Учимся писать сочинение рассуждение 10-11

РАБОЧАЯ ПРОГРАММ КУРСА

«Учимся писать сочинение рассуждение»
ДЛЯ 10-11 КЛАССОВ ФГОС СОО
Программа данного курса подготовлена в соответствии с требованиями:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования.
-Требованиями к результатам освоения основной образовательной программы среднего
общего образования второго поколения;
-Примерной программы среднего общего образования по Русскому языку;
-ООП СОО МАОУ «СОШ№4».
Цели данного курса:

- развитие творческих способностей личности;

-развитие логического мышления

-развитие связной монологической речи

- овладение учащимися свободной письменной речью;
Задачи курса:

- помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению
задания части С на ЕГЭ:

- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное
высказывание в жанре сочинения-рассуждения;

- формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения
письменной речью;

- совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и
анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;

- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё,
индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки
фактов и явлений;

- формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить
их в текст.

-привитие способности к самостоятельной деятельности
Планируемые результаты реализации курса
Программа курса предусматривает обучение конструированию текста типа
рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать
прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль,
формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом
стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса,
направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.
Данный курс учит развивать мысль на избранную тему, формирует литературные
взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Работа над
сочинением приобщает учащегося к творчеству, позволяет выразить свою позицию, свой
взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны
быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же
необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить.
Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и
письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и
экономических задач.
Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или
сочинение-размышление — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык

необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или
искусства он в будущем ни самореализовывался.
Место элективного курса в учебном плане
На учебный курс «Учимся писать сочинение рассуждение»
школьным компонентом выделяется 1 ч в неделю, итого-35 ч за учебный год.
Личностные, метапредметные, предметные результаты учебной деятельности
Личностные результаты учебной деятельности:

-развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам;

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, осознанному

-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
Предметные результаты:
1) опыт восприятия и понимания информации, содержащейся в тексте, базирующийся на:
-умении анализировать содержание читаемого текста;
- умении формулировать собственное мнение и связно, последовательно его излагать;
-умении аргументировано доказывать собственную позицию;
-умении структурировать собственный текст и композиционно правильно оформлять
письменную работу;
2).опыт использования в речи вариативных грамматических конструкций и лексического
богатства языка, а также опыт использования выразительных средств;
3). опыт оформления высказывания в соответствии с орфографическими,
пунктуационными,
грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного
языка.
Метапредметные рез-ты:

-умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал,
приводить аргументы, делать выводы

-умение самостоятельно организовывать сою деятельность, определять сферу
своих интересов

-умение работать с различными источниками информации
Содержание учебного курса
1.
Требования к выполнению задания части С
2.
Проблема текста
3.
Комментарий к проблеме
4.
Позиция автора
5.
Аргументация
6.
Композиция сочинения
7.
Типы и виды ошибок
8.
Практические занятия
Содержание курса
В данном курсе рассматриваются тексты по следующим проблемам:
Проблемы семьи:
проблема памяти о своих истоках, о своём детстве (Почему, повзрослев, человек
ощущает связь с домом своего детства, с миром своего детства?);

проблема роли детства в жизни человека (Почему детство – важнейший этап
жизни человека?);

проблема исторической памяти (Зачем человеку хранить память о прошлом?
Что значит любить свою семью и свою Родину?);

проблема нравственной прочности человека (Почему именно в обыденных
житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?) и др.

Проблемы экологии:

проблема влияния человека на природу (Какова степень влияния человека на
природу и в чём заключаются возможные последствия этого влияния?); и др.

Человек и общество:

проблема несправедливости социального устройства общества (Естественно
ли деление людей на богатых и нищих? Правильно ли устроено общество?);

проблема внутреннего противостояния искушению изобилием (Могут ли
дети из бедной семьи противостоять искушению изобилием и не озлобиться?);

проблема выбора профессии с учётом личных и общественных интересов
(Могут ли при выборе профессии совпадать личные и общественные интересы?);

проблема нравственной прочности человека (Почему именно в обыденных
житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?);

ответственность человека перед самим собой и обществом в целом за
реализацию своих способностей (Должен ли человек отвечать перед обществом за
реализацию своих способностей?);

проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом
(Может ли человек быть свободным от общества, других людей? ограничивает ли общество
свободу человека?);

проблема создания общества с таким устройством, чтобы эгоист или
жестокий человек были вынуждены проявлять сострадание и великодушие (Возможно ли
создание идеального общества?);

проблема коммерциализации культуры (Что недопустимо в процессе
коммерциализации культуры?). и др.

