятия явления; строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения; 13 Объектно-информационные модели. создавать вербальные, вещественные и информационные модели Практическая работа с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией; преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область Табличные вычисления на компьютере(11) Предметные и метапредметные: выделять информационный аспект задачи, оперировать 14 История чисел и систем счисления 15 Двоичная система счисления 16 Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных Перевод чисел между системами. Практическая работа задач, в том числе: вычисление; 17 данными, использовать модель решения задачи; использовать компьютерные технологии (включая выбор средств и сервисов) для решения информационных учебных № Содержание урока (разделы, темы) 18 Представление чисел в памяти компьютера 19 Электронные таблицы. Даты проведения Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТкомпетенции, межпредметные понятия сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, 20 21 32 Расчеты с использованием электронных таблиц. Практическая работа. условия для выполнения учебной и познавательной задачи; заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты; Функции. Адресация абсолютная и относительная. систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и Использование математических функций. интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых Практическая работа. 23 Использование логических функций. Практическая работа. 24 Деловая графика. Практическая работа. Хранение и обработка информации в базах данных(10) информационных объектах. Предметные и метапредметные: систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и 25 База данных и информационная система 26 Создание однотабличной БД. Практическая работа информационных объектах; Логические величины и формулы. смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; 27 интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых выделять главную и избыточную информацию, выполнять Содержание № урока (разделы, темы) 28 Таблицы истинности. Практическая работа. Даты проведения Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТкомпетенции, межпредметные понятия представлять информацию в сжатой наглядно-символической форме (в виде таблиц); 29 Условия выбора. Простые логические выражения. 30 Формирование простых запросов. Практическая работа. Регулятивные: 31 Сложные условия поиска. исправлять ошибки самостоятельно; 32 Формирование сложных запросов. объединять предметы и явления в группы по определенным Практическая работа. признакам, сравнивать, классифицировать. 33 Сортировка записей. Ключи сортировки. 34 Использование сортировки. заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты. сверять свои действия с целью и, при необходимости, Практическая работа 35 Резерв(1) Тематическое планирование 9 класс. № Содержание Даты урока (разделы, темы) проведения план факт Управление и алгоритмы (11). 1 Управление и кибернетика. 2 Управление с обратной связью 3 Определение и свойства алгоритма. Графический учебный исполнитель. 4 Линейный алгоритм. Ветвление 5 Линейный алгоритм. Ветвление 6 7 Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы Циклические алгоритмы 8 Циклические алгоритмы 9 Ветвление и последовательная детализация алгоритма 10 Ветвление и последовательная детализация алгоритма 11 Автоматизированные и автоматические системы управления Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТкомпетенции, межпредметные понятия Предметные: формировать представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах; Метапредметные: владение общепредметными понятиями «алгоритм», «исполнитель» и др. Личностные: способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; № Содержание урока (разделы, темы) Введение в программирование (15). 12 Что такое программирование? 13 Паскаль. Работа с величинами. Структура программы. Линейный алгоритм 14 Паскаль. Работа с величинами. Структура программы. Линейный алгоритм 15 Правила записи арифметических выражений, пунктуации в Паскаль АВС 16 Правила записи арифметических выражений, пунктуации в Паскаль АВС 17 Программирование ветвлений в Паскаль 18 Программирование ветвлений в Паскаль 19 Программирование диалога с компьютером 20 Программирование циклов. Представление о циклическом алгоритме в Паскаль 21 Программирование циклов. Представление о циклическом алгоритме в Паскаль 22 Таблицы и массивы. Массивы в Паскале 23 Таблицы и массивы. Массивы в Паскале Даты проведения Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТкомпетенции, межпредметные понятия Предметные: развивать алгоритмическое мышление, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической; Метапредметные: опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ); Личностные: готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ; Содержание № урока (разделы, темы) 24 Поиск наименьшего и наибольшего в массиве. Сортировка массива. Решение задач. 25 Поиск наименьшего и наибольшего в массиве. Сортировка массива. Решение задач. 26 Зачет- практикум Информационные технологии и общество (5) . 27 Предыстория информатики. История ЭВМ 28 История ПО и ИКТ 29 Информационные ресурсы современного общества . Даты проведения Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТкомпетенции, межпредметные понятия Предметные: формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. Метапредметные: широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства. Личностные: способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ. № Содержание урока (разделы, темы) 30 Проблемы формирования современного общества 31-33 Обобщающая проверочная работа 34-35 Итоговое повторение(3). Даты проведения Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТкомпетенции, межпредметные понятия