Нравственные проблемы:

проблема нравственного выбора;

проблема гуманного и антигуманного отношения к человеку;

проблема милосердия, сострадания, духовности и бездуховности.

Философские проблемы:

проблема добра и зла;

проблема жизни и смерти;

проблема поиска смысла жизни;

проблема одиночества;

проблема утраты веры в человечества;

проблема свободы личности;

проблема творчества.

Информационно-коммуникативные:

проблема развития и сохранения русского языка (Обогащается или портится
русский язык благодаря заимствованиям?);

проблемы развития и сохранения русского языка;

проблема языкового бескультурья;

проблема массовой культуры.


К концу изучения курса учащиеся должны уметь:
- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- формулировать проблему, поставленную автором исходного
комментировать её;

текста,

и

- определять позицию автора;
- высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее
двух аргументов, опираясь на читательский опыт);
- уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно- анализировать
творческие образцы сочинений и рецензировать их.
№

Дата
прове

Тема урока

Колво
часов

Деятельность учся

Повторение

1

Требования к творческой
части (сочинению)
по
русскому
языку.
Знакомство с критериями
оценки
сочинения.
Структура сочинения.

1

2

Текст.
Тема
текста.
Основная мысль текста.
Стили речи.

Работа с текстом

Типы речи Тема
текста, основная
мысль, стили речи

3

Учимся формулировать
проблему
Что такое проблема текста?
Категории (виды) проблем

1

Работа
с
фрагментами текста

социальные,
политические,
экологические,
нравственные
проблемы

4

Как выявить проблему
(проблемы) текста?

1

Работа с текстом,
выявление
проблемы

Текст,
мысль,

5

Как
сформулировать
проблему текста?

1

Формулирование
проблемы в виде
вопросительного
пр-ия, шаблоны

контекст

6

Выполнение
заданий,
связанных с выявлением и
формулировкой проблемы
текста

1

Работа с текстом

7

Учимся комментировать
Что такое комментарий.
Типы комментариев

1

Работа с элементами
текста

Текстуальный,
концепсионный
комментарий

8-9

Как
оформить
комментарий.
Отличие
комментария от пересказа

1

Работа
фрагментами
сочинения,
шаблоны,

Типичные
конструкции,
помогающие
оформить текст

10

Как оформить цитаты

1

Способы
оформления цитат

11

Задания,
связанные
формулированием
комментированием
проблемы текста

1

Работа с текстом

дения

с

с

основная

Цитата, прямая и
косвенная речь

Домашнее
задание

Вводные слова и
предложения,
позиция автора

12

Позиция автора
Что такое позиция автора?
Как выявить позицию
автора?

1

13

Как
сформулировать
позицию автора?

1

Работа
по
формулировке
позиции автора с
учетом стиля речи

Стили
речи,
способы
формулировки
авторской
позиции,
стили
речи

14

Автор или рассказчик?

1

Работа
с
фрагментами текста

подтекст

15

Учимся аргументировать
Согласие/несогласие
с
позицией автора

1

Работа
фрагментами
сочинения

Согласие,
частичное
согласие,
несогласие

16

Что такое аргументация?
Основные
типы
аргументов

1

Естественные
и
искусственные доква

17

Искусственные
док-ва.
Логические
аргументы.
Чувственные аргументы

1

18

Задания на аргументацию

1

Работа с текстом

19

Что такое композиция
сочинения?
С чего начать и чем
закончить?

1

Работа с языковыми
средствами,
которые могут быть
использованы
в
сочинении

20

Работа со вступительной и
заключительной частями
сочинения

1

Работа
фрагментами
сочинения

21

Ошибки в сочинении.
Фактические ошибки.
Логические ошибки

1

Работа
по
предупреждению
ошибок

22

Грамматические ошибки и
их виды

1

Работа
выявлению
исправлению
ошибок

с

Тезис,
аргументация,
аргументы
Аналогия,
аргументы
пафосу

к

Вопросно-ответная
форма,
вопросительные
пр-ия,
риторические
вопросы, назывные
пр-ия,
риторические
восклицания,
резюмирование,
призыв, цитаты ,
зачины и т.д.

с

по
и

Ошибочное
сл/образование,
формообразование,
нарушение
согласования,
управления,
ошибки в постр.
пр-ий и т.д.

23

Речевые ошибки.
речевых ошибок

Типы

1

Работа
выявлению
исправлению
ошибок

24

Обобщение изученного.
Основные этапы работы
над сочинением

1

Работа с полным
текстом сочинения

25

Этические
сочинении

в

1

Выбор темы своего
сочинения
из
предлагаемых,
выстраивание
структуры
сочинения, подбор
аргументов

26

Сочинения с проблемой
гуманизма,
гуманного
отношения
ко
всему
живому

1

Выбор темы своего
сочинения
из
предлагаемых,
выстраивание
структуры
сочинения, подбор
аргументов

Работа
ошибками

над

27

Сочинение
затрагивающее
развитие нации

,
духовное

1

Выбор темы своего
сочинения
из
предлагаемых,
выстраивание
структуры
сочинения, подбор
аргументов

Работа
ошибками

над

28

Работа над сочинением с
проблемой
выбора
гражданской позиции

1

Выбор темы своего
сочинения
из
предлагаемых,
выстраивание
структуры
сочинения, подбор
аргументов

Работа
ошибками

над

29

Философские проблемы в
сочинении

1

Выбор темы своего
сочинения
из
предлагаемых,
выстраивание
структуры
сочинения, подбор
аргументов

Работа
ошибками

над

28

Проблема истинных
мнимых
ценностей
сочинении

1

Выбор темы своего
сочинения
из
предлагаемых,
выстраивание
структуры
сочинения, подбор
аргументов

Работа
ошибками

над

30

«Человек и война» как
проблема сочинения

Выбор темы своего
сочинения
из

Работа
ошибками

над

проблемы

и
в

по
и

Нарушение
сочетаемости,
тавтология,
плеонизм, и т.д.

предлагаемых,
выстраивание
структуры
сочинения, подбор
аргументов
31

Проблема
человека к
сочинении

отношения
природе в

1

Выбор темы своего
сочинения
из
предлагаемых,
выстраивание
структуры
сочинения, подбор
аргументов

32

Другие
проблемы
сочинении

в

1

Варианты
возможных тем для
сочинений на ЕГЭ,
модели ответов

3334

Зачетный урок. Работа с
текстами
для
самостоятельной работы

2

Написание
сочинениярассуждения (часть
С)

35

Резервный урок

1

Работами
ошибками

над

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
1.Нарушевич А. Г. «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ», М:Просвещение, 2012
2.Долинина Т.А.Русский язык. Подготовка к единому государственному экзамену. Часть С.Сочинение:
пособие для старшеклассников.- Екатеринбург, ИРРО, 2006.-с.116
3.Русский язык. Выполнение задания части 3(С):учебно-методическое
4.Учебное пособие/ Егораева Г.Т. -5-е изд., переработанное.- М.: Издательство «Экзамен»,2007. -254.
4.ЕГЭ-Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С):ЕГЭ.Сдаем без проблем! / Сокольницкая Т.Н.М.:Эксмо,2008. -80 с.-(ЕГЭ. Сдаем без проблем!).
5.Долинина Т.А.Русский язык.10-11 классы. Алгоритм написания сочинения: Учебное пособие.Екатеринбург:ИРРО,2008.-68 с.
6.Энциклопедия для детей.Т.10:Языкознание. Русский язык. М., «Аванта+»,1998.
7.Словарь литературоведческих терминов. М.,1987.
8.Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.
9.Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. М.,
«Просвещение»,2004.
10.Стернин И. А.Практическая риторика. М., «Академия»,2003.
12.Архарова Д.И, Долинина Т. А., Чудинов А.П.Речь и культура общения/Практическая риторика:
Учебное пособие для 8-го класса общеобразовательных учреждений – Екатеринбург: Изд-во
«Сократ»,2003.
13. Архарова Д. И., Долинина Т. А.,Чудинов А.П.Русский язык. Единый государственный экзамен. Анализ
текста и написание рецензии. – М.:Айрис-пресс,2004.-(домашний репетитор: Подготовка к ЕГЭ).
14. .Архарова Д. И., Долинина Т .А., Чудинов А.П.Речь и культура общения/Практическая риторика:
Учебное пособие для 9-го класса общеобразовательных учреждений –Екатеринбург: Изд-во
«Сократ»,2004.

15.Цыбулько И. П., Гостева Ю.Н., В.И. Капинос, Львов В.В. ,Львова С.И., Пучкова Л.И.Русский язык:
Методические рекомендации по оцениванию заданий с развернутым ответом. Часть 1:Изд-во
РУДН,2005.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат

603332450510203670830559428146817986133868576047

Владелец

Чулкова Татьяна Георгиевна

Действителен

С 01.03.2021 по 01.03.2022


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».